Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
История вязания
Семенова Ольга Николаевна,
учитель технологии ГБОУ СОШ № 348
Невского района Санкт-Петербурга
 
Вязание – это прекрасный способ профилактики переутомления, бессонницы и стрессов, и не менее -- отличный способ борьбы с уже существующими психологическими проблемами. Не случайно ручное вязание является одной из распространенных форм так называемой «психотерапии занятостью», и вязание спицами и крючком используется, в частности, при некоторых невротических расстройствах.
Первые вязаные вещи относятся к III - IV веку н.э., причем обнаружены они в самых разных местах, очень отдаленных друг от друга. Интересно, что вначале вязание было исключительно мужским ремеслом, к которому женщины не допускались, и что мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными указами. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В V веке вязание процветает на Востоке и примерно в IX веке попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI веке получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII веках. В холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.
Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции  почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.  
Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину.  
Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.
На самом деле вязание, как вид домашней работы и искусства существовал задолго до этого. К началу нашей эры люди довели технику этого рукоделия до очень высокого уровня. Основная заслуга в этом принадлежит, конечно, тем народам, которым не очень повезло с климатической зоной. Вспомните, например, скандинавские сказки. Да что далеко ходить, в самых древних сказках Руси герою непременно вручался клубок ниток! У одного из древних кочевых племен существует легенда о чудаковатой старухе-колдунье, которая по рассеянности вместо ниток сматывает в клубок дороги, а потом вяжет из них новые, тем самым запутывая усталых странников. Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний. Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге. Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству.
Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.
Существуют изделия с крупным раппортным (базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, обоях и т. д ) орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные в Карпогорском районе, по реке Пинеге.
Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии.
Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д.
Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течении многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда.
В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные из белого. «Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.
Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках».
В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры.
Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. В наши дни вязание на спицах является одним из распространенных видов рукоделия. Форма деталей в вязании на спицах достигается прибавлением и убавлением петель, увеличением или уменьшением плотности вязания, этого можно достичь, изменяя диаметр спиц и толщину пряжи в соответствии с выкройкой или расчетом. Сегодня в мире вязаной моды, женщины предпочитают работать с менее трудоемкими материалами - в основном с шерстяной, полушерстяной, синтетической пряжей, которая позволяет довольно быстро выполнить классические вещи: кофту, платье, костюм, джемпер, свитер, пуловер, шапочки, носки, варежки, перчатки. Вязание на спицах вошло и крепко заняло позиции в нашем домашнем интерьере (салфетки, скатерти, занавески, пледы, подушки, принадлежности для кухни). Вязание на спицах для детей приносит разнообразие в сегодняшний мир массового промышленного производства одежды для детей. А связанные спицами игрушки, становятся настоящими друзьями детей, ведь они излучают тепло маминых рук. Вязание спицами, в отличие от вязания крючком, человек смог перенести на машинное промышленное производство. На сегодня существуют вязальные машины, которые имитируют ручное вязание на спицах
Расцвет вязания как ремесла приходится на XVI век, когда оно широко распространилось в Европе и даже превратилось в доходный промысел. А когда в 1589 году был изобретен вязальный станок и началось массовое изготовление трикотажа и изделий из него, вязаная одежда стала доступна каждому. К счастью, до сих пор ни на одной из машин не удалось повторить полотно, искусно связанное умелыми руками мастера, и поэтому изделия, изготовленные вручную, не только ценятся намного выше, чем фабричные, но и заслуженно возводятся в ранг произведений искусства.
В 60-х годах XX столетия вязание пришло в высокую моду. Благодаря усилиям Оттавио и Розиты Миссони, которые создали первую в истории коллекцию вязаной одежды «Haute Couture», вязание впервые вышло на подиум. Событие это было отмечено огромным успехом и с тех пор многие известные дома моды отдают предпочтение трикотажу, как невероятно практичному, универсальному и благородному материалу.
В наши дни вязание как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары – с недавних пор даже обувь. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Но это еще не все. Удивительным образом за последние несколько лет вязание из традиционного рукоделия превратилось в модное увлечение и теперь вязать должен уметь каждый, независимо от возраста и социального положения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»