Государственное общеобразовательное учреждение
лицей № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Летнее путешествие
(игра и дыхательная гимнастика во время распевания младшего детского хора)
Методическое описание для конкурса школьных игровых программ «Играй-класс»
в рамках открытого петербургского конкурса
«Созвездие игр»
Номинация: «Обучение плюс увлечение»
(методическая продукция педагогов дополнительного образования)
Автор – Янке Екатерина Яковлевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
- введение 3
- теоретическая часть 4
- основное содержание 5
- заключение 9
- приложение 10
- библиография 12
Введение
Пояснительная записка
Методическое описание для конкурса школьных игровых программ «Играй-класс» в рамках открытого петербургского конкурса «Созвездие игр», в номинации «Обучение плюс увлечение» (методическая продукция педагогов дополнительного образования),направлено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к творчеству, через разные формы работы, которые максимально облегчили бы сложный процесс обучения, к выразительному пению, к раскрытию содержания музыки посредствам вокально-хоровых навыков. Предназначено для педагогов дополнительного образования школы (УОДОД), хормейстеров.Упражнения и игры могут применяться на открытых занятиях или в течение года на занятиях хоровых кружков, студий для детей в возрасте 7-9 лет.
Актуальность описания заключается в том, игра – один из наиболее доступных младшим школьникам способов воспитания и обучения, а хоровое пение - наиболее любимый вид творческой, коллективной, исполнительской деятельности.
ЦЕЛЬ:
развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы ребенка с помощью игр в форме «КРУГ», которые максимально облегчили бы адаптацию на занятиях хора, преодоления нагрузок, распределение своих сил. Подготовка каждого певца и всего хора к работе над репертуаром, снятие или предотвращение возможных мышечных зажимов во время дыхания при пении. Получение опыта взаимодействия с другими детьми, чтобы, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- формирование представлений об окружающем мире;
- обучение слушанию чужого и собственного исполнения, осознание и контроль своей певческой природы.
Развивающие:
- развитие голосового аппарата в соответствии с особенностями каждого ребёнка, культуры певческого вдоха и выдоха;
-постепенное выравнивание звучания голосов детей, позволяющее им пользоваться при пении разными регистрами, что особо важно на первоначальном этапе обучения;
- развитие чувства темпоритма, музыкального слуха, координации слуха и голоса.
Воспитательные:
-повышение культуры общения в коллективе (у детей складываются доверительные, дружеские отношения) ;
- улучшение сценической выразительности исполнения(дети становятся более любознательными, эмоционально отзывчивыми).
Отличительной особенность данного описания в применении педагогом различных видов деятельности во время распевания на занятиях младшего хора: игры в форме « КРУГ» и элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой А.С.. Дети могут встать кругом, т.к. такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям, сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и педагог выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры. Упражнения дыхательной гимнастики на занятиях — подготовительный этап в развитии голосообразования — дает возможность путем несложных упражнений координировать, организовывать, как на занятиях, так и в повседневной жизни, весь дыхательный аппарат.
Основное содержание
ПЛАН:
I. Организационный момент.
II. Дыхательные упражнения.
III. Игры.
IV. Заключение.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Фортепиано.
2 .Нотные сборники.
I.Организационный момент. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Педагог:
Рассказ педагога
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим летнее путешествие, вспомним солнышко, голубое небо, зеленую травку на берегу тенистого озера. Встанем в большой круг,приготовим свое транспортное средство, воображаемый автомобиль для поездки. Проверим колеса автомобиля, чтобы колеса получше рассмотреть, мы зажжем свечку.
П.Дыхательные упражнения.
Упражнение «Свеча»
“Дуем на свечу” - стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. Воздух направляем на раскрытую ладонь.
Педагог:
Молодцы! Мы обнаружили, что надо накачать наши колеса, чтобы путешествие прошло безопасно.
“Насос”
Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая ( не прямая), голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Руками изображаем движения опоры на насос.
Педагог:
Поехали! Руками крепко держим руль, а губами имитируем работу двигателя.
«Мотор»Упражнение «Мотор»
Тянем на губах сочетаний звуков БР, при этом губы полностью расслаблены.
Наша дорога трудна и опасна, на ней мы встречаем много ям и кочек, и эти препятствия отражаются на работе нашего двигателя. Когда встречается кочка, интонация голоса поднимается вверх, и наоборот - ямка, интонация падает вниз.
