Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Семья и школа: применения арт-методов в учебно-воспитательном процессе.

  1. Паршина Елена Константиновна.

Место работы: агентство домашнего персонала «NewHomeService», Санкт-Петербург. Должность: педагог-дефектолог, учитель-логопед, репетитор. ПНИ-10, учитель труда.  Контактный телефон: 8(921)-39-38-306  (моб.)

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  1. Циколия Татьяна Николаевна.

Место работы: школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, преподаватель русского языка и литературы.

Контактный телефон: 316-64-44  (раб.)

  1. Ткаченко Галина Львовна. Место работы: Художественный лицей имени Б. Иогансона, Санкт-Петербург. Должность: психолог.

 

Идея воспитания интереса к знаниям как необходимого мотива учения возникла давно, получив отражение в трудах великих русских педагогов. К.Д. Ушинский, рассматривающий учение как серьёзный труд, как труд, «полный мысли»,  считал, что « учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает  в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт…»  Н.А. Добролюбов писал: « Когда занимаются с охотой, то и дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки».                                                                 Результаты психологических и педагогических исследований позволяют научно обосновать и предложить новые методические средства пробуждения интереса школьников к конкретному предмету.                                                                                                            Интерес  представляет собой сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых  процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Выделяются два тесно связанных  между собой  источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: это - его содержание и организуемая для познания данного предмета деятельность школьников. Учёные подчёркивают особую роль эмоционального компонента, т.к. при его отсутствии могут проявляться чувства осознания долга, значимости, ответственности, но не возникает интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе.

-2-

Признаком интереса является его избирательность. Интерес всегда имеет ту или иную предметную направленность. Несмотря на многообразие предметов и явлений окружающего мира,  являющегося источником самых разных интересов человека, « в интересе каждой личности избирательно  отражается именно то, что значимо, важно ценно для самой личности, что связано с её индивидуальностью, опытом и развитием». Учёные убедительно показали, что отсутствие непосредственной мотивации, которая исходит от самой учебной деятельности, ведёт к приобретению таких знаний, которые мало влияют на психологическое развитие и формирование личности ребёнка.  Отличительной особенностью нашего времени является социальный запрос  общества на формирование  личности компетентной, устойчивой к стрессам,  способной принимать решения  и брать на себя ответственность.

Социально-экономические изменения в России в период после 1991 года  обозначили ряд проблем, связанных с адаптацией личности к новым требованиям жизни и профессиональной деятельности в условиях   эксперимента. « Перестройка – при всей её необходимости -  влечёт за собой повышенную невротизацию общества»,- утверждал главный психотерапевт Москвы А.С. Слуцкий и предлагал особое внимание обратить на  организацию работы по эмоционально-стрессовой  терапии. В 90-е годы остро обозначились  вопросы создания   кризисных центров,  службы сопровождения, телефона доверия, отделений психологической поддержки населения.   

Член-корреспондент АН СССР Н.И.Лапин в ходе круглого стола                                 « Психологического журнала» в 1991г.   в качестве важнейшей интегрирующей макропозиции  выдвигает  повседневный гуманизм.  Эта макропозиция  включает такие ценности, как правда, добро, свобода,  интересная работа, высокая значимость закона в обеспечении личной безопасности, забота о  детях и стариках; притягательный центр её – спокойная совесть. Повседневный гуманизм выступает как универсальная ценностная позиция, интегрирующая поведение населения в самых массовых пластах жизни.    (  «Психологический  журнал»  АН СССР, том 12, № 6 за 1991 год, изд.   « Наука», Москва.)   

В утверждении данной ценностной позиции  большое значение отводится, на наш взгляд,   грамотному  взаимодействию семьи и школы.

-2-

Обратимся к данным практических исследований.

Социальные портреты классов учащихся коррекционных школ Санкт-Петербурга  ( СКОУ №18 Центрального района –VIIIвида и № 522 Адмиралтейского района  - VII вида) наглядно демонстрируют  ситуацию в семьях учащихся:

1999-2002учебные годы, СКОУ №18 Центрального района Санкт-Петербурга: полные семьи составляют от 16 до 21%, в 79-84% семей ребёнка  воспитывает один из родителей или опекуны.

