Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 378

Кировского района Санкт-Петербурга
 

 

 

Летнее путешествие

 (игра и дыхательная гимнастика во время распевания младшего детского хора)

 

Методическое описание для конкурса школьных игровых программ «Играй-класс»

в рамках открытого петербургского конкурса

«Созвездие игр»

 

Номинация:  «Обучение плюс увлечение»

 (методическая продукция педагогов дополнительного образования)

 

 

 

Автор – Янке Екатерина Яковлевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

Санкт-Петербург

2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                                                 стр.

- введение                                                                                              3

 

- теоретическая часть                                                                        4

 

- основное содержание                                                                         5

- заключение                                                                                          9

- приложение                                                                                        10

- библиография                                                                                     12

 

 

Введение

Пояснительная записка

 

 

 

 

Методическое описание для конкурса школьных игровых программ «Играй-класс» в рамках открытого петербургского конкурса «Созвездие игр»,  в номинации  «Обучение плюс увлечение» (методическая продукция педагогов дополнительного образования),направлено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к творчеству, через разные формы работы, которые максимально облегчили бы сложный процесс обучения, к выразительному пению, к раскрытию содержания музыки посредствам вокально-хоровых навыков. Предназначено для педагогов дополнительного образования школы (УОДОД), хормейстеров.Упражнения и игры могут применяться на открытых занятиях или в течение года на занятиях хоровых кружков, студий для детей в возрасте 7-9 лет.

 

 

Актуальность описания заключается в том,  игра – один из наиболее доступных младшим школьникам способов воспитания и обучения, а хоровое  пение - наиболее любимый вид творческой, коллективной, исполнительской деятельности.

 

ЦЕЛЬ:

развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы ребенка  с помощью игр в форме «КРУГ», которые максимально облегчили бы адаптацию  на занятиях хора, преодоления нагрузок, распределение своих сил. Подготовка каждого певца и всего хора к работе над репертуаром, снятие или предотвращение возможных мышечных зажимов во время дыхания при пении. Получение опыта взаимодействия с другими детьми, чтобы,  таким образом, почувствовать себя частью коллектива.

 

 ЗАДАЧИ:

Образовательные:

 

- формирование представлений об окружающем мире;

 

- обучение слушанию чужого и собственного исполнения, осознание и контроль своей певческой природы.

Развивающие:

- развитие голосового аппарата в соответствии с особенностями каждого ребёнка, культуры певческого вдоха и выдоха;

-постепенное выравнивание звучания голосов детей,  позволяющее  им пользоваться при пении разными регистрами, что особо важно на первоначальном этапе обучения;

- развитие чувства  темпоритма, музыкального слуха, координации слуха и голоса.

Воспитательные:

 

-повышение культуры общения в коллективе (у детей складываются доверительные, дружеские отношения) ;

 

- улучшение сценической выразительности исполнения(дети становятся более любознательными, эмоционально отзывчивыми).

 

Отличительной особенность данного описания в применении педагогом различных видов деятельности  во время распевания на занятиях младшего  хора: игры в форме « КРУГ» и элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой  А.С..  Дети могут встать кругом, т.к. такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая  детям, сосредоточиться  друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и  педагог выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры. Упражнения дыхательной гимнастики на занятиях — подготовительный этап в развитии голосообразования — дает возможность путем несложных упражнений координировать, организовывать, как на занятиях, так и в повседневной жизни, весь дыхательный аппарат.

Основное содержание

 

ПЛАН:

I. Организационный момент.

II. Дыхательные упражнения.

III. Игры.

IV. Заключение.

 

 

 ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                                                    1.Фортепиано.

2 .Нотные сборники.

 

I.Организационный момент. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

 

Педагог:

Рассказ педагога

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим летнее путешествие, вспомним солнышко, голубое  небо,  зеленую травку на берегу тенистого озера. Встанем в большой круг,приготовим свое транспортное средство, воображаемый автомобиль для поездки. Проверим колеса автомобиля, чтобы колеса получше рассмотреть, мы зажжем свечку.

 

 

П.Дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча»

“Дуем на свечу” - стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. Воздух направляем на раскрытую ладонь.

Педагог:

Молодцы! Мы обнаружили, что надо накачать наши колеса, чтобы путешествие прошло безопасно.

 

“Насос”

Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая ( не прямая), голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух  абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Руками изображаем движения опоры на насос.

Педагог:

Поехали! Руками крепко держим руль, а губами имитируем работу двигателя.

«Мотор»Упражнение «Мотор»

 

Тянем  на губах сочетаний звуков БР, при этом губы полностью расслаблены.

Наша дорога трудна и опасна, на ней мы встречаем много ям и кочек, и эти препятствия отражаются на работе нашего двигателя. Когда встречается кочка, интонация  голоса поднимается вверх, и наоборот - ямка, интонация падает вниз.

