Дополнительная образовательная программа как инструмент развития личности и интеллектуального потенциала одарённых школьников
Прищепёнок Н. С., методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
Одна из приоритетных задач современного образования – реализация потенциальных возможностей и развитие интеллектуально одарённых детей. Работа с такой категорией детей – это сохранение национального генофонда России, формирование будущей профессиональной элиты в различных областях профессиональной деятельности.
К сожалению, программы, реализуемые на сегодняшний день в общем среднем школьном образовании, не могут в необходимой мере обеспечить процесс развития творческих и интеллектуальных способностей одарённых детей. Встать на путь решения этой проблемы призвано дополнительное образование детей.
Система дополнительного образования предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, времени её освоения с учётом индивидуальных особенностей. В дополнительном образовании реализуется главный принцип в работе с одарёнными и высокомотивированными детьми – предоставление возможностей и создание условий для развития навыков мыслительной деятельности, самостоятельного освоения новых знаний в процессе исследования различных проблем.
Одна из образовательных структур МОАУ ДОД «ЦРДТЮ г. Кирова» - научное общество учащихся «Вектор» - уже почти два десятилетия объединяет ведущих учёных вузов города, талантливых студентов, одарённых школьников, включая их в совместную исследовательскую, творческую деятельность.
Педагоги научного общества «Вектор», образовательной структуры ЦРДТЮ - это преподаватели, учёные вузов г. Кирова. Одним из основных условий открытия в НОУ научной секции является разработка педагогом дополнительной образовательной программы по тематике, актуальной для одарённых школьников города, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Важность дополнительной образовательной программы в процессе обучения одарённых детей трудно переоценить. Именно поэтому методическая служба ЦРТДЮ г. Кирова уделяет этому аспекту образовательного процесса особое внимание.
Программа должна соответствовать индивидуальным и психологическим особенностям обучающихся, быть востребованной, современной, практико-ориентированной.
Все программы НОУ носят инновационный характер и ориентированы на работу педагогов с детьми, имеющими склонность к поисковой и исследовательской деятельности. Педагоги выбирают для реализации программы наиболее эффективные формы и способы подачи материала, определяют оптимальный режим освоения программы каждым отдельным обучающимся; условия реализации программы, количество обучающихся. Это особенно важно, так как именно возможность углублённого предметного образования, с использованием необходимой материально-технической и методической базы по изучаемым темам, может развить заинтересованность ребёнка в изучении той или иной предметной области, удовлетворить потребность более глубокого исследования выбранной тематики.
Методической службой Центра разработаны специальные рекомендации для педагогов НОУ «Вектор» по разработке образовательной программы научной секции.
На первоначальном этапе становления НОУ педагоги разрабатывали учебно-тематические планы по годам обучения, после апробации которых были разработаны программы, прошедшие утверждение на заседаниях кафедр вузов (по основному месту работы преподавателей НОУ «Вектор», на базе которых работают научные секции НОУ). Все программы также проходят утверждение на методическом совете ЦРТДЮ. Таким образом, мы достигаем соответствия качества содержания программ и рекомендуемого стандарта их оформления.
Решением Управления образования г. Кирова Учёному Совету НОУ «Вектор» дано право присваивать дополнительным образовательным программам статус авторских. На сегодняшний день по авторским программам работает % педагогов НОУ. Программами охвачены такие направления, как: естественно - научное, техносфера, социально-экономическое и гуманитарное. Все программы практико ориентированы и основываются на актуальных проблемах развития научных направлений, разрабатываемых педагогами НОУ в вузах города. Примеры реализуемых программ: «Промышленная экология», «Физико-химические основы природных процессов», «Биотехнология», «Научные методы обработки экспериментальных результатов», «Актуальные вопросы кардиореспираторной системы», «Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания» и др.
Занимающиеся исследовательской работой называют мотивами своей деятельности следующие: познавательный – получать новые знания, расширять кругозор; развивающий - возможность личностного развития, самоутверждения; профессиональный - углубление знаний по выбранной для дальнейшего обучения специальности; коммуникативный – приобретение опыта выступления перед аудиторией.
Дополнительная образовательная программа НОУ «Вектор» отражает особенности образовательного процесса с одарёнными детьми. В процессе её составления каждый педагог обязательно сопоставляет цели и задачи программы с целями базисного учебного плана по соответствующему предмет, с тем, чтобы как можно тщательнее проработать содержание каждого года обучения. Педагоги структурируют содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на каждую из них; определяют дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудования и приборы, программы информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса. Всё это тщательнейшим образом фиксируется в разделе «Условия реализации программы», особенно актуальном, так как занятия по программе проходят на базе вузов города, т. е. имеется максимум условий для более углублённого раскрытия содержания программ.
Для более успешной реализации программы, содержание третьего года обучения в НОУ «Вектор» состоит из вариантов организации научно-исследовательской деятельности обучающихся по индивидуальным темам. Сюда входят: теоретические занятия по подбору литературы по теме исследования; написание рефератов, ведение журнала эксперимента; обсуждение докладов к научно-практическим конференциям; изучение и освоение методик подготовки устного и стендового доклада. На практических занятиях обучающиеся выбирают методики проведения экспериментов и получения результатов, методики описания и обработки полученных результатов; формируют базы статистических данных по итогам исследования; обрабатывают данные проводимых экспериментов; готовятся к выступлениям на конференциях; составляют аннотации докладов; готовят иллюстративный материал. Важной частью содержания программы третьего года обучения является участие в научных мероприятиях – Конгрессе молодых исследователей, Соревновании молодых исследователей Приволжского федерального округа и др.
Программа каждого педагога научного общества обязательно имеет Приложение с перечислением тематики научно – исследовательских работ обучающихся. Темы выбираются в соответствии с интересами детей и реальными возможностями их глубокого изучения.
Так, например, в программе «Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания» педагога НОУ «Вектор» кандидата технических наук, доцента Лопатина Олега Петровича, зафиксированы наименования работ обучающихся следующей тематики:
- Дудырев Иван – «Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах дизелей путём применения сжатого природного газа»;
- Козлов Кирилл - «Улучшение экологических показателей дизелей путём применения метаноло - топливных эмульсий»;
- Злобин Владислав – «Снижение дымности отработавших газов дизелей путём применения метилового спирта».
Практическая польза для окружающей среды от исследования подобных проблем несомненна.
Каждая программа НОУ содержит в себе раздел, раскрывающий методы диагностики результативности освоения программы. Педагоги создают так называемые контролирующие материалы: выделяют перечень проверяемых (согласно этапу обучения) умений; подбирают контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составляют план анализа работы в контексте поставленной цели контроля, которая позволяет получить объективную информацию для коррекции учебного процесса каждого конкретного обучающегося.