2002-2003учебный год, 5 класс школы № 522 Адмиралтейского района: 14%  составляют полные семьи, 86%- детей воспитывает мать или опекуны. 21%  взрослых имеют постоянную работу, 79%  занимаются надомным трудом, работают на рынке  или являются безработными.

Серьёзным испытаниям  подвергаются семейные отношения. Т.В. Андреева, исследуя  проблемы современной семьи, отмечает  изменения структуры, функций и многообразие  форм семейной жизни.  Автор считает, что в «современной России существуют определённые    тенденции развития семейных отношений, часть из которых пришла из советской России, а часть появилась лишь в последние десятилетия.  К негативным тенденциям относятся, прежде всего, такие объективные факторы, как ухудшение материального положения большинства населения и высокая смертность. Статистические данные показывают, что      в апреле 2000 года 42% работников имели заработную плату на уровне   или ниже прожиточного минимума, а в системе здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства – 66% - 71%; в сельском хозяйстве – 85%. Соответственно, около 62% опрошенных оценивали положение своей семьи таким образом: на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьёзные затруднения (42%), денег не хватает даже на продукты питания (20%). Лишь 10% семей охарактеризовали положение своих семей как  хорошее (53 % как среднее, 35% как плохое).                                            Структуру семей и вообще их наличие очень сильно меняет смертность населения. В Российской Федерации коэффициент смертности  (число умерших на 1000 населения) составил  в 1999 году 13,6 ( в 1990  - 11, 2) Ежегодно население страны уменьшается на 700-900 тысяч человек».

 

-3-

            Т.В. Андреева отмечает  такие факторы, как диспропорция полов, снижение брачности, рост количества разводящихся пар, снижение рождаемости, рост однодетных и бездетных семей среди россиян,  увеличение числа внебрачных  рождений,  рост безнадзорности детей.

  Автор выделяет  следующие социально-психологические тенденции:

-«гражданский брак»;

- рост числа семей с приёмными детьми;

-Суррогатное материнство;

-уменьшение доли семей с  « супружеским ядром»;

- доминирование женщины;

- жизнь расширенной семьёй  (одна из форм «культур бедности»);

- большое многообразие брачно-семейных форм;

- возрастание роли супруга-отца;

- падение престижа родителей по сравнению с ролью сверстников; разорванность связи поколений (исчезновение преемственности, передачи опыта из-за смены  формации). Опыт личной жизни и профессионального становления взрослых членов семьи мало пригождается подрастающим детям в иных социально-экономических условиях. В крайнем варианте разорванность отношений между поколениями приводит к побегам детей из дома и осознанной беспризорности.

Согласно данным психолога Художественного Лицея имени Б. Иогансона Г.Л. Ткаченко, в период 2002-2003 учебного года  у учащихся школы № 522 (VIIвида ) Адмиралтейского района отмечались:  дефицит внимания, фрустрации, переживания стресса, эмоциональная  депривация, низкая самооценка, затруднения адаптации, повышенную чувствительность, желание преодолеть чувство собственной обособленности, беспокойную неустойчивость, потребность в активности, подавленное сверхвозбуждение, настороженность, тревогу, замкнутость,  недоверие, потребность в покое. Учителем  Паршиной  Е.К.  в ходе  педагогических наблюдений  отмечены низкий уровень развития устной и письменной речи учащихся, самостоятельности, критичности, коллективной  творческой деятельности,

-4-

расстройства внимания, восприятия,  нарушения мыслительных процессов, памяти. В связи с отсутствием  развитой системы логопедической и психолого-педагогической помощи в   начальных, средних и старших классах сельских школ  Всеволожского района Ленинградской области  учащиеся ВВСОШ №2 показали следующие результаты:  в ноябре 2004-05  учебного года  работу по русскому языку в режиме теста выполнили 100% учащихся 9 класса,   в форме сочинения -0%, уровень техники чтения (при нормативе 140 слов в минуту) показали 0% учащихся 8 класса, анализ литературного произведения смогли выполнить 10% учащихся 11 класса;  задания по заучиванию стихов наизусть выполняли  9% учащихся 9 класса.