 

Педагог:

Наконец мы добрались до прекрасного озера, где немного отдохнем на берегу. Посмотрите, какая мягкая, зеленая травка, молодые листочки. Давайте потрогаем рукой и восхитимся ими.

 «Ветер»

Упражнение «Ветер»

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф...
И качает так листок - ф-ф-ф...

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...
И качает так листок - ф-ф-ф...

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Зеленые листочки на веточках сидят, 
Зеленые листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...
Рябиновый — и-и-и...
Березовый — о-о-о...
Дубовый — у-у-у...

Педагог:

Ребята, представьте, что в небе над озером летают чайки. Давайте поиграем и изобразим крик чаек.

 

«Чайки» Упражнение «Чайки»

 

Громкие, короткие выкрики на активном движении в верхнем регистре - а, а, а…

 

Педагог:

Очень хорошо! Еще полюбуемся воображаемым пейзажем,  летним днем и похвалим, обнимем себя: «Как хорошо вокруг! Какие мы молодцы!»

“Обними плечи”.Упражнение “Обними плечи”

 


Встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох уходит между вдохами- движениями.

III. Игры.

Педагог:

Сейчас мы с вами поиграем, отдохнем на природе.

 

«Угадай, чей голосок»

Игра «Угадай, чей голосок»

Водящий встает  в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал.

Педагог:Ритмическая игра на подражание

Неожиданно набежала тучка,  и пошел теплый летний дождик.Рассказываем стихотворение и выполняем соответствующие движения: хлопаем руками, топаем ногами, делаем «крышу», соединяя руки над головой, стучим указательным пальцем по коленке, мотаем головой.

 

Дождь идет,

А мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

 

Педагог:

 

А на берегу озера стоит маленькая деревушка, где живет наша любимая бабушка, у нее мы и спрятались от дождя. Мы споем ей веселую песенку-потешку «Купим мы бабушка тебе курочку».

Исполнение песни с показом движений

Купим мы бабушка тебе курочку.

Курочка по зернышкам - кудах-тах-тах!

Купим мы бабушка тебе уточку.

Уточка – та-та…

Купим мы бабушка тебе кисоньку.

Кисонька – мяу…

Купим мы бабушка тебе собачонку.

Собачонка – гав…

Купим мы бабушка тебе поросенка.

Поросенок – хрюки…

Купим мы бабушка тебе коровенку.

Коровенка – муки…

Купим мы бабушка тебе лошаденку.

Лошаденка – пруки…

Купим мы бабушка тебе телевизор.

Телевизор – время, факты,

Дикторша: «Ля-ля…»

 

 

 

IV. Заключение.

Педагог:

Пора, ребята, возвращаться домой. Закончим наше путешествие песней про нашу родину, Россию, про ее прекрасные просторы.

Хоровое исполнение песни «Песня о России» муз. Локтева, сл. Островской

Заключение

 

Показатели результативности применения  данных форм работ


1.Активно развивается дыхательный, артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что особо важно на первоначальном этапе обучения.

2.Благодаря предложенным простым игровым формам работы дети становятся более   раскрепощёнными, внимательными, с удовольствием работают на учебном занятии.

4. Исполяемые произведения звучат эмоционально и осознанно; в движениях, сопровождающих пение, появляются синхронность, слаженность, развивается пластика.

9. Дети проявляют любознательность, эмоциональную отзывчивость. Улучшается сценическая выразительность исполнения.

 

Приложение

Описание упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А,С,

Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

strelnikova4

Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

strelnikova5

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.

Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух  абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

strelnikova3

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

 

Библиография

 

Андреева Е.М. Формирование творческой личности младших школьников на примере музыкальных занятий //Шестая российская университетско-академическая науч.–практ. конф.: Материалы докладов. Ижевск, 2003. С.112-113.

 

Андреева Е.М. К проблеме формирования артикуляционных навыков обучаемых.//Фонетика: наука и искусство: Материалы регион. науч.-практ. конф. Ижевск: Изд.Дом: «Удмуртский университет», 2004. С.17-19.

      Андреева Е.М. Методические рекомендации активизации эмоциональной сферы младших школьников средствами музыкальных занятий: Программа для педагогов системы дополнительного образования. Ижевск: УдГУ, 2004. 18с

 

Безруких М.М. Ребёнок-непоседа: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: 2001. - 64с.

Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе./ Л. Дмитриева , Н. Черноиваненко. - Москва: Просвещение, 1989. – 207 с.

 

 Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе./ - Москва: Музыка,1972. – 120 с.

Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2002.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.

vesna.websib.ru> vesna.php?item=26

strelnikova.ru

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»