Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка интегрированного урока/занятия по ОРКСЭ
и дополнительному образованию

Возникновение письменности на Руси

Макаренко Наталья Алексеевна,
педагог ДДЮТ «На Ленской», учитель ОРКСЭ
Гимназии №177 Санкт-Петербурга

Тема интегрированного урока/занятия по ОРКСЭ и дополнительному образованию

 «Возникновение письменности на Руси»

Цель урока: Расширить представления учащихся о том, как на Руси появилась письменность и книги, формировать чувство уважения к национальной культуре.

Задачи урока:

1) дать знания о возникновении письменности у славян; о появлении на Руси первых рукописных и печатных книг;

2) дать представление о значении Христианства в развитии культуры славянских народов;

3) осознание значимости подвига Святых братьев Кирилла и Мефодия;

4) развитие умения анализировать факты; развитие навыков работы с текстом и видеоинформацией;

5) способствовать формированию патриотических чувств учащихся;

6) способствовать формированию уважения к историческому прошлому России и её героям.

7) интегрировать полученные знания в изобразительно-прикладной и литературно-художественной деятельности на занятиях в дополнительном образовании.

Мотивировка выбора методов, используемых на уроке/занятии.

В данном уроке/занятии используются метод постановки проблемной ситуации, беседа, работа с текстом и визуальное усваивание информации в процессе показа авторской презентации педагога.

Закреплению полученных знаний способствуют ответы на вопросы, поставленные в итоговом слайде презентации.

Применение данных методов способствует раскрытию содержания темы, формированию навыков работы с различными источниками знаний, воспитанию патриотических и личностных чувств учащихся и интеграции полученных знаний в литературной и изобразительно-прикладной деятельности.

Оборудование: Компьютер с авторской презентацией учителя, мультимедийная доска,

Ход урока

1.       Организационный момент с использованием метода постановки проблемной ситуации.

 Учитель: Знаете ли вы, ребята, когда и почему возникла письменность на Руси? Письменность у славян? 

Кому мы обязаны этим?

Какими были первые книги и что это были за книги?

2.       Сообщение темы урока

 Учитель: Тема нашего урока: «Возникновение письменности на Руси».

3.       Основная часть урока

Разобраться в теме урока нам будет помогать Компьютерная презентация на заданную тему.

Мы будем смотреть, читать, обсуждать, задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Слайд № 1.  Ежегодно 24 мая во всех славянских странах, к которым относится, и Россия, торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.

  Учитель: Во всех славянских странах есть памятники Кириллу и Мефодию, которых называют равноапостольными.

Что это значит? Кто такие апостолы?

Ученики высказывают предположения. 

Учитель подытоживает их высказывания: Равноапостольные - по своим трудам и значению для Христианства Кирилл и Мефодий равны апостолам, приведшим в Христианство очень много людей.

Слайд № 2.    «Прежде славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, язычниками будучи. Так было долгие годы. Потом же человеколюбец Бог, помиловал род человеческий, послав им святого Константина Философа, нареченного Кириллом, мужа праведного и истинного»

 «Сказание о письменах», написанное в конце IX — начале X века неким черноризцем (монахом) Храбром.

 Слайд № 3.  Соседство с новыми народами, новый жизненный уклад и новое миропонимание, пришедшее на смену древнему язычеству, требовали развития новых форм духовной культуры, прежде всего культуры книжной

   Слайд № 4.   Свершилось это в 863 году. Святые братья Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи.

Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину.

Слайд № 5.  Братья Кирилл и Мефодий — учителя словенские, были родом из македонского города Солуни. Теперь это греческий город Салоники на берегу Эгейского моря. На слайде памятник двум братьям в городе, где они родились.

Мефодий был старшим из братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Их отец занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой,

потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.  Учитель: Икон с изображением святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия большое множество. Как вы думаете, по какому признаку мы всегда можем узнать их на иконах?

Ученики: В руках святые держат алфавит.

 Слайд № 6 И создал Кирилл во короткий срок

                    Письмена славян, чтоб учить по ним.

  Учитель: Как лучшего веропроповедника и защитника православия Константина – Философа часто посылают в соседние страны для участия в диспутах.

Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым.   Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.  

Как вы думаете, почему Константин смог освободить пленных греков?

Ученики: Была традиция диспутов – победитель освобождает пленных соотечественников.

 Слайд № 7 Святые братья перевели Апостол и Евангелие.

Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину.

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”. 

Слайд № 8 Братья в очередной раз приехали искать у Папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности,

у которого было много противников.

Константину было всего 42 года, когда, возвращаясь из Рима, он вдруг сильно заболел и вскоре умер.

 Перед смертью он принял монашество с именем Кирилл. Погребен Кирилл в церкви святого Климента, в городе Риме.

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море-океан,

А тот подвиг жив, сквозь века прошел

И в звучанье букв воплотился он.

 Слайд № 9   В 860 г.  в Болгарии святой царь Борис принял христианство.

 Болгария становится центром распространения славянской письменности, созданной святыми братьями для всех славянских народов.

Слайд № 10, 11, 12   После крещения Руси в 988 году, русскими была воспринята от Болгарии письменность. А принятие христианства неизбежно потребовало грамотности служителей Церкви и народа.

Учитель: Кого мы называем крестителем Руси? 

Ученики: Князя Владимира.

Учитель: Что значит название улицы в Киеве Крещатик?

Ученики: По ней русичи шли к Днепру креститься.

Слайд № 13 Слово АЗБУКА произошло от названия двух первых букв славянской      азбуки А (аз) и Б (буки)

Первой славянской азбукой на Руси была кириллица, которая просуществовала без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 исключены из алфавита.

Слайд № 14 Рукописная книга -  Повесть» временных лет содержит изложение древнейшей истории славян и истории Руси до 1100 года.

Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам: летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год. 

Летописи создавались в Киеве и Новгороде.

На их основе монах Нестор Летописец в XI веке составил дошедший до нас летописный свод

Слайд № 15 Все названные выше книги были рукописные. Их переписывали монахи в монастырях. Это был большой труд.

 Должно было пройти ещё почти 500лет, чтобы на Руси появились первые печатные книги. Иван Федоров (1510-1583) — основатель книгопечатания на Руси. В 1564 в Москве напечатали   первую русскую датированную книгу «Апостол», а в 1574 -  первую славянскую «Азбуку».

 Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации.

Согласны ли вы с этим утверждением?

Учитель: Давайте вспомним, какова тема нашего урока?

  Ученики: Тема урока «Возникновение письменности на Руси».

4. Есть ли у вас вопросы?

5. Подведение итогов урока.

 Слайд № 16   Содержит вопросы, по теме сегодняшнего урока/занятия.  

1.       Создатели славянской письменности?

2.       Была ли до этого письменность у славян?

3.       Какой славянский народ первым обратился к грекам за помощью

         в переводе Библии?

4.       Происхождение слова Азбука.

5.       Почему братья могли знать славянский язык?

6.       Первые книги на Руси были печатные?

7.       Как звали человека, которого мы называем первопечатником?

Ответы:

1. Кирилл и Мефодий

 2. Прежде славяне не имели букв, но по чертам и резам читали.

 3. Болгары.

 4. Слово АЗБУКА произошло от названия двух первых букв славянской     азбуки А (аз) и Б (буки)

  5. Есть две версии: а) много славян жило на родине братьев.

                                    б) их мать была славянка.

  6. Рукописные.

  7. Иван Фёдоров.

6. Домашнее задание

Написать в тетради, что вы узнали на этом уроке и что вы считаете особенно важным и интересным.

На какую деятельность вдохновил вас сегодняшний урок? Как вы можете использовать полученные знания в литературной и изобразительно-прикладной деятельности.

Список использованных источников:

1.                Федеральная целевая программа книгоиздания России «Рассказы о православных святых», составитель цикла Валерий Михайлович Воскобойников Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий, Изд. «Лицей», СПб,1994, с.-31.

2.                http://azbyka.kz/den-pamyati-svyatyh-ravnoapostolnyh-kirilla-i-mefodiya

3.                http://www.pravoslavie.ru/put/30520.htm

4.                http://www.calend.ru/holidays/0/0/433/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»