 Отрадно,  что в ходе проведения педагогического анкетирования ученики Всеволожской вечерней школы продемонстрировали  устойчивую картину системы ценностей: на первое место  поставлены мама, человек, традиционные ценности - дружба, любовь; далее следовали деньги, учёба, искусство. В ответах  учеников 6 класса Санкт-Петербургской школы  №522 (VIIвид) ценности ранжировались иначе: еда, деньги, одежда,  компьютер, секс,  работа, учёба,  дружба.     Выявлено наличие токсикоманий.  Ещё в исследовании В.С. Битенского, А.Е. Личко. Б.Г. Херсонского                                « Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков»                        ( Психологический журнал. Том 12 № 4 за 1991 г.)    были  определены   следующие  причины токсикоманий:   

-значение групповой активности,

-подражание приятелям, 

-стремление  « не отстать от своих»,

-несостоятельность в учёбе,

-переживание эмоционально приятного состояния, 

-наследственность,

- семейный крах,

-конфликты между родителями,

-переживание собственной неполноценности,

-изменение состава семьи, 

-5-

-невозможность удовлетворить завышенные притязания в отношении будущей профессии,                                                                                                              -жестокое обращение с подростком в семье.                                                                         « Мозаичность культуры социума  порождает фрагментарность духовной культуры ученика, причём это происходит на фоне задержки роста физической и материальной культуры.  В условиях глобального, всепланетного нарастания инфантильности в воспитании нового поколения молодёжи это становится дополнительным стимулятором девиантного поведения детей», -  утверждает  К.В. Романов в работе « Культурная  антропология образования и семья». В связи с тем, что многие особенности и тенденции в развитии современной семьи являются деструктивными, возрастает роль школьной службы сопровождения и поиска наиболее оптимальных методов  обучения и воспитания детей. Традиционное применение метода работы с учебником  оказывается явно недостаточным. А. И. Копытин считает:  «Современные условия жизни, в частности, механизация человеческой деятельности и отношений, негативно сказывается на состоянии людей, что требует более активного использования их креативного потенциала в целях гармонизации и исцеления».

За последние 20 лет в  России получили развитие разнообразные формы  государственного и негосударственного образования, созданы школы-гимназии, лицеи, колледжи,  пансионы;  особое  место занимает семейное обучение.

Наряду с  традиционной классно - урочной системой  в учебный процесс внедряются активные  методики,  применяются проектные  технологии.

Важной является позиция учителя:   совокупность  ценностных ориентаций,  посредством которых он вступает в отношения с другими людьми, с самим собой; осознание  гуманистического образовательного идеала, включающего в себя любовь к человеку, отношение к личности ребёнка,  заключающееся в уважении и понимании его; создание условий для  свободной жизнедеятельности и устойчивости в меняющемся  мире.                В тех случаях, когда индивид входит в относительно стабильную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.

Первая – адаптация - предполагает усвоение существующих  ценностей и действующих норм, овладение соответствующими средствами и формами

деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой же общности.

-6-

Вторая – индивидуализация – результат, порождение обостряющихся противоречий между необходимостью « быть таким, как все», и стремлением индивида к максимальной персонализации, что

характеризуется поисками средств и способов выражения своей индивидуальности.

Третья –  интеграция -  детерминируется  противоречиями между стремлением индивида быть идеально  представленным своими индивидуальными особенностями в общности  (с одной стороны) и потребностью этой социальной среды принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенностикоторые способствуют её развитию  и тем  самым  развитию  его самого как личности в социуме  (с другой стороны).  Когда индивиду не удаётся  устранить эти противоречия, наступает дезинтеграция, вследствие чего – либо изоляция личности, либо её вытеснение из общности, либо деградация, которая проявляется в тех или иных девиантных отклонениях в поведении.

