Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационные подходы к обучению учащихся
по образовательной отрасли «Технология»

Костенко Галина Дмитриевна,
учитель технологии ГБОУ гимназия № 66
 Приморского района Санкт-Петербурга
 
 
             Главная цель образовательной  отрасли «Технология» – подготовка    учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной , культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
            Изучение образовательной области позволяет молодежи приобрести обще-технологические и, частично, специальные знания и умения.
           Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики занимались с интересом и охотой. Интерес к учению надо не только пробудить, но поддерживать и развивать. Познавательная активность – это устойчивое стремление к овладению знаниями и способами деятельности. Формирование ее – цель и условия обучения.
            Хотя понятие познавательной активности носит многоаспектный характер, суть его сводится к ответу: как сделать обязательное желанным? Важное отличие образовательной отрасли "«Технология" от привычного «Трудового обучения» состоит в органичном слиянии в ней  технико-технологических знаний, естественно-научных и гуманитарно-эстетических знаний. Такое многообразие получения информации обеспечивает комплексный подход к изучаемому предмету, способствует осознанию его жизненной необходимости, личной  востребовательности.
     Учителю технологии приходится ориентироваться в типовых ситуациях, решать множество нестандартных педагогических задач, вести поиск новых путей обучения и воспитания. Говоря иными словами, учитель всегда в пути, в развитии. Идея развития педагогического мастерства признана сегодня узловым моментом идеологии перестройки образования. Современному учителю необходимы педагогические знания, умения наблюдать, анализировать, исследовать учебно-воспитательный процесс. Соблюдая эти требования, использование педагогического опыта станет успешным и эффективным.
             
               Деятельность учителя технологии многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика т практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся. На первый план выходит профессионализм учителя. Современная мысль  А.С.Макаренко о том, что ученики простят своим учителям и строгость и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
           Подготовка учителя технологии к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.
 
     Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.
 
           Центральным звеном организации учебно-воспитательного процесса является УРОК, который составляет основную форму организации обучения и воспитания учащихся. В нем представлены в сложном взаимодействии цели, содержание, средства и методы обучения и воспитания.
           Для успешного овладения учащимися современным содержанием учебного материала учителям технологии необходимо привести процесс обучения в более тесное соответствие с гносеологическими основами учебного познания, с одной стороны, и с требованиями жизни и содержания – с другой.
    
Учитывая цели обучения, чрезвычайно важна способность учителя вести каждого учащегося в его развитии вперед. В настоящее время на практике можно видеть три основных стиля, закрепленных в следующих стереотипах поведения учителя:
 
           СИТУАТИВНЫЙ СТИЛЬ. Учитель не реализует в обучении развивающие и воспитательные цели. Он целиком полагается на убеждение, что содержание учебной дисциплины само воспитывает учащегося. Отсутствует целенаправленность воспитания на уроке. Учитель пассивен, его воспитательная деятельность складывается из преодоления незапланированных, чисто неожиданных ситуаций.
 
           ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ СТИЛЬ (наиболее распространенный). Учитель старается использовать учебный процесс для поддержания и развития всего лучшего в учащихся, но полностью воспитательные возможности по предмету не использует, цели развития и воспитания часто задаются формально.
 
           ОПЕРЕЖАЮЩИЙ СТИЛЬ. Учитель реализует позицию ведущего в учебно-воспитательном процессе. Он координирует и педагогизирует окружающие воздействия на учащихся: стимулирует интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы деятельности учащихся. Учителю удается добиться, чтобы учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и стремились к поиску путей их достижения. Учителя, обладающие такой позицией при обучении, обычно являются лидерами учащихся, любимыми и авторитетными наставниками.
 
           Учитель технологи должен отвечать следующим требованиям:
- конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов,        - любых физико-психологических данных;
         - демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;
     - разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция,    чуткость, способность к сопереживанию.
           Задача учителя технологии – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.
 
           Анализ педагогической деятельности учителей трудового обучения показывают, что учителя при организации учебного процесса придерживаются двух основных направлений в развитии подходов к обучению учащихся:
           1.Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко выделенных эталонов.
           2.Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.
          
           Методика проведения урока трудового обучения отличается от уроков гуманитарного и естественно - научного циклов тем, что в нем предусматривается  взаимодействие теоретической и практической деятельности учащихся в учебных мастерских общеобразовательных школ.
           Основными характерными подходами к уроку трудового обучения являются:
           - объединение теоретического и практического обучения;
           - наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их
      применение, формирование технологических приемов и операций;
   - тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока;
           - слияние процесса усвоения знаний и процессов формирования   первичных умений и навыков, их взаимодействие;
           - материально-техническая и методическая обеспеченность одновременного усвоения знаний и умений.
     При рассмотрении структуры урока следует отметить не обособленные,
отдельные его части, а структурные элементы, группируемые по характерной деятельности учителя технологии и учащихся.
 
            Как правило, в учебно-воспитательном процессе применяются различные методы обучения. Возможно значительное число вариантов в пределах одного урока, что определяется решаемыми образовательными (дидактическими) задачами. В процессе трудового  обучения следует рассматривать деятельность учителя  и деятельность учащихся с позиции повышения уровня ее проблемно-поисковой и исследовательской направленности на всех этапах и во всех проявлениях, активизируя мыслительные и интеллектуальные способности учащихся.
 
           В СОВРЕМЕННОМ учебно-воспитательном процессе на уроках технологии мы применяем нетрадиционный методы – МЕТОД ПРОЕКТОВ.
          Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося. Метод Фокальных Объектов (МФО), МШ-мозговой штурм, МА-морфологический анализ и ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
 
         Включение  этих методов  в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю технологии разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).
Таким образом, очевидна новая функция образовательной           отрасли «Технология»: через образование учителя трудового обучения должны привести ученика к самообразованию, к активности, творческой и познавательной деятельности.
            Все большее понимание и признание среди учителей трудового  обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.
 
                Применяя исследовательские подходы учителями в обучении          учащихся, можно сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся.
 
               
 
Литература
 
          1.Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: теоретические подходы и методические рекомендации. Н.-Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997
          2. Павлова М.Б. Технология – новый учебный предмет в школе. – С-Петербург, 1992
          3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Вып. 7 / Библиотека журнала «Директор школы». – М., 1998
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»