Семья и школа: применения арт-методов в учебно-воспитательном процессе.
- Паршина Елена Константиновна.
Место работы: агентство домашнего персонала «NewHomeService», Санкт-Петербург. Должность: педагог-дефектолог, учитель-логопед, репетитор. ПНИ-10, учитель труда. Контактный телефон: 8(921)-39-38-306 (моб.)
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Циколия Татьяна Николаевна.
Место работы: школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, преподаватель русского языка и литературы.
Контактный телефон: 316-64-44 (раб.)
- Ткаченко Галина Львовна. Место работы: Художественный лицей имени Б. Иогансона, Санкт-Петербург. Должность: психолог.
Идея воспитания интереса к знаниям как необходимого мотива учения возникла давно, получив отражение в трудах великих русских педагогов. К.Д. Ушинский, рассматривающий учение как серьёзный труд, как труд, «полный мысли», считал, что « учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт…» Н.А. Добролюбов писал: « Когда занимаются с охотой, то и дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки». Результаты психологических и педагогических исследований позволяют научно обосновать и предложить новые методические средства пробуждения интереса школьников к конкретному предмету. Интерес представляет собой сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Выделяются два тесно связанных между собой источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: это - его содержание и организуемая для познания данного предмета деятельность школьников. Учёные подчёркивают особую роль эмоционального компонента, т.к. при его отсутствии могут проявляться чувства осознания долга, значимости, ответственности, но не возникает интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе.
-2-
Признаком интереса является его избирательность. Интерес всегда имеет ту или иную предметную направленность. Несмотря на многообразие предметов и явлений окружающего мира, являющегося источником самых разных интересов человека, « в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно ценно для самой личности, что связано с её индивидуальностью, опытом и развитием». Учёные убедительно показали, что отсутствие непосредственной мотивации, которая исходит от самой учебной деятельности, ведёт к приобретению таких знаний, которые мало влияют на психологическое развитие и формирование личности ребёнка. Отличительной особенностью нашего времени является социальный запрос общества на формирование личности компетентной, устойчивой к стрессам, способной принимать решения и брать на себя ответственность.
Социально-экономические изменения в России в период после 1991 года обозначили ряд проблем, связанных с адаптацией личности к новым требованиям жизни и профессиональной деятельности в условиях эксперимента. « Перестройка – при всей её необходимости - влечёт за собой повышенную невротизацию общества»,- утверждал главный психотерапевт Москвы А.С. Слуцкий и предлагал особое внимание обратить на организацию работы по эмоционально-стрессовой терапии. В 90-е годы остро обозначились вопросы создания кризисных центров, службы сопровождения, телефона доверия, отделений психологической поддержки населения.
Член-корреспондент АН СССР Н.И.Лапин в ходе круглого стола « Психологического журнала» в 1991г. в качестве важнейшей интегрирующей макропозиции выдвигает повседневный гуманизм. Эта макропозиция включает такие ценности, как правда, добро, свобода, интересная работа, высокая значимость закона в обеспечении личной безопасности, забота о детях и стариках; притягательный центр её – спокойная совесть. Повседневный гуманизм выступает как универсальная ценностная позиция, интегрирующая поведение населения в самых массовых пластах жизни. ( «Психологический журнал» АН СССР, том 12, № 6 за 1991 год, изд. « Наука», Москва.)
В утверждении данной ценностной позиции большое значение отводится, на наш взгляд, грамотному взаимодействию семьи и школы.
-2-
Обратимся к данным практических исследований.
Социальные портреты классов учащихся коррекционных школ Санкт-Петербурга ( СКОУ №18 Центрального района –VIIIвида и № 522 Адмиралтейского района - VII вида) наглядно демонстрируют ситуацию в семьях учащихся:
1999-2002учебные годы, СКОУ №18 Центрального района Санкт-Петербурга: полные семьи составляют от 16 до 21%, в 79-84% семей ребёнка воспитывает один из родителей или опекуны.
2002-2003учебный год, 5 класс школы № 522 Адмиралтейского района: 14% составляют полные семьи, 86%- детей воспитывает мать или опекуны. 21% взрослых имеют постоянную работу, 79% занимаются надомным трудом, работают на рынке или являются безработными.
