Статья
Формирование психоэмоциональной устойчивости детей в концертной деятельности
посредством пения в ансамбле
Баранова Надежда Васильевна,
педагог дополнительного образования,
МАОУ «Томский Хобби-центр», г. Томск
Проблема психоэмоциональной устойчивости в детском возрасте очень актуальна и требует обязательного решения. Музыкальные занятия детей почти всегда ориентированы на концертные выступления: перед своей группой, перед родителями, перед зрителями образовательного учреждения, в котором ребенок обучается музыке. Будь то специальная музыкальная программа или праздничные выступления, дети демонстрируют свои музыкальные умения, навыки либо в пении, либо в игре на музыкальных инструментах. Этот процесс важен для ребенка не только в музыкальной точки зрения, но и с психологической. В литературе по возрастной психологии можно найти на этот счет ряд исследований, умозаключений и выводов: « … в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части – ориентировочную и исполнительскую. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что составляет основное содержание функционального развития психики» [1. C. 149]
Выступление перед публикой – это показ своей индивидуальности, своих личностных особенностей, это средство самовыражения, потребность в котором существует у всех людей. Выступление перед зрителями – это всегда стрессовая ситуация: происходит сильный выброс адреналина в кровь, сердце начинает стучать быстрее, образуется высокий мышечный тонус, возникает избыточная энергия и выступающий испытывает сильнейшее волнение, страх. Такое состояние перенести могут немногие, особенно если ребенок выступает один, не в группе. Нередко дети перестают заниматься пением из-за страха сцены, преодолеть который им не под силу без специальной психологической подготовки.
С детьми музыкантами педагогу-вокалисту необходимо повышать психологические компетенции, когда знания и умения в этой области используются в педагогической работе. В подобных ситуациях педагог должен знать, что при работе с детьми «…могут быть выделены две стороны – мотивационная и операционная; они развиваются не равномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется» [1. C. 149]
Эта информация позволит готовить детей к напряженным концертным условиям и вырабатывать у них психофизиологическую свободу, приносящую удовольствие от процесса выступления.
Концертная деятельность должна быть систематичной, что позволяет формировать эмоциональную устойчивость исполнителя, проявляющуюся в умении не усиливать психическое волнение в экстренных случаях (концерт).
Эмоциональная устойчивость помогает удерживать психическое равновесие в стрессовых условиях и снимает длительные переживания перед выступлением (тревога, волнение, страх). Особенно трудно переносить тревожность детям подросткового возраста. Это очень обидчивые, ранимые, эмоционально возбудимые люди, которые тяжело переживают любые неудачи, которые стремятся к эмоциональному общению, к участью в творческих группах, объединениях, где можно почувствовать себя взрослее и реализовать свои музыкальные потребности. Таким детям важно создать благоприятную творческую обстановку для комфортного общения и музыкального развития, где можно решать психологические проблемы, связанные со страхом публичных выступлений. Но при этом нельзя забывать, что «…главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность» [1. C. 246]
Самой продуктивной формой работы в этом направлении является пение в ансамбле. Ансамбль это творческая организация с совместной музыкальной деятельностью, где происходит развитие музыкального слуха, голоса, где в творческой атмосфере, певческом процессе дети принимают друг друга, чувствую духовную общность, что способствует качеству деятельности через человеческое общение.
В ансамбле дети исполняют общий для всех репертуар. В песнях у каждого есть свои сольные партии, небольшие музыкальные фразы (если ребенок боится петь один), игровые сценические действия. Исполняя вместе песенные композиции, дети проживают музыкальную ситуацию в единстве жанра, стиля, ритма, темпа. Такое совместное переживание (исполнение) создает условия для творческой активности, формирования увлеченности, развития коммуникативных способностей. Все это формирует навыки коллективных действий, способствующих психофизической и эмоциональной раскрепощенности.
«Ошибка думать, что ты знаешь себя лучше, чем кто-либо другой. Разве ни с кем из нас не случалось, когда подлинные мотивы наших поступков другие люди объясняли гораздо точнее и правильнее, чем мы сами? Ведь наши внутренние защиты так заботливо выстраивают прочные заслоны от той информации, которая может разрушить старательно созданный нами и потому любимый образ себя. И в результате – «я сам обманываться рад». Так, может, и не надо трогать эти защиты?» [2. C. 34]
Благодаря совместной творческой деятельности и происходит психоэмоциональной устойчивости не только в концертной деятельности, но и в обычной жизни. Дружеское человеческое общение в ансамбле помогает детям почувствовать поддержку других детей, более сильных, уверенных, опытных. В ансамбле создаются специальные условия:
- Психологически комфортный климат общения, позволяющий детям чувствовать доверие к окружающим, спокойствие, желание к сотрудничеству, сотворчеству.
- Культура межличностного общения раскрывает в детях доброту, отзывчивость, внимательность к окружающим.
- Навыки музыкального всеобщего обучения. Пение в ансамбле создает возможность получения таких музыкальных навыков: 1. Пение в унисон (в один голос); 2. Многоголосное пение; 3. Пение a capella (без сопровождения); 4. Пение с фонограммой (-1); 5. Тихое пение; 6. Громкое пение; 7. Пение в едином темпоритме.
Навыки ансамблевого пения способствуют развитию высокого исполнительского уровня, формирует музыкальный вкус и художественную культуру людей.
Для развития психоэмоциональной устойчивости необходимо вести психологическую подготовку детей к публичным выступлениям:
- Хорошо выученное произведение придает чувство уверенности.
- Сосредоточиться на исполнении, не думать о посторонних вещах.
- «Делай, что должно, и будь, что будет.» (Л.Н. Толстой). Не думать, что скажут другие люди.
- Понимать, что возможно неудачное исполнение, но не концентрироваться на этом.
- Мысленно прокручивать весь процесс выступления от выхода на сцену до зрительских аплодисментов.
- Избыточный потенциал при возникновении страха необходимо снимать физическими упражнениями, математическим счетом.
Заключение.
Формирование психоэмоциональной устойчивости у детей – процесс постоянный, непрерывный, существующий совместно с выбранной деятельностью. Волевая саморегуляция, контроль над собой, коррекция психического состояния способствуют умению подчинять себе страхи и создавать условия для творческого самовыражения.
Литература
- И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. Москва, «Гардарики» -2005, 349 с.
- И.В. Вачаков, Н.Р. Битянова. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб – 2009, 111 с.