Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока технологии для 5 класса

Потребности людей

Сенюрина Валерия Викторовна,
учитель технологии
Методическая разработка урока
Цели и задачи:
Цель – сформировать понимание о потребностях человека, создать условия для формирования представлений о содержании производственной деятельности и мире технологий
Обучающие: Развивать социокультурную компетенцию, формирование коммуникативной культуры учащихся. Формировать способность к умственному восприятию полученной информации. Уметь выразить свое мнение.
Развивающие: Развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки, развитие познавательного интереса. Развитие познавательного интереса через вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Развитие способностей к сравнению и сопоставлению различных определений и понятий, блага, потребности, и формированию выводов из полученной информации. Развивать социокультурную компетенцию учащихся.
Воспитательные: Формирование чувства ответственности, сотворчества, самореализации. Умение с уважением относится к одноклассникам.
В процессе урока происходит развитие следующих УУД:
Личностные:  Развитие интереса к изучению мира вокруг себя, стремление к пониманию других людей, готовность преодолевать возникающие затруднения, этическое воспитание.
Познавательные:  Осознавать полученное задание через понимание.  Читать, понимать, извлекать информацию иллюстраций и схем, критически ее оценивать.  Уметь строить взаимосвязи между потребностями и культурным уровнем человека  Уметь использовать воображение
Регулятивные:  Действовать по плану и учиться планировать и сохранять учебную задачу  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.  Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.  Адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные:  Уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать.  Допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение.  Осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей.  Уметь строить свои высказывания, слушать и слышать других.  Уметь объяснять
Содержание учебного материала
Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание 1. Организационный этап (4 минуты)
Учитель: Приветствие, отметка присутствующих на уроке в электронном журнале. 
Мотивация к учебной деятельности (3 минуты) Фронтальная работа с классом.
Учитель: Постановка проблемного вопроса «Подумайте, что человеку необходимо для жизни? и «Как человек может помочь себе, получить желаемое»
Учащиеся: Процесс умственного затруднение. Перечисляют объекты, необходимые человеку для жизни. Попытки ответить на поставленный вопрос. Происходит принятие внешней мотивации.
Учитель: Просьба сформулировать тему урока (озвучить варианты с места).
Ученики: Попытки сформулировать тему. Варианты, предложенных тем. 
Учитель: Вывод темы на доске.
Тема урока: «Потребности людей». Запись итогового варианта темы урока в тетрадь.
Постановка целей и задач (5 минут)
На слайд выводится информация, что мы будем проходить на этом уроке. Учитель просит, поставить каждому ученику перед собой задачи на урок и записать их в тетрадь.
 Что такое потребности
 Как удовлетворить потребности
 Актуализация знаний, первичное усвоение знаний  (13 минут)
Слово учителя:  "Для того чтобы понимать, с помощью чего, человек удовлетворяет свои потребности, мы должны узнать, что такое потребности и какие они бывают. Потребность — это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Какие желания могут возникать у человека в течение дня? и что люди делают для того, чтобы их удовлетворить?"
Учащиеся: Записывают в тетрадь определение. Ученики приводят примеры из своей жизни. Сравнивают.
Слово учителя: "Итак, мы выяснили, что такое потребности. Теперь давайте определим, что человеку надо, чтобы их удовлетворить? Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага. Определение: Потребительские блага — товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей. Определить какие блага бывают, вам предстоит в парах самостоятельно. Для этого открываем учебник на странице 8. Первый вариант делает сравнительную характеристику: экономические и не экономические (свободные) блага и перечисляет в тетради, какие свободные и экономические блага вы получали или получаете. Второй вариант  делает сравнительную характеристику материальных и нематериальных благ и записать в тетради, какие материальные и нематериальные блага вы получали или получаете." 
Учащиеся: (о
ба варианта должны с помощью учебника выделить основные отличительные особенности благ и сравнить их. После записи в тетради определения, ученики работают парно)
Результат. Первый вариант: Свободные блага — это то, что человек находит в природе, они достаются человеку бесплатно. Например, солнце, воздух, вода на берегу моря. Экономические блага — это результат деятельности человека. Их можно получить за деньги или в обмен на другие блага. Например, продукты питания, жильё, одежда, транспорт и т.д. 