Серьёзным испытаниям подвергаются семейные отношения. Т.В. Андреева, исследуя проблемы современной семьи, отмечает изменения структуры, функций и многообразие форм семейной жизни. Автор считает, что в «современной России существуют определённые тенденции развития семейных отношений, часть из которых пришла из советской России, а часть появилась лишь в последние десятилетия. К негативным тенденциям относятся, прежде всего, такие объективные факторы, как ухудшение материального положения большинства населения и высокая смертность. Статистические данные показывают, что в апреле 2000 года 42% работников имели заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума, а в системе здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства – 66% - 71%; в сельском хозяйстве – 85%. Соответственно, около 62% опрошенных оценивали положение своей семьи таким образом: на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьёзные затруднения (42%), денег не хватает даже на продукты питания (20%). Лишь 10% семей охарактеризовали положение своих семей как хорошее (53 % как среднее, 35% как плохое). Структуру семей и вообще их наличие очень сильно меняет смертность населения. В Российской Федерации коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения) составил в 1999 году 13,6 ( в 1990 - 11, 2) Ежегодно население страны уменьшается на 700-900 тысяч человек».
-3-
Т.В. Андреева отмечает такие факторы, как диспропорция полов, снижение брачности, рост количества разводящихся пар, снижение рождаемости, рост однодетных и бездетных семей среди россиян, увеличение числа внебрачных рождений, рост безнадзорности детей.
Автор выделяет следующие социально-психологические тенденции:
-«гражданский брак»;
- рост числа семей с приёмными детьми;
-Суррогатное материнство;
-уменьшение доли семей с « супружеским ядром»;
- доминирование женщины;
- жизнь расширенной семьёй (одна из форм «культур бедности»);
- большое многообразие брачно-семейных форм;
- возрастание роли супруга-отца;
- падение престижа родителей по сравнению с ролью сверстников; разорванность связи поколений (исчезновение преемственности, передачи опыта из-за смены формации). Опыт личной жизни и профессионального становления взрослых членов семьи мало пригождается подрастающим детям в иных социально-экономических условиях. В крайнем варианте разорванность отношений между поколениями приводит к побегам детей из дома и осознанной беспризорности.
Согласно данным психолога Художественного Лицея имени Б. Иогансона Г.Л. Ткаченко, в период 2002-2003 учебного года у учащихся школы № 522 (VIIвида ) Адмиралтейского района отмечались: дефицит внимания, фрустрации, переживания стресса, эмоциональная депривация, низкая самооценка, затруднения адаптации, повышенную чувствительность, желание преодолеть чувство собственной обособленности, беспокойную неустойчивость, потребность в активности, подавленное сверхвозбуждение, настороженность, тревогу, замкнутость, недоверие, потребность в покое. Учителем Паршиной Е.К. в ходе педагогических наблюдений отмечены низкий уровень развития устной и письменной речи учащихся, самостоятельности, критичности, коллективной творческой деятельности,
-4-
расстройства внимания, восприятия, нарушения мыслительных процессов, памяти. В связи с отсутствием развитой системы логопедической и психолого-педагогической помощи в начальных, средних и старших классах сельских школ Всеволожского района Ленинградской области учащиеся ВВСОШ №2 показали следующие результаты: в ноябре 2004-05 учебного года работу по русскому языку в режиме теста выполнили 100% учащихся 9 класса, в форме сочинения -0%, уровень техники чтения (при нормативе 140 слов в минуту) показали 0% учащихся 8 класса, анализ литературного произведения смогли выполнить 10% учащихся 11 класса; задания по заучиванию стихов наизусть выполняли 9% учащихся 9 класса.
Отрадно, что в ходе проведения педагогического анкетирования ученики Всеволожской вечерней школы продемонстрировали устойчивую картину системы ценностей: на первое место поставлены мама, человек, традиционные ценности - дружба, любовь; далее следовали деньги, учёба, искусство. В ответах учеников 6 класса Санкт-Петербургской школы №522 (VIIвид) ценности ранжировались иначе: еда, деньги, одежда, компьютер, секс, работа, учёба, дружба. Выявлено наличие токсикоманий. Ещё в исследовании В.С. Битенского, А.Е. Личко. Б.Г. Херсонского « Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков» ( Психологический журнал. Том 12 № 4 за 1991 г.) были определены следующие причины токсикоманий:
-значение групповой активности,
-подражание приятелям,
-стремление « не отстать от своих»,
-несостоятельность в учёбе,
-переживание эмоционально приятного состояния,
-наследственность,
- семейный крах,
-конфликты между родителями,
-переживание собственной неполноценности,
-изменение состава семьи,
-5-
-невозможность удовлетворить завышенные притязания в отношении будущей профессии, -жестокое обращение с подростком в семье. « Мозаичность культуры социума порождает фрагментарность духовной культуры ученика, причём это происходит на фоне задержки роста физической и материальной культуры. В условиях глобального, всепланетного нарастания инфантильности в воспитании нового поколения молодёжи это становится дополнительным стимулятором девиантного поведения детей», - утверждает К.В. Романов в работе « Культурная антропология образования и семья». В связи с тем, что многие особенности и тенденции в развитии современной семьи являются деструктивными, возрастает роль школьной службы сопровождения и поиска наиболее оптимальных методов обучения и воспитания детей. Традиционное применение метода работы с учебником оказывается явно недостаточным. А. И. Копытин считает: «Современные условия жизни, в частности, механизация человеческой деятельности и отношений, негативно сказывается на состоянии людей, что требует более активного использования их креативного потенциала в целях гармонизации и исцеления».
