Мотосекция в системе ДОД: задачи, перспективы развития
Тютюма Сергей Александрович,
педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД
Центр Детского (Юношеского) Технического Творчества
Кировского Района Санкт-Петербурга
Каждый год, как только сходит снег на дорогах появляются первые мотоциклисты, водители скутеров и прочей, не всегда предназначенной для ДОП техники. И сразу появляется страшная статистика ДТП с участием мототехники, и еще больше несчастных случаев остаются неучтенными, ведь несчастный случай на мотоцикле - спортинвентаре без 2-го участника не на ДОП – это даже не ДТП. Причем, если обратить внимание на возраст многих “пилотов” скутеров и другой малокубатурной техники то становится ясно – это подростки 12-17 лет. “Глубокие” знания ПДД и “профессиональная” техника управления ТС этой категории мотоциклистов давно стали притчей во языцах и темами анекдотов для других водителей. Только вот статистика детского травматизма получается не смешная, причем даже данные ГИБДД по этому поводу сильно занижены по причинам указанным выше. Логично, что по прошествии времени, подросток становится старше, покупает “большой” мотоцикл, права и получает еще один “шанс” пополнить печальную статистику.
Так как я работаю педагогом и веду детскую мотосекцию, то из разговоров с учениками (почти у всех есть свои мотоциклы)могу в общих чертах представить масштаб проблемы, причем последние изменения законодательства в области получения прав на малокубатурную технику положения не исправили, их просто игнорируют в массе. Но если не получается запретить, значит остается возможность возглавить и организовать, перенаправить силы и энергию подрастающего поколения мотоциклистов подальше от улиц и ДОП, обучить основам управления мотоциклом , ПДД. Каким образом это сделать? Существуют несколько разновидностей мотосекций и организаций, занимающихся развитием мотодвижения и мотоспорта, мы же в рамках данной статьи ограничимся деятельностью мотообъединений в рамках ДОД, на примере секции ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Кировского р-на СПб, работающей по образовательной программе "Мотоспорт".
Направленность образовательной программы - спортивно-техническая.
Настоящая программа является школой первой ступени, вводящей молодых людей в мир мотоспорта и мотодвижения.
Программа обеспечивает необходимыми начальными знаниями устройства, эксплуатации, практического вождения мотоцикла, знаниями ПДД. Формирует навыки безаварийного вождения мотоциклов, их технического обслуживания, прививает трудолюбие и аккуратность.
Цель программы
Создание условий для успешного освоения учащимися знаний и навыков, необходимых для безопасной эксплуатации мотоциклов; формирование здорового, законопослушного гражданина в лице воспитанника объединения.
Задачи программы
Образовательные:
- ознакомить с краткой историей мотостроения;
- обучить правилам охраны труда при работе с оборудованием и инструментами, необходимыми для обслуживания мотоцикла;
- сформировать практические навыки работы с инструментом;
- обучить правилам безопасности при заправке мотоцикла ГСМ;
- обучить управлению мотоциклом;
- обучить ПДД;
- ознакомить с узлами, элементами и системами мотоцикла: их назначением, устройством, принципом работы и взаимодействием, с основными неисправностями, способами выявления неисправностей;
- сформировать навыки и умение технического обслуживания узлов, элементов и систем мотоцикла.
Развивающие:
- развивать у воспитанников элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
- обучить умению планировать свою работу;
- развивать память, скорость реакции, глазомер;
- развивать эмоциональную сторону личности (через участие в учебно-массовых мероприятиях, приводимых в объединении и ЦДЮТТ);
- создать условия для реализации творческого потенциала учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать чувство самоконтроля, стремление к достижению положительного результата, к победе;
- формировать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- формировать чувства патриотизма и гражданственности;
- формировать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
- воспитывать уважительное отношение к труду, к товарищам;
- воспитывать бережное отношение к технике;
- повысить культуру поведения в коллективе (через участие в учебно-массовых мероприятиях, приводимых в объединении и ЦДЮТТ);
- создать условия для формирования духовных ценностных ориентаций, таких как добро, красота, любовь (через участие в учебно-массовых мероприятиях, приводимых в объединении и ЦДЮТТ);
- воспитать положительное отношение к процессу обучения, к самообразованию.
Характеристика детей, участвующих в реализации ОП
Программа ориентирована на обучение подростков в возрасте 12 – 17 лет. Программа рассчитана на молодёжь без специальной подготовки и конкурсный набор не предполагается.
Сроки реализации программы, режим занятий
Программа ориентирована на реализацию в течение 2 лет.
1 год обучения - в объеме 216 часов, при режиме занятий – 3 раза в неделю по 2 академических часа (возможно 2 раза в неделю по 3 часа). Наполняемость группы – до 15 человек. Возраст подростков: 12 – 16 лет.