Работу по профилактике отклонений в поведении ребёнка по воздействию на него фактора риска  можно определить как двусторонний, взаимосвязанный  процесс. Здесь уместно использование арт-методов.    А И Копытин  утверждает, что «существует много примеров применения арт-терапии скорее как  средства психической гармонизации и развития человека                        ( например, в образовательной  практике), как пути к разрешению социальных конфликтов».   « Современное понимание  арт –терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии; во вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве».  А. И Копытин выделяет   следующее   «наиболее значимые  факторы интереса :                                                                                                                 - ориентация арт – терапии  на присущий каждому человеку  внутренний потенциал здоровья  и силы;                                                                                              - акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве;                                                                                                                             - принятие человека таким, каков он есть;                                                                          - ненавязывание внешних, механических средств лечения».             

С одной стороны, это  создание оптимальных условий, способствующих устранению десоциализирующих  влияний ближайшего окружения, а с другой – это развитие экзистенциальной сферы учащихся, которое  рассматривается ярославскими педагогами и психологами в аспекте формирования  у детей рефлексивной позиции.

-7-

Под  созданием оптимальных условий  устранения десоциализирующих влияний понимается обоснование, выбор и реализация вариативного

комплекса мер, которые позволят педагогам, родителям и специалистам службы сопровождения   в данных конкретных условиях получить наилучшие результаты при минимально  необходимых затратах времени и усилий как со стороны взрослых,  так и со стороны детей.                                                            К основным научным  направлениям организации профилактической работы относятся:

  1. Средовое -  связывает причины девиантного поведения  людей с включённостью их  в социальные общности, с влиянием социальной среды.  Задача:  работа со средой жизнедеятельности ребёнка.
  2. Клинико -  биологическое-  связано с ролью генетического влияния  на поведение человека, физических, физиологических, психопатологических   экологических факторов. В этом случае в основе профилактики – реализация комплекса медицинских и психологических мер, коррекционная работа.
  3.  Личностно- ориентированноенаправление -  объясняет возникновение девиантного поведения действием совокупности факторов, имеющих социальную, биологическую, психологическую природу. Профилактика  включает в себя взаимодействие с самой личностью, работу по     формированию навыков и  умений принимать самостоятельные решения,  преодолевать проблемные ситуации.

 Анализируя прикладные направления профилактики девиантного поведения  молодых людей, специалисты выделяют следующие:

  1. Запретительное.  Система социально-нравственных морально-этических мер воздействия.  В США, Западной  Европе использовался в  период 1950-1970 г.г.,  в России – до 1985 г. На практике доказана низкая эффективность подобной политики.
  2. Информационное.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Личностно-ориентированное-  нацелено на формирование в ходе различных по форме занятий  навыков самостоятельного принятия решений,  умений  преодолевать возникающие проблемные ситуации;  коммуникативных навыков,  умений вести себя в стрессовой ситуации, противостоять давлению группы и разрешать конфликтные ситуации.

Общая цель: научить человека управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, развить уверенность в своих силах,  достигать социально значимых результатов в жизни.

-8-

Каждое из перечисленных направлений имеет  как свои преимущества, так и недостатки.  Важно уметь  использовать эти направления профилактики  адекватно и в комплексе.                                                                                               В ходе организации профилактической работы в детской среде обоснованными и взаимодополняющими являются два подхода: вариативно- субъективный и проблемно-ориентированный.  Следуя этим подходам,  родительской и  педагогической общественности были предложены программы дополнительного образования « Любимая Русь»,                 « Ремёсла», « Мир профессий», « Профилактическая программа», включающие   наиболее продуктивные методы и приёмы активизации познавательного интереса школьников, повышения учебной  мотивации, гармонизации эмоционального состояния личности. Наиболее  эффективными оказались следующие.

  1. Музейная педагогика.                                                                            Занятия по музейной педагогике могут проводиться как с группой учащихся, так и индивидуально в соответствии с интересами ребёнка.        

                       Ключевыми  понятиями  музейной педагогики являются:                                  1.Музейный предмет  (подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью ).  В качестве музейного предмета в образовательном процессе школы может выступать              « понятии», « слово», « задача», другие составляющие образовательного процесса.                                                                                                                                                                2.Музейная культура.                                                                                  3.Музейная коммуникация.

