Уроки технологии и элективный курс
Предпрофильная подготовка в системе профориентационной работы школы
Смирнова Елена Михайловна
Год за годом наблюдая своих учеников, могу выделить типичные ошибки, которые делают молодые люди при выборе профессии:
-Отсутствие ясных стратегий получения образования и построения карьеры с основными и запасными вариантами.
-Отказ от профильного обучения или обучение в профильном классе без осознания важности профильных предметов.
-Отказ от выбора ВУЗа и ЕГЭ до предельных сроков.
-Незнание рынка труда и востребованности профессий в ближайшем будущем.
-Выбор профессии под давлением, за компанию, по моде, без учета возможностей.
-Необоснованное стремление к высшему образованию без альтернатив.
-Непонимание необходимости развития профессионально важных качеств личности для будущей карьеры.
Я являюсь учителем технологии в 10-11 классах и веду элективный курс предпрофильной подготовки "Моя профессиональная перспектива". Цель моей работы - подвести учащихся 9-х классов к осознанному выбору профессии и, соответственно, дальнейшего образовательного маршрута. Ученики 10-11 классов после подробного изучения современных технологий и профессий готовы к профессиональному самоопределению и построению профессиональной карьеры.
Для изучения элективного курса предпрофильной подготовки учащимися 9-х классов мною создан учебный блог "ВЫБОР ПРОФЕССИИ" http://profi-9.blogspot.com/ . Наряду с прохождением заданий курса и выполнения ряда тестов методом самообследования предусматривается выполнение ребятами веб-квеста - планирования и разработки собственного проекта.
ПРОЕКТ «Выбор профессии»
Актуальность: России и Санкт-Петербургу нужны не просто грамотные в какой-то определенной области специалисты-профессионалы с высоким нравственным интеллектом, предприимчивые и коммуникабельные. Необходимы знающие, эрудированные специалисты нового поколения.
От нашей целеустремленности правильного выбора жизненного и профессионального пути зависит облик XXI века.
Цель проекта: Помочь будущим выпускникам школы в правильном выборе профессии. путем тестирования, анкетирования, изучения и подражания.
Задачи проекта:
Изучить свои профессиональные склонности и способности;
Изучить все многообразие информации о выбранной профессии;
Составить модель выбранной профессии;
Пропаганда выбранной профессии.
План работы над проектом:
1. Изучение многообразия профессий.
2. Исследование «Профессии моего окружения».
3. Выбор темы проекта. Объединение в творческие группы.
4. Сбор информации по теме проекта (интернет; литература; интервью со специалистами; наблюдение):
-Формула профессии;
-Квалификационные характеристики по профессии;
-Личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности;
-Особенности профессии;
-Где и как учиться профессии;
-Востребованность профессии в Санкт-Петербурге. Изучение рынка труда.
5. Презентация проекта.
6. Продвижение проекта.
В приложении к статье - презентация к одному из уроков элективного курса "Мир профессий и твое место в мире". Как выбрать актуальную, современную и подходящую именно тебе профессию? Поможет определиться "формула успеха в выборе профессии". Как не утонуть в море более 40 тысяч профессий? Здесь необходимо умение классифицировать профессии по различным основаниям - инструмент, который называется "Пирамида Климова".
Бесценную помощь в работе по реализации данного курса оказывают материалы психолога Г.В. Резапкиной, размещенные в ее виртуальном Методическом кабинете профориентации на сайте http://metodkabi.net.ru/. Здесь можно найти методики, тесты самодиагностики, статьи, фрагменты из книг и фильмов по проблемам профессионального и личностного самоопределения.
В 10-11 классах по предмету «Технология» мной разработана система уроков для важнейшего в формировании ключевых компетенций и развитии личности обучающихся раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» по программе «Технология» для 10-11 класса В.Д. Симоненко. Это служит решению задачи подготовки выпускников к профессиональной деятельности.
На своих уроках обязательно показываю ученикам важность так называемых soft skills ("мягких" навыков) в профессиональном становлении.
Вне зависимости от того, где вы работаете, вам крайне важно иметь проектное и системное мышление, общаться и находить общий язык с коллективами и с отдельными людьми, быстро принимать решения, причем иногда в условиях неопределенности, быть стрессоустойчивым и креативным. Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы. Для них характерна универсальность.
Здесь моим помощником является сайт "Атлас новых профессий" http://atlas100.ru/.
В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково, создатели Атласа, также использовали понятие «надпрофессиональные навыки», сгруппировав их следующим образом:
1. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение одним или несколькими иностранными языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях других стран).
2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов, рыночной ситуации в смежных и несмежных отраслях)
3. Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними).
4. Умение управлять проектами и процессами.
5. Творческое мышление (способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса).
6. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми
7. Клиентоориентированность
8. Программирование IT-решений (управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом)
9. Работа в условиях неопределенности и быстрой смены условий задач
10. Бережливое производство и экологическое мышление
Таким образом, с помощью уроков технологии и элективного курса, являющихся частью системы профориенатционной работы школы, я формирую у учащихся активную жизненную позицию на основе осознанного выбора будущей профессии и выстраивание пути к ней через развитие Soft Skills.