Методическая разработка занятия по развитию творческой активности
воспитанников методом арт-терапии
Волшебный мир Чюрлёниса
Афанасьева Ольга Игоревна,
воспитатель I категории ГБОУ «Балтийский Берег»,
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Форма занятия: мини-лекция с элементами арт-терапевтического тренинга и групповой дискуссией.
Время проведения: 45 минут.
Тип занятия: комбинированный (освоение нового материала, обсуждение, выполнение творческих заданий).
Цель занятия: развитие творческой активности воспитанников через изучение и осмысление художественного и музыкального творчества М. К. Чюрлёниса.
Задачи:
1. Знакомство с музыкальным и художественным наследием Чюрлёниса.
2. Формирование навыков творческой деятельности.
3. Мотивирование воспитанников к выражению своих эмоций и чувств через творческую деятельность.
4. Коррекция эмоционального состояния воспитанников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветные фломастеры, бумага для черчения формата А4.
Методическое обеспечение: видео-презентация к занятию.
Ход занятия.
I. Вступление.
Сегодня наше занятие будет посвящено тому, что мы с вами совершим удивительное путешествие в мир изобразительного искусства и музыки.
Цель нашего занятия – развить творческую активность через изучение и осмысление художественного и музыкального творчества знаменитого художника М. К. Чюрлёниса.
Хочу отметить, что художественное и музыкальное творчество помогает человеку выразить и исследовать самые различные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость, сострадание и т.д. Таким образом, мы воздействуем на наше эмоциональное состояние, развиваем способности самовыражения, самопознания и гармонизируем своё развитие.
Очень важно понимать, что когда человек соприкасается с картинами или музыкальными произведениями, когда он сам непосредственно рисует, пишет картины, лепит, т.е. занимается творчеством, он может:
1. Найти в самом себе выходы из сложных жизненных ситуаций.
2. Развить творческие способности
3. Повысить самооценку
4. Развить самоконтроль
5. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах
6. Проработать подавленные чувства и мысли.
Вообще каждый человек индивидуален и неповторим. Его внутренний мир – это целая планета индивидуального восприятия и взаимодействия человек – человек, человек – природа, человек – искусство. Поэтому опыт этого взаимодействия развивает в нас творческую активность и гармонизацию личности.
II. Основная часть.
- Любите ли вы ходить в музеи и в каких музеях вы были?
- Ответы детей.
- А любите ли вы смотреть картины в музеях?
- Ответы детей.
- Пожалуйста, назовите своих любимых художников и их работы.
- Ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию и посмотреть картины литовского художника М. К. Чюрлёниса.
Слайд №1: портрет М. К. Чюрлёниса и годы его жизни.
Выбор именно этого художника был неслучайным. Он уникален тем, что не только написал более 300 картин за свою недолгую творческую жизнь, но и создал более 200 музыкальных произведений (серьёзная классическая музыка), таких как симфонические поэмы «В лесу», «Море». У этого художника было самобытное понимание природы, пространства, мистики, мироощущений. Он мечтал о добре, красоте, гармонии, что очень чётко просматривается в его произведениях.
Итак, сейчас вашему вниманию будет представлено 6 картин. Просмотр каждой картины будет длиться около 50 секунд. Но вы будете не просто наслаждаться просмотром, а я вас попрошу написать своё название каждой картины и потом рассказать, какие мысли, чувства, эмоции вызвал в вас просмотр каждой картины.
Приступаем к 1-ому заданию.
Я вам раздаю листы бумаги с цифрами по порядку от 1 до 6.
Написать название картины.
1
2
3
4
5
6 |
Во время просмотра каждой картины напишите её название и подумайте, почему именно так вы её назвали.
Далее идут один за одним слайды №2, 3, 4, 5, 6, 7 (просмотр каждого слайда – 50 секунд). Авторские названия картин воспитанникам не озвучиваются.
Слайд №2 – «День».
Слайд №3 – «Лесная музыка. Шелест леса».
Слайд №4 – «Закат».
Слайд №5– «Короли. Сказка».
Слайд №6 – «Сотворение Мира».
Слайд №7 – «Мысль».
Далее на экране появляется слайд №8, на котором изображены все картины с названиями автора.
Работа после просмотра слайдов.
Каждый воспитанник читает свои названия картин и озвучивает свои мысли, чувства, эмоции, вызванные просмотром. Ребята сравнивают свои названия с авторскими. Воспитатель комментирует совпадения ассоциаций, выделяет наиболее яркие, образные ответы обучающихся.
Как я вам уже сказала, М. К. Чюрлёнис писал серьёзную классическую музыку. И моё второе задание будет таким.
2-ое задание– давайте попробуем нарисовать музыку.
Вашему вниманию будет представлено 4 музыкальных фрагмента. Прослушивание каждого фрагмента будет длиться тоже около 50 секунд. Переверните, пожалуйста, ваши листы.
Рисуем музыку |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Во время и после прослушивания напишите названия музыкальных фрагментов и нарисуйте те образы, которые вызывает в вас музыка. Итак, мы начинаем (названия музыкальных фрагментов воспитанникам не озвучиваются).
Слайд №8 – «Море».
Слайд №9 – «Сновидения».
Слайд №10 – «Весенний луч».
Слайд №11 – «Победа».
А теперь посмотрим названия музыкальных фрагментов автора и результаты вашего творчества.
Слайд №13:названия всех 4-х музыкальных фрагментов.
После обсуждения 2-ого задания переходим к подведению итогов занятия.
III. Заключительная часть.
Слайд №14:портрет художника и его картины.
Мне хотелось бы подвести итоги сегодняшнего занятия. Как мы убедились М. К. Чюрлёнис был и художником, и композитором.
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:
- Какая из сторон творчества Чюрлёниса произвела на вас большее впечатление: визуальный ряд картин или музыкальные фрагменты?
- Ответы воспитанников.
Спасибо вам большое за занятие. Мне было с вами интересно, комфортно и приятно работать.
Ссылки:
1. Репродукции картин взяты с сайтов:
www.bibliotekar.ru
www.artcontext.info
www.scribd.com
2. Музыкальные фрагменты взяты с сайта http://portasound.ru