Взаимодействие субъектов образовательного процесса
как фактор повышения уровня обученности
в студии спортивного бального танца «Фантазия»
Наталья Львовна Пашкина, педагог дополнительного образования
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества года Кирова»
Наталья Сергеевна Прищепёнок, методист
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества года Кирова»
Студия спортивного бального танца была открыта в городском Дворце пионеров (ныне Центр развития творчества детей и юношества) в 1986 году. Первый набор состоял из 120 детей от 5 до 16 лет. С этими детьми делались первые шаги на концертах и конкурсах, они первыми участвовали в соревнованиях в других городах России. Именно опыт работы с этими воспитанниками задал основу одному из способов формирования коллектива студии и методу повышения уровня освоения образовательной программы - диалоговому общению, взаимообучению.
Эти два метода являются основой учебных занятий в студии и сейчас. В процессе таких занятий дети учатся: самостоятельно анализировать характер музыки, движения, и на основе этого подбирать индивидуальный стиль исполнения танца; анализировать свои ошибки в технике исполнения и исправлять их.
В чём заключается метод взаимообучения:
-разминка проводится не только педагогом, но и танцорами, которые себя уже зарекомендовали как талантливые, старательные ученики;
- старшие обучают и дают советы младшим по технике исполнения фигур, связок.
Такая активная форма учебной деятельности позволяет осознать материал, получить прочную основу развития, новый опыт. Тем самым старшие танцоры приобретают не только педагогический опыт, но и включаются в совместный творческий процесс по составлению вариаций на основе изученных фигур, танцевальных связок, могут внести предложения по подбору музыки. То есть обучение является осознанным для каждого участника образовательного процесса.
Взаимодействие обучающихся между собой в процессе учебных занятий способствует и созданию ситуации успеха. На некоторых занятиях проводятся мини-конкурсы, где дети примеряют на себя роль опытных педагогов, пробуют себя в роли судей, оценивая своих сверстников. Каждый студиец в роли судьи понимает, какая ответственность лежит на нем. В ходе такой работы развивается творческая активность, самостоятельность детей, повышается мотивация к учебной деятельности. Иногда к судейству в таких конкурсах привлекаются и выпускники – вчерашние воспитанники студии. Глядя на них, дети первого-второго года обучения видят, к чему они должны стремиться, лучше усваивают критерии оценки исполнения.
В 2012 году студия отметила 25-летие. Вначале празднование юбилея задумывалось как открытое занятие для родителей, но в ходе подготовки данная форма переросла в большой праздник с торжественным открытием, приходом выпускников прошлых лет, родителей как нынешних, так и бывших воспитанников. Были воспоминания о концертах, соревнованиях, творческих делах, совместном досуге. Выпускники рассказывали современным студийцам о своих наградах, какие города они посетили, как они занимались. Что для них было главным, почему они занимались по 8-10 лет. Смотрели фото, видеоматериалы прошлых и нынешних лет. Все завершилось громадным тортом со свечами, из которых была выложена цифра «Нам 25 лет!».
Занятия спортивными бальными танцами развивают не только непосредственно физические навыки и творческие способности воспитанников. В ходе освоения программы у детей формируются настойчивость, работоспособность, ответственность. Эти качества помогают выпускникам нашей студии стать в дальнейшем успешными людьми в любой сфере жизни, какую бы они ни избрали.
Первыми запомнившимися детьми, тогда еще Дворца пионеров, были: Наташа Мишина (сегодня – ведущая телеканала Рен ТВ), Ольга Смирнова (юрист), Света Кривошеина (главный бухгалтер предприятия), Лариса Наговицына (хореограф). Начав с занятия эстрадными танцами, они постепенно освоили основы спортивных бальных танцев. Из детей-начинающих - это Лена Кислицына, Александр Бобылев, Ольга Хлыповка, Оля Русинова, Павел Пинчук, которые начали заниматься с дошкольного возраста до своего школьного выпускного. Они до сих пор поддерживают связь со студией, приводят заниматься в «Фантазию» своих детей – так передаются традиции студии, формирующие её коллектив. С этими детьми мы много выступали, ездили отдыхать на природу. Набор 1986 года запомнился своей энергией. Эти воспитанники были готовы заниматься в любое время и сколько угодно.
