Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Образовательная программа дополнительного образования детей

Практическая риторика «Мысль и слово»

 

Павлова Алевтина Николаевна,
педагог дополнительного образования школы №297
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Пояснительная записка

«Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить,
посеять смятение и безнадежность – и одухотворить».

(В.А. Сухомлинский)

Дополнительная образовательная программа «Практическая риторика «Мысль и слово» имеет культурологическую направленность. Уровень освоения программы общекультурный.

Современное общество нуждается в людях, способных самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом. Риторика – это обобщающая этика речевого общения, решающая проблемы нравственного выбора и их проявления в речевом поведении и общении. Она целиком направлена на то, чтобы воспитать человека, владеющего эффективной речью, то есть мастерством красноречия. Одновременно риторика – это и эстетика речевого поведения и речевого общения.

Главная особенность риторики в том, что она естественно, гармонично связана, прежде всего, с системой родного языка, знание которой, в свою очередь, отражается и сосредотачивается в языковой личности, в том, как эта личность умеет строить целесообразные высказывания, как владеет всем необходимым для этого языковым материалом, насколько осознанно, осмысленно это высказывание. Риторике в широком понимании этого слова, науке, обозначаемой этим термином, учатся всю жизнь, ибо нет предела совершенства нашей речи.

Актуальность программы состоит в том, что современная риторика – это не только общефилологическая дисциплина, но и общегуманитарная, чрезвычайно значимая для каждого человека, так как это не только теория и практика, но и философия речевого поведения.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что приобретение навыков владения родным языком, родной речью позволит ребенку синтезировать получаемые им знания. Именно в этом возрасте дети начинают писать исследовательские работы по общеобразовательным предметам, выступать на конкурсах исследовательских работ, принимать участие в научно-практических конференциях старшеклассников. Все эти выступления предполагают публичную защиту своих исследований.

Программа дополнительного образования «Практическая риторика» призвана сформировать у учащихся представление о месте и роли риторики в современном обществе, основных законах, правилах и приемах публичного речевого воздействия, а также сформировать у них практические риторические навыки эффективного выступления в основных риторических жанрах.

На первом году обучения акцент делается на изучение разных жанров, выразительное чтение. На втором и третьем годах обучения учащиеся овладевают приемами аргументации, умения вести полемику, учатся отстаивать свою позицию.

Программа предполагает углубление практических знаний, умений и навыков учащихся в сфере публичного выступления, культуры речи, повышение уровня подготовки учащихся в отстаивании и аргументации своей точки зрения, ведения полемики и дискуссии.

Цель данной программы: формирование речевой и коммуникативной культуры детей через углубление практических знаний, умений и навыков детей в сфере публичного выступления, культуры речи, повышение уровня подготовки детей в отстаивании и аргументации своей точки зрения, ведения полемики и дискуссии.

Соответственно определены следующие задачи программы:

обучающие:

- дать представление о риторике как искусстве и науке публичного выступления;

- познакомить с основами знаний о речевом общении, принципами его совершенствования;

- заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи;

- помочь ребенку освоить методы и способы работы над своей речью, принципы речевого поведения в различных ситуациях общения;

- научить выразительно читать тексты разных жанров;

- сформировать у детей навыки аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы;

развивающие:

- способствовать развитию умения передавать определенное эмоциональное состояние в процессе произнесения речи;

- способствовать развитию фонетического и фонематического слуха;

- способствовать развитию владения голосом, постановки речевого голоса;

- способствовать развитию творческого воображения;

- прививать интерес к процессу творчества;

воспитывающие:

- воспитывать внимательное отношение к звучащему слову;

- воспитывать ответственное отношение к сказанному слову в собственных высказываниях;

- воспитывать умение вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этикетных и этических норм;

- воспитывать силу воли, терпение, прилежание;

- воспитывать умение слушать и слышать собеседника;

- воспитывать умение преодолевать и предупреждать конфликты с применением методов конструктивной дискуссии.

