Профориентационная работа с молодежью
Басманова Галина Петровна,
методист ГБОУ Центр образования №671
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Кем быть? Куда пойти учиться? Где работать? Насколько важна работа для человека?
Рано или поздно перед каждым встают эти вопросы. Трудности в выборе профессии испытывает большинство школьников и даже выпускники вузов.
Социологи подсчитали, что 40% молодёжи из-за незнания правил выбора профессии ошибаются в своём выборе. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Это влечёт за собой большие разочарования.
Труд занимает ключевое место в жизни взрослого человека. Результаты исследования мнения старшеклассников Петродворцового района показали, что работа нужна, для того чтобы «прокормить семью», чтобы «быть уверенным в завтрашнем дне, повысить свой статус, стать успешным», чтобы «общаться, строить профессиональную карьеру». Формулу счастья многие определяют так: «Счастлив тот, кто утром с удовольствием идёт на работу, а вечером – домой». Как же стать счастливым?
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» рассматриваются вопросы конкурентоспособности современного человека и предлагается модель личности, способной быть конкурентной: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам… В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…» [1, с. 1].
На данный момент основная масса нашей молодежи ориентирована на получение диплома о высшем образовании, а современные тенденции развития рынка труда таковы, что на июнь 2012 года из заявленных в службу занятости Санкт-Петербурга вакансий
(с начала года – 127883) 72,9% составляют рабочие специальности! [2, с. 1].
Но общество утратило уважение к труду рабочих. Поэтому одной из задач, стоящих перед образованием, является задача возрождения престижа рабочих профессий.
В последнее время наметились положительные тенденции изменения отношения к техническим специальностям, несколько вырос конкурс в технические вузы и колледжи.
Что же нужно, чтобы быть успешным в своей профессии?
Для этого, прежде всего, нужно основательно познакомиться со своими желаниями, возможностями, способностями, с миром профессий и профессиональной пригодностью, с рынком труда, а затем, вооружившись знаниями, приступить к построению профессиональных планов.
При выборе профессии у школьников возникает острая необходимость в информационной помощи по профориентации. Для правильного выбора необходимы знания о себе, об окружающем мире. Где же мы можем почерпнуть всю эту информацию? Раньше этими вопросами занимались межшкольные учебные комбинаты (МУК). В данный момент учебные комбинаты реорганизованы, и школы стали испытывать острую потребность в материалах по профориентации, в разработанных учебных программах. Перед психологами, учителями, занимающимися профориентацией, возникает необходимость осмыслить сложившуюся ситуацию, направить свои усилия на решение проблемы и помочь школьникам правильно выбрать профессиональный путь, подготовить их к необходимости обучаться в течение всей жизни. Поэтому профориентационная работа должна проводиться по всем направлениям:
- профинформирование,
- профпросвещение,
- профагитация,
- профдиагностика,
- профконсультирование.
Целью профориентационной работы в школе должно стать воспитание свободной, здоровой личности, способной к мотивированному, осознанному выбору профессии в ходе предпрофильной и профильной профориентационной подготовки. Педагогам-психологам следует активно включиться в процесс создания условий для адаптации обучающейся молодежи к жизни в обществе, в проведение профориентационной работы, в оказание психологической диагностической и консультационной помощи учащимся по профориентации.
На примере одной из программ элективного учебного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение школьников» обсудим, какие блоки целесообразно включать в программу для реализации поставленной цели и задач.
Цель программы: информирование учащихся о мире профессий, помощь во всесторонней и объективной оценке личных запросов, потребностей, способностей, формирование осознанного отношения к выбору профессии, готовности обучаться в течение всей жизни.
Задачи:
- знакомство с миром труда;
- изучение своих профессиональных возможностей и способностей;
- диагностика личных качеств и умений;
- информирование о современном рынке труда;
- знакомство с образовательной и профессиональной картой района.
