Диагностика в ОДОД.
Предмет, цель и методики оценки
Басманова Галина Петровна,
методист Отделения дополнительного
образования детей ГБОУ
центр образования №671 Санкт-Петербурга
Вопрос построения и совершенствования системы диагностики в каждом конкретном учреждении дополнительного образования достаточно актуален, так как является существенной частью оценки качества дополнительного образования.
Данная статья – это попытка осмыслить опыт работы коллег по названной проблеме, ответить на главные вопросы диагностики: что измеряем? зачем и как измеряем? Это возможность отобрать наиболее важный материал для определения личностных достижений обучающегося, поделиться своим опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению программ с использованием методик, подтвердивших свою эффективность.
На данный момент в обществе значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Повышение качества образования требует внимательного отношения к оценке достижений учащихся. Поэтому дополнительное образование нуждается в качественном критериальном аппарате.
Этот вопрос важен и для нашего учреждения. Мы попытались определиться с самыми важными позициями в критериях оценки. Первое, что нужно было понять, что измеряем?
Сегодня существует несколько подходов к определению критерия качества
и результативности деятельности учреждений.
Рассмотрим некоторые из них. Один из подходов (А.Я. Журкина) отмечает, что критерием результативности во внеучебной деятельности должно выступать отношение ребенка к избранному виду деятельности. На этом основании выделяются его уровни: развлечение, потребление, творчество.
О.Е. Лебедев предлагает рассматривать уровень образованности (образовательного результата). Автор выделяет три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.
Под результативностью воспитательной деятельности Е.В. Титова понимает достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).
Е.Г. Юдина говорит о том, что личностно-ориентированный тип образования предполагает постановку акцента на индивидуализации педагогических технологий – учет реальных интересов, склонностей и способностей каждого ребенка при построении образовательного процесса.
Корчемлюк О.Е. дает обобщенное понятие тех качеств личности, которые мы можем рассматривать как главные критерии оценки при диагностике: «Личностные достижения учащегося в учреждении дополнительного образования можно рассматривать как позитивно-значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе успешного освоения ребенком избранного вида деятельности.
Соответственно, структура личностных достижений воспитанника учреждения дополнительного образования может быть представлена следующими четырьмя компонентами:
- мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
- когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
- операциональным (умения, навыки);
- эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия)»[1]
Таким образом, если коротко сформулировать, то мы оцениваем личностные достижения воспитанника ДО. Параметры оценки – это осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка.
В прошлом учебном году мы апробировали четырехкомпонентную структуру личностных достижений воспитанника учреждения дополнительного образования, описанную в статье Корчемлюк О.Е.«Система оценки достижения учащихся при освоении дополнительных образовательных программ». В результате определили наиболее оптимальный и эффективный на данный момент диагностический аппарат, сделали выводы из анализа результатов обследования, что позволило строить работу учреждения
с применением более эффективных методик.
Следующий вопрос: зачем измеряем?
- С целью создания условий для организации деятельности воспитанников, которая обеспечивает реальные возможности разностороннего личностного роста, удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных потребностей детей и их родителей.
- Для создания психологически комфортной атмосферы для занятий, благоприятных условий для саморазвития, самоопределения детей.
Как измеряем?
Диагностический аппарат
I., II. Когнитивный, операциональный компоненты могут быть диагностированы при помощи
- диагностических исследований результативности освоения программы, содержащихся в самих программах и в методическом обеспечении программы;
- карты экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося; карты самооценки компетентности обучающегося.
Проявление уровня развития мыслительных процессов может быть исследовано
с помощью теста «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака, методики определения уровня умственного развития детей 6-9 лет Э.Ф. Замбицявичене, культурно-свободного теста на интеллект (CFIT) Р. Кетелла, тестов Айзенка, теста Штура и т.д. Все тесты проводятся специалистами. Опыт работы показал, что массового тестирования по этим компонентам проводить, как правило, не требуется, так как у ОДОД иные задачи, чем
у школы. Эти методики можно использовать при работе с одаренными детьми.
III. Мотивационно-ценностный компонент (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации).
Методы наблюдения и анкетирования применяются на первом этапе обследования
и являются достаточно продуктивными.
Анкеты для родителей: «Интересы Вашего ребенка» (Какие виды деятельности привлекают Вашего ребенка? Какие кружки он(а) хотел(а) бы посещать?). Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе» и ряд других анкет позволяют выявить представление родителей о потребностях ребенка. Но стоит учитывать, чем старше дети, тем больше могут расходиться потребности обучающихся с родительским представлением об этом. Поэтому целесообразно, начиная со среднего школьного возраста, давать анкеты со сходными вопросами для детей и родителей. Затем полезно сравнить две анкеты и озвучить результаты взрослым, не называя конкретных имен.