Отличительные особенности данной программы состоят:

- в индивидуальном подходе к каждому ребенку в обучении;

- в доступности материала, предполагающей подбор текстов, близких по тематике, а также дискуссионные и игровые формы освоения теоретических знаний;

- в наглядности изучаемых языковых явлений, подтвержденной примерами из жизни и анализом типичных ошибок;

- в отдаче практически всего времени занятий активной устной речевой деятельности ребенка под руководством преподавателя.

В основе программы лежат принципы самонаблюдения, самоанализа и самооценки, реализуемые в постоянной активной риторической деятельности.

Огромное значение имеет практикум по публичному выступлению. Большинство занятий проводится с практическими выступлениями детей, либо (в начальной части изучения предмета) с выполнением активных риторических упражнений.

Риторика преподается как практический курс, то есть упор делается на развитие практических риторических навыков. Курс не предполагает сочинений, письменных работ, письменной подготовки и проверки преподавателем письменных текстов выступлений учащихся.

Программа дополнительного образования «Практическая риторика» предназначена для детей 13-16 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения: 1-й год обучения – 144 часа, 2-й год обучения — 144 часа, 3-й год обучения – 144 часа.

Используются различные формы организации занятий: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Особое внимание уделяется индивидуальной форме как наилучшей возможности сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.

В течение всего периода обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

К концу первого года обучения дети должны знать:

- основные этапы развития риторики;

- понятия «риторика», «речевой голос», «речевое воздействие»;

- виды чтения;

- порядок работы над текстом при подготовке к выразительному чтению;

уметь:

- отражать реальные ощущения в словесной форме;

- выделять в любых формах речи неясные по значению слова;

- определять тему высказывания и замысел автора и формулировать основную мысль;

- вычленять основные пафосные компоненты речи;

- передавать определенные эмоциональные состояния в процессе произнесения речи, используя также необходимые мимику и жесты.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- понятия «публичное выступление», «аргументация»;

- виды публичных выступлений по цели и по форме;

- общие требования к публичному выступлению; общие правила аргументации;

- приемы повышения эффективности публичного выступления;

уметь:

- создавать в устной форме текст на предложенную тему и по самостоятельному плану с элементами собственной оценки в зависимости от поставленной задачи;

- вести диалог;

- «слышать» оратора и выявлять при этом особенности передачи мысли при создании высказывания;

- кратко и полно передавать содержание текста различных жанров и типов речи, отбирая необходимые лексические средства;

- находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе;

- подбирать слова и выражения с учетом различных целей, задач, ситуаций общения при подготовке собственного высказывания

- оценивать эффективность, целесообразность, уместность, предложенной публичной речи.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

- понятия «дискуссия», «дебаты», «толерантность»;

- основные способы эмоционального воздействия на аудиторию;

- основные правила ведения дискуссии;

- основные правила проведения дебатов;

уметь:

- сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

- понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей; прогнозировать и устанавливать связи полученного с ожидаемыми результатами;

- находить и отбирать знания, материалы для реализации тем;

- произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;

- подготовить и произнести речь по заданной цели (теме, жанру);

- анализировать речь с учетом этических норм, эмоционального состояния человека;

- участвовать в дискуссии и вести дискуссию, подводя ее итоги в виде резюме.

Результативность освоения учащимися данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки: текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового); текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; тематический контроль умений и навыков после изучения тем; итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы, самоконтроль.

Дети участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения. Выразительная речь

№ п/п

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

 

2

2

 

2

Современная риторика и ее место в обществе

4

4

 

3

Речевая система человека

 

2

2

 

4

Дыхание

 

6

2

4

5

Дикция и произношение

 

20

4

16

6

Развитие речевого голоса

 

2

2

 

7

Выразительность звучащей речи.

24

4

20

8

Особенности чтения стихотворных и прозаических текстов.

28

8

20

9

Литературно-декламационные жанры и формы

24

6

18

10

Порядок работы над текстом при подготовке к выразительному чтению. Выразительное чтение текстов в разных жанрах.

