Управление качеством образовательного процесса
в системе дополнительного образования детей
(из опыта работы)
Романова Лариса Вениаминовна,
руководитель ОДОД ГБОУ школа №217
Красносельского района Санкт-Петербурга
Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства российского общества, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование – «вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». [1]
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте – в школе.
Главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из менее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов существенно осложняет определение качества дополнительного образования и результативности обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован.
Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Поэтому вопрос об определении результативности педагогической деятельности в дополнительном образовании и оценки качества работы педагогических коллективов актуален.
Качество образования оценивается как совокупность оценок качества деятельности педагога и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного образования в конкретном образовательном учреждении.
Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует современным требованиям, у руководителей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования не сформировано современное представление о качестве дополнительного образования детей. Результаты и достижения обучающихся, не фиксируются и не учитываются, что приводит к снижению мотивации учащихся.
Управленческая деятельность также претерпевает изменения: авторитаризм уступает место демократическому стилю, передаче управленческих полномочий педагогам. Цель и результат управления обращены на ребенка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности.
Поэтому управление качеством дополнительного образования должно реализовываться на трех взаимосвязанных уровнях:
- стратегическом: деятельность директора во взаимодействии с государственными структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы; - тактическом:работа руководителя и методиста по разработке общеобразовательных программ и программы развития ОДОД. - оперативном:включение, наряду с руководителем, педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.
Задачей Отделения дополнительного образования является предоставление возможности учащимся получить качественное с их позиций и позиции их родителей образование.
Таким образом, основными критериями качественного дополнительного образования на уровне структурного подразделения в школе являются:
-
наличие некоторого набора общеобразовательных (общеразвивающих) программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;
-
степень приближения практико-ориентированной части содержания общеобразовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;
-
уровень освоения учащимися выбранных ими общеобразовательных программ;
-
уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения.
Составляющими качества дополнительного образования являются:
1. Доступность
-
Создание условий для обучения школьников с различными образовательными возможностями.
-
Системная подготовка к выбору профессии по окончании школы.
2. Выполнение государственного стандарта образования и санитарно-гигиенических требований к организации
-
Наличие лицензии ОУ.
-
Выполнение общеобразовательных программ дополнительного образования.
3. Эффективная работа с учащимися, имеющими потребности в дополнительном уровне образования
-
Результаты участия обучающихся в различных проектах, фестивалях, конкурсах, выставках, соревнований.
-
Наличие портфолио индивидуальных достижений.
4. Индивидуализация образования
-
Наличие системной диагностики и наблюдения за развитием школьников.
5. Использование современных технологий обучения
-
Использование вычислительной техники и современных технических средств.
-
Возможность для школьников работы в интернете.
-
Деятельность по внедрению и разработке инновационных образовательных технологий.
6. Результативная воспитательная работа
-
Отсутствие правонарушений среди учащихся.
-
Высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны школьников и родителей.
-
Результативная деятельность по формированию патриотической, нравственной характеристик личности.
7. Высокая квалификация педагогов
-
Наличие педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию.
-
Повышение профессионального уровня педагогов на курсах повышения квалификации.
8. Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и учащихся)
-
Высокий уровень удовлетворенности дополнительным образованием со стороны родителей.
-
Высокий уровень удовлетворенности дополнительным образованием со стороны школьников.
-
Отсутствие конфликтов или наличие механизма их цивилизованного решения.
Мониторинг в системе дополнительного образования.
Управление качеством образования гарантирует качество через управление соответствующими процессами и операциями. Каждое Отделение дополнительного образования детей в школе решает эту задачу по-своему.
В ОДОД школы № 217 разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Эта система дает не только возможность объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и также повышать качество обучения наших воспитанников.
Мониторинг – это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.
Приоритетным для ОДОД в нашей школе является педагогический мониторинг. Он играет важную роль в управлении ОДОД, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому посмотреть на обучение детей.
Система мониторинга качества дополнительного образования включает следующие элементы:
-
Установление критериев, по которым возможно судить о достижении стандартов.
-
Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов.
-
Действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Система показателей педагогического мониторинга включает в себя следующие группы:
-
общеучебные компетентности;
-
качество обучения по общеобразовательным программам;
-
воспитанность учащихся;
-
состояние их здоровья.
Основными объектами мониторинга в ОДОД выступают:
-
общеучебная деятельность ребенка;
-
развитие детского коллектива;
-
деятельность педагога и развитие его личности.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагога дополнительного образования и руководителя Отделения своевременной качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны средства и методы, используемые в педагогическом процессе.
Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию о качестве обучения учащихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности образовательного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ, нужно рассматривать условия, процесс, результат мониторинга в их единстве. Данная система контроля, коррекции и управления педагогическим процессом нова, сложна для нашего отделения, но интересна и перспективна.
Для выхода из экономического и социального кризиса России нужны образованные, развитые люди. В связи с этим необходимо существенно повысить качество образования, в том числе и дополнительного.
Чтобы система дополнительного образования начала действовать более эффективно, необходимо активно управлять образовательным процессом. Для этого целесообразно продолжить работу по созданию системы управления качеством дополнительного образования в школах. Научной, методической и нормативной основой системы управления качеством образования должны стать стандарты образования в системе дополнительного образования.
Но не стоит забывать при рассмотрении качества дополнительного образования в конкретном Отделении дополнительного образования, что решающее слово, как и выбор, остается за обучающимися и их родителями.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. доп., вступ. в силу с 06.05.2014). Ст. 2