Методическая разработка занятия
Готовимся к Рождественским праздникам
Макаренко Наталья Алексеевна,
преподаватель ГБОУ ДДЮТ «На Ленской»,
учитель ОРКСЭ ГБОУ №177 Санкт-Петербурга
Метод: использование ИКТ
Краткая формулировка задач:
Дать знания о предстоящем празднике;
Заинтересовать учащихся работой «Новогодней мастерской»;
Сложить и собрать Ёлочку в технике Кирикоми-оригами, работая с представленной схемой;
Сложить модульную звезду в технике Оригами, работая со схемой;
Аннотация
Предлагаемое занятие открывает собой раздел Программы Оригами второго года обучения - «Рождественское оригами», объёмом 24 часа. Для занятия используется показ авторской презентации «Почему ёлка?», показ и обсуждение которой является основной частью данного занятия. Вторая часть разработки содержит практические советы, как изготовить праздничную ёлочку и красивую звезду на ёлку.
В нашем городе уже много лет проводится городская выставка «Рождество в Петербурге». Когда в очередной раз мы привезли работу, посвящённую Рождеству на отбор для этой выставки, принимающая методист, спросила меня: «А почему ёлка?» Ответу на этот вопрос и посвящена моя презентация, которая предназначена для детей и педагогов.
Презентация «Почему ёлка?» создаёт праздничный настрой и ожидание светлого праздника, что способствует творческой активности учащихся. Проведение этого занятия даст учащимся новые знания, заложит семена «разумного, доброго, вечного» и настроит детей на творчество.
Разработка может быть полезна учителям начальных классов, во внеурочной деятельности, учителям ОРКСЭ, педагогам оригами и воспитателям групп продлённого дня, так как поможет организовать творческую деятельность учащихся в преддверии Новогодних и Рождественских праздников.
Содержание
Стр.
1. Аннотация…………………………………………………….. 1
2. Содержание…………………………………………………….. 2
3. Введение……………………………………………………….. 3
4. Основная часть………………………………………………. .. 3
6. Заключение…………………………………………………… 4
7. Список использованных источников ………………………. 4
8. Приложение: схемы и презентация………………………….. 5
Введение
Авторская презентация «Почему ёлка?» открывает цикл занятий раздела программы второго года обучения «Рождественское оригами».
Из неё дети узнают много нового о замечательном празднике Рождества, которому посвящаются эти зимние праздничные дни в нашей стране. Они узнают ответ на поставленный вопрос: «Почему ёлка является обязательным атрибутом этого праздника?». Дети проникнутся ощущением этих неповторимых зимних дней и желанием делать подарки и сувениры.
Данная методическая разработка даёт и практические советы, как изготовить праздничную ёлочку и красивую звезду на ёлку, а так же позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся.
Изготовление ёлочки и звезды идёт в соответствии с указанием схем, представленных в Приложении.
Ёлочка может складываться с учащимися 1 и 2 года обучения.
Звезда, рекомендуемая для украшения ёлки, получается очень красивая и соответствующая моменту, но трудна для изготовления учащимися 1 года обучения. Поэтому данная модель звезды предлагается для изготовления только на 2 году обучения.
Основная часть
Модуль сборной «Праздничной ёлочки » изготавливается в технике кирикоми – оригами (с надрезами), по схеме предложенной Светланой Витальевной Соколовой (смотри Приложение на стр.5, 6) и может использоваться как законченное изделие
Пышная ёлка может быть собрана из 4, 6 или 8 модулей, склеиванием каждой пары модулей с тыльной стороны. Далее пары склеиваются между собой по тому же принципу, замыкаясь в круг.
Возможно и другое, новое решение.
Новым является предложение сборки ёлки без клея, заменив его использованием надсечек по центральной вертикали каждого модуля. Надсечки должны быть на одном модуле сверху, а на втором снизу и одной высоты.
Получается быстрая сборка, при этом все «веточки» располагаются отдельно, без сдваивания. Ёлочка нравится всем детям.
А какая же Праздничная ёлка без Звезды?
Модуль сборной «Рождественской звезды» » изготавливается в технике оригами. Технология изготовления по схеме предложенной в Приложении 2 на стр. 9, как «Омская звезда».
Материалы: 8 квадратов бумаги 5х5, окрашенной с одной стороны, лучше блестящей, достаточно плотной для складывания и клеевой карандаш.
Заключение
Посмотрев презентацию «Почему ёлка?» ученики узнали много нового о замечательном празднике Рождества. Они узнали ответ на поставленный вопрос: «Почему ёлка является обязательным атрибутом этого праздника». Дети прониклись ощущением этих неповторимых дней, захотели делать подарки и сувениры.
В результате «Новогодняя мастерская» успешно заработала. Учащиеся сложили ёлочки – главный атрибут праздника, используя предложенные схемы изготовлении модуля ёлки.
Учащиеся 2 года обучения сложили Звезду на ёлку.
Всё готово в ожидании праздников.
В процессе складывания мы развивали творческие способности детей, используя ИКТ, и подарили учащимся радость ощущения предстоящих таинственных и неповторимых праздников.
P.S. Авторская презентация «Почему ёлка?» может являться основной частью урока ОРКСЭ в 4 классах начальной школы, посвящённых Рождеству. Она может быть с успехом использована на любом из трёх основных направлений этого курса: при изучении «Основ православной культуры», в курсе «Мировые религии» и даже в курсе «Светская этика», в связи с тем, что Новогодние и Рождественские праздники уже нескольких лет отмечаются в нашей стране как государственные.
Предлагаемая презентация о Рождестве может использоваться во внеклассной работе на занятии в дополнительном образовании прикладного направления, например в Оригами, как теоретическая часть цикла занятий, посвящённых зимним праздникам.
Список использованных источников.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами. 337 схем от простых фигурок до сложных моделей. - СПб: ООО «СЗКЭС»,2008.-224с.,ил.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис–пресс, 2003. 288с.
- Соколова С. Школа оригами: Аппликации. – М.: Эксмо, 2003. 176с.
Интернет – сайты по оригами
- 1. http://planetaorigami.ru/
- 2. http://origamis.ru/topics/origami-koshka-ot-roman-diaz
- http://origamis.ru/topics/spiral
Приложение 1. Схема складывания ёлочки.
Сначала сложить две стороны квадрата к диагонали и согнуть нижний угол, убрав его вовнутрь.
От горизонтальных надрезов сгибаются линии долины, чтобы углы были острыми.
Приложение 2. Схема складывания Звезды.
Презентация Почему Ёлка?