- позиция  творца  ( писателя, художника, учёного, политика, героя);                   - позиция воспринимающего  музейные предметы ( зрителя, слушателя, посетителя);                                                                                                               - позиция музейного педагога ( организация коммуникации, сообщение набора знаний, побуждение к диалогу, творческому поиску).                       Модель организации музейного образования представляет собой перенос  понятий музейного предмета, музейной культуры и музейной коммуникации в образовательную действительность. Обогащению сенсорного опыта, интеллектуальному и эстетическому развитию способствует  создание детского домашнего музея  –  естественно -научного ,  художественного или этнографического.

-9-

II.  Образовательное  путешествие  в сочетании с фототерапией.

Образовательное путешествие как педагогический метод является активной  здоровьесберегающей технологией.                                                                       В ходе   целенаправленных тематических занятий по краеведению, истории и культуре   Санкт - Петербурга,  организации образовательных путешествий наблюдалась следующая динамика развития психических функций учащихся 5 -6 класса:                                                                                                                  - повышение   устойчивости внимания  в 3- 6 раз;

-активизация процессов памяти – в 4-5 раз;

- активизация устной речи – в 4 раза;

-развитие письменной речи – в 7 раз;

- положительные изменения в  системе ценностей;

- формирование чувства доверия к педагогу;

- повышение учебной и трудовой мотивации;

- стабилизация эмоционального состояния ( положительный эмоциональный фон).

III.   Дополнительной  образование.

Наиболее полно  арт - методы , на наш взгляд, могут быть представлены во внеурочной деятельности учащихся.

Формы организации занятий могут быть различными: теоретическая и практическая   урочная деятельность учащихся ,  работа в студиях изобразительного, декоративно-прикладного, литературно-театрального, музыкального, танцевального направления, клубы по интересам.

Важным является выбор материала для работы.

Мун Кэтрин в статье «  Теоретическое осмысление  материалов в арт-терапии»  ( Журнал « Исцеляющее искусство» № 1, 2012 г., стр. 8) указывает на  необходимость соответствия предлагаемых материалов «уровню развития и возможностям  клиентов, их когнитивным и моторным навыкам, для того, чтобы клиенты могли избежать излишней фрустрации, с одной стороны, и быть способны перейти на  более высокий уровень развития с другой

-10-

стороны».  Следует «учитывать эстетические предпочтения  связанные с выбором материала:  ткань и пряжа, украшения, карандаши, слова и фломастеры», так как « всякий раз материалы помогали людям неосознанно выразить то, что они хотели выразить,  вступая в контакт с другими людьми».                                                                                                                      На базе  ПНИ-10 Невского района Санкт-Петербурга организованы занятия  терапией творчеством в рамках классно-урочной системы для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Пациентам  предлагается выбор  разных материалов  -  пластилина, бумаги, красок, пряжи, ткани, искусственного меха, земли, крупы, что способствует  не только коррекции  мелкой моторики  и стабилизации эмоционально - психического состояния людей с множественными  физическими и психическими нарушениями,   девиантным  поведением,  но и развитию коммуникативных  и адаптационных навыков.

Занятия в театральной  студии  позволяют раскрыть способности в художественном, литературном,  театральном творчестве, осознать себя в качестве индивидуальности и во взаимодействии с другими. По данным педагогического анкетирования, 100%  учащихся  Лесновской школы                     ( Всеволожский район Ленинградской области, 2008-2010 г.г.) испытали в ходе  совместной   литературно-театральной деятельности чувства радости, свободы, освобождения от страха, тревоги, напряжения.

IV. Пресс-центр.

Работа педагога  по моделированию ситуаций успеха предполагает  организацию рефлексивной деятельности учащихся. Наиболее полно, на наш взгляд, это может быть выражено в коллективном творчестве по  выпуску быстрых публикаций, изданию  газет  и  журналов, как школьных, так и семейных.  Подбор позитивно поданного  фотоматериала  по темам                          « Пейзаж»,  « Портрет», « Жанровая фотография»,  МХК,                                                    « Путешествия», « Праздники» способствует стабилизации  эмоционального  состояния личности, самоидентификации,  активизации  мыслительных процессов, памяти, коммуникативной функции речи,  восстановления целостности восприятия действительности.  Фототерапия позволяет продуктивно работать с  детскими , подростковыми и юношескими комплексами, страхами; выступает в качестве способа самореабилитации, самовосстановления, формирования чувства эмпатии, средства повышения интереса к предмету ( литература, история, информатика, биология,

