Эссе
Использование современных образовательных технологий
на уроках технологии
Макласова Евгения Ивановна
Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, в котором на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение учебной задачи, способствующей самореализации школьника, формированию и развитию его личностных качеств. Учащиеся должны научиться самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, гибкими в меняющихся жизненных ситуациях. Задача не лёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Организовать учебный процесс для достижения предметных и метапредметных результатов можно, если использовать в своей работе разнообразные современные образовательные технологии и методики.На моих уроках немаловажное значение имеют игровые формы обучения, являющиеся эффективной организацией взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Важную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, электронных учебников. Я использую ИКТ на уроках технологии для объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем.
Технология исследовательской работы помогает перевести ученика из слушателя в активного участника. Исследование– один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Технология проблемного обучения позволяет оживить учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого материала. Суть проблемного обучения заключается в том, чтобы создать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности в поисковой деятельности с усвоением необходимых знаний. Таким образом, в процессе урока ребята заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач (проблем).
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, конкурсную, проектную деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации. Мои ученики с удовольствием принимают участие в различных видах мероприятий и добиваются результатов.
Особое внимание на своих уроках уделяю профориентационной работе. Уже с 5 класса происходит выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений учащихся. Содержание предмета «Технология» даёт возможность ознакомить учащихся со многими профессиями. В зависимости от обстоятельств и условий проведения урока профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.
На своих уроках обязательно использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация всего процесса урока.
Актуальность технологии проектного обучения особенно возрастает, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к предмету, повышению мотивации обучения вообще, расширяет их кругозор, путем интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Сам предмет тесно связан с повседневной жизнью людей. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации, для того чтобы дети были готовы решать разные проблемы. Педагогическая кейс-технология должна быть связывающим звеном между учениками и реальной жизнью. Кейс- технология обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности, формированию мотивации достижения успеха, развитию мыслительных способностей обучающихся.
Используя технологии личностно-ориентированного подхода можно полнее учитывать возможности и интересы каждого ребенка, стимулировать его познавательные способности, тем самым, увеличивая мотивацию обучения. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса, создание нестандартных ситуаций, демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; нужно хвалить любого ученика, даже за малые достижения и успехи.
Целью своей педагогической деятельности я считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. поэтому на каждом уроке ставлю перед собой задачу создания такой образовательной среды, которая способствует самореализации обучающихся, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности; научить их размышлять, отстаивать свою точку зрения, решать проблемы и сегодняшней жизни и те, с которыми они столкнутся в будущем. Как учитель индустриальной технологии, считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками. Моя задача - научить детей быть созидателями, развить в них творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Поэтому свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, что позволяет не только разнообразить процесс обучения детей, но и повысить мотивацию к познавательной деятельности, активность на уроке и стремление к самостоятельной творческой деятельности.