Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование социальной компетентности учащихся
посредством социально-педагогической деятельности
в дополнительном образовании и внеурочной деятельности

Нагапетян Шушаник Гамлетовна 
В настоящее время все более актуальными становятся вопросы воспитания подрастающего поколения в принципиально новых условиях жизни нашей страны.
В условиях становления информационного общества дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный инновационный феномен системы современного образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов.
Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального самоопределения детей. Ни у кого не возникает сомнения, что именно от педагогов дополнительного образования зависит раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, которые принимают участие в дополнительном образовании, чтобы удовлетворить свою любознательность, на практике познакомиться с разными видами творческой деятельности, найти ответы на многие вопросы. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе потребности современного поколения детей.
Термины «дополнительное» и «внешкольное» образование зачастую толкуются искажённо – как вторичная, несамостоятельная, дополнительная к школе помощь в освоении предметов школьной программы. Отсюда ориентация не на развитие ребёнка, а на количественные показатели охвата детей внеучебной деятельностью, проведение мероприятий и т.п. Возможно, это происходит из-за отсутствия механизмов взаимодействия образовательной деятельности и внеурочной, несмотря на то что они являются элементами одной системы, - системы образования детей.
Актуальным становится вопрос инновационного взаимодействия социального педагога и педагога дополнительного образования в процессе социализации детей. 
 В настоящее время в функции социального педагога, педагога-психолога, помимо прочего, входит и выявление интересов и потребностей обучающихся и своевременное оказание им помощи и поддержки в их удовлетворении. Педагог дополнительного образования организует разнообразную творческую деятельность детей, исходя из их интересов и потребностей. Таким образом, взаимосвязь и взаимодополнение этих двух педагогических работников налицо. Дополнительное образование, являясь полноценной единицей социального воспитания, должно и может способствовать решению  социально-педагогических задач. Субъектами такой деятельности становятся педагоги дополнительного образования и социальные педагоги, педагоги-психологи.
Сформировать социальную компетентность обучающегося – значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний. Компетентность — результат образования учащихся, который предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга действий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Понятно, что она может формироваться только при условии личностной заинтересованности учащихся в определённом виде деятельности. Поэтому, если в результате мы хотим видеть компетентного в социальных вопросах и адаптированного к жизни в современном обществе, ученика, то мы не должны принуждать, а мотивировать к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеурочная деятельность.
Актуальной задачей становится выявление сущности формирования социальной компетентности обучающихся в системе дополнительного образования.
Необходимые условия формирования социальной компетентности:
  • психологическое сопровождение инновационной деятельности;
  • субъект – субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий;
  • включение обучающихся в личностно ориентированные педагогические ситуации;
  • организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора обучающегося;
  • развитие социальной активности;
  • социальное проектирование;
  • обеспечение систематического контроля динамики формирования социальной компетентности;
  • обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по формированию социальной компетентности на всех этапах обучения.
Система дополнительного образования уже по своей сути является инновационной, т.к. творческая деятельность уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования ребенка.
Данные составляющие задают использование современных педагогических технологий по развитию социальной компетентности детей.
Педагоги школы  осваивают такие педагогические технологии как:
  • проектные технологии (создание условий, при которых дети самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление);
  • игровые технологии (моделирование ситуаций, овладение опытом деятельности, сходным с тем, который дети получили бы в действительности);
  • дискуссия (развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры детей, стимулирование инициативы, развитие рефлексивного мышления);
  • коллективно-творческая деятельность (развитие организаторских, лидерских качеств детей, умение взаимодействовать в группе);
  • информационно-коммуникационные технологии (формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся);
  • социальное проектирование (включение в активную деятельность, развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей, принятие общечеловеческих ценностей, умение работать в команде, овладение алгоритмом проектной деятельности).
Суть работы педагогов состоит в формировании и развитии социальной компетенции младших школьников путем включения их в активную проектно-исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей.
Проектно-исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.
 Вовлечение обучающихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими социальной компетенции, позволяющей действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. 
В работе педагога с обучающимися активно используется проектная деятельность как метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале, это доступные творческие задания, проводимые во внеурочное время. А уже в 3-х и 4-х классах обучающиеся с большим интересом выполняют более сложные проекты, под руководством педагога проводят  индивидуальные и коллективные научные исследования.
Длительность выполнения проекта в режиме внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной - двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.         
Существует определённый алгоритм исследовательской деятельности.
  1. Выбор темы исследования.
Темы детских проектов и исследований  мы предлагаем ребятам исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
2. Постановка  проблемы.
На этом этапе дети формулируют  (с помощью педагога) цели и задачи. При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения.
3. Планирование работы.
Определяются пути поиска необходимой информации.
4. Выполнение проекта (исследования).
На этом этапе педагог должен грамотно и ненавязчиво осуществлять руководство работой, чтобы не навязать обучающимся информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
5. Защита проекта (исследования).
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь обучающимся произвести самооценку проекта.
Активное применение проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у обучающихся социальной компетенции, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»