Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Управление качеством образовательного процесса
в системе дополнительного образования детей

(из опыта работы)

Романова Лариса Вениаминовна,
руководитель ОДОД ГБОУ школа №217
Красносельского района  Санкт-Петербурга

 Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства российского общества, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование – «вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».  [1]

Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте –  в школе.

Главная задача  дополнительного образования  состоит в том, чтобы  вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из менее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов существенно осложняет определение качества дополнительного образования и результативности обучения детей  по дополнительным общеобразовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован.

Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

Поэтому вопрос об определении результативности педагогической деятельности в дополнительном образовании и  оценки качества работы педагогических коллективов актуален. 

 

 Качество образования оценивается как совокупность оценок качества деятельности педагога и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного образования в конкретном образовательном учреждении.

Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует современным требованиям, у руководителей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования не сформировано современное представление о качестве дополнительного образования детей. Результаты и достижения обучающихся, не фиксируются и не учитываются, что приводит к снижению мотивации учащихся.

Управленческая деятельность также претерпевает изменения: авторитаризм  уступает место демократическому стилю, передаче управленческих полномочий педагогам. Цель и результат управления обращены на ребенка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности.                                                                                                                         

Поэтому управление качеством дополнительного образования должно реализовываться на трех взаимосвязанных уровнях:

- стратегическом: деятельность директора во взаимодействии с  государственными структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой         базы;                                                                                                             - тактическом:работа руководителя и методиста по разработке общеобразовательных программ и программы  развития         ОДОД.                                                                                           - оперативном:включение, наряду с руководителем, педагогов дополнительного образования в  реализацию  функций    управления.  

                                                                        

Задачей  Отделения дополнительного образования является предоставление возможности учащимся получить качественное с их позиций и позиции их родителей образование.                                                                                                                                         

Таким образом, основными  критериями  качественного дополнительного образования на уровне структурного подразделения в школе являются:

  •  наличие некоторого набора общеобразовательных (общеразвивающих) программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;

  •  степень приближения практико-ориентированной части содержания общеобразовательных программ к  требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;

  • уровень освоения учащимися выбранных ими общеобразовательных программ;

  •  уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения.

 Составляющими качества дополнительного  образования являются:

1.         Доступность

  • Создание условий для обучения школьников с различными образовательными возможностями.

  •  Системная подготовка к  выбору профессии по окончании школы.

2.         Выполнение государственного стандарта образования и санитарно-гигиенических требований к организации   

  • Наличие лицензии ОУ.

  • Выполнение общеобразовательных программ дополнительного образования.

3.         Эффективная работа с учащимися, имеющими потребности в дополнительном  уровне  образования

  • Результаты участия обучающихся в различных проектах, фестивалях,  конкурсах, выставках, соревнований.

  • Наличие портфолио индивидуальных достижений.

4.         Индивидуализация образования

  • Наличие системной диагностики и наблюдения за развитием школьников.

5.         Использование современных технологий обучения

  • Использование вычислительной техники и современных технических средств.

  • Возможность для школьников работы в интернете.

  • Деятельность по внедрению и разработке  инновационных образовательных технологий.     

6.         Результативная воспитательная работа

  • Отсутствие правонарушений среди учащихся.

  • Высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны школьников и родителей.

  • Результативная деятельность по формированию патриотической, нравственной  характеристик личности.

7.         Высокая квалификация педагогов

  • Наличие педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию.

  • Повышение профессионального уровня педагогов на курсах повышения квалификации.

8.         Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и учащихся)

  • Высокий уровень удовлетворенности дополнительным образованием со стороны родителей.

  • Высокий уровень удовлетворенности  дополнительным образованием со стороны школьников.

  • Отсутствие конфликтов или наличие механизма их цивилизованного решения.

     

Мониторинг в системе дополнительного образования.

 Управление качеством образования гарантирует качество через управ­ление соответствующими процессами и операциями. Каждое Отделение дополнительного образования детей в  школе  решает эту задачу по-своему. 

В  ОДОД школы № 217 разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Эта  система  дает не только  возможность объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и также повышать  качество обучения наших воспитанников.

Мониторинг – это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Приоритетным для ОДОД в нашей школе  является педагогический мониторинг. Он играет важную роль в  управлении ОДОД, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому посмотреть на обучение детей.                                                  

Система мониторинга качества дополнительного образования включает следующие элементы:

  • Установление критериев, по которым возможно су­дить о достижении стандартов.

  • Сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов.

  • Действия: принятие со­ответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

Система показателей педагогического мониторинга включает в себя следующие группы:

  •  общеучебные  компетентности;

  • качество обучения по общеобразовательным  программам;

  • воспитанность учащихся;

  • состояние их здоровья.

    Основными объектами мониторинга в ОДОД  выступают:

  •  общеучебная деятельность ребенка;

  •  развитие детского коллектива;

  • деятельность педагога и развитие его личности.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагога дополнительного образования и руководителя Отделения своевременной качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны средства и методы, используемые  в педагогическом процессе.                        

Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию о качестве обучения учащихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности образовательного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ, нужно рассматривать  условия, процесс, результат мониторинга в их единстве. Данная система контроля, коррекции и управления педагогическим процессом нова, сложна для нашего отделения, но интересна и перспективна.

           Для выхода из экономического и социального кри­зиса России нужны образованные, развитые люди. В связи с этим необходимо существенно повысить качество образования, в том числе и дополнительного.

Чтобы система дополнительного образования  начала действовать более эффективно,  необходимо активно управлять образовательным процессом.  Для этого целесообразно продолжить работу по созданию  системы управле­ния качеством дополнительного образования в школах. Научной, методической и нормативной основой системы управления качеством образования должны стать стандарты образования в системе дополнительного образования.

         Но не стоит забывать при рассмотрении качества дополнительного образования в конкретном Отделении дополнительного образования, что  решающее слово, как и выбор, оста­ется за обучающимися и их родителями.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.  доп., вступ. в силу с 06.05.2014). Ст. 2

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»