2 год обучения – программа в объеме 216 часов, при режиме занятий – 3 раза в неделю по 2 академических часа (возможно 2 раза в неделю по 3 часа). Наполняемость группы – до 12 человек. Возраст учащихся – 13 – 17 лет.
Программа 2 – го года обучения рассчитана на подростков, прошедших начальную подготовку по данной программе в объеме программы 1-го года обучения. Также возможен прием подростков на обучение по программе 2-го года по результатам собеседования.
Количество часов, отведенное на отдельные темы программы и учебно-массовые мероприятия (без изменения общего количества часов программы), может варьироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате обучения воспитанник в конце учебного года должен
знать:
· правила охраны труда при работе с инструментом, горюче – смазочными материалами;
· теоретические принципы движения и управления мотоциклом;
· приемы безопасного вождения мотоцикла;
· основные этапы истории создания и развития мирового мотостроения;
· классификацию и назначение тех или иных моделей мотоциклов;
· название деталей, узлов, систем мотоцикла и принцип их работы, а также взаимодействие, основные неисправности и способы их обнаружения, устранения;
· правила технического обслуживания мотоцикла;
· названия и предназначение слесарного инструмента, металлообрабатывающего и сварочного оборудования;
· правила дорожного движения;
· специальную терминологию.
уметь:
· определить и устранить несложную причину отказа в работе мотоцикла;
· работать с элементарным слесарным инструментом;
· самостоятельно пользоваться специальной литературой;
· оказать первую помощь при лёгких травмах;
· управлять мотоциклом в любых условиях.
быть:
· аккуратным, трудолюбивым, коммуникабельным, уверенным в себе;
· подготовленным к процессу самообразования;
· целеустремлённым;
· толерантным к другим участникам дорожного движения;
· творчески активным.
Способы и формы проверки ожидаемых результатов
Проверка ожидаемых результатов проводится с помощью самостоятельных работ после каждой темы. Итоги соревнований и наблюдения педагога в течение всего года также служат способами проверки усвоения образовательной программы.
Кроме вышесказанного, минимум три раза в год делается так называемый "срез" знаний, умений и личностных характеристик учащегося. При этом заполняется диагностическая карта результативности учебно-воспитательного процесса, в которой оцениваются уровень знаний и умений учащегося, а также его личностные характеристики. В карте отмечается степень самостоятельности при выполнении заданий, уровень сложности заданий, качество исполнения, участие в конкурсах и соревнованиях, культура поведения, дисциплинированность, степень активности учащегося и др. По данной карте прослеживается динамика формирования личности учащегося, динамика изменения образовательного уровня. Данные из карты используются для оценивания работы педагога, для оценивания результативности ОП, при работе с родителями.
Способы подведения итогов работы по программе
В целях подведения итогов работы в конце учебного года проводятся:
- итоговые соревнования;
- итоговые самостоятельные работы по устройству мотоцикла (после 1 года обучения), по ремонту узлов и систем мотоцикла (после 2 года обучения);
- коллективный анализ работы объединения.
Учебно-воспитательная работа
Воспитательная работа является важной составляющей работы педагога дополнительного образования. В течение каждого занятия педагог в ненавязчивой форме воспитывает у учащихся патриотическое отношение к Родине и своему городу, уважение к старшему поколению, к своим товарищам, к труду.
В объединении проводятся походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими интересными людьми, экскурсии на выставки, встречи с подростками других объединений.
Кроме мероприятий непосредственно в объединении, подростки участвуют в учебно-массовых мероприятиях по тематике объединения, проводимых в рамках района и города (праздники, выставки, экскурсии и др.), что позволяет учащимся дополнительно приобрести навыки общения, ещё более расширить кругозор и почувствовать значимость своего труда.
Мотосекций в системе ДОД не много, но они есть и работают по программам, которые несмотря на отличия преследуют похожие цели - в первую очередь безопасность детей и окружающих, совершенствование технических знаний и умений, рост спортивного мастерства, воспитание гражданина и патриота своей страны. Конечно, существует и множество общих проблем, такие как острый дефицит площадок и треков для тренировок, отсутствие крытых и лицензированных площадок, неоднородность парка мототехники, отсутствие официальных соревнований, выше городского уровня и многие другие. Работа по решению этих проблем ведется, покупается новая техника, например для секции "Мотостарт" только в прошлом году приобретено 2 новых кроссовых мотоцикла, обновляется парк техники и в других организациях, на профильных ГМО согласовываются классы мотоциклов для участия на соревнованиях и многое другое.
Основываясь на своем опыте работы, я считаю, что базируясь на имеющихся объединениях, решив остро стоящие перед ними проблемы, привлекая заинтересованные организации(мотоклубы, СМИ, и др.) возможно создать непрерывный образовательный процесс от младшей группы мотосекции до выступления в серьезных спортивных соревнованиях, получения водительских прав, поступления в профильные учебные заведения, что позволит мотосекциям в системе ДОД решать возложенные на них задачи на совершенно ином, более высоком уровне.