30

6

24

11

Итоговое занятие

 

2

 

2

Итого за год:

144

40

104

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Второй год обучения. Практические выступления

№ п/п

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

 

2

2

 

2

Основные требования к публичному выступлению

24

10

14

3

Аргументация

 

30

8

22

4

Подготовка публичного выступления в различных жанрах

42

10

32

5

Эффективность публичного выступления

24

8

16

6

Риторическая практика в незнакомой аудитории

20

 

20

7

Итоговое занятие

 

2

 

2

Итого за год

 

144

38

106

 

Учебно-тематический план

Третий год обучения. Искусство полемики

№ п/п

Наименование темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

 

2

2

 

2

Понятие дискуссии

 

10

6

4

3

Спор как основа дискуссии

 

60

16

44

4

Правила проведения дебатов

 

70

16

54

5

Итоговое занятие

 

2

 

2

Итого за год

 

144

40

104

ВСЕГО

 

432

118

314

 

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения (144 часа)

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Теория (2 часа). Знакомство с планом работы на год. Порядок работы объединения.

 

Тема 2. Современная риторика, ее место в обществе (4 часа).

Теория (2 часа). Риторика как  наука об искусстве публичного выступления. Публичное выступление как официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Эффективность устной речи по сравнению с письменной речью.

История риторики. Риторика в Древней Греции и Риме. Риторика в средние века. Риторика нового времени. Исчезновение риторики в 19-м веке. Возрождение риторики в ХХ веке.

Риторика как раздел науки о речевом воздействии. Причины возникновения науки о речевом воздействии в ХХ веке: социально-политические, психологические, коммуникативные, экономические.

Риторика и демократия. Важность риторических навыков для  демократического общества. Отсутствие риторических традиций в политической и деловой жизни в России. Важность развития риторики в России.

 

Темы 3. Речевая система человека (2 часа).

Теория (2 часа). Строение речевой системы. Центральный и периферический отделы речевого аппарата, их роль в процессе голосообразования. Три системы, образующие периферический отдел речевого аппарата: голосообразующая, дыхательная и артикуляционная. Необходимость сознательного управления своим речевым аппаратом.

 

Тема 4. Дыхание (6 часов).

Теория (2 часа). Значение процесса дыхания в речевой деятельности. Особенности газообменного (физиологического) дыхания. Особенности речевого (фонационного) дыхания. Влияние осанки на процесс дыхания. Воспитание навыков правильного вдоха и выдоха.

Практика (4 часа). Упражнения для выработки навыков носового дыхания. Упражнения для освоения навыков фонационного дыхания.

 

Тема 5. Дикция и произношение (20 часов).

Теория (4 часа). Нормы произношения гласных и согласных звуков. Ударение в современном русском языке. Понятие дикции. Понятие артикуляции. Органы внутриглоточной артикуляции. Органы внешней артикуляции.

Практика (16 часов). Тренинг работы над дикцией. Массаж и гимнастика артикуляционного аппарата. Тренинг постановки гласных звуков. Тренинг постановки согласных звуков. Чтение скороговорок в работе над дикцией.

 

Тема 6. Развитие речевого голоса (2 часа).

Теория (2 часа). Понятие речевого голоса. Три стадии развития речевого голоса. Физиологические свойства речевого голоса. Звучность, диапазон, сила, гибкость, модулирование, плавность, мелодичность, полетность, выносливость как профессиональные свойства речевого голоса. Афония, дисфония, фоностения, несмыкание голосовых связок как недостатки голоса. Постановка речевого голоса. Грудной, головной и смешанный регистры речевого голоса. Понятие центра речевого голоса. Воспитание физических свойств речевого голоса.

 

Тема 7. Выразительность звучащей речи (24 часа).

