Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тема обусловлена требованием  совершенствования методов и способов использования компьютерных технологий в учебном процессе. Постоянно увеличивающаяся компьютеризация образования выявляет недостаточность исследования влияния процесса изучения компьютерных  программ на развитие коммуникативных способностей. В определённом возрасте у подростков начинают складываться в систему отдельные элементы мировоззрения.  В этой системе компьютерные технологии обязаны занимать важное, если не важнейшее место. Компьютер, и предоставляемые с его помощью информационные технологии, это самое всеобъемлющее средство  коммуникаций, объединившее в себе все технические открытия последнего столетия. Фотография и кинематограф, телефон и телеграф, радиосвязь и телевидение, соединились в одном изобретении. Роль и возможности компьютера, появившегося несколько десятилетий назад, в педагогическом процессе ещё только начинает изучаться.  Педагогика всегда следовала за техническим прогрессом, в плане использования в своей деятельности коммуникационных открытий и изобретений. Применение в обучающей деятельности, сначала письменности, потом книгопечатания, фото и видеизображений, а теперь и интерактивности компьютерных технологий значительно ускоряло и облегчало процесс усвоения знаний. Изучение влияние компьютерных технологий на увеличение когнитивных способностей только  начинается.

 Одним из главных, для подросткового возраста новообразованием следует считать самосознание личности, становление которого возможно только благодаря общению. Именно глобально расширяющееся общение, помогает подростку сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, уважения к старшими и забота о младших. В период развития самосознания молодой человек ставит главный вопрос: «Зачем живут люди?». Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут» освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности – вот главная проблема подросткового возраста. Одним из основных рычагов освоения современной жизни становится компьютеризация всё больших сфер деятельности людей. Вместе с тем, начиная с древних обществ, культурный человек был, прежде всего, человеком визуально образованным. Несомненно, и сейчас важны умения считывать визуальную информацию, а так же способность передавать другим невербальную информацию о себе,  своих вкусах. Именно эти две способности развивает изучение компьютерной графики. Обработка своего фотопортрета в программе Photoshop наиболее яркий пример совмещения изобразительного и компьютерного умений с психологическим позиционированием себя как личности. Подросток непосредственно выражает стремления по изменению своего образа в работе по коррекции персональной фотографии. Не менее явственно выражает свою личность, свои отношения к окружающим,  подросток, корректирующий чужие фотопортреты.  Особенно актуальна функция невербальной культуры общения, если обработка и оптимизация фотографии предполагается для размещение её в качестве аватара на собственной странице или форуме в социальных сетях интернета. Автор вкладывает определённый подтекст в работу, так как понимает, что раньше всего и по ней одной, посетители форума будут судить о личности того, на чью страницу они  заходят. Подросток рисует и предъявляет интернет-общественности свой идеализированный образ, к которому стремится в отношениях с окружающим миром. В условиях постоянно увеличивающегося потока информации компьютеризированного мира, трансформируется и изменяется само содержание и смысл категории «культура». Общепринятое и устоявшееся понимание культуры как единства материальной и духовной жизни общества постепенно преобразуется в информационную трактовку культуры общества как пространства материальных и идеальных объектов - носителей информации культурного содержания, общественного изменения и развития. Традиционные формы воспроизводства и трансляции культуры в межличностном общении, еще вчера казавшиеся незыблемыми и устоявшимися, резко изменились. Любой человек, освоивший цифровое ретуширование, способен к редактированию визуальной реальности в соответствии изменением своего ощущения бытия. Возможным становится также трансформация самой категории «информация», которое рассматривается не только как сообщение, но как многоплановое понятие, одновременно включающее в себя категориально-понятийные, эмоциональные, ценностные, социально-коммуникативные составляющие. Понятие информации, свойственное ранее преимущественно печатному слову, всё более диверсифицируется во всём многообразии предоставляемом нам современными технологиями. Не далеко время, когда кроме визуального ряда человек будет  иметь возможность передавать объёмное трёхмерное изображение и запахи по сети. Первые опыты в этом направлении уже ведутся. Все более актуальным становится решение проблемы восприятия, переработки и передачи информации, объем которой возрастает с каждым днем [2]. Повышением коммуникативных способностей подростков следует считать, не только повышение возможностей воспринимать возрастающий поток информации, но умение творчески перерабатывать, и деятельно трансформировать полученное из внутреннего самоощущения личности в наглядно-явственный образ посредством современных компьютерных технологий. Коммуникативные  особенности цифровых технологий неизмеримо расширяют круг общения наших современников, а тем более будущих подрастающих поколений. Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играют коммуникации и общение  в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как “общественного человека” (Маркс), невозможен без общения; если его роль в этом процессе в нормальных условиях несколько замаскирована, то, скажем, при обучении слепоглухонемых она выступает с особенной ясностью.  Однако общение есть в то же время и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу: “любая человеческая деятельность невозможна вне общения” (В. Н. Панферов).  Особенно рельефно выделяются эти функции общения в коллективной трудовой деятельности. Отдельную проблему, приобретающую все большую и большую остроту, составляет роль общения в коллективном познании. Наконец, следует указать и на место процессов общения в диалектике взаимоотношений общественного и индивидуального сознания,в психологическом воздействии общества на его членов,— это особенно существенно в связи с лавинообразным увеличением значимости массовой коммуникации в жизни современного человека. Так или иначе, но по существу невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, развитие и функционирование человеческой личности (не говоря уже о взаимоотношениях личности и общества), не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и не анализируя его конкретных форм и функций в тех или иных социальных и исторических условиях [3]. Исходя из вышеизложенного, следует отметить особую важность и связь общения и процесса обучения, особенно обучения коллективного. Недостаточно исследована специфика новых видов коллективного и массового  общения вызванных к жизни техническим прогрессом. “Общение составляет как бы внутренний механизм жизни коллектива (или социальной группы)”. Не передача информации, а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива. Не передача информации, а именно обмен (выражение Маркса!) идеями, интересами и т.