Игровые технологии формирования познавательного интереса
у детей младшего школьного возраста
Наталья Сергеевна Прищепёнок,
методист МОАУ ДОД
«Центр развития творчества детей и юношества" города Кирова
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Если ребёнок, что называется, с младых ногтей, поймёт, что поиск, исследование, наука вообще — это интересно и захватывающе, к школьной жизни он придёт с уже сформировавшимся желанием узнавать новое, изучать и исследовать.
Откуда появляется интерес?
Развивающие игры - замечательный способ мотивации ребёнка младшего школьного возраста к знакомству с увлекательным миром науки. Поиграйте вместе с шести-семилетним ребёнком в игры, сюжеты которых построены на знакомстве с биологией («Экзо-Зоо», «Тайны эволюции», «Аквафото»); географией («33 столицы»); историей, экономикой и литературой («Пирамида», «Хронотексоры. Античность», «Хронотексоры. Битва за Россию», «Хронотексоры. Битва за гениев», «Каменный топор», «Сказы седого Урала»); космосом («Космобойщики Солнечной») и даже спелеологией («Королевский рубин»)! Кстати, все эти игры российского производства (ОАО «Радуга»), что немаловажно для тех, кто заботится о качестве игр для своих детей.
Наблюдая за ребёнком во время игры, родители и педагоги смогут понять, к какой из научных отраслей у юного исследователя лежит душа, и помочь ему в развитии этого интереса с помощью специальной детской литературы, посещения музеев, просмотра познавательных телевизионных каналов с совместным дальнейшим обсуждением прочитанного и увиденного. Главное, вовремя понять детский интерес и не дать ему пропасть.
Учёный — профессия экстремальная
С помощью развивающих игр ребёнок может понять, кто такой исследователь и почувствовать, как это интересно — открывать что-то новое, ранее неизвестное для него. За каждое сделанное во время игры открытие игроки получают специальные жетоны, карточки или фишки, что позволяет наиболее удачливым из участников победить. Игры создают положительный образ учёных — не просто сидящих за письменными столами, а отважно бросающихся в путешествия и приключения, чтобы спасти своими открытиями и изобретениями наш мир. Умнейший профессор Лёвушкин («33 столицы» и «Королевский рубин») колесит по Европе, выручая своё изобретение и разоблачая шпионов доктора Скотта, или спускается в таинственный мир пещер на поиск неизвестного науке существа Шкрудля, поставившего под угрозу срыва физические эксперименты профессора. Герои - Хронотексоры сражаются с хронобайкерами - акулами, восстанавливают порядок времени, звенья эволюционной цепочки и выручают попавших в беду гениев человечества, сохраняя науку и культуру, а ребёнок, примеряющий на себя роль учёного-исследователя, — главный герой всего этого действа.
Внимание, интерес, желание, действие
Цель любого родителя и педагога — видеть своих детей развитыми, успешными, достигающими определённых учебных и жизненных результатов. На выполнение этой цели и работают игры «Радуги», причём с применением маркетинговой формулы AIDA - внимание, интерес, желание, действие. Игры привлекают внимание ребёнка к информации, поданной в необычной форме. Тем самым появляется интерес к познанию новой информации и желание её добыть. Ребёнок начинает производить действия, позволяющие удовлетворить эту потребность: читает книги, занимается исследовательской деятельностью и, как результат, становится образованным, активным и успешным.
Но самое ценное в этих играх, что они развивают не только интерес к учёбе и исследованиям. Самые важные для человека качества — ответственность, выдержка, умение работать в коллективе, налаживать коммуникацию, адекватно относиться как к победам, так и к поражениям — всё это формируется, проявляется и закрепляется в процессе игры и очень пригодится ребёнку и в обычной, не игровой жизни.