Анкета для обучающихся: «Твой выбор»
Какую профессию ты хочешь выбрать?
Какие учебные предметы тебе нравятся?
Какие виды деятельности тебя привлекают во внеурочное время?
Какие кружки ты хотел (а) бы посещать?
Какие кружки ты посещаешь в этом учебном году?
Какие из них тебе очень нравятся, нравятся, не нравятся?
Какие объединения ты хотел (а) бы посещать в следующем учебном году?
В зависимости от задачи анкетирования, анкета может быть очень простая или более сложная.
По результатам тестирования даются рекомендации для дальнейшей работы
по разработке новых программ (какие направления более востребованы, каков запрос), по профориентации, так как работа ОДОД направлена на самоопределение обучающихся. Могут даваться и другие частные рекомендации.
Следующий этап работы – это измерение мотивации достижения. Можно использовать модификацию теста-опросника А. Мехрабиана, предложенную
М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников. Для младших детей можно использовать другие модификации этого теста-опросника.
Исследования необходимы при даче рекомендаций педагогам, при планировании работы учреждения (личные результаты остаются известны только педагогу-психологу). Затем могут проводиться индивидуальные консультации для обучающихся
(по результатам тестирования). Ведется просветительская работа для педагогов. При этом удобно использовать обобщенный материал в виде компактных таблиц с рекомендациями. Например, «Причины низкой мотивации пути ее повышения», «Коррекция самооценки обучающихся (проблема – методы решения проблемы)» и т.д.
Ценностные ориентации. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений
к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Для тестирования используется методика изучения ценностных ориентаций
М. Рокича (прямое ранжирование списка ценностей). Данная методика показала свою эффективность. Она наглядно демонстрирует ценностные предпочтения обучающихся. Результаты тестирования часто заставляют пересмотреть некоторые стереотипные представления о ценностях молодежи.
IV. Эмоционально-волевой компонент (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Методика «Лесенка» (самооценка, Пирса Харриса) проводится с целью определения самооценки обучающихся. Эту методику можно использовать
для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы. Для старших ребят используется методика «Самооценка».
Методика «Закодированное письмо» (Е.А.Васильевой) проводится с целью определения эмоционального состояния детей, отношения к занятиям,
к преподавателю, к ребятам в группе.
Методика «Социометрия» (удовлетворенность детей своими отношениями
со сверстниками). Методика позволяет сделать срез с динамики внутренних отношений
с тем, чтобы использовать результаты для улучшения коммуникативной обстановки
в группе.
Рамки статьи дали возможность затронуть лишь часть проблем, связанных
с качеством психолого-педагогической диагностики ОДОД. Мы считаем, что внимательное компетентное отношение к оценке достижений обучающихся – это залог успешного решения целей и задач обучения и воспитания.
Психолого-педагогическая составляющая оценки достижений является очень важной частью системы мониторинга образовательного процесса нашего учреждения.
Предстоит еще долгий путь совершенствования всей системы в целом. Но необходимо помнить, что диагностический аппарат – мощное средство, и использовать его нужно осторожно и только в целях определения проблем обучения, слабых мест, для понимания направления работы, для определения воздействия на детей новых технологий и т.д.
И принцип «не навреди» должен оставаться главным в нашей работе.
Литература
- Альманах психологических тестов. Психология личности. /Под редакцией Римских Р.Р. и С.А. – М.: Издательство «КСП», 1996.
- Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4.
Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. - Лукьянова, М.И. Методика групповой оценки коммуникативной компетентности учителя и ее выраженности в профессионально значимых личностных качествах: пособие для школьных психологов /М.И. Лукьянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
- Информационно-методический бюллетень. Результативность образовательного процесса в УДОД. Выпуск № 5. СПб.: ГОУ СПб ДТЮ, 2008.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие: в 4 ч. /М.И. Лукьянова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. - Ч.4: Ценностные ориентации школьников.
Ресурсы сети Интернет
- Железнова Л.Б. Обновление содержания дополнительного образования детей - http://www.bank.orenipk.ru/Text/t43_099.htm#g2_1
- Корчемлюк О.М. Система оценки достижения учащихся при освоении дополнительных образовательных программ - wiki.iteach.ru/images/3/36/Exalllmple.doc
- Лебедев О.Е. Обновление содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации регионального образования - http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_1_2.htm
- Мирончева О.А. Мониторинг результативности педагогического процесса в системе дополнительного образования детей. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/monitoring-rezultativnosti-pedagogicheskogo-protsessa-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-#ixzz2sFHH7do
- [1]Корчемлюк О.М. Система оценки достижения учащихся при освоении дополнительных образовательных программ wiki.iteach.ru/images/3/36/Exalllmple.doc – с. 2