Суровцев Виктор Андреевич,
учитель технического труда ГБОУ СКШ №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Специфика работы на уроках слесарного дела
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Роль личности учителя, как один из факторов
успешного обучения учащихся
Для решения задач социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья следует отметить, что трудового обучение занимает одно из главных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах. Эффективность трудовой подготовки учащихся этих школ к работе во многом определяется уровнем организации процесса. Методика трудового обучения и воспитания в коррекционной школе во многом отличается от методики, сложившейся в массовой общеобразовательной школе. Основная задача обучения состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, а не только на предприятиях, относящихся к системе социального обеспечения.
Основные проблемы решения этой задачи обусловлены недостатками психического развития, которые свойственны детям с ограниченными возможностями здоровья. Однако при определенных усилиях можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития, но и в деле формирования готовности к труду на промышленных предприятиях.
На развитие возможности учащихся коррекционных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственно их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках труда в учебных мастерских. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Учителю необходимо добиться,чтобы для решения трудовой задачи учащиеся действовали в соответствии со своими желаниями, а не только выполняя волю учителя.
Изучив программу обучения детей слесарному делу, я, например, обнаружил, что для изготовления сравнительно простых изделий (ушко для навесного замка, крючок на дверь, губки для тисков и т.п.) по программе отведено достаточно большое количество часов. Не всегда учащимся интересно выполнять эти работы столь длительное время. Учитывая сложные характеры и склонность к психо-аффектным состояниям детей данной категории, в этом случае можно спровоцировать нежелание выполнять не очень интересную и монотонную работу, к тому же столь длительное время. Исходя из этого я понял, что необходимо разрабатывать конструкции изделий, которые могут увлечь детей, но, в то же время, при изготовлении которых выполняются основные, требуемые по программе ,трудовые операции, которыми должны овладеть учащиеся во время обучения (например: работа ножовкой, гибка, правка металла, обработка различными напильниками прямолинейных и криволинейных поверхностей, рубка металла зубилом, сверление, нарезание внутренней и наружной резьбы, клепка, сборка изделий и т.д.
Таким образом, появились различные изделия, изготовление которых заинтересовало детей, что привело к повышению их профессионального мастерства, а также к улучшению дисциплины на уроках. В данном случае дети не механически выполняют работу на уроках по опиливанию кромок дверного ушка, а выполняют целое изделие, в связи с чем с гораздо большей ответственностью относятся к работе, так как понимают можно отлично выполнить большую часть всех элементов изделия, но на последнем этапе испортить последний элемент и таким образом испортить всё изделие.
Одним из важнейших факторов успешного обучения учащихся – является роль личности учителя. Личный пример учителя – это сильное воспитательное средство. Школьники постоянно наблюдают как учитель ведет себя на занятиях, как реагирует на те или иные поступки, относится к своему делу и т.п. Большую ошибку допускают учителя, недооценивающих способности учащихся специальных коррекционных школ критически воспринимать поведение учителя. Формирование у школьников норм и правил общественного поведения осуществляется наиболее успешно если учитель обладает высоким авторитетом и может служить образцом. Авторитет учителя во многом определяется его отношением к учащимся, оно должно быть доброжелательным даже в том случае, когда учитель делает замечание нарушителям дисциплины. Необходимо быть справедливым в оценке поведения и работы учащихся, убедительно разъяснять (мотивировать) эти оценки. Нельзя намеренно или по невниманию не замечать проступки учащихся или оставлять невыполненными свои требования к школьникам. Если учителя можно обмануть или не подчиниться ему, то авторитет такого учителя обычно бывает низким.
Следовательно, применяя все вышеперечисленные методы, учитель может добиться повышения качества проведения урока, найти контакт с учащимися и подготовить квалифицированных рабочих, полезных обществу людей с положительной нравственной позицией.