Народное творчество как средство современного
духовно-нравственного воспитания личности
Стрелкова Лариса Анатольевна
Сегодня я хочу Вам рассккзать о проекте, который называется «Музей в Чемодане. Русская народная кукла – вчера и сегодня». Это необычный мобильный музей, в который мы не только заглянем, но и познакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он будет переме-щаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать.Работая над проектом, возникли вопросы: как и где мы будем хранить наших кукол, что будем делать с нами дальше, как поделиться своими знаниями о русской народной кукле, показать свои работы другими ребятам? Подумав, мы пришли к выводу, что можно хранить кукол в старом чемодане, который отыскали на антресолях, в нем удобно хранить и легко можно перемещать нашу экспозицию, так возникла идея «Музей в Чемодане».
Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонаты. Во-вторых, экскурсию можно проводить в любом помещении. В-третьих, необходимая тематическая экспозиция и экспонаты размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки.
Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам и может использоваться среди учащихся начальной и средней школы.
Сегодняшняя наша экспозиция посвящена русской народной кукле «Русская народная кукла – вчера и сегодня».
Важная особенность данной экспозиции в том, что учащиеся могут проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции куклами сдела-ными своими руками. Такая работа способствует воспитанию у детей самостоятельной исследовательской деятельности, формированию интереса к народному творчеству, воспитанию духовно-нравственной культуры, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса, а также формированию компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитию познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки учащихся. Эта работа обусловлена ориентацией на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Народная культура – это духовная культура народа, именно она была глав-ной ценностью человека. Она наделяла знаниями, приучала к труду, радова-ла, украшала жизнь. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён. Благодаря народной культуре происходило единение поколений между собой. Чтобы почувствовать это единение, приобщиться к обычаям и традициям своего народа, мы решили не просто познакомиться, но и воплотить в жизнь на практике приобщение к русской народной культуре. Для детей 10-11 лет мы выбрали знакомство с русской народной куклой, которая считалась одним из самых загадочных символов России.
В народной кукле заинтересовал, в первую очередь, ее духовный мир, общечеловеческие ценности, которые просто и ясно передавались из поколения в поколение.
Среди разнообразия кукольного народного искусства выделялась
тряпичная кукла, сделанная из натуральных материалов руками матери или бабушки. Тряпичная кукла была важным предметом воспитания. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, наши современники не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет учащихся к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игруш-кой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Рукотворная кукла – часть народной традиции, через куклу осуществляется связь между миром детства и миром взрослых.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Всюду, где селится и живёт человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом
главная ценность традиционной народной куклы.
Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы дела-лись из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом ска-тывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела женщина.
Оказывается, кукла для наших предков являлась не только игрушкой, она была помощницей во всех делах и оберегала людей. В жизни славян куклы делятся на: игровые куклы, куклы-обереги,обрядовые куклы
Игровые куклы- предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки: на деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, ваты или соломы, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову, руки и одевали в нарядную одежду, обязательно покрывали платок.
К игровым куклам относятся такие куклы: – закрутки, как «кукла - полено», малышок-голышок, «девка-баба» и другие. В семье, когда ребенок подрастал, мама делала ему маленькую куколку «зайчика», надевала на пальчик и сгибала его, чтоб в ладошку спрятался. И в результате у малыша появлялся дружок Зайка, с которым поиграть можно и доверить свои секреты.
Куклы – обереги создавались и для игры детей, и для их защиты, и защиты всей семьи от различных напастей. Изготовлены, они должны были быть своими руками, следуя определенным правилам:
без иголки (лоскутки не сшивали, а связывали нитками),
без помощи ножниц (ткань не резали, а рвали нужного размера; славяне верили, что если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, то жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная»),
кукла должна быть без лица (кукла без лица считалась недоступной для злых духов).
Выполнение этой работы доверялось исключительно женщинам, а мужчины не должны были даже наблюдать за данным процессом..
Обережная кукла изготавливалась и предназначалась для конкретного человека или семьи и несла, как считалось, обереговый смысл. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Самые первые куклы делались из золы. Потом были куклы из травы, из сена, из целебных трав, из ниток, из тряпочек, из зерна…
Обрядовые куклы
Перевертыш, Вертушка.масленица,Вепская кукла в(капустка, рванка)
Обрядовым куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Такие куклы передавались в рамках семьи из поколения в поколение. При их изготовлении не допускалось использование режущих или колющих инструментов, поэтому нитки и тряпочки для них не резали, а рвали. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления народной куклы, её назначением и с технологией изготовления. Мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных игрушках знают не многие. На народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла, сделанная своими руками, вызывает у учащихся чувство любви и привязанности, требует бережного отношения: ее уже не выбросят. Если кукла делается в подарок кому – то из членов семьи или друзьям, это вызывает в ребенке добрые чувства по отношению к близким людям.
Кукла, изготовленная своими руками, поднимет самооценку ребенка, напомнит ему, что русский человек – это мастер, умеющий сделать своими руками все необходимое для жизни, в любой ситуации способный обеспечить свою семью самым необходимым. Куклы могут рассказать о традициях и культуре нашего народа, они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».