Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

Адаптированная программа по классу гитары
для ДМШ и ДШИ

(трёхлетний курс)

  Куринская Вероника Андреевна,
преподаватель МОУ ДОД высшей категории
Детская школы искусств им. Чайковского П. И.
Московского района

Пояснительная записка.

Детская школа искусств как учреждение дополнительного образования детей оказывает значительное влияние на эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и  мировоззрение учащихся, на развитие гармонической личности.

Одним из популярнейших музыкальных  инструментов сегодня является гитара. Она имеет многовековую историю. Предшественник гитары точно не установлен, бесспорно, только его восточное происхождение. Принято вести родословную гитары от лютни, завезённой арабами в Европу в средние века и имевшей большое значение в культуре эпохи Возрождения. С 13 века гитара широко известна в Испании. В народном музицировании использовалась сначала четырёхструнная гитара, в 16 веке она превратилась в пятиструнную, а в середине 18 века в шестиструнную и в этом «классическом» виде получила распространение во всём мире. На шестиструнной гитаре применяются самые разнообразные приёмы звукоизвлечения, с помощью которых выявляются её богатые красочные возможности. Гитара отличается от многих других струнных музыкальных инструментов. У неё имеются широкие возможности воспроизведения аккомпанемента, который состоит в основном из различных последований аккордов, сопровождающих развитие мелодической линии. Кроме того, она обладает своеобразным тембром звучания. Перечисленные свойства гитары дают возможность применять её в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента. Шестиструнная гитара становится обязательным инструментом разнообразных коллективах. Благодаря этому её услышали и полюбили широкие круги населения, и в первую очередь молодёжь.

В курсе  музыкальной школы этот инструмент издавна занимает достойное место. Его преподавание ведётся по программе государственного образца и рассчитано на пяти или семилетний цикл. Однако часто с просьбой о занятиях в классе гитары обращаются подростки, которые по каким – либо причинам не смогли обучиться в школе в более раннем возрасте и которые в силу своего более старшего возраста, физической и умственной подготовки могли бы  в более короткий срок освоить программу для детей с  пятилетним сроком обучения в ДМШ и ШОМО. Поэтому для таких учеников нужна программа с трёхгодичным сроком обучения. Если пятилетние и семилетние программы уже существуют, то программ по трёхлетней системе ощущается явная нехватка.

При составлении своей программы я опиралась на известную программу Г.А. Ларичевой.

Основная часть образовательной программы.

Первый год обучения.

За первый год обучения учащийся должен пройти  программу годовых требований за первый и второй класс ШОМО, т.е. за первое полугодие учащийся проходит программу первого класса, а за второе полугодие второго класса (гаммы, этюды, пьесы – по программе Г.А. Ларичевой). Но, т.к. учащийся трёхгодичник ограничен во времени обучения, то реально он сможет за этот год пройти 5-7 этюдов, 5-7 пьес (в отличие от программы Г.А. Ларичевой).

В конце первого полугодия для учащихся проводятся прослушивания с оценкой, где исполняются на сцене две разнохарактерные пьесы.

Второй год обучения

За второй год обучения учащийся должен пройти программу годовых требований за третий и четвёртый класс ШОМО. т.е. за первое полугодие учащийся проходит программу третьего класса, а за второе полугодие программу четвёртого класса, (гаммы, этюды, пьесы, ансамбли - по программе Г.А. Ларичевой, но количественно уменьшенную в два раза из-за сроков обучения). Во втором полугодии для учащихся проводится технический зачёт с оценкой, где исполняются гаммы, этюд, проверяются знание музыкальных терминов, приёмов игры  и штрихов с показом на инструменте.

В конце учебного года учащийся должен исполнить на переводном экзамене один этюд, одно произведение крупной формы или полифоническое, одну пьесу.

