Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Программа дополнительного образования для детей раннего возраста

Мир вокруг нас

(сенсорное развитие)
Смирнова Анна Владимировна
Пояснительная записка.
Направленность программы. Программа направлена активизацию восприятия через все основные органы чувств, то есть основные сенсорные каналы, также на развитие основных психических функций – памяти, внимания, мышления, речи посредством сенсорного восприятия. Актуальность и новизна. Для детей раннего возраста чрезвычайно важно обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. Ведь успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Данная программа является комплексной, то есть включает в себя развитие восприятия по основным сенсорным каналам – тактильному, зрительному, слуховому, вкусовому, обонятельному, кинестетическому. Педагогическая целесообразность реализации данной программы. Определяется наиболее соответствующей возрасту формой развития основных психических функций, так как сенсорное развитие является ведущим в раннем возрасте. Этим обусловлена ее высокая эффективность. Отличительные особенности данной программы от других действующих программ дополнительного образования детей. Данная программа не дублирует содержание ни одного из курсов общеобразовательной программы для детей раннего возраста, но при этом дополняет их. Отличительной особенностью является наиболее полное раскрытие основных каналов восприятия. Цель программы. Развитие основных психических функций с помощью активизации восприятия по основным сенсорным каналам. Задачи программы. - Активизация чувственного восприятия у детей. - Обогащение чувственного опыта детей. - Развитие умения анализировать чувственный опыт. - Развитие умения дифференцировать чувственные ощущения. - Формирование эталонов чувственного опыта. -Развитие мышления: умения соотносить и сравнивать, сортировать по определенному признаку. - Развитие ассоциативного мышления. - Развитие внимания: умения сосредоточиться на каком-либо объекте или действии. - Развитие памяти: способности к запоминанию предметов, их свойств, действий. - Развитие речи: расширение словарного запаса, знакомство с новыми понятиями, закрепление их в речи. - Развитие саморегуляции: выполнение действий по образцу. Ожидаемые результаты и способы их проверки : - усвоение представленных в программе понятий и эталонов; - повышение уровня развития мышления (умения соотносить и сравнивать, сортировать по определенному признаку); - повышение уровня развития памяти; - повышения уровня развития внимания; - обогащение словарного запаса. Выявление динамики по данным параметрам по результатам итоговой диагностики по сравнению с первичной диагностикой. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 2-3 года. Количество часов, продолжительность и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 1 год реализации в количестве 34 часов. Имеет начальный (начало учебного года) и итоговый (конец учебного года) этапы. Формы и режим занятий. Форма проведения занятий групповая (5-7 человек в группе). Режим занятий 1-2 раза в неделю с сентября (октября) по май продолжительностью 10-15 минут. Формы подведения итогов реализации программы. Итоговая диагностика. Вынесение ее результатов на педагогический совет и родительское собрание. Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем Всего часов В том числе теоретические занятия практические занятия 1 Мир тактильных ощущений (Осязание) 9 9 1.1. Восприятие и дифференциация мелких предметов (крупа) 2 2 1.2. Восприятие и дифференциация текстуры поверхности 4 4 1.3. Восприятие пластичных веществ (пальчиковые краски, тесто, пластилин) 2 2 1.4. Восприятие и дифференциация геометрических форм 1 1 2 Мир звуков (Слух) 6 6 2.1. Восприятие и дифференциация звуков/шумов 2 2 2.2. Восприятие и дифференциация звуков живой природы 1 1 2.3. Восприятие и дифференциация звуков неживой природы 2 2 2.4. Восприятие и дифференциация голосов 1 1 2.5. Восприятие и дифференциация звучания музыкальных инструментов 1 1 3 Мир зрительных образов (Зрение) 8 8 3.1. Восприятие и дифференциация цвета 2 2 3.2. Восприятие и дифференциация величины 2 2 3.3. Восприятие и дифференциация формы 2 2 3.4. Восприятие и дифференциация различных зрительных образов 2 2 3.5. Восприятие движения 1 1 4. Мир движений (Кинестетика) 6 6 4.1. Актуализация схемы тела 1 1 4.2. Восприятие и дифференциация движений тела (крупная и мелкая моторика) 3 3 4.3. Восприятие и дифференциация зрительно-моторной координации 2 2 5. Мир вкуса (Вкус) 2 2 5.1. Восприятие и дифференциация базовых вкусовых ощущений 2 2 6. Мир запахов (Обоняние) 3 3 6.1. Восприятие и дифференциация запахов 2 2 6.2. Ассоциации с воспринимаемыми запахами. 