Теория (4 часа). Понятие выразительности звучащей речи. Два пласта выразительности: логическая и эмоциональная выразительность. Основные элементы логического анализа: синтагма, паузы (логические, психологические и т.д.), логическое ударение, тональный рисунок (интонационные конструкции). Порядок основных операций логического анализа. Понятие фразовой паузы. Понятие тактовой паузы. Понятие речевого такта. Понятие фразового ударения. Понятие тактового ударения. «Скелетирование» (схематизация) текста. Эмоциональная выразительность речи. Эмоциональные окраски устной речи («интонации»). Интонирование. Понятие интонации. Компоненты интонации. Мелодика. Интонирование текстов разных жанров: стихи, басни, проза. Интонационная партитура текста. Пять типов интонационных конструкций русской разговорной речи. Знаки препинания как графическое обозначение пауз разного вида. Точка, точка с запятой, запятая, двоеточие и тире в типовых интонационных конструкциях. Проблема работы над эмоциональной выразительностью речи, «предлагаемые обстоятельства». Понятие темпа и ритма речи. Дополнительные средства выразительности: поза, мимика, жесты.

Практика (20 часов). Упражнения на интонирование. Тренинги. Работа со словарем. Чтение и пересказ текстов разных жанров. Инсценирование отрывков из знакомых произведений.

 

Тема 8. Особенности чтения стихотворных

и прозаических текстов (28 часов).

Теория (8 часов). Виды чтения: авторское чтение, художественное чтение. Теория словесного действия, выработка «интонационного мастерства» К.С. Станиславского. Цель словесного действия. Три принципа словесного действия (выразительная триада): «видение»; «лепка фразы»; «способы воздействия». Их взаимосвязь и взаимозависимость. Принцип «видения» и тренировка воображения.  Технология «лепки фразы».  «Способы словесного воздействия»: опорные, простые словесные действия. Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка.

Практика (20 часов). Тренинги. Работа со словарем. Выразительное чтение и пересказ текстов разных жанров. Инсценирование отрывков из знакомых произведений. Запись речи на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи. Просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного.

 

Тема 9. Литературно-декламационные жанры и формы (24 часа).

Теория (6 часов). Характеристика напевного стиля. Разговорный стиль и его отношение к бытовой повседневной речи. Ораторский стиль и его необходимость при чтении художественных текстов. Моторный стиль и специфика текстов, в чтении которых он допустим. Особенность чтения текстов, написанных в форме периода. Понятие комбинированного стиля.

Практика (18 часов). Тренинги. Работа со словарем. Выразительное чтение и пересказ текстов разных жанров. Инсценирование отрывков из знакомых произведений. Запись речи на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи.

 

Тема 10. Порядок работы над текстом при подготовке

к выразительному чтению (30 часов).

Теория (6 часов). Первое чтение, логическое членение текста, определение подтекста, выбор интонационных средств. Технология написания «нот выразительного чтения» с использованием системы знаков. Практика написания «нот выразительного чтения» для текстов небольшого объема. Правила выступления перед зрительской аудиторией. Приемы борьбы с волнением. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Практика (24 часа). Тренинги. Работа со словарем. Выразительное чтение текстов разных жанров. Инсценирование отрывков из знакомых произведений. Просмотр театральных постановок.

 

Тема 11. Итоговое занятие (2 часа).

Практика (2 часа). Мониторинг умений и навыков детей. Подведение итогов работы кружка за год.

* Примечание.

Педагог оставляет за собой право включать в процесс работы творческие задания и менять темы местами, сохраняя при этом объем знаний, заложенных в программу.

 

Второй год обучения (144 часа).

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (2 часа). Знакомство с планом работы на год. Порядок работы объединения.

 

Тема 2. Основные требования к публичному выступлению (24 часа).

Теория (10 часов). Виды публичных выступлений по цели: информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее.

Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец.

Подготовка к публичному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение содержания будущего выступления. Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления. Место важной информации. Подготовка конспекта выступления. Как пользоваться конспектом. Выработка уверенности в себе.

Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Вступление, его виды и функции. Приемы захвата внимания аудитории. Поведение оратора в аудитории. Восприятие оратора аудиторией. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Манера выступления. Расположение в аудитории. Движение. Взгляд. Позы и жесты. Громкость, темп, интонация. Индивидуальность оратора. Приемы борьбы с волнением. Реакция оратора на помехи в ходе выступления. Неполадки в деятельности оратора.

Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей. «Чтение» оратором аудитории. Периоды внимания. Приемы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Соблюдение регламента.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок. Как не надо заканчивать выступление.

Практика (14 часов). Тренинги. Работа со словарем. Репетиция выступления. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. Ответы на вопросы аудитории. Выступления и их анализ.

 

Тема 3. Аргументация (30 часов).

Теория (8 часов). Понятие аргументации. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к тезисам.

Аргументация как процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Тезис как главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Аргументы как доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, которые могут  подтвердить тезис.

Общие правила аргументации: определить тему, сформулировать основной тезис, подобрать аргументы в поддержку тезиса, привести аргументы в систему (расположить их в определенной последовательности), опровергнуть противоположный тезис, сделать вывод.

Способы аргументации: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя; опровергающая и поддерживающая; дедуктивная и  индуктивная.

Помехи восприятию аргументации: противоречие информации ранее воспринятой, избыточные повторы информации, злоупотребление оратором  иностранными терминами, речевые ошибки, отступления  от норм культуры речи, обилие деталей и аргументов, узнаваемость источников  информации оратора.

Приемы эффективной аргументации: эмоциональность, отсутствие логического давления, обращение к жизненно важным для слушателей фактам, персонификация идей, отвлечение в изложении, использование  парадоксальных аргументов, демонстрация компетентности, лаконизм, опережающее обсуждение возражений, ссылка  на авторитеты, использование  наглядных примеров, цифр, опора  на наглядность, использование  юмора.

Работа над речевой формой выступления. Разговорность стиля. Простота изложения. Конкретность лексики. Разнообразие номинативных средств. Риторические фигуры. Передача графических знаков в устной речи. Выразительность речи.

Понятие языкового паспорта. Содержание языкового паспорта говорящего. Языковой паспорт оратора. Роль благоприятного языкового паспорта оратора в публичном выступлении.

Практика (22 часа). Тренинги. Работа со словарем. Работа с текстом. Составление тезисов и подбор аргументов. Работа над речевой формой выступления. Выступления. Инсценирование отрывков из произведений. Просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного.

 

Тема 4. Подготовка публичного выступления в разных жанрах (42 часа).

Теория (10 часов). Информационное выступление, его основные особенности. Виды информационных выступлений: информация; объяснение,  инструкция; объявление; аннотация; лекция; доклад; сообщение; устный ответ; автобиография; реклама.

Общие правила подготовки информационных выступлений: новизна информации для слушателей, актуальность информации для слушателей в данный момент, полнота информации, возбуждение интереса слушателей в получении дополнительной информации по данной проблеме, наличие нескольких конкретных фактов, краткость, наличие не более двух-трех разделов (пунктов плана), четкость перехода от одного пункта плана к другому, использование минимума жестов, невысокая эмоциональность.

Рекламное выступление. Что такое реклама. Для чего нужно учиться рекламе. Правила подготовки рекламного выступления.

Рассказ о себе. Автобиография, свободный рассказ о себе, собеседование с работодателем.

Рассказ о событии. Правила рассказывания о событии.

Протокольно-этикетное выступление как такое, которое имеет целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала. Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных гостей; официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски; речь с оценкой заслуг какого-либо известного человека (например, писателя, ученого, основателя какого-либо учреждения, научного направления и др. – в годовщину его рождения или смерти); представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, похвала в адрес науки, искусства, общего дела и т.д.); официальный тост на банкете или юбилее в честь какого-нибудь лица или события; воодушевляющая речь на торжественном собрании, юбилее коллектива (организации, учреждения, фирмы и т.д.), встрече единомышленников; вступительное слово  при  открытии какого-либо мероприятия (встречи, собрания, конференции, съезда, торжественной линейки в начале учебного года); приветственное слово в адрес какого-либо собрания, съезда или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации или учреждения и др.; приветственное слово старшего, руководителя в адрес младших, подчиненных в связи с каким-либо событием в их жизни (началом учебы в школе, поступлением в вуз и др.); заключительное слово при подведении итогов, закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания).