-11-

краеведение, МХК).     В логопедической практике фототерапия в сочетании с  применением биографического  метода  способствует восстановлению  семантических связей при афазиях, коммуникативных функций, активизации словарного запаса,  развитию связной  письменной речи.                                                          В практике семейного консультирования  уместно использовать фототерапевтический метод  с целью профилактики  и разрешения конфликтных ситуаций, коррекции семейных отношений, гармонизации эмоционального фона.                                                                                                 V.   Индивидуальные и групповые консультации психолога, тренинги.  Профконсультации .  Коррекционные занятия. 

VI.Профессиональная  арт-терапевтическая студия.

VII.Праздник.

Праздники способствуют консолидации людей, поддерживают чувство коллективизма, требуют подчёркнуто уважительного отношения друг к другу, проявления гостеприимства, участия в общей трапезе, позволяют продемонстрировать творческие способности и таланты, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение, передать умение более молодым.                 Это усвоение идёт в неразрывном единстве  с  реализацией активности человека, саморазвитием, самоопределением, самореализацией и самоутверждением в обществе. Государственные, семейные,  календарные, церковные праздники  способствуют сохранению и укреплению  духовного единства, традиций,  социальных норм и культурных ценностей общества.  Выступая на одной из последних конференций  консорциума  арт-терапевтов в Лондоне, его председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что                                             « аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов».

          В России    оптимистично звучит вывод Т.В.  Андреевой  о том, что часть семей – полных и неполных (например, из-за вдовства) – продолжает существовать с высокой степенью удовлетворённости  своих членов семейными отношениями   и успешно выполняют семейные функции: родительские, хозяйственные, воспитательные, психотерапевтические и другие. У значительной части населения сохраняется жертвенность ради детей, дети и внуки являются  главным приоритетом, несмотря на сложное экономическое положение. Большая часть населения, имеющая детей, готова

-12-

отказаться от многого, но вложить крупные  деньги в  качественное  образование (так ответили 66%). На вопрос, какой уровень образования респонденты считают достаточным для своих детей и внуков, 60% ответили: « Желательно законченное высшее образование», и ещё 3%  -  « Желательно получение учёной степени».

Социализация становится успешной, если личность получает развитие и эмоциональную поддерж ку.  Педагогическое сообщество призвано решить  эти задачи.

 

II. Приложение.

Аналитические материалы.  Графики.  Диаграммы. Видеофрагмент праздника « День Любви, Семьи и Верности» в Центре социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга, 2011 год. Презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-13-

III.  Список литературы.

  1. Арт - терапия. Хрестоматия. Составитель: А.И. Копытин.               Издательство « Питер» 2001 г.
  2.    Л.В. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьников».  Ярославль. «Академия развития», 1996 г.
  3.  «Девиантное поведение».  М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. Москва, Гуманитарный издательский центр « Владос», 2010 г.
  4.  «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия по курсу    «Коррекционная педагогика и специальная  психология». Москва, 2005г.
  5. АН СССР Психологический Журнал. Т.12. 1991г. Изд. « Наука», Москва.
  6. Краткий психологический словарь под редакцией  А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского     Москва, Политиздат, 1985 г.
  7. Т.В. Андреева « Психология современной семьи». Монография. СПБ ГУ, 2003 г.
  8. К.В. Романов « Культурная антропология образования и семья» СПб ГУПМ, 2003 г.
  9. Г.Г. Шпет « Введение в этническую психологию».  Издательский дом               «ПЭТ», 1986 г., изд. « Алетейя» СПб,1996г.
  10. А.А. Григорьева « Специфика работы психологической службы в учреждениях дополнительного образования: задачи и направления деятельности». Журнал « Вестник психо - социальной и коррекционно-реабилитационной работы» № 2 за 2007 год.
  11. Е.И. Якубовская, коллектив авторов « Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях». Методическое пособие. СПб АППО, 2008 г.
  12.   Мун  Кэтрин  « Теоретическое осмысление материалов в арт - терапии» Международный журнал арт - терапии « Исцеляющее искусство»№1 за 2012 год, том 15

 

   

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»