Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД.

Авторы: Паршина Елена Константиновна - учитель-логопед  высшей квалификационной категории агентства « NEWHOMESERVICE»,  учитель труда ПНИ-10 , Санкт-Петербург.

Шкира Елена Ильинична - климатолог-метеоролог, методист заочного отделения факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

Практические исследования:

 Граборева Анастасия, выпускница Технического колледжа  управления и коммерции, Санкт-Петербург.

Томашпольский Кирилл, студент Санкт-Петербургского Электротехнического института связи им. Бонч-Бруевича.

Тонкова Софья, учащаяся  МОБУ « Лесновский ЦО» Всеволожского района Ленинградской области,  Всеволожск.

Адрес: 188659 Ленинградская область, Всеволожский район, п. Лесное, д.19, кв.6. 

Телефон:  8 (921)-39-38-306    Елена Константиновна  Паршина

Электронный адрес:  Radonica@ list.ru  

 

 

 

 

 

 

   В настоящее время  остро  обозначились вопросы экологии.    Кто же всё-таки человек - хозяин в  «храме природы» или ремесленник? Что происходит с людьми, если они забывают о своём предназначении и своих истоках, корнях, сущности? Ответы на эти вопросы ищут учёные различных отраслей научного познания. Попытаемся  рассмотреть их с  разных точек зрения  антропологии, педагогики, психологии.      

Известный  философ и  психолог Марианна Ярославна Дворецкая утверждает, что « социальная антропология рассматривает человека как существо общественное. Имея своим предметом социальную природу человека, социальная антропология изначально касалась всех сущностных аспектов взаимодействия человека ссоциальной реальностью. Поэтому  эта область знания формировалась при изучении таких понятий, как  справедливость, мораль, свобода, культура, воспитание. В последующем понятия справедливости и морали заложили основание политической и этической  антропологий.  Содержание понятий « этнос» и  « культура» стали базой культурно-исторической антропологии, а проблемы воспитания и свободы послужили толчком к развитию педагогической  антропологии.     «…»   Доктор философских наук  Константин Владимирович  Романов в работе   « Культурная антропология и семья»  рассматривает  культурологическую модель организации образовательного пространства   и утверждает:   « Мозаичность культуры социума  порождает фрагментарность духовной культуры ученика, причём это происходит на фоне задержки роста физической и материальной культуры.  В условиях глобального, всепланетного нарастания инфантильности в воспитании нового поколения молодёжи это становится дополнительным стимулятором девиантного поведения детей».  Т.И. Власова, президент Национальной академии туризма, ректор Балтийской  академии туризма и предпринимательства, в статье « Актуальные проблемы развития активного туризма в регионах»  отмечает  недооценку и недопонимание социальной и экономической значимости развития  спортивно-оздоровительного туризма.  « Спортивный туризм, учитывая  его  многоаспектный  комплексный характер воздействия на человека, по праву символизирует образ социального движения  за ДУХОВНОСТЬ – СПОРТ – ПРИРОДУ», - утверждают  И.Е. Востоков, А.В. Иванов, Ю.В. Федотов в статье                         « Спортивный туризм: основные аспекты концепции развития».

 Предлагаем  рассмотреть  в качестве педагогического метода  экологическую экспедицию.

Целями и задачами  нашего  исследования  являются:

-определение динамики личного  (в т.ч.  эмоционального) состояния участника экологической экспедиции;

-определение значимости работы по предпрофильному обучению в ходе экологической экспедиции;

-проведение выборочного опроса участников экспедиции  « Живая Вода-2009»  по организации сервиса в полевых условиях;

-определение круга задач, решаемых организаторами экологической экспедиции « Живая Вода» в системе внеаудиторного образования;

-проведение выборочного тестирования по методике Р. Лазаруса  и С. Фолкман « Стратегии совладания»;

-выполнение сравнительного анализа данных по тесту эмоций Басса- Дарки;

-выполнение тестирования по индивидуально-личным запросам;

-выполнение практических работ в технике рисования на влажной бумаге.

 В работе мы  использовали следующие материалы исследования.

  1. Педагогическое анкетирование.
  2. Тест эмоций Басса - Дарки.
  3. Методика « Определение стратегий совладания» Ричарда Лазаруса и Сьюзан Фолкман.
  4. Самоактуализационный тест (Москва, Алёшин)
  5. Методика  « Уровень субъективного контроля»  (ПНИ им. Бехтерева. Авторы: Бажин,  Голынкина,  Эткинд).

