Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
План-конспект урока

Экология жилища

Кизей Инна Вячеславовна,
учитель 
ГБОУ школа № 428
Приморского района Санкт-Петербурга
Предмет - Технология
Тема урока                 «Экология жилища»
Класс:                          6
Цель урока:                   Изучение факторов влияющих на экологию жилища и применяемые меры по созданию безопасной для человека среды обитания.
Задачи урока:
Образовательные
  • изучить влияние основных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье;
  • определить источники электромагнитного излучения в квартире и меры защиты от него;
  • усвоить новые понятия и термины;
Развивающие
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • способствовать формированию умений и владению;
  • работать в группах для достижения цели;
  • создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
  • уметь осуществлять поиск необходимой информации;
Воспитательные
  • воспитание у школьников экологической культуры и культуры ведения дома;
  • воспитание познавательной активности и стремления детей получать новые знания;
  • формировать умение самостоятельно трудиться, определять пути решения проблемы;
Здоровьесберегающие:
  • создание благоприятного психологического климата и комфортной обстановки;
  • снижение факторов риска и нагрузки на зрение;
  • смена различных видов деятельности;
  • содействие мотивации вести здоровый образ жизни;
Тип урока:                                     Комбинированный
Формы работы учащихся:         Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое
техническое оборудование:       Компьютер, смарт-доска, пакет программ «MS Office», Интернет.
Межпpедметные cвязи:              Биoлoгия, ИЗO, химия, физикa, инфopмaтикa
 
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, культуpы тpудa и культуры ведения дома;
  • умение организовать свою деятельность при выполнении общих заданий в командной работе;
  • умение выбиpaть нaибoлее paциoнaльную пocледoвaтельнocть дейcтвий;
  • умение формулировать свое мнение и слушать мнение других;
  • развитие навыков ориентирования в непредвиденной ситуации;
  • понимание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
Метапредметные результаты:
  • решать учебные и творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • обобщать факты, обосновывать выводы;
  • находить и применять современные источники информации.
Предметные результаты:
  • усвоение основных определений: экология, окружающая среда, жилище,  загрязнение, электромагнитные излучения;
  • уметь работать в группах для достижения целей, осуществлять рефлексивную деятельность, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.
Регулятивные результаты:
  • уметь прогнозировать возможные варианты решения учебной проблемы;
  • уметь oпpеделять пocледoвaтельнocть дейcтвий;
  • ocущеcтвлять oценку pезультaтa paбoты;
  • рефлексировать.

ХОД УРОКА
  1. Организационный момент
- приветствие,
- проверка готовности к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- актуализация знаний, умений учащихся.
Учитель предлагает распределение по командам: формируется 2 команды по 5-7 человек.    
Вступительное слово учителя:
Выглядите хорошо,  все бодрые, взгляд веселый.
На сегодняшний день очень актуальна тема экологии. Мы часто и совершенно справедливо говорим о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит прежде всего от загрязнённых: воздуха, почвы, воды. Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды представляют опасность лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. И при этом забываем, что люди значительную часть своего времени проводят в помещении.
Квартира - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.
В жилище человек проводит более 60% своего времени жизни, поэтому очень важно его санитарное состояние и благоустроенность и чем меньше будет факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье, тем лучше. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух, продукты неполного сгорания газа, вещества, возникающие в процессе приготовления пищи, вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения, бытовая химия и средства гигиены, комнатные растения, электромагнитное загрязнение.
Поэтому решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее  время являются очень актуальными.
Задание № 1. (Для команд учащихся).  
Вставьте пропущенные слова в пословицы о доме.
  1. Сообщение новых сведений
Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания
Экологические факторы – это отдельные свойства и элементы окружающей среды, способные оказывать влияние на живые организмы.
Существует 3 группы факторов:
Биотические – Это формы взаимодействия живых организмов друг на друга - микроорганизмы, грибы, растения, насекомые, черви, грызуны, и продукты их жизнедеятельности
Абиотические – Это компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы - климатические (температура воздуха, влажность, давление), освещение, акустика, дым, газы
Антропогенные (человеческие) – это формы деятельности человека или общества, которые приводят к изменению среды обитания других живых организмов.
Влияние факторов может быть полезным, вредным и нейтральным.
  1. Физкультминутка
В течение урока вы, ребята, постарайтесь заполнить таблицу № 1:
№ п/п Экологический фактор Влияние на здоровье Рекомендации по устранению
 или  уменьшению воздействия
       