п. и формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта. Не изучение использования общения в деятельности социальной группы (это предмет отнюдь не психологии общения, а социологии!), а исследование самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств как части деятельности общения. И наконец, что особенно важно, — анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью[3]. Занятия компьютерной графикой представляют собой именно такой, познавательно-практический вид творческой деятельности. Потому развитие коммуникативных способностей явственнее наблюдаются на этих уроках. В практике преподавания часто наблюдаются различные доминанты учебного поведения, - коммуникативные, информационно-познавательные, творчески-изобразительные. Главной задачей руководителя является умение понять личностные склонности подростка, способность мягко и ненавязчиво перенаправить его усилия на компенсацию недостающих умений и качеств. В большинстве своём, наиболее дефицитными у молодых людей выступают коммуникационные способности. Факт недостаточной коммуникабельности  молодёжи имеет объективные причины. Осознание себя и своей личности,  развивающееся в подростковом возрасте, вёдёт к определённой интравертности и как следствие замкнутости. Интенсивность и скорость изменений в общем потоке информации позволяют характеризовать современное общество как «общество перемен» (С.П. Курдюмов) и диктуют необходимость выработки методов подготовки, приспособления человека к переменам (Э. Тоффлер). Особенно сложно положение подростков, испытывающих двойную нагрузку, переломный возраст которых приходится на время перемен современного общества. Для успешного восприятия и переработки поступающей информации подростку необходим комплекс способностей, среди которых можно выделить общие способности, характеризующие человека как существо мыслящее и социальное и специальные способности, несущие ответственность за успешность действий в той или иной области деятельности. В качестве одной из основных (в контексте данной работы) мы рассматриваем способность к творчеству, способность к пониманию старого и созданию нового в среде программ компьютерной графики. Актуальна позиция А.А. Мелик-Пашаева, который утверждает, что способности не могут «пробудиться», актуализироваться и развиваться без освоения наличных форм культуры, но также ясно, что способность к созданию нового принципиально не выводима из присвоения уже существующего (Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству Автореф. дис. д-ра психол. наук - М, 1994). Для того, чтобы реализовалась способность к коммуникативному творчеству, необходимо продуктивное освоение поступающего потока информации. Не секрет, что подавляющая часть имеющихся в научной литературе определений общения или коммуникации сводится исключительно к идее передачи чего-то от кого-то кому-то, к идее обмена (языковыми высказываниями, знаниями, информацией и т.д.). Иными словами, общение трактуется почти исключительно как интериндивидуальный процесс. Автор популярной за рубежом книги по психологии общения Джон Парри прямо считает, что “осуществлять коммуникацию значит передавать сообщение”.  “Социальная психология” Т. Ньюкома и его соавторов, говоря об “отношении, в котором находится информация, которой располагают лица, участвующие во взаимодействии”, определяет коммуникацию как “процесс, в ходе которого это отношение изменяется”, т.е. происходит передача информации от одного лица к другому.  Возможно, однако, и более глубокое понимание коммуникации именно как общения sensustricto. Такой подход предполагает прежде всего ясное осознание того факта, что коммуникация (общение) есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способвнутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества — ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности [3]. С определённой степенью уверенности можно утверждать возможность организации именно такого общения, между личностью подростка и обществом, в практике изучения графических цифровых программ. Деятельно-продуктивное изучение программ компьютерной графики  непременно должно осуществляться в общественно значимых целях, далеко выходящих за круг интересов личности ребёнка. Выработка умения вникать в тематику проблем больших коллективов, имеет решающую роль для воспитания социально активной личности. Для восприятия внешней информации, человек устанавливает коммуникативную связь с окружающим миром. Если прежняя парадигма образования во главу угла ставила обучение, провозглашая знания, умение и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности. Непосредственно воспитание и развитие коммуникативных способностей есть личностно-ориентированное воспитание общественно-ценного индивидуума. Налицо явное противоречие, отмеченное ещё И.Кантом. «Человек – существо, предназначенное для общества (хотя и необщительное), и в развитом общественном состоянии он чувствует сильную потребность делиться с другими (даже без особой цели). Собственно обязанность любого воспитания состоит в развитии этого самого «общественного состояния». Сами по себе никакие программные технологии не вносят коммуникативной составляющей в процесс образования. Только и непосредственно результат индивидуальной деятельности в них, есть сообщение от автора зрителям. Но предварять эту, исходящую от автора творческую информацию (фото, видео, аудио), должно умение верно улавливать ожидания общества, тем более широкого чем более востребованным предполагает быть программный продукт. Наметившийся уже три десятилетия назад «переход от психологии научения к психологии решения задач» (Дж. Брунер) заявляет о себе все более настойчиво и требует конкретизации в реальных проектах и технологиях. Например, изучение компьютерной графики должно носить определённую цель, в которой будут применяться получаемые на уроках знания и умения. Только конкретный результат позволяет подтвердить наличие усвоенных знаний себе самому и окружающим. «Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы». Публий Овидий Назон