Программа предлагает следующие разделы и количество часов:
№ |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Введение. Знакомство с миром труда. |
3 |
2. |
Мои возможности, способности и профессия |
10 |
3. |
Я и мир профессий |
7 |
4. |
Профессиональная пригодность |
3 |
5. |
Планирование профессиональной карьеры |
7 |
6. |
Мастер-класс по составлению презентации «Моя профессия». Индивидуальные консультации учащихся. |
2 |
7. |
Защита зачётной работы |
2 |
|
Итого: |
34 |
В начале курса, в теме «Введение. Знакомство с миром труда», необходимо обратить особое внимание на знакомство с миром труда. Это позволит учителю обосновать необходимость серьезного подхода к выбору профессии и изучению данного предмета. Целесообразно начинать вводные уроки с постановки дискуссионного вопроса. Например, спросить: «Кто такие успешные люди?».
В ходе дискуссии педагогу представится возможность высказать свое мнение.
Примерная система аргументов в пользу серьезного подхода к выбору профессии.
Большинство ваших ровесников утверждают, что они хотели бы достигнуть в жизни успеха, но что конкретно они вкладывают в это понятие? Психологам известно, что в качестве наиболее важного проявления жизненного успеха указывается тот факт, что успешный человек чувствует себя счастливым.
Достичь счастья можно разными путями, но не в последнюю очередь важны достижения (высокий статус в обществе, стабильный и высокий доход) и ощущение благополучия — как следствие. Чтобы человек чувствовал себя успешным, ему необходима не только семейная жизнь и верные друзья, но и социальная активность, уверенность в себе и материальное благосостояние, которые может дать только работа.
Во-первых, успешным людям нравится их работа. Не деньги, которые они получают, а само содержание их труда.
Успешный продавец любит продавать, автомеханику интересно возиться с автомобилями, фермеру нравится выращивать урожай.
Чтобы добиться блестящих результатов, требуется искренняя заинтересованность в своем деле.
Во-вторых, успешные люди считают работу неотъемлемой частью своей жизни.
В-третьих, для успешных людей работа — это источник самоуважения. И только на 4-е место успешные люди ставят материальное благополучие.
Разделы «Мои возможности, способности и профессия», «Я и мир профессий» позволят учащемуся лучше узнать себя, свои интересы. В них дается примерный алгоритм грамотного подхода к выбору профессионального маршрута.
Имеется ли надежный способ выбора профессии?
Наибольшее значение в процессе профессионального выбора имеют склонности и способности.
Первая составляющая. Склонности — это наши желания, побуждения, потребности в конкретных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу работы. От склонностей зависит интерес. Предположить, понравится ли тебе профессия, вы сможете только тогда, когда представите типичный рабочий день ее представителя.
Склонности мы условно выражаем понятием «Я хочу».
Вторая составляющая. Способности — это наши индивидуальные качества, от которых зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности. Способности можно выразить словосочетанием «Я могу».
Но для надежного выбора профессии этого недостаточно. Представьте, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он обладает достаточной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России и, следовательно, наш молодой человек вряд ли найдет себе применение. Так появляется третья составляющая - «Надо». Это потребности рынка труда. И если мы действительно хотим найти себе интересную, посильную и выгодную профессию, мы должны искать ее там, где сходятся «Хочу», «Могу» и «Надо».
Алгоритм определения выбора
- Надо осознать, чего я хочу.
- Сравнить свое хочу со своими профессиональными возможностями, т.е. что я могу.
- Изучить реальные возможности и потребности рынка труда, т.е. надо.
Обсуждая с детьми рынок труда, учитель должен предоставлять оперативную информацию о состоянии рынка труда. Ее можно получить у инспекторов Центров занятости населения СПб. Другую информацию по профориентации можно найти на сайтах:
http://www.obrazovan.ru – Разные уровни образования в СПБ
http://www.edu.ru/ - Ссылки на справочники профессий
http://www.piterburgvuz.ru/ - Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга
http://www.rabotka.ru/infoworker/ – Справочник профессий
http://www.spospb.ru/ - Портал средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга и др.
Система анкет и тестов позволит учащимся «примерить на себя» рекомендации, полученные в ходе обучения:
- анкета «Ориентация»,
- методика «Определение типа будущей профессии» Е.А. Климова,
- определение уровня самооценки личности,
- анкета «Типичные и нетипичные ценности»,
- определение темперамента по методике Айзенка,
- методика «Определение типа мышления»,
- тест школьной тревожности Филлипса,
- определение профессионального типа личности по методике Голланда.