Основные требования к протокольно-этикетным выступлениям: краткость, воодушевляющий характер, умеренная энергичность и эмоциональность, отсутствие спорных и вызывающих несогласие моментов, произнесение без конспекта, направленность на пробуждение благородных чувств - восторга, благодарности, преданности, привязанности, восхищения.

Правила подготовки поздравительных и приветственных речей. Правила представления гостя. Правила подготовки похвального слова.

Развлекательное выступление как выступление, цель которого развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность улыбнуться, приятно провести время. Основные правила подготовки развлекательного выступления: бесконфликтность, удержание внимания слушателей на всем протяжении речи, краткость, но не однословность, сочетание серьезности и юмора с преобладанием юмора, примеры из личной жизни оратора или присутствующих, наличие иронии и самоиронии, преувеличений, обилие сравнений и метафор, произнесение без конспекта, без запинок и остановок, в  импровизационном стиле, наличие афористичного, заранее придуманного завершения, содержащего шутливый призыв, шутливый вывод или шутливую мораль. Виды развлекательных выступлений: смешной случай из жизни, анекдот, тост.

Убеждающее выступление как выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь. Основные виды убеждающих выступлений: воодушевляющие; агитационные; собственно убеждающие. Правила подготовки воодушевляющих, агитационных и собственно убеждающих выступлений.

Практика (32 часа). Тренинги. Рекламное выступление. Рассказ о себе. Рассказ о событии. Выступления в различных жанрах. Работа со словарем. Запись речей на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи. Инсценирование отрывков из произведений. Составление сценария на заданную тему.

 

Тема 5. Эффективность публичного выступления (24 часа).

Теория (8 часов). Приемы повышения эффективности публичного выступления. Эффективность отдельных форм публичного выступления. Эффективность отдельных видов публичного выступления.

Типы аудитории. Однородная/разнородная аудитория. Большая/небольшая аудитория. Подготовленная/неподготовленная аудитория. Профессиональная аудитория. Позитивно/негативно настроенная аудитория. Женская/мужская аудитория. Молодежная аудитория. Детская аудитория. Аудитория среднего возраста. Аудитория старшего возраста. Ригидная/гибкая аудитория. Аудитория с разным уровнем понимания. Аудитория с разным отношением к воспринимаемой информации. Национальная специфика аудитории.

Эффективное выступление в различных аудиториях. Оценка эффективности публичного выступления

Практика (16 часов). Тренинги. Выступления в различных жанрах. Анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека. Просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного.

 

Тема 6. Риторическая практика в незнакомой аудитории (20 часов).

Практика (20 часов). Просмотр театральных постановок. Разработка сценария выступления. Подготовка к выступлению перед незнакомой аудиторией. Выступление перед незнакомой аудиторией.

 

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

Практика (2 часа). Мониторинг умений и навыков детей. Подведение итогов работы кружка за год. Планирование работы объединения на следующий год.

* Примечание.

Педагог оставляет за собой право включать в процесс работы творческие задания и менять темы местами, сохраняя при этом объем знаний, заложенных в программу.

 

Третий год обучения (144 часа).

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (2 часа). Знакомство с планом работы на год. Порядок работы объединения.

 

Тема 2. Понятие дискуссии (10 часов).

Теория (6 часов). Дискуссия как публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы; это публичный спор «на установление истины». Публичная и межличностная дискуссия.

Полемика как публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; это публичный спор «на победу». Публичная и межличностная полемика.

Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющей на данный момент однозначного решения. Поиск правильного решения того или иного вопроса, по которому в настоящее время в обществе существуют различные, несовпадающие, а то и прямо противоположные точки зрения как основная цель проведения дебатов.

Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика.