Многие дети отдали большую часть своего времени нашей студии, но из спортсменов прошлых лет очень хочется отметить танцоров 1986-87 годов рождения Алексея Рублева, Юлию Ревякину, Алексея Зубова, Анну Каткову, которые выигрывали призовые места в г. Перми, Ижевске, Н. Новгороде, Москве, и были полуфиналистами Чемпионата России. Честь студии так же поддерживали Дарья Койкова и Антон Ельцов, Егор Гурьянов и Елена Подлевских, которые становились призерами открытых чемпионатов в разных городах России. И особо я хотела бы отметить Ксюшу Каткову и Женю Шуклина (сейчас это семейная пара и у них двое детей). Даже закончив заниматься, Ксюша приходила и помогала мне на занятиях.
У детей 21 века в приоритете – учеба. И я заметила, что в основном – это дети лицеев и гимназий или школ с углубленным изучением предметов, которые учатся на «4» и «5». И очень мало детей, занимающихся бальными танцами, которые учатся на «3». С сегодняшними танцорами очень интересно заниматься, т.к. они проходят более углубленную программу студии. Им очень трудно сочетать соревнования, концерты, т.к. это отдельные программы, и надо успеть все это подготовить в те же часы, что и раньше. Но одно дополняет другое, дети учатся правильно планировать своё время, становятся дисциплинированными и организованными – развивают в себе лучшие качества, которые помогают им в учёбе и затем очень пригодятся им в жизни.
Занятия в студии спортивного бального танца развивают и социальную активность. Студийцы не только занимаются на своих тренировках, но принимают активное участие во всех творческих делах и социальных акциях Центра – выступают перед ветеранами, инвалидами, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, даря им красоту танца.
Наши звезды студии – Анжела Шиляева (КЭПЛ), Роман Куров – (КЭПЛ), Анна Мазеева (ВГГ), Иван Хохлов (КЛЕН), Юля Пименова (школа №14), Алексей Головин (школа №10), Лиза Павлова (школа №10), Анита Курова (КЭПЛ), Арсений Кузиков (КЛЕН). Но если говорить о достижениях детей, то, конечно, нельзя не сказать о тех, кто ежедневно помогает им в освоении такой непростой науки спортивного бального танца – родителях.
С самого первого дня работы во Дворце пионеров, затем в Центре детского и юношеского творчества, далее в ЦРТДЮ родители принимают активное участие в жизни студии. Без помощи, которую они оказывают, мы не достигли бы таких результатов. Все праздничные и массовые мероприятия проходят только с помощью родителей.
Ежегодно в студии бального танца «Фантазия» организуются два семейных праздника: «Новый год в кругу семьи» и «Пусть всегда будет мама». В конце года с целью создания благоприятного психологического климата, для сплочения коллектива родителей и детей проходит отчетный концерт.
Участники студии вместе с родителями принимают участие в программе ЦРТДЮ – «Вятская семья». В 2011-2012 учебном году семья Юлии, Константина Хлебниковых и их дочь Валерия участвовали в конкурсе «Ее Величество – семья». Выиграв конкурс Первомайского, Октябрьского районов, затем городской конкурс, они в июле посетили г. Нижний Новгород, где победили в трех номинациях в III Всероссийском фестивале семейного творчества «Крепкая семья – Крепкая Россия». В 2012-2013 учебном году в программе «Папа, мама, я – спортивная семья» успешно приняли участие две семьи студии.
Проведение этих мероприятий формирует коллектив единомышленников – педагога, родителей и детей. Понимание целей и задач духовно-нравственного воспитания, желание и потребность помогать педагогу создает актив родителей в студии.
Большое им спасибо.
Опыт творческого взаимодействия педагога, воспитанников, родителей и выпускников в процессе обучения в студии спортивного бального танца «Фантазия» показывает эффективность данной формы сотрудничества, способствуя повышению качества дополнительного образования детей.