Третий год обучения

В течение года учащийся должен пройти программу пятого класса ШОМО. Подготовить к концу года выпускную программу, которая включает в себя четыре произведения: этюд, полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса. В течение года для учащихся выпускного класса проводятся три прослушивания:

1) Вся программа играется в классе по нотам .

2) Вся программа играется в зале наизусть (с оценкой).

3)  Вся программа играется в зале, концертный вариант (с оценкой).

Учебно-тематический план.

Задачи 1-го класса, первого полугодия:

  • Посадка учащегося с инструментом.
  • Постановка руки и пальцев учащегося на инструменте, организация игровых движений начинающего гитариста.
  • Элементарное звукоизвлечение (tirando, apoyando).
  • Изучение нот на грифе гитары. Игра по нотам. Игра наизусть.
  • Специальные обозначения и термины: 1) 1 -  6  - струны гитары. 2)  1,2,3,4- пальцы левой руки. p,i,m,a,e (+ . .. …) – пальцы правой руки.
  • - лады грифа.
  • Динамические оттенки.
  • - лига, legato.
  • - Реприза.                                        – вольты.

Примерные программы контрольных прослушиваний первого полугодия.

1.a) Л. Панайотов «Этюд» (До – маж), (1) стр.26.

б) Р. н. п. в обр. Токарева «Да, в огороде», (1) стр.27.

в) Ф. Карулли «Вальс» (До – маж), (2) стр.31.

2.а) А. Иванов – Крамской «Этюд №2» (Ля - маж, Allegretto), (2) стр. 7.

б) В. Калинин «Маленький испанец», (1) стр. 49.

в) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Степь да степь кругом», (1) стр. 38.

3.а) Ф. Карулли «Этюд» (До – маж.) , (2) стр. 25.

б) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Ой, полным - полна коробушка», (1) стр. 37.

в) М. Каркасси «Полька» (Соль - маж), (1) стр. 44.

Обработки народных песен:

  • Р. н.п. «Эх, ухнем», (1) стр. 16.
  • Укр. н.п. «Ой, ты дивчина заручённая», (1) стр. 17.
  • Бел. н.п. «Савка и Гришка» (Ля - маж), (1) стр. 19.
  • Чеш. н.п. «Аннушка» (Ля - маж), (1) стр. 23.
  • Р. н.п. в обр. Токарева «Летал голубь, летал сизый», (1) стр. 24.
  • Р. н. п. в обр. В. Калинина «Как под горкой», (1) стр. 24
  • Р. н. п. «Ивушка», (1) стр. 41.

Произведение русских, советских и зарубежных композиторов.

  • Й. Поврожняк «Андантино» (Соль - маж), (1) стр. 26.
  • Л. Панайотов «Этюд» (До - маж), (1) стр. 26.
  • Ф. Карулли «Вальс» (До - маж), (1) стр. 31.
  • М. Джулиани «Аллегро» (ля - мин), (1) стр. 82.
  • П. Хилл, М. Хилл « С днём рождения», (рукопись)
  • Д. Фортеа «Вальс», (ля - мин).

Задачи 1-го класса, второго полугодия:

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально – образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Развитие начальных навыков  смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка  к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники барэ.

Примерные программы контрольных прослушиваний второго полугодия.

1.  а) А. Диабелли «Этюд», (Ля - маж, Piu moto).

б) А. Гречанинов «Мазурка» (ля - мин), (3).

в) Р. н.п. в обр. О. Крохи «Мой костёр», (1) стр. 67.

2. а) М. Каркасси «Этюд» (ля - мин, быстро), (3) стр. 54.

б) Старинная английская песня в обр. И. Пермякова «Зелёные рукава».

в) Р. н.п. в обр. В. Осинского «Как ходил, гулял Ванюша», (1).

3. а) Ф. Сор «Этюд» (ми-мин,andante).

б) Аранж. С. Теплякова «Падающие звёзды», (рукопись)

в) Р.н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «То не ветер ветку клонит», (1) стр. 70.

