Методическая разработка интегрированного урока/занятия по ОРКСЭ
и дополнительному образованию
Возникновение письменности на Руси
Макаренко Наталья Алексеевна,
педагог ДДЮТ «На Ленской», учитель ОРКСЭ
Гимназии №177 Санкт-Петербурга
Тема интегрированного урока/занятия по ОРКСЭ и дополнительному образованию
«Возникновение письменности на Руси»
Цель урока: Расширить представления учащихся о том, как на Руси появилась письменность и книги, формировать чувство уважения к национальной культуре.
Задачи урока:
1) дать знания о возникновении письменности у славян; о появлении на Руси первых рукописных и печатных книг;
2) дать представление о значении Христианства в развитии культуры славянских народов;
3) осознание значимости подвига Святых братьев Кирилла и Мефодия;
4) развитие умения анализировать факты; развитие навыков работы с текстом и видеоинформацией;
5) способствовать формированию патриотических чувств учащихся;
6) способствовать формированию уважения к историческому прошлому России и её героям.
7) интегрировать полученные знания в изобразительно-прикладной и литературно-художественной деятельности на занятиях в дополнительном образовании.
Мотивировка выбора методов, используемых на уроке/занятии.
В данном уроке/занятии используются метод постановки проблемной ситуации, беседа, работа с текстом и визуальное усваивание информации в процессе показа авторской презентации педагога.
Закреплению полученных знаний способствуют ответы на вопросы, поставленные в итоговом слайде презентации.
Применение данных методов способствует раскрытию содержания темы, формированию навыков работы с различными источниками знаний, воспитанию патриотических и личностных чувств учащихся и интеграции полученных знаний в литературной и изобразительно-прикладной деятельности.
Оборудование: Компьютер с авторской презентацией учителя, мультимедийная доска,
Ход урока
1. Организационный момент с использованием метода постановки проблемной ситуации.
Учитель: Знаете ли вы, ребята, когда и почему возникла письменность на Руси? Письменность у славян?
Кому мы обязаны этим?
Какими были первые книги и что это были за книги?
2. Сообщение темы урока
Учитель: Тема нашего урока: «Возникновение письменности на Руси».
3. Основная часть урока
Разобраться в теме урока нам будет помогать Компьютерная презентация на заданную тему.
Мы будем смотреть, читать, обсуждать, задавать вопросы и отвечать на вопросы.
Слайд № 1. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах, к которым относится, и Россия, торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.
Учитель: Во всех славянских странах есть памятники Кириллу и Мефодию, которых называют равноапостольными.
Что это значит? Кто такие апостолы?
Ученики высказывают предположения.
Учитель подытоживает их высказывания: Равноапостольные - по своим трудам и значению для Христианства Кирилл и Мефодий равны апостолам, приведшим в Христианство очень много людей.
Слайд № 2. «Прежде славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, язычниками будучи. Так было долгие годы. Потом же человеколюбец Бог, помиловал род человеческий, послав им святого Константина Философа, нареченного Кириллом, мужа праведного и истинного»
«Сказание о письменах», написанное в конце IX — начале X века неким черноризцем (монахом) Храбром.
Слайд № 3. Соседство с новыми народами, новый жизненный уклад и новое миропонимание, пришедшее на смену древнему язычеству, требовали развития новых форм духовной культуры, прежде всего культуры книжной
Слайд № 4. Свершилось это в 863 году. Святые братья Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи.
Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину.
Слайд № 5. Братья Кирилл и Мефодий — учителя словенские, были родом из македонского города Солуни. Теперь это греческий город Салоники на берегу Эгейского моря. На слайде памятник двум братьям в городе, где они родились.
Мефодий был старшим из братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Их отец занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой,
потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Учитель: Икон с изображением святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия большое множество. Как вы думаете, по какому признаку мы всегда можем узнать их на иконах?
Ученики: В руках святые держат алфавит.
Слайд № 6 И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним.
