Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Продвижение детских оздоровительных лагерей в современных условиях

Анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде, свидетельствует о том, что, в последние годы на фоне кризисных явлений российского общества, происходит значительный рост различных форм асоциального поведения детей и подростков. Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая связана с целым комплексом причин. К их числу относят: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост среди них наркомании, ослабление воспитательной функции школы, неорганизованная досуговая деятельность школьников, безнадзорность детей в каникулярное время, отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков. Современная система образования не в силах самостоятельно справиться с этими проблемами, оно всё больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, обеспечивает развитие ребенка в свободное время.
Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, Центров занятости и управления образованием, но и родителей. Необходимость изучать детский оздоровительный лагерь, как звено социального обслуживания населения, обусловлена большой значимостью данного учреждения.  Когда мы говорим об особенностях организации деятельности детского лагеря, то подразумеваем в первую очередь структуру работы лагеря и предоставление полноценного детского отдыха. В современном обществе большое внимание уделяется максимизации прибыли от того или иного рода деятельности, связанного с детьми, исключая порой рациональный и ответственный подход.
В настоящее время в сфере отдыха и оздоровления детей анализируется и описывается чаще опыт работы по вопросам содержания деятельности детских оздоровительных лагерей (ДОЛ), подготовки кадров для сферы отдыха и оздоровления детей, а анализ управленческой деятельности и технологии продвижения ДОЛ остаются как бы за кадром. Если и делается определённый анализ, то основное внимание уделяется результатам деятельности, а не тому, каким путём и с помощью чего это было достигнуто. А тем не менее это необходимо, ведь хотим мы этого или нет, но существовать современному лагерю приходится в условиях рыночной экономики. Важно, чтобы администрация ДОЛ понимала, что лагерь работает на рынке детского отдыха и является проявлением бизнеса, а все педагоги и вспомогательный персонал осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере услуг. Знание законов управления и закономерностей развития производственного процесса не может ни влиять на эффективность и качество деятельности. Именно поэтому для успешного существования и функционирования ДОЛ необходим хорошо поставленный менеджмент.
Детальное изучение деятельности ДОЛ говорит о том, что главными составляющими для её успешного продвижения являются программы смен, наличие профессиональных кадров, создание репутации и грамотная маркетинговая политика.
Программы в современном лагере играют едва ли не главную роль. Программирование жизни лагеря – это закономерный этап в развитии системы отдыха детей в нашей стране. Зачем они нужны российским лагерям? Во-первых, если мы действительно хотим двигаться вперёд и идти в ногу со временем, наличие программы заставляет администрацию лагеря и педагогов осмыслять свою деятельность и помогает бороться со стихийностью, во-вторых, наличие программы подкрепляет существование маркетинговой стратегии в ДОЛ, современные родители, отправляя своё чадо в лагерь, теперь могут выбрать набор услуг, дело,  которым он будет там заниматься. Программы создают конкуренцию на рынке отдыха детей, ведь для привлечения потребителя они должны заинтересовывать, быть содержательными и ориентированными на меняющиеся интересы. Целью всех программ является организация качественного отдыха детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Согласно Барышникову Е.Н.,  «воспитательная система детского оздоровительно лагеря – это педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка, особая социально-природная, культурно-историческая среда временного коллектива детей и взрослых механизм организации пространства здорового образа жизни, физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребенка через активный отдых, открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир, живое общение с природой, приобретать новый жизненный опыт. Воспитательная система в центр внимания ставит ребенка, и сообщество сверстников и взрослых».
Не секрет, что наличие финансов в развитии крупного бизнеса сейчас стоит далеко не на первом месте, гораздо выше ценится наличие квалифицированного персонала, который складывается в крепкую команду, в коллектив единомышленников. Это также является одной из составляющих успешного развития ДОЛ. Важно найти свой путь формирования успешной команды и грамотно по нему двигаться.
В современных финансовых и экономических условиях всё планирование лагерной деятельности основывается на том факте, что поиск клиентов – это важная составляющая деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), одно из условий его существования и полноценной работы. Важно понимать, что сегодня мы не можем ждать, когда клиенты самостоятельно придут к нам.
Несмотря на то, что мы живём в прогрессивном веке,   администрации ДОЛ пока так и не научились воспринимать отдыхающего ребёнка как клиента, а, следовательно, лагерям нужно ещё многому поучиться у мира бизнеса, в первую очередь речь идёт о маркетинге и культуре поведения и взаимоотношений с клиентом. Таким образом возникают вопросы об организации маркетинговой политики, маркетинговой деятельности лагеря. Эти вопросы охватывают всё то, что необходимо сделать для того, чтобы приобрести и сохранить клиентов, найти потребителей своих услуг. Сейчас каждый родитель платит за отдых своего ребёнка в ДОЛ, то есть становится основным клиентом лагеря. Ребёнок, отдыхающий в лагере, не только становится клиентом, но является непосредственным потребителем услуг, предоставляемых лагерем, поэтому именно он должен быть в центре внимания и заботы.
