Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы с родителями
в ЦППРК ГБОУ «Балтийский берег»

Центр психолого–педагогической реабилитации и коррекции ГБОУ «Балтийский берег» предназначен для стационарной реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ. Большинство подростков, поступающих в ЦППРК ГБОУ «Балтийский берег» помимо аддикции, имеют различный уровень школьной дезадаптации, несформированность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень коммуникативности, высокий уровень агрессии и тревожности. При первичном собеседовании и прохождении комиссии в ГБОУ ЦППРК большинство родителей называют причиной решения о прохождении ребенком стационарной реабилитационной программы конфликты с учителями, прогулы, неуспеваемость, негативное социальное окружение подростка или его неумение выстраивать отношения со сверстниками, компьютерную зависимость.

Вместе с тем, интервьюируя родителей и подростков непосредственно при поступлении в ЦППРК специалисты выявляют у подавляющего большинства семей нарушения детско-родительских взаимоотношений. Как отмечает Э.Г. Эйдемиллер: «причины патологизирующего воспитания могут быть различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное взаимодействие… Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют особенности самих родителей». Далее он выделяет как основные две группы причин отклонения личности самих родителей и их психологические проблемы, решаемые за счет ребенка.

Наиболее часто в своей работе мы встречаемся с неразвитостью родительских чувств приводящей к гиперпротекции, эмоциональному отвержению, жестокому обращению или раздражительно-враждебным отношением к своему ребенку одного или обоих родителей.

Еще одной причиной патологизирующего воспитания является вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания. В таких семьях воспитание является «полем битвы» родителей, а также других членов семьи: бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, супругов родителей, создавших новые семьи. Каждый из участников конфликта позволяет себе высказывать открытое недовольство друг другом, мотивируя это «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях бывает диаметрально-противоположной.

Не редки случаи гиперпротекции, когда подросток оказывается практически без внимания родителя или родителей. Не редко гиперпротекция сочетается с потворствованием любым потребностям подростка, чаще всего социально-бытовым.

Частым примером манипулирования родителем со стороны подростка и потворствованием его даже не потребностям, а желаниям со стороны родителей является разрешение родителей не ходить в школу, нахождение или возможности достать медицинские справки или иные документы, позволяющие как-то скрыть прогулы подростка.

Другим стилем воспитания, противоположным потворствованию, и тоже часто наблюдаемым в семьях наших воспитанников, является игнорирование потребностей подростка, при чем не только в эмоциональном контакте и общении с родителем, но базовых жизненных потребностей в нормальных жилищно-бытовых условиях, питании, медицинском обслуживании, одежде.

Для родителей, у которых дети появились слишком рано, когда еще не сформировано ответственное отношение к своим поступкам характерен неустойчивый тип воспитания, то есть резкая смена приёмов воспитательных взаимодействий: от строго воспитания к либеральному, от повышенного внимания к эмоциональному отвержению. По мнению К.Леонгарда, неустойчивый стиль воспитания содействует формированию таких черт характера подростка, как склонность противостоять любому авторитету.

Для более детального обследования причин нарушения процесса воспитания в семье может быть использован опросник для родителей “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ), разработанный в подростковом варианте В.Юстицкисом и Э.Г.Эйдемиллером в 1990 году. К сожалению, данный опросник содержит 130 вопросов, что не редко становится препятствием для его использования при работе с родителями ЦППРК.

Крайне интересные сведения были получены при анализе результатов диагностики “Подростки о родителях” (ПоР), разработанный Л.И.Вассерманом, И.А.Горьковой и Е.Е.Ромициной в 1983, 2001 гг. и представляющей модифицированный русскоязычный вариант словацкой методики ADOP (Матейчик З., Ржиган Г. 1983 гг).

Особенно информативно сравнение полученных данных с интервьюированием родителей, позволяющее сравнить установки, поведении подростков и методы их воспитания, так как их воспринимают родители и подростки. На основе полученных результатов можно выявить реальные недостатки стилей воспитания родителей, области наиболее вероятных детско-родительских конфликтов в конкретной семье.

К сожалению, большинство родителей, после зачисления подростков в программу стационарной реабилитации стараются минимизировать своё участие в самом процессе реабилитации, не стремятся выявить реальные причины, явившиеся предпосылками проблем своих детей. Они не интересуются динамикой реабилитационного процесса, личностными достижениями своего ребенка, предпочитая приехать один раз в несколько недель для того, чтобы привести конфеты и поинтересоваться успеваемостью.   Встречаются случаи когда родители в течении месяцев не посещают своего ребенка, и приходится обращаться к родителям с настоятельными просьбами приехать пообщаться с собственным сыном. Ценой больших усилий всего педагогического коллектива удаётся заинтересовать некоторых родителей жизнью в центре, достижениями его ребёнка. Но редкий родитель готов даже просто говорить о проблемах своих детей, а искать истоки этих проблем в своём стиле воспитания, конфликтах в семье, неблагоприятных семейных ситуациях – к такому готовы единицы.

Ряд воспитательных мероприятий, проводимых в центре, предназначены для того, чтобы растопить эмоциональное отчуждение и холодность между воспитанниками и их родителями. Например, ко Дню Матери воспитателем Криловецкой И.Г. было предложено воспитанникам по желанию сделать виртуальную открытку и выложить её маме на страницу в социальной сети “Вконтакте”, а так же в группе “Родительский клуб ЦППРК ГБУУ “Балтийский берег””. Тут стоит отметить, что данное предложение делалось ребятам тактично, помня о том, что не у всех из наших воспитанников есть мамы, кого-то воспитывают отцы, кого-то бабушки. 6 человек откликнулось на это предложение и очень творчески подошло к выполнению данного проекта. Надо отметить, что воспитателю был важен не только сам результат, но и общение с подростком во время выполнения данной работы. Многие ребята вдруг начинали достаточно откровенно делиться своими переживаниями, воспоминаниями и планами, связанными с жизнью в семье после окончания реабилитации. При таком доверительном общении с глазу на глаз воспитатель может сделать акценты на значимых событиях в жизни подростка, установках, скорректировать планы на будущее.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»