За последние 20 лет в России получили развитие разнообразные формы государственного и негосударственного образования, созданы школы-гимназии, лицеи, колледжи, пансионы; особое место занимает семейное обучение.
Наряду с традиционной классно - урочной системой в учебный процесс внедряются активные методики, применяются проектные технологии.
Важной является позиция учителя: совокупность ценностных ориентаций, посредством которых он вступает в отношения с другими людьми, с самим собой; осознание гуманистического образовательного идеала, включающего в себя любовь к человеку, отношение к личности ребёнка, заключающееся в уважении и понимании его; создание условий для свободной жизнедеятельности и устойчивости в меняющемся мире. В тех случаях, когда индивид входит в относительно стабильную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.
Первая – адаптация - предполагает усвоение существующих ценностей и действующих норм, овладение соответствующими средствами и формами
деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой же общности.
-6-
Вторая – индивидуализация – результат, порождение обостряющихся противоречий между необходимостью « быть таким, как все», и стремлением индивида к максимальной персонализации, что
характеризуется поисками средств и способов выражения своей индивидуальности.
Третья – интеграция - детерминируется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими индивидуальными особенностями в общности (с одной стороны) и потребностью этой социальной среды принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности в социуме (с другой стороны). Когда индивиду не удаётся устранить эти противоречия, наступает дезинтеграция, вследствие чего – либо изоляция личности, либо её вытеснение из общности, либо деградация, которая проявляется в тех или иных девиантных отклонениях в поведении.
Работу по профилактике отклонений в поведении ребёнка по воздействию на него фактора риска можно определить как двусторонний, взаимосвязанный процесс. Здесь уместно использование арт-методов. А И Копытин утверждает, что «существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека ( например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов». « Современное понимание арт –терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии; во вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве». А. И Копытин выделяет следующее «наиболее значимые факторы интереса : - ориентация арт – терапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы; - акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве; - принятие человека таким, каков он есть; - ненавязывание внешних, механических средств лечения».
С одной стороны, это создание оптимальных условий, способствующих устранению десоциализирующих влияний ближайшего окружения, а с другой – это развитие экзистенциальной сферы учащихся, которое рассматривается ярославскими педагогами и психологами в аспекте формирования у детей рефлексивной позиции.
-7-
Под созданием оптимальных условий устранения десоциализирующих влияний понимается обоснование, выбор и реализация вариативного
комплекса мер, которые позволят педагогам, родителям и специалистам службы сопровождения в данных конкретных условиях получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий как со стороны взрослых, так и со стороны детей. К основным научным направлениям организации профилактической работы относятся:
- Средовое - связывает причины девиантного поведения людей с включённостью их в социальные общности, с влиянием социальной среды. Задача: работа со средой жизнедеятельности ребёнка.
- Клинико - биологическое- связано с ролью генетического влияния на поведение человека, физических, физиологических, психопатологических экологических факторов. В этом случае в основе профилактики – реализация комплекса медицинских и психологических мер, коррекционная работа.
- Личностно- ориентированноенаправление - объясняет возникновение девиантного поведения действием совокупности факторов, имеющих социальную, биологическую, психологическую природу. Профилактика включает в себя взаимодействие с самой личностью, работу по формированию навыков и умений принимать самостоятельные решения, преодолевать проблемные ситуации.
Анализируя прикладные направления профилактики девиантного поведения молодых людей, специалисты выделяют следующие:
- Запретительное. Система социально-нравственных морально-этических мер воздействия. В США, Западной Европе использовался в период 1950-1970 г.г., в России – до 1985 г. На практике доказана низкая эффективность подобной политики.
- Информационное.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Личностно-ориентированное- нацелено на формирование в ходе различных по форме занятий навыков самостоятельного принятия решений, умений преодолевать возникающие проблемные ситуации; коммуникативных навыков, умений вести себя в стрессовой ситуации, противостоять давлению группы и разрешать конфликтные ситуации.
