Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка занятия по развитию творческой активности
воспитанников  методом арт-терапии

 Волшебный мир Чюрлёниса

Афанасьева Ольга Игоревна,
воспитатель
I категории ГБОУ «Балтийский Берег»,
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

 Форма занятия: мини-лекция с элементами арт-терапевтического тренинга и групповой дискуссией.

Время проведения: 45 минут.

Тип занятия: комбинированный (освоение нового материала, обсуждение, выполнение творческих заданий).

Цель занятия: развитие творческой активности воспитанников через изучение и осмысление художественного и музыкального творчества М. К. Чюрлёниса.

Задачи:

1.     Знакомство с музыкальным и художественным наследием Чюрлёниса.

2.     Формирование навыков творческой деятельности.

3.     Мотивирование воспитанников к выражению своих эмоций и чувств через творческую деятельность.

4.     Коррекция эмоционального состояния воспитанников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветные фломастеры, бумага для черчения формата А4.

Методическое обеспечение: видео-презентация к занятию.

 

Ход занятия.

 

       I.            Вступление.

 

Сегодня наше занятие будет посвящено тому, что мы с вами совершим удивительное путешествие в мир изобразительного искусства и музыки.

Цель нашего занятия – развить творческую активность через изучение и осмысление художественного и музыкального творчества знаменитого художника М. К. Чюрлёниса.

Хочу отметить, что художественное и музыкальное творчество помогает человеку выразить и исследовать самые различные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость, сострадание и т.д. Таким образом, мы воздействуем на наше эмоциональное состояние, развиваем способности самовыражения, самопознания и гармонизируем своё развитие.

Очень важно понимать, что когда человек соприкасается с картинами или музыкальными произведениями, когда он сам непосредственно рисует, пишет картины, лепит, т.е. занимается творчеством, он может:

1.     Найти в самом себе выходы из сложных жизненных ситуаций.

2.     Развить творческие способности

3.     Повысить самооценку

4.     Развить самоконтроль

5.     Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах

6.     Проработать подавленные чувства и мысли.

Вообще каждый человек индивидуален и неповторим. Его внутренний мир – это целая планета индивидуального восприятия и взаимодействия человек – человек, человек – природа, человек – искусство. Поэтому опыт этого взаимодействия развивает в нас творческую активность и гармонизацию личности.

 

    II.            Основная часть.

 

-       Любите ли вы ходить в музеи и в каких музеях вы были?

-       Ответы детей.

-       А любите ли вы смотреть картины в музеях?

-       Ответы детей.

-       Пожалуйста, назовите своих любимых художников и их работы.

-       Ответы детей.

А сейчас я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию и посмотреть картины литовского художника  М. К. Чюрлёниса.

 

Слайд №1: портрет М. К. Чюрлёниса и годы его жизни.

Выбор именно этого художника был неслучайным. Он уникален тем, что не только написал более 300 картин за свою недолгую творческую жизнь, но и создал более 200 музыкальных произведений (серьёзная классическая музыка), таких как симфонические поэмы «В лесу», «Море». У этого художника было самобытное понимание природы, пространства, мистики, мироощущений. Он мечтал о добре, красоте, гармонии, что очень чётко просматривается в его произведениях.

Итак, сейчас вашему вниманию будет представлено 6 картин. Просмотр каждой картины будет длиться около 50 секунд. Но вы будете не просто наслаждаться просмотром, а я вас попрошу написать своё название каждой картины и потом рассказать, какие мысли, чувства, эмоции вызвал в вас просмотр каждой картины.

 

Приступаем к 1-ому заданию.

Я вам раздаю листы бумаги с цифрами по порядку от 1 до 6.

 

 

Написать название картины.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

 

 

Во время просмотра каждой картины напишите её название и подумайте, почему именно так вы её назвали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее идут один за одним слайды №2, 3, 4, 5, 6, 7 (просмотр каждого слайда – 50 секунд). Авторские названия картин воспитанникам не озвучиваются.

Слайд №2 – «День».

Слайд №3 – «Лесная музыка. Шелест леса».

Слайд №4 – «Закат».

Слайд №5– «Короли. Сказка».

Слайд №6 – «Сотворение Мира».

Слайд №7 – «Мысль».

Далее на экране появляется слайд №8, на котором изображены все картины с названиями автора.

 

Работа после просмотра слайдов.

Каждый воспитанник читает свои названия картин и озвучивает свои мысли, чувства, эмоции, вызванные просмотром. Ребята сравнивают свои названия с авторскими. Воспитатель комментирует совпадения ассоциаций, выделяет наиболее яркие, образные ответы обучающихся.

Как я вам уже сказала, М. К. Чюрлёнис писал серьёзную классическую музыку. И моё второе задание будет таким.

2-ое задание– давайте попробуем нарисовать музыку.

Вашему вниманию будет представлено 4 музыкальных фрагмента. Прослушивание каждого фрагмента будет длиться тоже около 50 секунд. Переверните, пожалуйста, ваши листы.

 

 

Рисуем музыку

1

2

3

4

 

Во время и после прослушивания напишите названия музыкальных фрагментов и нарисуйте те образы, которые вызывает в вас музыка. Итак, мы начинаем (названия музыкальных фрагментов воспитанникам не озвучиваются).

Слайд №8 – «Море».

Слайд №9 – «Сновидения».

Слайд №10 – «Весенний луч».

Слайд №11 – «Победа».

А теперь посмотрим названия музыкальных фрагментов автора и результаты вашего творчества.

Слайд №13:названия всех 4-х музыкальных фрагментов.

После обсуждения 2-ого задания переходим к подведению итогов занятия.

 

 III.            Заключительная часть.

Слайд №14:портрет художника и его картины.

Мне хотелось бы подвести итоги сегодняшнего занятия. Как мы убедились М. К. Чюрлёнис был и художником, и композитором.

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:

-       Какая из сторон творчества Чюрлёниса произвела на вас большее впечатление: визуальный ряд картин или музыкальные фрагменты?

-       Ответы воспитанников.

Спасибо вам большое за занятие. Мне было с вами интересно, комфортно и приятно работать.

 

Ссылки:

1.     Репродукции картин взяты с сайтов:

www.bibliotekar.ru

www.artcontext.info

www.scribd.com

2.     Музыкальные фрагменты взяты с сайта   http://portasound.ru

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»