Методическая разработка урока технологии для 5 класса
Потребности людей
Сенюрина Валерия Викторовна,
учитель технологии
Методическая разработка урокаучитель технологии
Цели и задачи:
Цель – сформировать понимание о потребностях человека, создать условия для формирования представлений о содержании производственной деятельности и мире технологий
Обучающие: Развивать социокультурную компетенцию, формирование коммуникативной культуры учащихся. Формировать способность к умственному восприятию полученной информации. Уметь выразить свое мнение.
Развивающие: Развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки, развитие познавательного интереса. Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Развитие способностей к сравнению и сопоставлению различных определений и понятий, блага, потребности, и формированию выводов из полученной информации. Развивать социокультурную компетенцию учащихся.
Воспитательные: Формирование чувства ответственности, сотворчества, самореализации. Умение с уважением относится к одноклассникам.
В процессе урока происходит развитие следующих УУД:
Личностные: Развитие интереса к изучению мира вокруг себя, стремление к пониманию других людей, готовность преодолевать возникающие затруднения, этическое воспитание.
Познавательные: Осознавать полученное задание через понимание. Читать, понимать, извлекать информацию иллюстраций и схем, критически ее оценивать. Уметь строить взаимосвязи между потребностями и культурным уровнем человека Уметь использовать воображение
Регулятивные: Действовать по плану и учиться планировать и сохранять учебную задачу Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. Адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: Уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать. Допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение. Осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей. Уметь строить свои высказывания, слушать и слышать других. Уметь объяснять
Содержание учебного материала
Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание 1. Организационный этап (4 минуты)
Учитель: Приветствие, отметка присутствующих на уроке в электронном журнале.
Мотивация к учебной деятельности (3 минуты) Фронтальная работа с классом.
Учитель: Постановка проблемного вопроса «Подумайте, что человеку необходимо для жизни? и «Как человек может помочь себе, получить желаемое»
Учащиеся: Процесс умственного затруднение. Перечисляют объекты, необходимые человеку для жизни. Попытки ответить на поставленный вопрос. Происходит принятие внешней мотивации.
Учитель: Просьба сформулировать тему урока (озвучить варианты с места).
Ученики: Попытки сформулировать тему. Варианты, предложенных тем.
Учитель: Вывод темы на доске.
Тема урока: «Потребности людей». Запись итогового варианта темы урока в тетрадь.
Постановка целей и задач (5 минут)
На слайд выводится информация, что мы будем проходить на этом уроке. Учитель просит, поставить каждому ученику перед собой задачи на урок и записать их в тетрадь.
Что такое потребности
Как удовлетворить потребности
Актуализация знаний, первичное усвоение знаний (13 минут)
Слово учителя: "Для того чтобы понимать, с помощью чего, человек удовлетворяет свои потребности, мы должны узнать, что такое потребности и какие они бывают. Потребность — это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Какие желания могут возникать у человека в течение дня? и что люди делают для того, чтобы их удовлетворить?"
Учащиеся: Записывают в тетрадь определение. Ученики приводят примеры из своей жизни. Сравнивают.
Слово учителя: "Итак, мы выяснили, что такое потребности. Теперь давайте определим, что человеку надо, чтобы их удовлетворить? Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага. Определение: Потребительские блага — товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей. Определить какие блага бывают, вам предстоит в парах самостоятельно. Для этого открываем учебник на странице 8. Первый вариант делает сравнительную характеристику: экономические и не экономические (свободные) блага и перечисляет в тетради, какие свободные и экономические блага вы получали или получаете. Второй вариант делает сравнительную характеристику материальных и нематериальных благ и записать в тетради, какие материальные и нематериальные блага вы получали или получаете."
Учащиеся: (оба варианта должны с помощью учебника выделить основные отличительные особенности благ и сравнить их. После записи в тетради определения, ученики работают парно)
Результат. Первый вариант: Свободные блага — это то, что человек находит в природе, они достаются человеку бесплатно. Например, солнце, воздух, вода на берегу моря. Экономические блага — это результат деятельности человека. Их можно получить за деньги или в обмен на другие блага. Например, продукты питания, жильё, одежда, транспорт и т.д.