Благодаря тому, что практически все лагеря не ограничиваются летними сменами или предназначением только для детей, задачи маркетинга заметно усложняются, требуется разработка стратегии, проведение маркетинговых исследований, всё это делается для того, чтобы привлечь достаточное количество клиентов. Клиентская база лагеря разнообразна: взрослый, ребёнок, семья, школа, детский клуб, секция, коммерческое предприятие, таким образом для каждого сегмента необходим свой вид маркетинга.
Начальным этапом маркетинга лагеря следует назвать анализ текущего рынка лагерей и его потенциала. Необходимо проанализировать диагностические материалы с учётом различных факторов и на основе данного материала сделать выводы о динамике результативности программ, сравнить количество отдыхающих, проанализировать всю информацию по возрасту, полу, школам, творческой направленности, по уровню дохода семей, по месту жительства и пр.
Несомненно, стоит определить конкурентов со всех сторон – в форме других видов программ, в виде других лагерей и внешкольных организаций, других видах семейного отдыха и т.п.
Проведя анализ рынка ДОЛ необходимо убедить своего потенциального клиента в том, что потребление услуг лагеря будет для него выгодно и целесообразно. Всё это можно сделать благодаря средствам коммуникационной политики, которые в маркетинговой среде известны как средства формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС). О них мы и поговорим дальше.
Одной из первоочередных маркетинговых задач, стоящих перед лагерем, обоснованно и безапелляционно можно назвать работу с постоянными клиентами. Практически в любом ДОЛ возврат прежних клиентов является основным источником отдыхающих. Для достижения поставленной цели можно оперировать несколькими методами маркетинга, такими как рассылка (почта, смс, e-mail), система скидок и всевозможных акций, грамотно и рационально организованная логистика, немаловажную роль играет работа сайта ДОЛ, групп в социальных сетях, организация встреч отдыхающих вне периода смен, организация детского клуба, который сделает доступнее сборы всех отдыхающих детей в одном месте, создание периодического издания, газеты или журнала, о лагере, который будет распространяться в школах и детских учреждениях города, работа Школы стажёров для старших воспитанников ДОЛ.
Слабыми сторонами стимулирования сбыта современных ДОЛ можно назвать отсутствие сотрудничества с сайтами по продаже путёвок. Размещение своих предложений на таких сайтах сразу же поможет избежать распространения рекламы на нецелевую аудиторию.
Особую выгоду для потребителя обеспечивает такое мероприятие ФОССТИС, как «паблик рилейшнз», т.е. формирование благоприятного общественного мнения. Для начала, чтобы выделить лагерь среди конкурентов и повысить его узнаваемость, необходимо, чтобы он имел собственный особый стиль, фирменный знак, флаг, герб, логотип, корпоративный цвет, имиджевую продукцию.
Использовать рекламу можно не только в работе с постоянными клиентами, но и более широко, например, посредством печатной рекламы (брошюры и листовки) и всевозможной рекламы в местных СМИ. Конечно, не всегда данный способ позволит повысить спрос на услуги лагеря – это, несомненно, нужно учитывать при разработке маркетинговой стратегии.
Действенным способом привлечения клиентов в ДОЛ по праву можно считать работу со школами, спортивными и танцевальными коллективами, домами творчества, спортивными школами, которым предлагается на базе ДОЛ в учебное время проводить слёты, фестивали, различные тематические дни, сам лагерь же в свою очередь может разработать систему профильных тематических смен. Такие кратковременные поездки в лагерь дают возможность окунуться в его атмосферу. Этот маркетинговый ход способствует формированию позитивных впечатлений и обеспечивает лагеря определённым количеством гарантированных клиентов. И, конечно же, не стоит забывать о том, что во многом репутация лагеря и его востребованность зависит от того, какие отзывы он имеет в обществе относительно качества предоставляемых им услуг.
Маркетинг – охватывает не только поиск потребителей услуг, но также является своеобразным транслятором ценностей отдыха в ДОЛ, основой всех хороших финансовых проработок, рекламы и связей с общественностью. А также это, конечно же, работа каждого члена персонала, которая видна в обратной связи родителей и в отсутствии претензий и жалоб от отдыхающих.
 
Литература:
  1. Болл А. и Б. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений / пер. с англ. – СПб: 1994 год;
  2. Детский оздоровительный лагерь: Опыт успешной практики управления и маркетинга в сфере отдыха, оздоровления детей/ М.: МОО «СОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОМУ ОТДЫХУ», 2010. – 60 с.;
  3. Лаврентьева З.И. Руководитель как гарант педагогической составляющей отдыха и оздоровления детей // Информационный вестник «Портрет современного руководителя детского лагеря» - 2012 - Выпуск №15 – С. 6-9;
  4. Ожиганова Ю.М. Проблемы программирования деятельности по отдыху и оздоровлению детей в стационарных лагерях // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. Институт международных образовательных программ. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – С.24-27.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»