Обработки народных песен.

  • Р.н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «Метелица».
  • Вариации на р.н.п. «Ходила младёшенька», (До - маж), (3) стр. 21.
  • Р.н.п. в обр. Е. Ларичева «Вот мчится тройка почтовая», (4) стр. 66.
  • Р.н.п. в обр. Е. Ларичева «Светит месяц», (4) стр. 68.
  • Р.н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «Утушка луговая», (1) стр. 71.
  • Р.н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «Под окном черёмуха колышется», (1) стр. 70.

 

Произведения русских, советских и зарубежных композиторов.

  • Э. Шварц-Рейфлинген «Прелюдия» (ми - мин), (4) стр. 64.
  • М. Джулиани «Пьеса» (Animato).
  • В. Баснер «Романс» (Из кинофильма «Дни турбинных»).
  • Аранж. С. Теплякова «Go Down, Moses», (рукопись).
  • Б.Мокроусов «Одинокая гармонь», (1) стр. 55.
  • В.Калинин «Песенка у костра», (1) стр. 100.
  • А. Рамирес «Странники», (5)

 

Задачи 2-го класса, первого полугодия:

Развитие музыкально – образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиции, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техника легато и барэ. Смешанное легато, подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Приём апояндо. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле.

Примерные программы контрольных прослушиваний первого полугодия.

1.а) М. Каркасси «Этюд №3» (Ля - маж), (1) стр. 70.

б) П. Роч. «Хабанера».

в) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Однозвучно гремит колокольчик»,

(1) стр. 81.

2.  а) А. Кано «Этюд - романс».

б) Р. н.п. в обр. В. Калинина «Ах вы, сени мои, сени», (1) стр. 75.

в) Старинный романс в обр. Н. Самуся «Две гитары», (1) стр. 78.

3. а) М. Каркасси «Этюд №7», (ля - мин).

б) Р. н.п. в обр. А. Иванова - Крамского «Ты пойди моя коровушка домой», (1) стр. 79.

в) Д. Каччини «Аве Мария».

Обработки народных песен, романсов.

  • Р. н.п. в обр. В. Калинина «Зачем тебя я милый мой, узнала», (1) стр. 79.
  • Б. Фомин, обр. О. Крохи «Ехали цыгане».
  • Русский романс «Клён ты мой опавший».
  • А. Варламов, переложение Е. Ларичева «На заре ты её не буди».

Произведение русских, советских и зарубежных  композиторов.

  • Е. Петербуржский «Синий платочек».
  • Н. Рота «Поговори со мной» (из кинофильма «Крёстный отец»).
  • Дж. Леннон и П. Маккарти. Аранжировка В. Колосова «Вчера».
  • Ф. Карулли «Андантино» (До – маж), (6) стр. 4.
  • А. Иванов - Крамской «Прелюдия» (До - маж, allegro moderato), (6) стр. 8.
  • Ф. Лей. Аранжировка В. Колосова «История любви»

Задачи 2-го класса, второго полугодия:

Развитие музыкально – образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, барэ, вибрации и легато. Мелизмы. Искусственные флажолеты.

Примерные программы контрольных прослушиваний за второе полугодие.

1.  а) Ф. Сор «Этюд» (ми – мин) №8 ф35,1.

б) М. Шишкин. Обработка В. Колосова «Ночь светла».

в) Итал. н.п. в обр. И. Пермякова «Красивое небо».

2. а) М. Джулиани «Аллегретто» (До – маж.), (6) стр. 8.

б) С. Иродье «Голубка», (6) стр. 12.

в) Р. н.п. в обр. Е. Ларичева «Над полями», (4) стр. 66.

3. а) М. Джулиани «Этюд» (ми – мин, Affettuso), (6) стр. 23.

б) К. Веласкес «Be same Mucho», (6) стр. 14.

в) В. Колосова «Ты всё для меня».