Сейчас уже не требует доказательств тот факт, что наиболее широкие возможности для развития творческого потенциала школьников и подростков  предоставляет область искусства, причем особенно актуальной формой присутствия искусства в школе становится полихудожественное взаимодействие различных видов искусства и различных, видов деятельности. Интеграция возникает при наличии целостною подхода к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово и т.п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественная. Единая художественная природа всех искусств соответствует способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка [4]. Качество и количество общения подростков увеличивается вместе со сложностью задач, которые ставит интегрированная педагогика. Гуманитарный характер изобразительного искусства, вступая в противоречие с сухой строгостью работы в программных продуктах, тем самым  стимулирует учащихся увеличивать опыт взаимообогащения этих учебных предметов. Например, увеличивающиеся теоретические знания в области искусства требуют соответствующих знаний и умений в компьютерных технологиях для практического воплощения усложняющихся замыслов. В свою очередь, совершенствование работы в программах вызывает потребность в полноценном применении накопленного опыта в изобразительной деятельности. Восполнение информации любой из этих составляющих компьютерного искусства невозможно без общения, в процессе которого учащийся осознаёт недостаточность или избыточность имеющихся знаний. Таким образом можно утверждать, что изучение компьютерной графики мобилизует развитие коммуникативных способностей подростков тем в большей степени, чем более успешна мотивация к ней. Занятия компьютерным моделированием и визуализированием являются важным стимулом для появления потребностей в общении. Знакомство с изобразительным искусством, которое необходимо в процессе изучения компьютерной графики, облегчает подросткам переход в мир взрослых. «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле» Бертольд Брехт

 

1.     Современные педагогические технологии как объективная потребность.  М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005.

2.     Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. Диссертация

3.     Леонтьев А. А. Психология общения. –  3-е изд. – М.:  Смысл, 1999.

4.     Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусства и их взаимодействие – М., 2001.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»