       
 
 
  1. Микроклимат помещения
Это состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха, влажностью и подвижностью воздуха.
Одна из важных составляющая экологии современного дома - чистота воздуха.
Влияние пыли на здоровье человека. Воздух внутри дома практически всегда более пыльный, чем не улице. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши лёгкие. Изученная под микроскопом, прошедшая химический анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от белья и одежды. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Пылевые клещи - это микроскопические паукообразные, живущие в постельном белье, коврах и мягкой мебели. Продукты жизнедеятельности клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергических приступов у людей с повышенной чувствительностью. Пылевые клещи присутствуют почти в каждом доме, хотя вы их вряд ли увидите, так как они очень малы. Особенно быстро они размножаются в тёплых и влажных местах. Биологический анализ выявил также в образцах пыли опасные для здоровья виды плесневых грибов, их споры и большое разнообразие бактерий.
Освежители воздуха. Они сегодня в большой моде, несмотря на то, что имеют множество недостатков: они огнеопасны, могут содержать формальдегид, раздражающий слизистую глаз и дыхательных путей, при длительном воздействии способствующий возникновению раковых заболеваний.
Как снизить загрязнение воздуха в квартире, доме? Самый простой и традиционный способ – проветривание помещений. При этом нужно учитывать, что воздух за окном тоже загрязнен. Поэтому желательно проветривать помещения ранним утром, когда уличное движение минимально и вечерняя пыль осела, а также после дождя (особенно после сильной грозы).
Более сложные и эффективные способы очистки воздуха связаны с устранением внутриквартирных источников загрязнения:
  • Регулярно проводить влажную уборку.
  • Книги надо чистить пылесосом и держать на застекленных полках и в шкафах.
  • Убрать в застекленные шкафы мелкие предметы, которые собирают пыль.
Следующий фактор, влияющий на микроклимат дома – это растения. Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажность воздуха в пределах 50%, что облегчает наше дыхание. В процессе своей жизнедеятельности растения осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами:
Многие комнатные растения обладают противомикробными свойствами. Это значит, что они снижают общее содержание патогенных клеток в воздухе помещений. Согласно данным исследований, достаточно 5-7 хорошо развитых растений на помещение стандартного размера
(15-25 м2), чтобы значительно снизить количество болезнетворных микроорганизмов, в том числе таких опасных, как стафилококк, стрептококк, а также вирус гриппа.
Комнатные растения:
  • выделяют фитонциды, своего рода антибиотики, убивающие бактерии;
  • выделяют отрицательно заряженные ионы, необходимые для нормального дыхания
  • в процессе фотосинтеза, очищают насыщенный углекислым газом воздух.
  • способствуют звукопоглощению;
  • увлажняют воздух;
  • очищают от вредных примесей и патогенных микроорганизмов;
  • улучшают психоэмоциональное состояние человека
Вывод: в каждом доме должны быть растения, но не надо забывать, что среди растений есть и ядовитые, опасные для человека.
Выполнить Задание № 2. Выбрать правильные варианты ответов и собрать «Ромашку».
Влияние звуков на человека. Человек всегда жил в мире звуков и шума. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат и нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
С чем это связано? Как вы думаете?
Что нужно сделать, чтобы снизить уровень шума?
  • Не включайте громко музыкальную технику и звук телевизора;
  • Выберите самую тихую модель бытовой техники
  • Высадите деревья между домом и дорогой
  • Замените тонкие двери более основательными
  • Пользуйтесь дома мягкой обувью
Задание № 3. Выполнить расчеты и заполнить таблицу № 2.
 
