Методическая разработка по технологии для 6 класса
Развитие универсальных учебных действий учащихся средней школы
при изучении раздела «Электротехника»
Низовцев Леонид Олегович,
учитель высшей квалификационной категории
учитель высшей квалификационной категории
ГБДОУ Гимназия № 66
Приморского района Санкт-Петербурга
Каждая учебная дисциплина должна внести свой вклад в формирование у школьников УУД. Каждый урок должен включать УУД. При этом одни УУД необходимо включать в каждый урок для реализации деятельностного подхода, другие включаются по возможности, исходя из содержания урока.Приморского района Санкт-Петербурга
Основа развития УУД в основной школе – системно-деятельностный подход. Активность обучающегося - основа достижения развивающих целей образования. Вот основные позиции обеспечения этого:
•знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности;
•обучение строится не как презентация системы знаний, а как активная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями, которые встречаются в их жизни;
•взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества.
Типовые задачи применения универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные УУД:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию (сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков), сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
Регулятивные УУД:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание своей деятельности;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию собственной деятельности.
Рассмотрим возможности формирования и диагностики УУД на уроках технологии при изучении раздела «Электротехника». Важную роль играет атмосфера сотрудничества. В классах, где ребята доброжелательно относятся друг к другу, я использую памятки по ведению дискуссии, правила работы в паре. В более конфликтных группах я иду другим путём: дети сами предлагают правила «Дружной Работы», выбирают из них наиболее конструктивные. В таком случае вместе с детьми мы оформляем памятку, и мне остаётся только напоминать о необходимости выполнять установленные ими самими законы.
Первым требованием в ФГОС названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, т.е. целеполагание (регулятивные УУД). Возможные варианты подведения школьников к осознанию цели урока или цели отдельного этапа:
- Цель: овладение умением читать схемы. «Мы знаем условные обозначения элементов электроцепи. Теперь давайте научимся читать схемы».
- Цель: Овладение умением собирать электрические цепи. «Мы умеем проектировать схемы. Теперь давайте научимся собирать электрические цепи» и т.д.
Оценку определяет ученик по критериям, установленным заранее. Можно провести соревнование: три школьника рисуют на доске по памяти условные обозначения (формирование познавательных УУД – умение воспроизводить информацию по памяти). Остальные выполняют это задание в тетради. Ученики, работающие у доски, оценивают сами свою работу (самооценка). Любой ребёнок имеет право на ошибку, может сам её исправить. В случае затруднения ошибку помогают исправить одноклассники или учитель. (формирование регулятивных УУД – умение оценивать и вносить коррективы).
Умение работать по плану (относится к регулятивным УУД) можно разбить на два этапа:
а) учиться работать по предложенному плану;
б) обучение самостоятельному составлению плана.
Примером служит или готовый план сборки модели светильника или его составление. Школьники предлагают пункты плана и выбирают их последовательность, результат фиксируется на доске.
К познавательным УУД относятся умения перерабатывать информацию, такие как анализ, синтез, классификация, сравнение.
Анализ – это умение разбивать материал на логически взаимосвязанные части. Рассмотрим схему елочной гирлянды с последовательным соединением, какой у неё есть недостаток? Если перегорит одна лампочка, что будет?
Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы создать из них целое, обладающее новизной. Придумайте схему, в которой элементы работают независимо друг от друга, изобретение самостоятельно схем последовательного, параллельного, смешанного соединений.
Сравнение – вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств нескольких предметов. Учитель предлагает рассмотреть и сравнить выключатели двухклавишный и одноклавишный, электрический утюг старый 1955 г. и современный 2019г. Для выполнения задания ученикам предоставляются натуральные объекты, плакаты, инструкционные карты, презентации. Задания способствует раскрытию сущности изучаемых объектов, помогает восприятию механизма, принципа работы, плюс добывание новых знаний самостоятельно, т.е. деятельностный подход.
Сравнение интересует нас как логическое действие (метапредметный результат) и как способ изучения (требование стандарта). Техника сравнения начинается с выделения признаков, по которым осуществляется сравнение. Это могут быть форма, размер, материал, длина, ширина, высота, площадь, объем, масса и т.д. Эти признаки школьники устанавливают самостоятельно. Даже если их не обучали специально, обучающиеся интуитивно подходят к этому.
Сравнение является составной частью многих других логических операций, например, таких, как аналогия. Логический прием сравнение входит в структуру и другого приема – классификация.
Классификация – система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Наиболее распространено упорядочивание объектов и явлений на группы по тому или иному признаку. Способ классификации связан с умением абстрагировать и удерживать признак(критерий) классификации. Поэтому важно выделенные группы обозначать, например символом, указывающим признак, который объединяет их в одну группу.
Работу по обучению классификации можно проводить такими способами:
а) дать признак, школьники собирают по этому признаку группу объектов;
б) дать группу объектов, школьники выясняют признаки классификации. Можно использовать наглядно-образные изображения.
Выявление причинно-следственных связей, т.е. связей, которые выявлены, в которых установлена, понятна причина их возникновения. Способность устанавливать и изучать причинно-следственные связи – необходимое качество ребенка, изучающего мир.
