Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Формирование психоэмоциональной устойчивости детей в концертной деятельности
посредством пения в ансамбле

Баранова Надежда Васильевна,
педагог дополнительного образования,
МАОУ «Томский Хобби-центр», г. Томск

 

Проблема психоэмоциональной устойчивости в детском возрасте очень актуальна и требует обязательного решения. Музыкальные занятия детей почти всегда ориентированы на концертные выступления: перед своей группой, перед родителями, перед зрителями образовательного учреждения, в котором ребенок обучается музыке. Будь то специальная музыкальная программа или праздничные выступления, дети демонстрируют свои музыкальные умения, навыки либо в пении, либо в игре на музыкальных инструментах. Этот процесс важен для ребенка не только в музыкальной точки зрения, но и с психологической.  В литературе по возрастной психологии можно найти на этот счет ряд исследований, умозаключений и выводов: « … в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части – ориентировочную и исполнительскую. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно  ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что составляет основное содержание функционального развития психики» [1. C. 149]

Выступление перед публикой – это показ своей индивидуальности, своих личностных особенностей, это средство самовыражения, потребность в котором существует у всех людей. Выступление перед зрителями – это всегда стрессовая ситуация: происходит сильный выброс адреналина в кровь, сердце начинает стучать быстрее, образуется высокий мышечный тонус, возникает избыточная энергия и выступающий испытывает сильнейшее волнение, страх. Такое состояние перенести могут немногие, особенно если ребенок выступает один, не в группе. Нередко дети перестают заниматься пением из-за страха сцены, преодолеть который им не под силу без специальной психологической подготовки.

С детьми музыкантами педагогу-вокалисту необходимо повышать психологические компетенции, когда знания и умения в этой области используются в педагогической работе. В подобных ситуациях педагог должен знать, что при работе с детьми «…могут быть выделены две стороны – мотивационная и операционная; они развиваются не равномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется» [1. C. 149]

Эта информация позволит готовить детей к напряженным концертным условиям и вырабатывать у них психофизиологическую свободу, приносящую удовольствие от процесса выступления.

Концертная деятельность должна быть систематичной, что позволяет формировать эмоциональную устойчивость исполнителя, проявляющуюся в умении не усиливать психическое волнение в экстренных случаях (концерт).

Эмоциональная устойчивость помогает удерживать психическое равновесие в стрессовых условиях и снимает длительные переживания перед выступлением (тревога, волнение, страх). Особенно трудно переносить тревожность детям подросткового возраста. Это очень обидчивые, ранимые, эмоционально возбудимые люди, которые тяжело переживают любые неудачи, которые стремятся к эмоциональному общению, к участью в творческих группах, объединениях, где можно почувствовать себя взрослее и реализовать свои музыкальные потребности. Таким детям важно создать благоприятную творческую обстановку для комфортного общения и музыкального развития, где можно решать психологические проблемы, связанные со страхом публичных выступлений. Но при этом нельзя забывать, что «…главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая  деятельность» [1. C. 246]

Самой продуктивной формой работы в этом направлении является пение в ансамбле. Ансамбль это творческая организация с совместной музыкальной деятельностью, где происходит развитие музыкального слуха, голоса, где в творческой атмосфере, певческом процессе дети принимают друг друга, чувствую духовную общность, что способствует качеству деятельности через человеческое общение.

В ансамбле дети исполняют общий для всех репертуар. В песнях у каждого есть свои сольные партии, небольшие музыкальные фразы (если ребенок боится петь один), игровые сценические действия. Исполняя вместе песенные композиции, дети проживают музыкальную ситуацию в единстве жанра, стиля, ритма, темпа. Такое совместное переживание (исполнение) создает условия для творческой активности, формирования увлеченности, развития коммуникативных способностей. Все это формирует навыки коллективных действий, способствующих психофизической и эмоциональной раскрепощенности.

«Ошибка думать, что ты знаешь себя лучше, чем кто-либо другой. Разве ни с кем из нас не случалось, когда подлинные мотивы наших поступков другие люди объясняли гораздо точнее и правильнее, чем мы сами? Ведь наши внутренние защиты так заботливо выстраивают прочные заслоны от той информации, которая может разрушить старательно созданный нами и потому любимый образ себя. И в результате – «я сам обманываться рад». Так, может, и не надо трогать эти защиты?» [2. C. 34]

Благодаря совместной творческой деятельности и происходит психоэмоциональной устойчивости не только в концертной деятельности, но и в обычной жизни. Дружеское человеческое общение в ансамбле помогает детям почувствовать поддержку других детей, более сильных, уверенных, опытных. В ансамбле создаются специальные условия:

  1. Психологически комфортный климат общения, позволяющий детям чувствовать доверие к окружающим, спокойствие, желание к сотрудничеству, сотворчеству.
  2. Культура межличностного общения раскрывает в детях доброту, отзывчивость, внимательность к окружающим.
  3. Навыки музыкального всеобщего обучения. Пение в ансамбле создает возможность получения таких музыкальных навыков: 1. Пение в унисон (в один голос);  2. Многоголосное пение;  3. Пение a capella (без сопровождения); 4. Пение с фонограммой (-1); 5. Тихое пение; 6. Громкое пение; 7. Пение в едином темпоритме.

 

Навыки ансамблевого пения способствуют развитию высокого исполнительского уровня, формирует музыкальный вкус и художественную культуру людей.

Для развития психоэмоциональной устойчивости необходимо вести психологическую подготовку детей к публичным выступлениям:

  1. Хорошо выученное произведение придает чувство уверенности.
  2. Сосредоточиться на исполнении, не думать о посторонних вещах.
  3. «Делай, что должно, и будь, что будет.» (Л.Н. Толстой). Не думать, что скажут другие люди.
  4. Понимать, что возможно неудачное исполнение, но не концентрироваться на этом.
  5. Мысленно прокручивать весь процесс выступления от выхода на сцену до зрительских аплодисментов.
  6. Избыточный потенциал при возникновении страха необходимо снимать физическими упражнениями, математическим счетом.

 

Заключение.

Формирование психоэмоциональной устойчивости у детей – процесс постоянный, непрерывный, существующий совместно с выбранной деятельностью. Волевая саморегуляция, контроль над собой, коррекция психического состояния способствуют умению подчинять себе страхи и создавать условия для творческого самовыражения.

 

Литература

 

  1. И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. Москва, «Гардарики» -2005, 349 с.
  2. И.В. Вачаков, Н.Р. Битянова. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб – 2009, 111 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»