  1. Воздействие электромагнитного излучения (ЭМИ) на человека
Это воздействие на людей магнитных полей, которые создаются некоторыми бытовыми электроприборами, и разнообразным электротехническим оборудованием здания.  Ситуация осложняется и тем, что органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля. Электромагнитное поле воздействует практически на все системы человеческого организма. И при длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства. Электромагнитное поле нельзя увидеть, почувствовать.
В качестве профилактических мер:
  • Сократить до минимума время пользования такими приборами, как мобильный телефон, фены, электробритвы, микроволновые печи, телевизор, ПК.
  • Не садиться близко к экрану телевизора или персонального компьютера.
  • Убрать электробудильник и телефонный от изголовья постели, тем более, не класть их под подушку!
  • Все приборы включать только в заземленные розетки.
  • Приобретая очередной бытовой прибор, помнить, что чем меньше его мощность, тем меньше уровень его поля, то есть, вредность.
  • Размещать технику на расстоянии не менее полутора метров от места, где постоянно находитесь: спите, отдыхаете или работаете.
  • По возможности приобретать аппаратуру с автоматическим управлением и не включать всю технику в розетки одновременно.
  • Сократить количество приборов, включенных одновременно или находящихся в «режиме ожидания».
Способы уменьшения негативного воздействия
электромагнитного излучения мобильного телефона
  • Ограничиться только необходимыми звонками и сократить время звонков.
  • Детям разрешать пользоваться телефоном только в экстренных случаях.
  • Использовать беспроводные наушники.
  • Не класть телефон в карман или вешать на ремень во включенном состоянии.
  • При использовании мобильного телефона без наушников дождаться соединения, а потом поднести телефон к уху.
  • Не использовать телефон в закрытых металлических помещениях (лифте) или метро.
  • Не осуществлять звонки при низком уровне связи в одно деление.
Некоторые из имеющихся у вас устройств во время работы образуют низкочастотное электромагнитное поле, которое воздействует на белые кровяные тельца, в результате чего появляется угроза возникновения опухолей, в том числе и злокачественных.
Излучатели электромагнитных полей - компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что мы включаем в розетку; электропроводка, спутниковые антенны, мобильные телефоны и мн. др.  Провода, лежащие беспорядочно или свернутые колечком, создают большое электромагнитное поле. В любом доме ЭМИ пронизывает все пространство.
Инструктаж по технике безопасности.
  1. Подведение итогов урока:
Просмотр и оценивание выполненных работ. Выставление оценок.
Рефлексия: Какая задача ставилась? Чему мы научились? Какие получили результаты? Где могут пригодиться полученные знания?
Домашнее задание: Оценить экологическую безопасность своей комнаты (квартиры) и записать результаты.

Список используемой литературы
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 6 класс. М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох и др. Под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2013. – 190, [2] с.: ил.
  3. Технология : программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2015
  1. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы : метод, пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Максимов, Н. А. Освещение в быту / Н. А. Максимов // Школа и производство. - 1989. - №3.-С. 31.
  3. Гилева, Е. А. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа и производство. - 2001. - № 4. - С. 25.
  4. Глазырина, Е. А. Развитие познавательной активности школьников / Е. А. Глазырина // Школа и производство, - 2008. - № 5. - С. 50.
  5. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск: НМЦ «Технология», 2000.
  6. Технология. 5-9 классы : дополнительные и занимательные материалы / авт.-сост. Л. Д. Карачевцева, О. П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009.
Ссылки на интернет-ресурсы
 
  1. http://shkola.edu.ru/
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://metod-kopilka.ru/
  4. http://wiki.ciospbappo.ru/
  5. http://florist-prof.ru/
  6. http://www.openclass.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»