Педагог:
Наконец мы добрались до прекрасного озера, где немного отдохнем на берегу. Посмотрите, какая мягкая, зеленая травка, молодые листочки. Давайте потрогаем рукой и восхитимся ими.
«Ветер»
Упражнение «Ветер»
Дует легкий ветерок - ф-ф-ф...
И качает так листок - ф-ф-ф...
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...
И качает так листок - ф-ф-ф...
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Зеленые листочки на веточках сидят,
Зеленые листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а...
Рябиновый — и-и-и...
Березовый — о-о-о...
Дубовый — у-у-у...
Педагог:
Ребята, представьте, что в небе над озером летают чайки. Давайте поиграем и изобразим крик чаек.
«Чайки» Упражнение «Чайки»
Громкие, короткие выкрики на активном движении в верхнем регистре - а, а, а…
Педагог:
Очень хорошо! Еще полюбуемся воображаемым пейзажем, летним днем и похвалим, обнимем себя: «Как хорошо вокруг! Какие мы молодцы!»
“Обними плечи”.Упражнение “Обними плечи”
Встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох уходит между вдохами- движениями.
III. Игры.
Педагог:
Сейчас мы с вами поиграем, отдохнем на природе.
«Угадай, чей голосок»
Игра «Угадай, чей голосок»
Водящий встает в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал.
Педагог:Ритмическая игра на подражание
Неожиданно набежала тучка, и пошел теплый летний дождик.Рассказываем стихотворение и выполняем соответствующие движения: хлопаем руками, топаем ногами, делаем «крышу», соединяя руки над головой, стучим указательным пальцем по коленке, мотаем головой.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Педагог:
А на берегу озера стоит маленькая деревушка, где живет наша любимая бабушка, у нее мы и спрятались от дождя. Мы споем ей веселую песенку-потешку «Купим мы бабушка тебе курочку».
Исполнение песни с показом движений
Купим мы бабушка тебе курочку.
Курочка по зернышкам - кудах-тах-тах!
Купим мы бабушка тебе уточку.
Уточка – та-та…
Купим мы бабушка тебе кисоньку.
Кисонька – мяу…
Купим мы бабушка тебе собачонку.
Собачонка – гав…
Купим мы бабушка тебе поросенка.
Поросенок – хрюки…
Купим мы бабушка тебе коровенку.
Коровенка – муки…
Купим мы бабушка тебе лошаденку.
Лошаденка – пруки…
Купим мы бабушка тебе телевизор.
Телевизор – время, факты,
Дикторша: «Ля-ля…»
IV. Заключение.
Педагог:
Пора, ребята, возвращаться домой. Закончим наше путешествие песней про нашу родину, Россию, про ее прекрасные просторы.
Хоровое исполнение песни «Песня о России» муз. Локтева, сл. Островской
Заключение
Показатели результативности применения данных форм работ
1.Активно развивается дыхательный, артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что особо важно на первоначальном этапе обучения.
2.Благодаря предложенным простым игровым формам работы дети становятся более раскрепощёнными, внимательными, с удовольствием работают на учебном занятии.
4. Исполяемые произведения звучат эмоционально и осознанно; в движениях, сопровождающих пение, появляются синхронность, слаженность, развивается пластика.
9. Дети проявляют любознательность, эмоциональную отзывчивость. Улучшается сценическая выразительность исполнения.
Приложение
Описание упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А,С,
Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.
Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.
Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
Библиография
Андреева Е.М. Формирование творческой личности младших школьников на примере музыкальных занятий //Шестая российская университетско-академическая науч.–практ. конф.: Материалы докладов. Ижевск, 2003. С.112-113.
Андреева Е.М. К проблеме формирования артикуляционных навыков обучаемых.//Фонетика: наука и искусство: Материалы регион. науч.-практ. конф. Ижевск: Изд.Дом: «Удмуртский университет», 2004. С.17-19.
Андреева Е.М. Методические рекомендации активизации эмоциональной сферы младших школьников средствами музыкальных занятий: Программа для педагогов системы дополнительного образования. Ижевск: УдГУ, 2004. 18с
Безруких М.М. Ребёнок-непоседа: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: 2001. - 64с.
Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе./ Л. Дмитриева , Н. Черноиваненко. - Москва: Просвещение, 1989. – 207 с.
Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе./ - Москва: Музыка,1972. – 120 с.
Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.
vesna.websib.ru> vesna.php?item=26
strelnikova.ru