Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Для чего театр нужен школе и если нужен, то, как использовать этот ресурс?

Гаттарова Юлия Ринатовна
Как полагает кандидат педагогических наук, и. о. зав. кафедрой культурологического образования АППО Елена Коробкова: «Бесспорно, театр необходим школе. В первую очередь, потому что дает опыт эмоционального переживания. Именно в театре этот опыт накапливается, аккумулируется, с тем, чтобы однажды стать чьей-то жизненной историей».
Это особенно актуально в век, когда новое поколение становится эмоционально глухим, каждому (вне зависимости от возраста) очень необходимо то место, где происходит что-то с его переживаниями, что-то с его чувствами. Человек сегодняшнего времени очень закрыт. Какие-то человеческие связи сейчас разрушены иронией, рационализмом, интеллектом.
Сегодня очень умные дети. Они очень хорошо разговаривают. Они очень много читают. У них много информации. Но вот, зачастую, чувственная сторона у них не востребована. Они этого, конечно, не понимают. И эту блеклость эмоций необходимо как-то ломать. А театр – это как раз то место, где ты можешь сопереживать. Когда ты можешь вдруг пережить, допустим, какое-то потрясение на своем уровне. И поэтому это так необходимо им, хотя они об этом не знают и даже не подозревают.
И всё же, памятуя о том, что театр - это, прежде всего искусство, увлечение театром часто отравляет весь ход школьной жизни.
Весь год спектакль за спектаклем и у дошкольников, и в первой ступени, и во второй  с каждым годом все быстрее темп работы, все большее количество спектаклей, все больше и больше похожих на «настоящий» театр: «Синяя птица» почти как в Художественном… «Турандот» почти как в Студии, костюмы, декорации и спецэффекты... И во всем привкус «настоящего», профессионального театра, а в результате и у руководителей и у зрителей и у детей оскомина от этих плохо скроенных пьес, бездарности постановщиков, ограниченности, тщеславия, ложного самолюбия. Такой театр в школе не нужен.
В школе не нужен и, безусловно, вреден псевдо профессиональный театр, который идет в нее стихийно и, пользуясь тем бесконечным значением и влиянием, которое он имеет, уродливо в ней преломляется.
Но школе нужно искусство театра, которое органически спаяно с целым рядом искусств — поэзией, музыкой, живописью, ритмом. И школе нужно искусство театра со всей своей стихийностью, динамикой образов и действий, фантастикой, со всеми своими своеобразными свойствами и законами.
Иначе школа не даст ребенку той суммы навыков, знаний, впечатлений, которые необходимы гармонически развитому человеку, не даст ему силы сопротивляемости, не толкнет его на творчество.
Основа всей театральной работы в школе – детская игра. Во всякой детской игре первоисточники детского театрального, драматического инстинкта. Во всякой детской игре кроме того сплетаются все виды мирового театра: и театр зверей, и теней, и животных, и человека.
Девочка играет в куклы. Девочка оживила куклу, она дала ей движение, звук, мимику — в этом элементы театра марионеток, петрушки. Ребенок играет своей тенью, вырезает фигурки из бумаги, смотрит, как они причудливой тенью ползут по стене - искорки древнего театра теней. Собака служит, кошка играет с бумажкой… А дети и сочувствуют, и возмущаются, и участвуют в этой жизни животных, и это уже то, из чего слагается театр животных.
Игра в путешественников. В папу и маму. В крокодила. В солдат. Все это самое истинное драматическое действие. И в этой игре ребенок одновременно и актер, и зритель, и постановщик, и художник, и техник.
Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Именно благодаря его познавательной и воспитательной функции особенно важно приобщение к этому удивительному искусству подрастающего поколения. И чем раньше произойдет знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей. 
Театр - это также прекрасная творческая мастерская, где ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма (физиологические, эмоциональные, психические, интеллектуальные), реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент различных струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом успешного развития юного существа.
То, что школа не может обойтись без театра, считает и заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Театра юношеского творчества Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных Евгений Сазонов. Другой вопрос: как соединить две системы - педагогику и театр? Как сделать так, чтобы, не навязывая шаблонов, не менторствуя, а легко направляя, позволить ребенку открыть в себе и вокруг себя целый мир?
Впрочем, на эти вопросы педагоги, деятели искусств, ученые ищут ответа уже не один десяток лет, и пока определены несколько направлений. Это: профессиональное искусство, когда дети ходят непосредственно в театр; детские и школьные театры; а также театральные методы в урочной и внеурочной деятельности.
И всё же: для чего нужен театр детям? Ответ простой и банальный: театр нужен им настолько, насколько нужна встреча с чудом.
 
Используемая литература
  1. «Учительская газета»,  №20 от 19 мая 2015 года, автор: Карин Андреас;
  2. «Волжская правда», № 2 от 09.01.2013 года, автор: В. Козырицкая;
  3. «Классный час» от 03 января 2016 года, автор: Тамара Ляленкова;
  4. Серия «ДЕТИ и ТЕАТР» под общей редакцией Н. ШЕР СБОРНИК СТАТЕЙ, ИЗДАТЕЛЬСТВО Сев.-Зап. Обл. Отделения Главн. К-ры «ИЗВЕСТИЙ ЦИК СССР и ВЦИК», ЛЕНИНГРАД – 1924.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»