Обработки народных песен и танцев:

  • Ред. Н.Г. Кирьянова «Кубинский народный танец».
  • М. Александрова, обр. р. н.п. «У нас нынче субботея».
  • А. Иванова – Крамского обр. р. н.п. «Ах ты, душечка», (7) стр. 97.
  • В. Калинин обр. р. н.п. «Ах ты, зимушка – зима», (1) стр. 77.

Произведение русских, советских и зарубежных композиторов.

  • Л. Бонфа «Чёрный Орфей (Утро любви), (6) стр. 35.
  • Х. Родригес «Кумпарсита» (Аргентинское танго), (6) стр. 38.
  • Н. Харито редактор А. Минаева «Отцвели хризантемы», (6) стр. 40.
  • Музыка неизвестного автора, редактор А. Минаева «Тёмно – вишнёвая шаль», (6) стр. 41.
  • Б. Фомин, редакция А. Минаева «Только раз бывают в жизни встречи», (6) стр. 42.
  • Л. Феррари «Домино».
  • Б. Кемпферт обр. В. Колосова «Путники в ночи».
  • П. Чайковский «Неаполитанская песенка».
  • А. Иванов – Крамской «Этюд – юмореска».
  • П. Роч. «Вальс».

Задачи 3-го класса:

Дальнейшее развитие музыкально – художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышения требовательности к выразительному исполнению. Усложнения ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглости пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.

Примерные программы выпускных экзаменов.

1.а) Э. Вила – Лобос «Этюд №1» (ми – мин), (6) стр. 45.

б) И.С. Бах в переложении А. Сеговии «Прелюдия», (6) стр. 43.

в) А. Лоскутов «Экспромт».

г) А. Иванова – Крамского вар. на р. н.п. «Я на камушке сижу».

2.а) М. Джулиани «Этюд» (ля - мин. ор. 100 №11).

б) Я.А. Лози в переложении К. Проакиса «Партита ля минор».

в) А. Гомес «Романс», (8).

г) М. Высоцкий обр. р. н.п. «Уж как пал туман», (9).

3.а) А. Иванов – Крамской этюд «Грёзы» (Ре – маж).

б) Ф.Э. Бах «Маленькая фантазия».

в) В. Чиара в обр. В. Колосова «Испанское болеро».

г) А. Иванов – Крамской фантазия на тему р. н.п. «Выхожу один я на дорогу».

Полифонические произведения.

  • М. Джулиани «Рондо ре -  маж».
  • Ж. Дюарт «Прелюд», (11).
  • Ф. Сор «Allegro» (До – маж), соч. 5 №4.
  • И.С. Бах «Гавот из 3 сюиты».
  • М. Джулиани «Вальс» (ля – мин), соч. 57 №1.
  • А. Диабелли «Менуэт».
  • Я.А. Лози в переложении К. Проакиса «Партита ля минор».

Произведение крупной формы.

  • Е. Ларичев в обр. р. н.п. «Отдавали  молоду».
  • А. Сихра вар. на р. н.п.  «Ах, не лист осенний», (10).
  • А. Иванов – Крамской вар. на бел. н.п. «Перепёлочка», (11).
  • А. Иванов – Крамской вар. на р. н.п. «Ахти, матушка, голова болит», (12).
  • Е. Ларичев вар. на р. н.п. «Ивушка».
  • А. Иванов – Крамской вар. на р. н.п. «Во поле берёза стояла».
  • А. Иванов – Крамской вар. на р. н.п. «У ворот –  ворот», (13).
  • Ф. Сор вар. на тему старинной испанской песни «Фолия», (6).

Пьесы.