Второй вариант: Материальные блага — осязаемые, их можно потрогать руками. Например, еда, одежда, телевизор, телефон. Нематериальные блага — неосязаемые. Это услуги, которые оказывают людям. Нельзя, например, «потрогать» бытовые услуги по чистке одежды, услугу врача или юриста.
Примечание: Помимо частично поискового метода, здесь используется взаимодействие учеников между собой, развивается способность коммуницировать, работать в парах.
Слово учителя: "Для того, чтобы получить какое-либо желаемое благо, необходимо что-то из чего-то сделать или произвести, т. е. организовать производство. Обратимся к учебнику. На странице 10 дано определение производства. Ваша задача, ознакомится с ним и изобразить данное определение с помощью схемы с пометками у каждого рисунка. Производство — это процесс воздействия человека на то, что он взял из природы, для получения необходимых ему благ или услуг."
Учащиеся (выделяя смысловые блоки определения, ученики при помощи значков и рисунков изображают их. После этого они подписывают каждый фрагмент, объясняя, почему они изобразили его именно так).
Примечание: Происходит понимание и усвоение определения при помощи переработки слов в изображения, а затем изображений в слова.
Проверка понимания и её коррекция (4 минуты) Фронтальная беседа. Учитель: (спрашивает у учеников): "1. Что такое потребности и как можно их удовлетворить? 2, В чем различие между материальными и нематериальными благами? 3. Что может включать в себя процесс производства материальных благ?"
Учащиеся: отвечают на вопросы. 1) Желание иметь что-либо. Необходимо что-то сделать, произвести или организовать производство. 2. Материальные блага можно потрогать руками. Нематериальные — нельзя. 3. В процесс производства материальных благ входит, труд человека, инструменты и приспособления, технология.
Примечание: Очень важно на уроке проводить постоянную смену деятельности, делается это для того, чтобы не падала трудоспособность учеников.
Получение новых знаний (4 минуты)
Учитель: "Мы выяснили, что человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности. Давайте разберёмся, какие потребности существуют. Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей. Обратимся к рисунку на сайде (пирамида А.Маслоу). В основании лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра).
Потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств. Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении. Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества. Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий. Например, потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств и т.д.
Примечание: работая с «Пирамидой потребностей», ученики выделяют закономерность, что без удовлетворения физиологических потребностей, невозможно достичь вершины. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим.
Применение полученных знаний (4 минуты)
Учитель: " А сейчас ребята, выполним практическую работу:
1. Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки. 2. Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить. 3. Расскажите, как они удовлетворяются".
Учащиеся: Рассматривают картинку и отвечают на поставленный учителем вопрос
Примечание: выполнение действий проходит по алгоритму.
Этап рефлексии (4 минуты)
Учитель:. "Теперь нам осталось оценить, насколько наши задачи на урок были достигнуты".
Учащиеся: Каждый ученик перед задачами, сформулированными в начале урока ставит значок + задача достигнута - задача не достигнута / задача достигнута частично
Фронтальный опрос.
Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос: Что человеку необходимо для жизни? и Как человек может помочь себе, получить желаемое?
Учащиеся: Отвечают на поставленный вопрос учителя. (У каждого человека есть желания, нужды — потребности. Потребности в еде, безопасности, образовании, общении и т. д. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага. Для того, чтобы было создано благо, необходимо что-то сделать, произвести — организовать производство).
Информация о домашнем задании (4 минуты):
Учитель: "В тетради, составьте список основных материальных благ, которыми вы пользуетесь постоянно. Без каких материальных благ вы могли бы обойтись без большого ущерба для жизни и деятельности?" Завершающие слова учителя.
"Сегодня мы частично разобрались, как можно произвести необходимые блага. На следующем уроке мы продолжим заниматься изучением процесса производства".
Спасибо за внимание. Всего доброго.