Разделы «Профессиональная пригодность» и «Планирование профессиональной карьеры» позволят учащимся познакомиться с профессионально важными качествами для различных профессий, с противопоказаниями по здоровью при выборе профессии, составить план построения профессиональной карьеры на практических занятиях.
Защита презентации на тему «Моя будущая профессия» завершает большую практическую работу, которая проводится на уроках.
При реализации программы можно использовать различные формы и методы работы:
- мини-лекции и семинары с элементами дискуссий;
- тестирование и проведение методик с их последующим обсуждением;
- самостоятельные, практические и зачетные работы;
- встречи с представителями профессиональных учебных заведений;
- индивидуальные консультации учащихся;
- мастер-классы;
- защита презентаций.
Проведение встреч с представителями профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга планируется во время практических учебных занятий.
Важным элементом для формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения становятся педагогические технологии:
- создание эвристических, проблемных и дискуссионных ситуаций;
- работа в парах;
- работа в группе;
- мастерская по обучению создания презентации по профориентации.
Проверка знаний и умений осуществляется в виде зачетов по темам, изученным в течение четверти. В конце учебного года два урока посвящены защите зачетной работы. Зачетной работой может стать реферат или презентация «Моя будущая профессия».
По окончании курса учащиеся должны знать:
- роль профессии в нашей жизни;
- свои возможности, наклонности и способности в профессиональной сфере;
- индивидуальные особенности мышления, внимания и памяти;
- как правильно выбрать профессию;
- пути преодоления негативных эмоций;
- противопоказания по здоровью при выборе профессии;
- из каких источников можно узнать о рынке труда, о профессиях;
уметь:
- использовать полученную на занятиях информацию при выборе профессии;
- использовать результаты диагностики при выборе профессии;
- использовать навыки самопрезентации на рынке труда;
- составлять индивидуальный профессиональный план.
Для более глубокого профориентационного обследования учащихся с целью оценки профессиональной направленности личности необходима внеклассная работа по профориентации. Это проведение индивидуальных профориентационных консультаций учащихся с целью выявления интересов, профессиональной направленности, мотивации выбора профессии и выявления сформированности профессионального плана.
При проведении консультаций можно использовать как бланковое так и компьютерное тестирование (анкета «Ориентация», опросники Кейрси, Голланда, профессиональной готовности, тест «Карта интересов», дифференциально-диагностический опросник, тест Айзенка). При компьютерном тестировании в нашей практике используется программа «Профессиональная ориентация». Программа позволяет проводить комплексное тестирование учащихся, которое оказывает существенную помощь педагогу-психологу при проведении профконсультирования учащихся. Использование компьютерных тестов позволяет увеличить количество протестированных, делает результаты более точными и наглядными.
Для сбора информации об учебных заведениях Санкт-Петербурга требуется постоянно посещать выставки-ярмарки «Образование», «Дни открытых дверей» в профессиональных учебных заведениях. Необходимо создать и поддерживать компьютерную базу данных «Учебные заведения», позволяющую получать информацию об учебных заведениях, а также осуществлять выбор учебных заведений по конкретной специальности.
Необходимо информирование учащихся по вопросам реализации их профессиональных планов (постоянное обновление стендов «Куда пойти учиться?» с информацией об учебных заведениях, организация встреч с представителями учебных заведений, организация экскурсий в профессиональные учебные заведения, доведение до сведения учащихся информации о днях открытых дверей в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях).
Профориентационная работа – это крылья, дающие возможность молодым людям подготовить себя к осознанному выбору профессии и стать в будущем конкурентоспособным на рынке труда. Задача современного общества – создать для этого максимально благоприятные условия.
Список литературы:
- Пр-271. 04 февраля 2010 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Информация о положении на рынке труда и в сфере занятости Санкт-Петербурга в январе-июле 2012 года.
- Гончаров С.А., Соломин В.П., Бендюков М.А. и др. Азбука профориентации XXI века – СПб. Издательство «Петроний», 2007