Общая цель: научить человека управлять собой, объективно оценивать свои действия и поступки, развить уверенность в своих силах, достигать социально значимых результатов в жизни.
-8-
Каждое из перечисленных направлений имеет как свои преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления профилактики адекватно и в комплексе. В ходе организации профилактической работы в детской среде обоснованными и взаимодополняющими являются два подхода: вариативно- субъективный и проблемно-ориентированный. Следуя этим подходам, родительской и педагогической общественности были предложены программы дополнительного образования « Любимая Русь», « Ремёсла», « Мир профессий», « Профилактическая программа», включающие наиболее продуктивные методы и приёмы активизации познавательного интереса школьников, повышения учебной мотивации, гармонизации эмоционального состояния личности. Наиболее эффективными оказались следующие.
- Музейная педагогика. Занятия по музейной педагогике могут проводиться как с группой учащихся, так и индивидуально в соответствии с интересами ребёнка.
Ключевыми понятиями музейной педагогики являются: 1.Музейный предмет (подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью ). В качестве музейного предмета в образовательном процессе школы может выступать « понятии», « слово», « задача», другие составляющие образовательного процесса. 2.Музейная культура. 3.Музейная коммуникация.
- позиция творца ( писателя, художника, учёного, политика, героя); - позиция воспринимающего музейные предметы ( зрителя, слушателя, посетителя); - позиция музейного педагога ( организация коммуникации, сообщение набора знаний, побуждение к диалогу, творческому поиску). Модель организации музейного образования представляет собой перенос понятий музейного предмета, музейной культуры и музейной коммуникации в образовательную действительность. Обогащению сенсорного опыта, интеллектуальному и эстетическому развитию способствует создание детского домашнего музея – естественно -научного , художественного или этнографического.
-9-
II. Образовательное путешествие в сочетании с фототерапией.
Образовательное путешествие как педагогический метод является активной здоровьесберегающей технологией. В ходе целенаправленных тематических занятий по краеведению, истории и культуре Санкт - Петербурга, организации образовательных путешествий наблюдалась следующая динамика развития психических функций учащихся 5 -6 класса: - повышение устойчивости внимания в 3- 6 раз;
-активизация процессов памяти – в 4-5 раз;
- активизация устной речи – в 4 раза;
-развитие письменной речи – в 7 раз;
- положительные изменения в системе ценностей;
- формирование чувства доверия к педагогу;
- повышение учебной и трудовой мотивации;
- стабилизация эмоционального состояния ( положительный эмоциональный фон).
III. Дополнительной образование.
Наиболее полно арт - методы , на наш взгляд, могут быть представлены во внеурочной деятельности учащихся.
Формы организации занятий могут быть различными: теоретическая и практическая урочная деятельность учащихся , работа в студиях изобразительного, декоративно-прикладного, литературно-театрального, музыкального, танцевального направления, клубы по интересам.
Важным является выбор материала для работы.
Мун Кэтрин в статье « Теоретическое осмысление материалов в арт-терапии» ( Журнал « Исцеляющее искусство» № 1, 2012 г., стр. 8) указывает на необходимость соответствия предлагаемых материалов «уровню развития и возможностям клиентов, их когнитивным и моторным навыкам, для того, чтобы клиенты могли избежать излишней фрустрации, с одной стороны, и быть способны перейти на более высокий уровень развития с другой
-10-
стороны». Следует «учитывать эстетические предпочтения связанные с выбором материала: ткань и пряжа, украшения, карандаши, слова и фломастеры», так как « всякий раз материалы помогали людям неосознанно выразить то, что они хотели выразить, вступая в контакт с другими людьми». На базе ПНИ-10 Невского района Санкт-Петербурга организованы занятия терапией творчеством в рамках классно-урочной системы для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Пациентам предлагается выбор разных материалов - пластилина, бумаги, красок, пряжи, ткани, искусственного меха, земли, крупы, что способствует не только коррекции мелкой моторики и стабилизации эмоционально - психического состояния людей с множественными физическими и психическими нарушениями, девиантным поведением, но и развитию коммуникативных и адаптационных навыков.
Занятия в театральной студии позволяют раскрыть способности в художественном, литературном, театральном творчестве, осознать себя в качестве индивидуальности и во взаимодействии с другими. По данным педагогического анкетирования, 100% учащихся Лесновской школы ( Всеволожский район Ленинградской области, 2008-2010 г.г.) испытали в ходе совместной литературно-театральной деятельности чувства радости, свободы, освобождения от страха, тревоги, напряжения.