  • Альберт, обр. С. Семененкова «Чувства».
  • Лео Брауэр «Один день в ноябре».
  • П. Мориа «Токката».
  • Ф. Морено – Торроба «Фандангильо».
  • Х. Сагрерас «Калибри», (6).
  • Л. Бетховен «Элизе», (14).
  • Дж. Льюис «Джанго», (14).
  • П. Чайковский «Ноктюрн» (Andante sentimentale), (14).
  • А. Жобим «Самба одной ноты», (14).
  • В. Козлов «Баллада о Елене прекрасной».
  • М.Л. Анидо «Аргентинская народная мелодия».
  • Т. Буше «Самба».
  • Д. Фальво «Скажите, девушки».

Условия реализации программы.

Условия реализации программы.

 

Для реализации данной программы не требуется каких-либо особых условий. Как и при изучении любого инструмента нужна качественная гитара, нотная литература, инструктивный материал.

Главным условием реализации программы является её правильное методическое обеспечение.

 

Методическое обеспечение программы.

 

Обучение ведётся в индивидуальной форме.

Индивидуальное занятие является основной формой работы, т.к. оно играет главную роль в формировании музыканта. На индивидуальном уроке происходит развитие художественного мышления воспитанника, усвоение и закрепление знаний и исполнительских навыков: правильная посадка за инструментом, постановка правой и левой руки, развитие слуха, изучение нотной грамоты, развитие навыков разбора нотного текста, чтение нот с листа.  Полезен показ и исполнение некоторых мелодий на инструменте самим педагогом.

Для того чтобы личность ребёнка и его творческие способности развивались гармонично, педагогу с первых минут общения необходимо подобрать индивидуальный подход к воспитаннику, наладить контакт и творческую атмосферу взаимопонимания на уроке.

Успешное овладение инструментом и освоение основных навыков невозможно без домашних занятий. Продвижение во многом зависит от их правильной организации, рационального использования времени, отведенного для работы дома. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей для контроля над домашней работой.

Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний-концертов в конце каждого учебного полугодия, где родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей, услышать своего ребёнка в другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других детей. Также проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Литература.

1.В.Калинин. Юный гитарист. – Москва 1997г.

2.Н.Иванова – Крамская. Хрестоматия гитариста для

Учащихся 1- 2 класса ДМШ. – Ростов – на – Дону 2006г.

3. В. Яшнев, Б. Вольман. Школа самоучитель игры на шестиструнной гитаре - Ленинград 1984 г.

4. Е. Ларичев. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре - Москва 1995 г.

5. В.В. Гуркин. Библиотека гитариста. Популярные джазовые и эстрадные мелодии. Вып. 3. – Ростов – на – Дону 2000 г.

6. О.В. Зубченко. Хрестоматия юного гитариста для учащихся ДМШ 3 - 5 класс. - Ростов – на – Дону 2007 г.

7. А. Иванов – Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва 1686 г.

8. Ц. Вамба. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. - Москва 1961 г.

9. П. Вещицкий. Библиотека гитариста. Вып. 82. – Москва 1959 г.

10. Н. Михайленко. Шестиструнная гитара. Учебный репертуар для 4 класса детских музыкальных школ. – Киев 1981 г.

11. Е. Ларичев. Хрестоматия гитариста для 3 - 5 классов ДМШ. Вып. 1. – Москва 1972 г.

12. А. Иванов – Крамской. Пьесы, обработки, этюды для шестиструнной гитары. – Москва 1972 г.

13. П. Вещицкий. Педагогический репертуар гитариста для 5 класса ДМШ. Вып. 2. – Москва 1967 г.

14. В. Бровко. Гитара. От Бетховена до Пресли. Вып. 1. – Санкт – Петербург 2006 г.

15. А.Иванов – Крамской. Пьесы, обработки, этюды для шестиструнной гитары.- Москва 1972 г.

16. М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва 1991 г.

17. А. Николаев. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.- Санкт – Петербург 1999 г.

18. В. Бранд. Гитаре – слово. – Москва 2003 г.

19. В. Сазонов. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва  1985 г.

20. А. Иванов – Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Москва 1986 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»