Отсутствие в российском обществе устойчивых традиций публичного обсуждения представляющих общественный интерес вопросов. Отсутствие  общепризнанных правил проведения таких мероприятий, единых требований к регламенту, распределению ролей участников обсуждения и др. Значение публичного обсуждения общественно значимых проблем для формирования демократического общества.

Практика (4 часа). Просмотр телевизионных передач на заданную тему.

 

Тема 3. Спор как основа дискуссии (60 часов).

Теория (16 часов). Спор как любое обсуждение разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою правоту. Публичный и межличностный спор.

Диспут как публичный, заранее подготовленный, «отрепетированный» спор на какую-то общественно значимую проблему.

Дебаты как публичное обсуждение какой-либо спорной общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на проблему.

Прения как публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения.

Полемика, дискуссия и диспут как разновидности спора (обсуждение разногласий). Дебаты и прения как разновидности обсуждения проблемы. Отличие дебатов от прений. Аргументированное высказывание своей точки зрения вместо спора как важнейшая особенность дебатов. Недопустимые при дебатировании фразы.

Цели обучения дебатированию: формирование у детей навыков аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этикетных и этических норм.

Практика (44 часа). Тренинги. Работа со словарем. Просмотр телевизионных передач и фильмов на заданную тему. Инсценирование отрывков из произведений. Подготовка и проведение диспута на заданную тему. Подготовка и составление выступления на выбранную тему. Ведение дискуссии. Запись дискуссии на магнитофон, прослушивание и анализ.

 

Тема 4. Правила проведения дебатов (70 часов).

Теория (16 часов). Возможные проблемы для дебатов. Цели дебатов, которые необходимо поставить перед детьми, найти, проанализировать и продемонстрировать оппонентам и аудитории как можно больше разных аргументов  и сопоставить их, а не настаивать на своей точке зрения.

Порядок проведения дебатов. Роль дебатного тренера. Роль зрителей. Регламент дебатов. Правила для участников дебатов.

Практика (54 часа). Тренинги. Просмотр телевизионных передач и фильмов на заданную тему. Поиск случаев спора между героями в произведениях, их анализ и инсценирование. Запись на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи. Просмотр театральных постановок. Разработка сценария, подготовка и проведение дебатов на выбранную тему.

 

Тема 5. Итоговое занятие (2 часа).

Практика (2 часа). Мониторинг умений и навыков детей. Подведение итогов работы кружка.

* Примечание.

Педагог оставляет за собой право включать в процесс работы творческие задания и менять темы местами, сохраняя при этом объем знаний, заложенных в программу.

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Формы занятий

Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (лекция, беседа, просмотр книг, словарей) и практическую часть (игра, тренинг, дискуссия и т.д.).

Освоение программы сопровождается участием детей в конкурсах, праздничных мероприятиях, фестивалях как тематических, так и итоговых. Итоговое занятие в конце учебного года включает в себя праздник, на котором детям вручаются грамоты, благодарности, подарки. Организуется чаепитие.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Для успешного освоения программы используются различные методы обучения. Основной метод, используемый на 1 году обучения – репродуктивный. Кроме того, применяются объяснительно-иллюстративный метод (в начале занятия), частично-поисковые методы (для активизации творческого подхода к выполнению заданий). На втором году и третьем году обучения большое внимание уделяется самостоятельной и творческой работе детей. Освоение различных приемов идет от простого к сложному на основе изучения теоретических основ искусства риторики.

Учитывая различный начальный уровень умений и творческих способностей учащихся, - главное в обучении - индивидуальный подход к каждому ребенку, его эмоциональному состоянию, психологическим особенностям и всяческое поощрение желания обучаться.

Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с детьми, создание ситуаций успеха, поддержки, взаимопомощи, достижения конкретных результатов, преодоление трудностей на пути творческого самовыражения и самореализации личности ребенка.

 

Дидактический материал

1. Анкеты, художественная литература, карточки-инструкции, специальная литература, сценарии праздников, памятки, словари, видео- и магнитофонные записи.