Примеры: установление парной связи – электрический ток может оказывать магнитное действие, тепловое действие, световое действие. Построение цепочек связей: вода—турбина—генератор—электрический ток.
Универсальным приемом выявления связей является сравнение и построение таблиц сравниваемых элементов.
Задания для проведения диагностики сформированности УУД
при изучении раздела «Электротехника» (6 класс)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ЦЕЛЬ: проверить умение воспринимать информацию
Задайте вопрос по тексту: На батарейке написано: 1,5V. Буква «V» - это сокращенное обозначение слова «Вольт». Так назвали единицу измерения напряжения в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – Вопрос сформулирован правильно
Средний уровень – Вопрос сформулирован неверно
Низкий уровень – Вопрос не сформулирован
ЦЕЛЬ: проверить умение классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.
- Исключите лишнее слово:
- Назовите одним словом:
- Приведите примеры проводников тока
4. Мальчик собрал электрическую цепь из батарейки и лампочки. Какой предмет надо выбрать, чтобы замкнуть цепь и зажечь лампочку:
а) кусок мела в) гвоздь
б) карандаш г) стеклянная палочка
5. Продолжите перечень и придумайте название для группы приборов:
1) настольная лампа, ночник, фонарик
2) электрический чайник, утюг
Критерии оценивания:
Высокий уровень – 5 правильных ответов
Средний уровень – 3-4 правильных ответа
Низкий уровень – 1-2 правильных ответа
ЦЕЛЬ: проверить умение применять знания на практике
- Перекодируйте информацию в виде схемы:
- Скомбинируйте последовательное и параллельное соединение:
Критерии оценивания:
Высокий уровень - нарисованы правильно две схемы
Средний уровень – нарисована правильно одна схема
Низкий уровень – схемы не нарисованы или нарисованы неверно
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
ЦЕЛЬ: Проверить умение в постановке цели
Я изучаю тему: «Электроосветительные приборы. Одноламповый светильник». Моя цель_________________________________
ЦЕЛЬ: Проверить умение осуществлять самоконтроль, самоанализ
1. Установите, правильно ли выполнено оконцовывание провода петелькой:
Мальчик проделал следующую работу -
а) отмерил 30мм от конца многожильного провода
б) снял изоляцию
в) зачистил жилы до блеска
г) скрутил петельку с помощью гвоздика
2. Заполните пропуски:
Монтажный нож нужно держать наклонно, лезвие должно быть направлено от___________. При работе отверткой следите, чтобы _____________ не соскользнуло с винта и не _______________ руку.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – правильно выполнены два задания
Средний уровень – правильно выполнено одно задание
Низкий уровень – задания не выполнены или выполнены с ошибками
ЦЕЛЬ: проверить умение работать по алгоритму, умение планировать
Установите последовательность сборки модели светильника:
а) зарядить патрон и выключатель
б) присоединить штепсельную вилку
в) зачистить и оконцевать провода
г) подготовить рабочее место
д) ввернуть лампочку и провести испытание
е) убрать рабочее место
Критерии оценивания:
Высокий – правильно определена последовательность работ
Средний – последовательность определена частично
Низкий – последовательность определена неверно
ЦЕЛЬ: проверить умение высказывать свою точку зрения, находить верную аргументацию
При последовательном соединении, если одна лампа перегорит, то
а) остальные лампочки работают
б) остальные лампочки не работают
в) все остальные лампочки перегорят
Критерии оценивания:
Высокий – дан полный аргументированный ответ
Средний – дан верный ответ, но без аргументов
Низкий – дан неверный ответ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
ЦЕЛЬ: проверить умение слушать, сотрудничать
Вставьте пропущенные слова:
1) Избегайте ___________ критикой
2) Уважайте ____________ других
3) Запоминайте ___________
4) Будьте хорошим___________
Слова: слушателем, имена, мнение, злоупотребления
Критерии оценивания:
Высокий – все слова вставлены правильно
Средний – 2-3 слова вставлены правильно
Низкий – 0-1 слово вставлено правильно
ЦЕЛЬ: проверить умение оказывать помощь
Примите решение: Ваш одноклассник не может собрать электрическую цепь по схеме, что вы будете делать?
а) сделаю вместо него
б) помогу найти ошибку, сделаем вместе
в) скажу - думай сам
Критерии оценивания:
Высокий – ответ б)
Средний – ответ а)
Низкий – ответ в)
Информационные источники:
1http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/1blok/11gos.html
Государственные образовательные стандарты второго поколения.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 159 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024005-5.
3. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов.- Волгоград: Учитель,- 2014. – 174с.
4. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя/ А.А. Гин - Вита пресс - 2011
5. Технология: 6 класс Индустриальные технологии. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – Москва: Издательский центр «Вентана – Граф» 2017г.
6. Настольная энциклопедия для мальчиков: Мир увлечений/ Авт.-сост. А.Ф.Конев. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер.К.Мишиной, А.Зыковой. – М.:Эксмо, 2017. – 512 с.