Участникам экспедиции « Живая Вода»  была предложена анкета   на тему: «Предпрофильная подготовка по курсу « Организация сервиса в сфере питания в условиях экологической экспедиции. Трудовая практика».

Количество участников экспедиции -70 человек.

Выборочный опрос проведён среди 20 участников следующих категорий:

I.Старшая (свыше 20 лет) - 3 человека;

II. Средняя (16-20 лет) – 8 человек;

III. Младшая  (10 -15 лет) - 9 человек.

В соответствии со   стажем   экспедиционной работы респонденты распределились следующим образом:

I. длительный (свыше 5 лет) - 3 человека;

II. средний ( от 1 года  до 5 лет)  - 11 человек;

III. начальный ( участвует впервые) -6 человек.

  Результаты анкетирования оказались следующими.

  1. Готовят дома взрослые -80%

 ( допускается участие детей – 50%)

  1. Обычный режим питания:

-1-разовый-15%;    2-хразовый-15% ; 

 3-хразовый-35%;  4-хразовый-15%

Более -20%

  1. Умеют готовить всё- 80%

полуфабрикаты-20%

  1. Умеют мыть посуду- 85%

чистить овощи-85%;  разводить костёр-55%;   чистить котлы-65%

    5.Научились готовить пищу:

в семье: 95%;  в школе: 15%;   самостоятельно: 40%;  в экспедициях: 25%

6.Самостоятельно принять  и накормить гостей  могут и хотят: 90%

До 5 чел.-5%       5-10 чел.-45%       10-20 чел.-20%      20-35чел.-10%

70чел. и более, любое- 15%  (при наличии продуктов и документов раскладки).

7.  В экспедиции « Живая Вода» 4-хразовое питание организовано для 100% участников.

8. Трудовая практика явилась составной  частью педагогической работы организаторов экспедиции, в ходе которой школьники и студенты   выполняли следующие задания:

заготовка воды-55%;  заготовка дров-60%;  чистка овощей-70%; разведение костра-60%; приготовление бутербродов-85%; приготовление супов-55%;

приготовление вторых блюд, салатов-55%; приготовление напитков-60%;

мытьё посуды-90%; чистка котлов-60%;   нарезка хлеба- 75%.

Соблюдались санитарно-гигиенические нормы приготовления пищи, кипячения воды; разделения работ по сложности выполнения.

Если рассматривать экологическую экспедицию  в качестве образовательного метода, то следует остановиться на педагогических задачах, решаемых  организаторами   и участниками экспедиции.

  В дополнение к теоретическим  знаниям и практическим навыкам по ОБЖ и физической  культуре  школьники научились жить в полевых условиях -10%;  разводить костёр и поддерживать огонь-40%;  заготавливать дрова  -5%;  устанавливать палатку -50%;  повысили дисциплину в плане подъёмов -5%;  плавали-80%;  играли в волейбол- 40%.

 Изучая  технологии, ребята закрепляли  практические навыки по основам строительства-10%;  по кулинарии-60%.

 Обогатились знания  учащихся  по литературе: школьники  прочитали новые книги-20%;   занимались поэзией-20%.

 Согласно результатам  педагогического анкетирования, 100% участников опроса выдвинули в качестве значимых аспектов социальные, такие, как навыки индивидуального и коллективного общения;  знакомство с новыми друзьями.    В числе важных личностно-значимых  аспектов  100% участников опроса назвали любовь к природе и  к экспедиции « Живая Вода»;  любовь к лесу; культуру  общения;  светскую  этику;  приспособление к жизни в экстремальных условиях;  широту  взглядов, раскованность;  выработку  устойчивости в жизни в полевых условиях;  улаживание конфликтов;  знакомства;  адаптацию  к полевым условиям;  взаимодействие с соседями; новые игры, конкурсы;  общение с коллективом;  приобретение навыков руководящей работы и распределения обязанностей;  общение без конфликтов;  передачу  опыта молодёжи;  решение спорных вопросов; свободу  и самостоятельность.  В научно-исследовательской работе  80% респондентов называют следующие достижения , выдвинутые в качестве значимых: повышение методического уровня;  приобретение навыков систематизации материала, написания доклада,  реферата;   получение новых  знаний по ботанике;  выполнение практических работ;  формирование умений  брать пробы воды и выполнять химический анализ;    общие навыки  работы на маршруте;  получение  практических знаний  по гидрогеологии;  наблюдения  за жизнью насекомых в полевых условиях, работу  с микроскопом; выполнение  закладки  гербария, применение  лекарственных трав   для  фиточая.