Второй вариант: Материальные блага — осязаемые, их можно потрогать руками. Например, еда, одежда, телевизор, телефон. Нематериальные блага — неосязаемые. Это услуги, которые оказывают людям. Нельзя, например, «потрогать» бытовые услуги по чистке одежды, услугу врача или юриста.
Примечание: Помимо частично поискового метода, здесь используется взаимодействие учеников между собой, развивается способность коммуницировать, работать в парах. 
Слово учителя: "Для того, чтобы получить какое-либо желаемое благо, необходимо что-то из чего-то сделать или произвести, т. е. организовать производство. Обратимся к учебнику. На странице 10 дано определение производства. Ваша задача, ознакомится с ним и изобразить данное определение с помощью схемы с пометками у каждого рисунка. Производство — это процесс воздействия человека на то, что он взял из природы, для получения необходимых ему благ или услуг."
Учащиеся (выделяя смысловые блоки определения, ученики при помощи значков и рисунков изображают их. После этого они подписывают каждый фрагмент, объясняя, почему они изобразили его именно так).
Примечание: Происходит понимание и усвоение определения при помощи переработки слов в изображения, а затем изображений в слова.
Проверка понимания и её коррекция (4 минуты) Фронтальная беседа. Учитель: (спрашивает у учеников): "1. Что такое потребности и как можно их удовлетворить? 2, В чем различие между материальными и нематериальными благами? 3. Что может включать в себя процесс производства материальных благ?" 
Учащиеся: отвечают на вопросы. 1) Желание иметь что-либо. Необходимо что-то сделать, произвести или организовать производство. 2. Материальные блага можно потрогать руками. Нематериальные — нельзя. 3. В процесс производства материальных благ входит, труд человека, инструменты и приспособления, технология.
Примечание: Очень важно на уроке проводить постоянную смену деятельности, делается это для того, чтобы не падала трудоспособность учеников.
Получение новых знаний (4 минуты)
Учитель: "Мы выяснили, что человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности. Давайте разберёмся, какие потребности существуют. Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными. Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей. Обратимся к рисунку на сайде (пирамида А.Маслоу). В основании лежат физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра).
Потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств. Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении. Очень важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества. Потребности каждого человека должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий. Например, потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств и т.д.
Примечание: работая с «Пирамидой потребностей», ученики выделяют закономерность, что без удовлетворения физиологических потребностей, невозможно достичь вершины. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. 
Применение полученных знаний (4 минуты)
Учитель: " А сейчас ребята, выполним практическую работу: 
1. Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки. 2. Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить. 3. Расскажите, как они удовлетворяются".
Учащиеся: Рассматривают картинку и отвечают на поставленный учителем вопрос
Примечание: выполнение действий проходит по алгоритму.
Этап рефлексии (4 минуты)
Учитель:. "Теперь нам осталось оценить, насколько наши задачи на урок были достигнуты".
Учащиеся: Каждый ученик перед задачами, сформулированными в начале урока ставит значок + задача достигнута - задача не достигнута / задача достигнута частично
Фронтальный опрос.
Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос: Что человеку необходимо для жизни? и Как человек может помочь себе, получить желаемое?
Учащиеся: Отвечают на поставленный вопрос учителя.  (У каждого человека есть желания, нужды — потребности. Потребности в еде, безопасности, образовании, общении и т. д. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага. Для того, чтобы было создано благо, необходимо что-то сделать, произвести — организовать производство).
Информация о домашнем задании (4 минуты):
Учитель: "В тетради, составьте список основных материальных благ, которыми вы пользуетесь постоянно. Без каких материальных благ вы могли бы обойтись без большого ущерба для жизни и деятельности?" Завершающие слова учителя.
"Сегодня мы частично разобрались, как можно произвести необходимые блага. На следующем уроке мы продолжим заниматься изучением процесса производства". 
Спасибо за внимание. Всего доброго.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»