2. Творческие проекты детей.

3. Фотоальбомы.

4. Видеоматериалы.

 

Техническое оснащение занятий

Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном помещении. У каждого учащегося - свое рабочее место. Для занятий необходимо: оборудование (столы, стулья, учебная доска) и материалы (анкеты, памятки, художественная литература, игры, словари).

 

Формы подведения итогов

Викторины, упражнения, чтение текстов, участие в конкурсах, праздниках, фестивалях, защита исследовательских работ, публичные выступления, проведение дискуссий и дебатов на заданные темы.

 

Рекомендуемая литература для педагога и детей

 

  1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. – М.: «Русский язык», 1991.
  2. Аксенов Вс. Искусство художественного слова. М., 1954.
  3. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М, 1991.
  4. Алликметс К.П., Метса А.А. Поговорим, поспорим. Л., 1987.
  5. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.
  6. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.
  7. Баженов  Н. М., Черкашин Р. А. Выразительное чтение. Харьков, 1960.
  8. Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.
  9. Бодалев А.А. Личность и общение. М, 1983.
  10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  11. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: орфоэпические словари. Кн. для учащихся нач. кл. М., Просвещение, 1995.
  12. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 1998.
  13. Бреслав И.С. Произвольное дыхание у человека. Л. 1975.
  14. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. М., 1986.
  15. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
  16. Вербовая Н.П. и др. Искусство речи. М., 1977.
  17. Иванова С. Ф. Беседы о риторике. Пермь, 1991.
  18. Ивин А. Л. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
  19. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Развитие речевого голова. М., 1985.
  20. Кохтев Н. Н.. Риторика. М., 1996.
  21. Кубасова О.В. Выразительное чтение. Пособие для студентов средних пед. учебных заведений. М, Центр «Академия», 1998.
  22. Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.
  23. Лебедева Ю. Г. Звуки. Ударение. Интонация. М., 1975.
  24. Леммерман Х. Учебник риторики. М., 1997.
  25. Минеева С.А. Основы мастерства устного выступления. Пермь, 1991.
  26. Михальская А.К. Основы риторики. М, 1996.
  27. Михальская А.К. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998.
  28. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
  29. Мурашов А. А.. Риторика. М. , 1998.
  30. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.,2001.
  31. Найденов Б. С. и др. Выразительное чтение. М., 1972.
  32. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1976.
  33. Никольская С. Т. Техника речи. М., 1978.
  34. Новичихина М.Е. Ведение спора. Воронеж, 1994.
  35. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981.
  36. Общая риторика /Под ред. Ж. Дюбуа. М, 1986.
  37. Орфоэпический словарь русского языка. М., 2002.
  38. Павлова Л.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М, 1998.
  39. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М, 1991.
  40. Педагогическая риторика. /Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2001.
  41. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
  42. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.
  43. Русское сценическое произношение. М., 1986.
  44. Саричева Е. Техника сценической речи. М.—Л., 1948.
  45. Сопер Поль А. Основы искусства речи. М. , 1992.
  46. Станиславский К.С. Собрание сочинений. М., 1955. Т. 3.
  47. Стернин И.А.. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
  48. Стернин И.А. Практическая риторика. М., «Академия», 2003.
  49. Стернин И.А.. Риторика. Воронеж, «Кварта», 2002.
  50. Стешов А.В. Как победить в споре. О культуре полемики. Л., 1991.
  51. Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. Санкт-Петербург, 1997.
  52. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2001.
  53. Эрнст О. Слово предоставляется вам. М., 1998.
  54. Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика. Пермь, 1992.

 

Литература для педагога:

 

  1. Аспекты речевой конфликтологии. С.-Пб, 1996.
  2. Выразительное чтение. Практикум. Воронеж, 1995.
  3. Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., 1965.
  4. Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.
  5. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.
  6. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И.и др. Речевые секреты: Кн. для учителей нач. классов. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1992.
  7. Лапотько А.Г. Риторика: методические указания. Воронеж, 1992.
  8. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М., 1976.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»