IV. Пресс-центр.
Работа педагога по моделированию ситуаций успеха предполагает организацию рефлексивной деятельности учащихся. Наиболее полно, на наш взгляд, это может быть выражено в коллективном творчестве по выпуску быстрых публикаций, изданию газет и журналов, как школьных, так и семейных. Подбор позитивно поданного фотоматериала по темам « Пейзаж», « Портрет», « Жанровая фотография», МХК, « Путешествия», « Праздники» способствует стабилизации эмоционального состояния личности, самоидентификации, активизации мыслительных процессов, памяти, коммуникативной функции речи, восстановления целостности восприятия действительности. Фототерапия позволяет продуктивно работать с детскими , подростковыми и юношескими комплексами, страхами; выступает в качестве способа самореабилитации, самовосстановления, формирования чувства эмпатии, средства повышения интереса к предмету ( литература, история, информатика, биология,
-11-
краеведение, МХК). В логопедической практике фототерапия в сочетании с применением биографического метода способствует восстановлению семантических связей при афазиях, коммуникативных функций, активизации словарного запаса, развитию связной письменной речи. В практике семейного консультирования уместно использовать фототерапевтический метод с целью профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, коррекции семейных отношений, гармонизации эмоционального фона. V. Индивидуальные и групповые консультации психолога, тренинги. Профконсультации . Коррекционные занятия.
VI.Профессиональная арт-терапевтическая студия.
VII.Праздник.
Праздники способствуют консолидации людей, поддерживают чувство коллективизма, требуют подчёркнуто уважительного отношения друг к другу, проявления гостеприимства, участия в общей трапезе, позволяют продемонстрировать творческие способности и таланты, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение, передать умение более молодым. Это усвоение идёт в неразрывном единстве с реализацией активности человека, саморазвитием, самоопределением, самореализацией и самоутверждением в обществе. Государственные, семейные, календарные, церковные праздники способствуют сохранению и укреплению духовного единства, традиций, социальных норм и культурных ценностей общества. Выступая на одной из последних конференций консорциума арт-терапевтов в Лондоне, его председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что « аккумуляция национальных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов».
В России оптимистично звучит вывод Т.В. Андреевой о том, что часть семей – полных и неполных (например, из-за вдовства) – продолжает существовать с высокой степенью удовлетворённости своих членов семейными отношениями и успешно выполняют семейные функции: родительские, хозяйственные, воспитательные, психотерапевтические и другие. У значительной части населения сохраняется жертвенность ради детей, дети и внуки являются главным приоритетом, несмотря на сложное экономическое положение. Большая часть населения, имеющая детей, готова
-12-
отказаться от многого, но вложить крупные деньги в качественное образование (так ответили 66%). На вопрос, какой уровень образования респонденты считают достаточным для своих детей и внуков, 60% ответили: « Желательно законченное высшее образование», и ещё 3% - « Желательно получение учёной степени».
Социализация становится успешной, если личность получает развитие и эмоциональную поддерж ку. Педагогическое сообщество призвано решить эти задачи.
II. Приложение.
Аналитические материалы. Графики. Диаграммы. Видеофрагмент праздника « День Любви, Семьи и Верности» в Центре социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга, 2011 год. Презентации.
-13-
III. Список литературы.
- Арт - терапия. Хрестоматия. Составитель: А.И. Копытин. Издательство « Питер» 2001 г.
- Л.В. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьников». Ярославль. «Академия развития», 1996 г.
- «Девиантное поведение». М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. Москва, Гуманитарный издательский центр « Владос», 2010 г.
- «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Москва, 2005г.
- АН СССР Психологический Журнал. Т.12. 1991г. Изд. « Наука», Москва.
- Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Москва, Политиздат, 1985 г.
- Т.В. Андреева « Психология современной семьи». Монография. СПБ ГУ, 2003 г.
- К.В. Романов « Культурная антропология образования и семья» СПб ГУПМ, 2003 г.
- Г.Г. Шпет « Введение в этническую психологию». Издательский дом «ПЭТ», 1986 г., изд. « Алетейя» СПб,1996г.
- А.А. Григорьева « Специфика работы психологической службы в учреждениях дополнительного образования: задачи и направления деятельности». Журнал « Вестник психо - социальной и коррекционно-реабилитационной работы» № 2 за 2007 год.
- Е.И. Якубовская, коллектив авторов « Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях». Методическое пособие. СПб АППО, 2008 г.
- Мун Кэтрин « Теоретическое осмысление материалов в арт - терапии» Международный журнал арт - терапии « Исцеляющее искусство»№1 за 2012 год, том 15