Проблемы преподавания Правил дорожного движения
в образовательных учреждениях
Козлов Юрий Иванович,
методист ГБОУ ДППО ЦПКС
«Информационно-методического центра»
Приморского района Санкт-Петербурга
Безопасность детей на дороге - проблема первоочередная, особенно для жителей больших городов. Первое, с чем сталкивается ученик в своем ежедневном походе за знаниями, - дорога, автотранспорт и не всегда осознающие опасность своего поведения для окружающих водители. Даже до школы, расположенной внутри жилого квартала, ребенку приходится добираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей, часто к тому же выбирающихся из тесноты двора задним ходом.
В обеспечении безопасности школьника задача школы, педагога - научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, выработать устойчивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но жизненно необходимых правил.
Проблемы безопасности дорожного движения, обеспечение защиты жизни и здоровья человека являются неотъемлемой составляющей укрепления национальной безопасности России. Дорожно-транспортный травматизм является причиной высокой смертности среди детей и молодежи, что снижает демографический потенциал страны. Устранение причин и условий аварийности должно стать одним из основных национальных приоритетов.
В 1995 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. - федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», продолжением стала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
В документах предусматриваются мероприятия по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения и формированию правового сознания.
Еще в 2009 г. на одном из заседаний президиума Госсовета Д.А. Медведев поручил правительству, министерствам образования и науки, здравоохранения и социального развития, юстиции и МВД России рассмотреть проблемы безопасности дорожного движения и подготовить конкретные предложения в этой области, в числе которых предусматривалось бы увеличение продолжительности обучения детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах по соответствующим учебным программам. При необходимости рекомендовано внести изменения в государственные образовательные стандарты.
Опыт работы показывает, что единых требований к обучению детей правилам безопасного поведения на дороге на сегодняшний день нет. Количество часов, выделяемых в курсе ОБЖ на изучение ПДД, никаким образом повлиять на поведение ребенка не может. Беседы, проводимые на классных часах, носят, как правило, эпизодический характер, в основном перед началом каникул, и также не обеспечивают детей необходимыми знаниями в этой области.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате ДТП погибают около 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. получают ранения, причем на страны с низким и средним уровнем доходов приходится около 90% всех погибших и пострадавших в ДТП. Самый высокий процент смертности от всех видов травм приходится на дорожно-транспортные происшествия. Количество же часов, выделенных на изучение безопасности на дороге в курсе ОБЖ с 1-го по 11-й класс составляет 13,2%.
Очевидно, что обучение школьников по существующим программам в существующем объеме недостаточно для формирования у них системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих грамотные и ответственные отношения между участниками дорожного движения. Образовательные программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасности на дорогах, должны быть нацелены и на перспективу - почти все сегодняшние школьники - будущие водители и от них будет зависеть безопасность на дорогах. По официальной статистике более 80% всех ДТП происходит по вине водителей. Поэтому изучение правил дорожного движения должно быть организовано на профессиональном уровне и в полном объеме в разделе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» или как самостоятельная дисциплина.
Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) - основная причина детской смертности в государствах Организации экономического сотрудничества и развития. К величайшему сожалению, это основная причина смертности детей и в Санкт-Петербурге.
ДДТТ обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т.п. В снижении количества и тяжести травм детей на дорогах особую роль играет профилактика. Ее меры разнообразны, диапазон - от индивидуального воспитания ребенка до реконструкции и перепланировки городских магистралей и города в целом.
Можно выделить несколько проблемных моментов в изучении и преподавании ПДД в образовательных учреждениях, при этом мы не делаем различия в возрасте учащихся:
1. Использование устаревших методик при обучении
2. Отсутствие в достаточном количестве современных (не обязательно компьютерных) наглядных и методически грамотных разновозрастных разработок
3. Отсутствие «детского городка»
4. Спонтанное появление в школах представителей транспортных служб для проведения бесед, «круглых столов» и пр.
5. Неумение представителей ГИБДД общаться с детьми
6. Формальное отношение взрослых к проведению встреч со школьниками
7.Нет заинтересованности у школьников на уроках по ПДД (необходим некий привлекательный для школьников «стимул» для проявления инициативы с их стороны; необходимо показать всю «нужность» и сложность системы ПДД)
8. Отсутствует возможность обучения подростков на тренажерах
9. Предлагаемые конкурсы («Безопасное колесо», стенгазет) не очень привлекательны для детей, т.к. подготовка к ним требует наличия определенных реквизитов, часто отсутствующих в школах, например, велосипедов, а предлагаемые для изучения вопросы либо некорректно составлены, либо требуют бездумного зазубривания правил для автомобилистов.
10. Часто существует формальный подход учителей к обучению детей ПДД
11. Отсутствие единых основных требований к оформлению классных «Уголков дорожной азбуки», «Уголков ПДД» и пр.