Творческие аспекты  в работе экспедиции считают важными 60%  респондентов. Это  новые песни, рисование,   поэзия,   участие в КВНе.

Медико-психологические аспекты экологической экспедиции  назвали важными 45% участников опроса. Это закаливание организма;  здоровый образ жизни;  избавление от никотиновой и пищевой зависимостей; избавление от страха перед насекомыми; выносливость,  психологическая устойчивость,   коррекция самооценки;  соблюдение границ личности;  делегирование полномочий;  определение жизненных приоритетов;   формирование лидерских качеств.

В ходе проведения экологической экспедиции выполнялась работа  педагога-психолога по индивидуальным  и подгрупповым запросам, таким, как диагностика эмоционального  состояния участника;  психологическое консультирование;  обучение  приёмам саморегуляции  ( трудотерапия, терапия творчеством, рисование по влажной бумаге,  арт-терапия , закаливающие процедуры, фитотерапия).

Анализ эмоционального состояния, проведённый на основе теста эмоций Басса - Дарки, показал  повышенный уровень агрессии у мальчиков,  повышенный уровень обидчивости – у девочек;  позволил выстроить  индивидуальные профили личности и изучить динамику  эмоционального состояния в ходе проведения экологической экспедиции. У всех  участников отмечается снижение уровня агрессии (косвенной и вербальной). Индивидуальное консультирование с использованием методики                       « Самоактуализационный тест» выявило следующие закономерности: в ходе работы экспедиции  у  участников  наблюдались повышение уровня доверия и открытости по отношению к окружающим; изменения   в шкале системы ценностей;  снижение уровня раздражительности;  личностный рост.

По результатам педагогического анкетирования и психологического тестирования   предлагаются следующие  педагогические рекомендации:

1.Учитывать данные психологического тестирования в планировании воспитательной работы и подборе материала для конкурсов, мероприятий;  для чёткого распределения обязанностей дежурных, поощрения; в индивидуальной работе с участниками  экспедиции разных возрастных категорий.

2. Планировать организацию творческой деятельности,  способствующую раскрытию потенциала  личности, формулируя цели и задачи конкретных мероприятий.

3. Активнее применять методы педагогики сотрудничества и воспитания личным примером, моделировать ситуацию успеха для каждого участника экспедиции, используя СМИ и проектные технологии.

4. Предусмотреть возможность индивидуальной работы  с участниками в ходе полевой практики; разумно сочетая формы групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности.

5. Воздерживаться от коллективных критических замечаний личностно-ориентированного характера, отдавая предпочтение конструктивным предложениям.

6 .  Опираться на теоретические знания, активнее использовать в психолого-педагогической  и информационной деятельности достижения современной науки, рекомендации учёных и педагогов – практиков.

7. Организаторам  культурно-массовых  мероприятий  предлагается  изучить  теоретический  и практический материал  деятельности  арт - терапевтических студий  и литературных объединений, шире использовать клубные формы работы для организации  вечерних молодёжных программ.

Авторы выражают  благодарность  организаторам  Всероссийской Детской Комплексной Экологической экспедиции « Живая Вода»  главному редактору журнала  «  Костёр» Харлампиеву Н.Б. и  научному руководителю  Медведевой Нине Анатольевне,  участникам экологической экспедиции              « Живая Вода».                                                                                                                                 II. Список литературы.

  1.  О.В. Агапова,  С.Г. Вершловский «  Биографический метод в социально-педагогическом исследовании». Учебное пособие. Школа молодого исследователя.  Санкт-Петербург, 2010 г.
  2.  Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок,  В.И. Щеглов . Этнопедагогика. Учебное пособие. Москва, издательский центр « Академия», 2007 г.
  3. Т.И. Власова, Р.А. Карташева « Актуальные проблемы развития активного туризма в регионах».  Российский научный журнал                          « Вестник Национальной академии туризма»  №1 (5)  за 2008 г.
  4. И.Е. Востоков, А.В. Иванов, Ю.Н. Федотов «  Спортивный туризм:  основные аспекты концепции  развития». Российский научный журнал « Вестник Национальной Академии Туризма» №1 за 2008 г.
  5. М.Я Дворецкая. Антропология. История и теория.  Учебное пособие.  Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 г.

    6.  К.В. Романов  « Культурная антропология образования и семья» СПб    ГУПМ, 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»