1 1 ИТОГО: 34 34 Содержание программы изучаемого курса Раздел 1 «Мир тактильных ощущений (Осязание)». Активизация и развитие восприятия и дифференциации тактильных ощущений. Развитие внимания, памяти, мышления и речи на основе тактильных ощущений.(9 ч.) Тема 1. «Восприятие и дифференциация мелких предметов (крупа)». Изучение свойств мелких предметов (различных видов крупы): размера, формы, издаваемых звуков. Формирование умения сравнивать и сортировать по данным признакам. (2 ч.) Тема 2. «Восприятие и дифференциация текстуры поверхности.» Изучение различных свойств поверхности предметов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, липкий. Создание аппликаций из материалов с различными поверхностями. Активизация тактильного восприятия подошв ног с помощью массажных дорожек. (4 ч.) Тема 3. Восприятие пластичных веществ (пальчиковые краски, тесто, пластилин). Изучение свойств пластичных веществ. Создание работ с помощью пальчиковых красок, пластилина, теста. (2ч.) Тема 4. Восприятие и дифференциация геометрических форм. Тактильное восприятие плоскостных и объемных геометрических форм. «Волшебный мешочек». (1 ч.) Раздел 2. «Мир звуков» (Слух)». Активизация и развитие восприятия и дифференциации звукового восприятия. Развитие внимания, памяти, мышления и речи на основе звукового восприятия.(6 ч.) Тема 1. «Восприятие и дифференциация звуков/шумов». Изучение звуков различной высоты, громкости и скорости звучания с помощью емкостей, наполненных различными видами крупы. Формирование умения сравнивать и выделять одинаковые звуки. Звуковые кубики (звенит-шуршит-стучит). (2 ч.) Тема 2. «Восприятие и дифференциация звуков живой природы». Прослушивание аудиозаписи звуков, издаваемых различными животными и птицами. Формирование умения распознавать их без визуального образа. (1 ч.) Тема 3. «Восприятие и дифференциация звуков неживой природы». Прослушивание аудиозаписи различных звуков неживой природы (дождь, ручей, ветер, крип снега и др.) и звуков, издаваемых бытовыми предметами (шуршание бумаги, стук в дверь, звон посуды и др.). Формирование умения распознавать их без визуального образа.(2 ч.) Тема 4. «Восприятие и дифференциация голосов». Прослушивание аудиосказки, где голоса персонажей имеют различный тембр и высоту. Формирование умения сравнивать голоса, выделять их характерные признаки, создавать их визуальный образ. (1ч.) Тема 5. «Восприятие и дифференциация звучания музыкальных инструментов». Знакомство с различными музыкальными инструментами и звуками, которые они издают. (1ч.) Раздел 3. «Мир зрительных образов (Зрение)». Активизация и развитие восприятия и дифференциации зрительных образов. Формирование и закрепление понятий «цвет», «величина», «форма». Сравнение и сортировка по этим признакам. Развитие внимания, памяти, мышления и речи на основе зрительного восприятия.(6 ч.) Тема 1. «Восприятие и дифференциация цвета». Активизация, формирование и закрепление понятия «цвет». Основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Сравнение и сортировка по цвету различных предметов. (2 ч.) Тема 2. «Восприятие и дифференциация величины. Активизация, формирование и закрепление понятия «величина». Большой, маленький, средний. Сравнение и сортировка по величине различных предметов. (2 ч.) Тема 3. «Восприятие и дифференциация формы». Активизация, формирование и закрепление понятия «форма». Основные формы (круг, треугольник, квадрат). Сравнение и сортировка по форме различных предметов. (2 ч.) Тема 4. «Восприятие и дифференциация различных зрительных образов». Выделение и поиск на картинках различных животных/предметов. Игра «Кто где спрятался?». Игра «Найди пару». (2ч.) Тема 5. «Восприятие движения». Игры с движущимися элементами (песочные/гелевые часы, дорожки/лабиринты и др.) Раздел 4. «Мир движений (Кинестетика)». Активизация и развитие восприятия и дифференциации двигательных ощущений. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и речи на основе восприятия движений. (6 ч.) Тема 1. «Актуализация схемы тела». Части тела. Соотнесение частей тела у себя и других. Функции и движения частей тела. (1 ч.) Тема 2. «Восприятие и дифференциация движений тела (крупная и мелкая моторика)». Игры на запоминание движений: «Зеркало», «Запомни движение», «Покажи как на картинке». Пальчиковая гимнастика. (3 ч.) Тема 3. «Восприятие и дифференциация зрительно-моторной координации». Манипуляции с различными предметами (в том числе сыпучими) для развития зрительно-моторной координации: нанизывание, складывание, пересыпание. Рисование с использованием различных изобразительных средств: оттиски, мелки карандаши, фломастеры, краски, пальчиковые краски. (2 ч.) Раздел 5. «Мир вкуса (Вкус)». Активизация и развитие восприятия и дифференциации вкусовых ощущений. Развитие внимания, памяти, мышления и речи на основе восприятия вкусовых ощущений. (2 ч.) Тема 1. «Восприятие и дифференциация базовых вкусовых ощущений». Определение базовых вкусовых ощущений : сладкий, кислый, соленый, в том числе без визуального образа. Развитие ассоциативного мышления – выделение ассоциаций. (2 ч.) Раздел 6. «Мир запахов (Обоняние)». Активизация и развитие восприятия и дифференциации обонятельных ощущений. Развитие внимания, памяти, мышления и речи на основе восприятия обонятельных ощущений. (3 ч.) Тема 1. «Восприятие и дифференциация запахов». Запахи в природе и в быту (цветы, трава, древесина, хлеб, апельсин, клубника, духи и др.). Запахи приятные и неприятные. Запахи сильные и слабые. Определение запахов, в том числе без визуального образа. (2 ч.) Тема 2. «Ассоциации с воспринимаемыми запахами». Развитие способности к ассоциированию. Развитие ассоциаций на различные запахи. (1 ч.) Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Обеспечение методической продукцией. Включает в себя различные материалы для сенсорного развития детей: - игрушки-персонажи; - различные виды круп (горох, фасоль, греча, рис, пшено, манка); - различные открытые и закрытые емкости; - массажные дорожки для ног; - предметы и материалы с различной поверхностью. Игрушки: пластмассовые, деревянные, резиновые, тканевые, фаянсовые/ стеклянные. Материалы: камешки, ткань, вата, кусочки наждачной бумаги, скотча и др. - пальчиковые краски, пластилин, тесто; - оттиски, мелки, фломастеры, карандаши, краски, кисточки; - плоскостные и объемные геометрические фигуры; - непрозрачные мешочки по принципу муфты; - звуковые кубики; - аудиозаписи звуков живой и неживой природы, звучания музыкальных инструментов, сказок; аппаратура для воспроизведения; - игрушечные музыкальные инструменты или их изображения; - мелкие предметы различного цвета (крышки, прищепки, геометрические фигуры); - мелкие предметы различной величины (шарики, кубики, геометрические фигуры); - картинки со «спрятавшимися» животными; - картинки (можно схематические) с изображением человека в различных гимнастических позах; - игры с движущимися элементами: песочные/гелевые часы, дорожки/лабиринты и др.; - пирамидки, бусы различного размера; - образцы веществ, обладающих выраженным вкусом (сладким, кислым, соленым) – сахар, лимон, соль; - образцы веществ, обладающих выраженным запахом (цветы, трава, древесина, хлеб, апельсин, клубника, духи и др.) Рекомендации по проведению занятий: Индивидуальный подход к каждому ребенку, его психо-эмоциональным особенностям, актуальному уровню развития, ведущему каналу восприятия. Список литературы: 1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Москва «Просвещение», 1995 2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Москва, 1988. 3. Жукова О., Балобанова В. «Малыш учится говорить. От рождения до трех лет». Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», 2005 4. Лункина Е.Н. «Растим малыша 2-3 лет». Москва «ТЦ Сфера», 2008 5. Кантор С. «Развивающие игры. От 1 до 3 лет». Москва «Айрис-пресс», 2008 6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Москва, 2001. 7. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. Москва, «Просвещение», «Учебная литература», 1996. 8. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Москва, 2001.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»