12. Отсутствие законных наказаний при нарушении школьниками ПДД (нет ответственности родителей за нарушение (незнание) их детьми ПДД; усиление действий ГИБДД на оживлённых переходах, особенно вблизи школ)
13. Может быть, стоит провести обсуждение каких-то тем по ПДД в форме дебатов, совместных рейдов, т.к. подобные мероприятия вызывают интерес у подростков (можно привлечь учащихся разного возраста для участия в необычных мероприятиях по ПДД, как в качестве участников, так и в качестве помощников организаторов с соответствующей системой поощрения)
14. Отсутствие взаимозаинтересованности/обратной активной связи «школа — ГИБДД»
15. Отсутствие «курсов» для учащихся, по окончании которых они могут посетить «учебные центры ГИБДД» (представления кинологов, тренажеры, машины, и т.д., могут получить «корочки» по знанию теории ПДД, льготу при дальнейшем обучении на курсах вождения и пр.).
Конечно, представленные выше проблемные моменты, в той или иной степени решаются, но не так интенсивно как хотелось бы.
В заключении представим существующие и перспективные средства обучения основам безопасности дорожного движения:
Плакатыдолжны содержать сведения справочного характера, необходимые учащимся. Плакаты целесообразно сгруппировать по тематическим блокам (модулям) программы и хранить в отдельных шкафах или на стеллажах.
Слайды (фолии) широко используются в учебном процессе. Их также можно изготавливать самостоятельно на прозрачных пленках (носителях) необходимого формата с использованием компьютерной графики и других технологий.
Учебные видеофильмы и видеосюжеты из циклов «Знай и умей», «Катастрофы недели», «Вы - очевидец», «Служба спасения», «Чрезвычайное происшествие» и др. Эти материалы можно использовать в учебном процессе полностью и фрагментарно.
Учебные материалы на компьютерных носителях (CD, DVDи др.) для демонстрации с помощью персонального компьютера и мультимедийного проектора.
Макеты и образцы приборов и оборудования - средств безопасности дорожного движения, различных вариантов дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, указателями, светофорами и др., которые могут использоваться в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей:игровой макет (в помещениях), уличный детский городок, Массогабаритные макеты и натурные образцы, Игровые макеты дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, светофорами и т.д., Детские электромобили, велосипеды, самокаты, макеты автомобилей, дорожных знаков, светофоров.
Компьютерные обучающие программы и пособия - учебники, мультимедиаэнциклопедии и другие электронные обучающие ресурсы - могут применяться в рамках традиционных методов и дистанционном обучении. Примеры таких программ: Электронная библиотека наглядных пособий по ОБЖ (Издательство «Дрофа», ООО «Кирилл и Мефодий»), Безопасность на улицах и дорогах (НТЦ «Поиск-21»), Электронная библиотека наглядных пособий по безопасности дорожного движения (Фирма ООО «Эконавт»).
Крупнейшие отечественные производители учебно-методических пособий по тематике безопасности дорожного движения: ОАО «Медиус» (бывшее «Медучпособие»), Российское научно-производственное объединение (РНПО) «Росучприбор», Производственное объединение «Зарница», Фирма ООО «Эконавт», НТЦ «Поиск-21».
Вряд ли найдется учитель, которого нужно убеждать в необходимости обучения школьников безопасному поведению на дороге. Учебно-воспитательная работав этом направлении получила нормативную регламентацию. Приказом Минобрнауки РФ от 19 октября 2009 г. № 427 в федеральный компонент государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования внесены дополнения об обязательном изучении правил безопасности дорожного движения. Дополнения ФГОСа повышают злободневность предлагаемого материала. При этом на уровне регионов также принимаются меры по изучению правил дорожного движения. Как пример, в Санкт-Петербурге с 2009 года, внедрена программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу ОБЖ для учащихся 5 - 9 классов (учебные пособия по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 5, 6, 7, 8, 9 классов» (авт. Данченко С.П., Форштат .Л.) и «Методические рекомендации по правилам и безопасности дорожного движения в помощь учителям по проведению уроков в 5, 6, 7, 8 и 9 классах» (авт. Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л.).
Таким образом, выводы очевидны:
· обучение правилам и безопасности дорожного движения должно стать обязательным и непрерывным, начиная с дошкольного возраста и заканчивая вузом;
· количество учебных часов должно быть сообразным решаемой проблеме;
· содержание учебных программ должно соответствовать принципиально новой концепции обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которой:
- необходимо изучение психологии поведения участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым;
- необходим поиск истинных причин ДТП, а не фиксирование их последствий;
- требуется не механическое заучивание ПДД, а проникновение в смысл и формирование умения сознательно применять их;
- должно быть осознанное, а не принудительное законопослушание;
- обязательно взаимное уважение участников дорожного движения.
Только комплексное решение представленных выше проблем всеми заинтересованными сторонами может улучшить состояние обучения и преподавания вопросов ПДД в образовательных учреждениях.
Знание ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.