Приобщение детей к народному искусству
Кудряшова Юлия Владимировна,
воспитатель первой категории
ГБДОУ №31 Санкт-Петербург
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Произведения народных мастеров являются для нас источником эстетического наслаждения. Они способны раскрыть глубину художественной одарённости русского народа, бесконечную многогранность его творчества, богатство вкуса, тонкое понимание художественных свойств разнообразных материалов, неисчерпаемую фантазию замыслов.
Известные исследователи народного искусства Т.С. Комарова, В.М.Василенко, В.С.Воронов, А.В.Бакушинский не раз отмечали в своих трудах родственность мироощущения в творчестве народных мастеров и детей основы, которой они в особом ритме, любви к узорчатости орнамента. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Считается, что народное творчество обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям. Вопрос приобщения детей к народному искусству постоянно привлекает к себе внимание педагогов и исследователей детского изобразительного творчества. Проблемам раннего приобщения детей к народному искусству посвящены исследования Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной и специалистов дошкольного воспитания НИИ, Академии педагогических наук РФ.
Литература:
1. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания М., 2009
2.Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста. М.,2000