Учитель: Как лучшего веропроповедника и защитника православия Константина – Философа часто посылают в соседние страны для участия в диспутах.
Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.
Как вы думаете, почему Константин смог освободить пленных греков?
Ученики: Была традиция диспутов – победитель освобождает пленных соотечественников.
Слайд № 7 Святые братья перевели Апостол и Евангелие.
Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину.
Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”.
Слайд № 8 Братья в очередной раз приехали искать у Папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности,
у которого было много противников.
Константину было всего 42 года, когда, возвращаясь из Рима, он вдруг сильно заболел и вскоре умер.
Перед смертью он принял монашество с именем Кирилл. Погребен Кирилл в церкви святого Климента, в городе Риме.
Много лет прошло с тех далеких пор,
Много вод стекло в море-океан,
А тот подвиг жив, сквозь века прошел
И в звучанье букв воплотился он.
Слайд № 9 В 860 г. в Болгарии святой царь Борис принял христианство.
Болгария становится центром распространения славянской письменности, созданной святыми братьями для всех славянских народов.
Слайд № 10, 11, 12 После крещения Руси в 988 году, русскими была воспринята от Болгарии письменность. А принятие христианства неизбежно потребовало грамотности служителей Церкви и народа.
Учитель: Кого мы называем крестителем Руси?
Ученики: Князя Владимира.
Учитель: Что значит название улицы в Киеве Крещатик?
Ученики: По ней русичи шли к Днепру креститься.
Слайд № 13 Слово АЗБУКА произошло от названия двух первых букв славянской азбуки А (аз) и Б (буки)
Первой славянской азбукой на Руси была кириллица, которая просуществовала без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 исключены из алфавита.
Слайд № 14 Рукописная книга - Повесть» временных лет содержит изложение древнейшей истории славян и истории Руси до 1100 года.
Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам: летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год.
Летописи создавались в Киеве и Новгороде.
На их основе монах Нестор Летописец в XI веке составил дошедший до нас летописный свод
Слайд № 15 Все названные выше книги были рукописные. Их переписывали монахи в монастырях. Это был большой труд.
Должно было пройти ещё почти 500лет, чтобы на Руси появились первые печатные книги. Иван Федоров (1510-1583) — основатель книгопечатания на Руси. В 1564 в Москве напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол», а в 1574 - первую славянскую «Азбуку».
Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Учитель: Давайте вспомним, какова тема нашего урока?
Ученики: Тема урока «Возникновение письменности на Руси».
4. Есть ли у вас вопросы?
5. Подведение итогов урока.
Слайд № 16 Содержит вопросы, по теме сегодняшнего урока/занятия.
1. Создатели славянской письменности?
2. Была ли до этого письменность у славян?
3. Какой славянский народ первым обратился к грекам за помощью
в переводе Библии?
4. Происхождение слова Азбука.
5. Почему братья могли знать славянский язык?
6. Первые книги на Руси были печатные?
7. Как звали человека, которого мы называем первопечатником?
Ответы:
1. Кирилл и Мефодий
2. Прежде славяне не имели букв, но по чертам и резам читали.
3. Болгары.
4. Слово АЗБУКА произошло от названия двух первых букв славянской азбуки А (аз) и Б (буки)
5. Есть две версии: а) много славян жило на родине братьев.
б) их мать была славянка.
6. Рукописные.
7. Иван Фёдоров.
6. Домашнее задание
Написать в тетради, что вы узнали на этом уроке и что вы считаете особенно важным и интересным.
На какую деятельность вдохновил вас сегодняшний урок? Как вы можете использовать полученные знания в литературной и изобразительно-прикладной деятельности.
Список использованных источников:
1. Федеральная целевая программа книгоиздания России «Рассказы о православных святых», составитель цикла Валерий Михайлович Воскобойников Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий, Изд. «Лицей», СПб,1994, с.-31.
2. http://azbyka.kz/den-pamyati-svyatyh-ravnoapostolnyh-kirilla-i-mefodiya