ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»
Центр гражданского и патриотического воспитания детей
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете ЦГПВ Протокол № 1 От «03» сентября 2005 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ГБОУ «Балтийский берег»
___________ Зубрилова Н.А. «03» сентября 2013г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Военно-спортивное многоборье»
Возраст 13-17 лет
Продолжительность освоения программы – 2 года
Авторы: Лепина Наталья Аркадьевна
педагог - организатор,
заведующая сектором ЦГПВ
Дата корректировки
2013
Санкт-Петербург
2005
Пояснительная записка
Программа военно-патриотической направленности.
Данная программа принята на педагогическом совете ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег» в 2005 году и реализуется с 2005-2006 учебного года по настоящее время. Программа скорректирована в 2013 году.
Разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №122 от 16 февраля 2001 года и скорректирована в соответствии с программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных учреждений.
Согласно данным социологического опроса, проведенного 3-4 июля 2004 г. в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России (статистическая погрешность не превышает 3,6%) 86% граждан считают, что юноши по большей части не хотят служить в армии, причем 69% граждан считают, что за последние 3-4 года среди юношей призывного возраста стало меньше тех, кто хочет служить в армии. В таких условиях необходимо развитие чувства гражданского долга призывников, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества, и, шире, возрождение и развитие воинских традиций патриотической направленности, чувства сопричастности к истории Отечества.
Настоящая программа реализует воспитание гражданственности и патриотизма по следующим основным направлениям:
- духовно-нравственное: осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;
- историческое: познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
- гражданско-правовое: формирование глубокого понимания гражданского и конституционного долга, правовой культуры и законопослушности, гражданской позиции;
- социокультурное: формирование у личности социально-ориентированных и культурно-эстетических отношений как важнейшего компонента ее общего развития на основе достижений мировой и отечественной цивилизации;
- патриотическое: воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян;
- профессионально-деятельностное: формирование стремления к активному проявлению профессионально-трудовых навыков в интересах качественного выполнения поставленных задач, добросовестного и ответственного отношения к труду;
- психологическое: формирование высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, развитие морально-волевых качеств, воспитание стойкости, мужества, дисциплинированности.
Занятия по предлагаемой программе готовят подростков к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, воспитывают и закаляют их характер и волю, помогают найти себя в жизни. Одними из самых важных являются занятия по медико-санитарной, туристской и общефизической подготовке, направленные на практическое применение в экстремальных ситуациях. Особое внимание в программе отведено правовым аспектам прохождения военной службы гражданами России. Введение в программу таких тем, как «Петербуржец А. В. Суворов», «Имена героев – на карте Санкт‑Петербурга», «Санкт-Петербург – морская столица России» основано на преемственности лучших культурно-исторических традиций Санкт‑Петербурга.
Название программы – «Военно-спортивное многоборье» – обосновано тем, что преимущественную роль в ней составляет подготовка к соревнованиям соответствующего профиля. Вместе с тем, нельзя не отметить что некоторые разделы (например «Общественно-государственная подготовка»), не являясь прикладными, тем не менее, весьма существенны в общем нравственном воспитании подростка.
Цель программы: создание условий для формирования гражданственности и патриотизма, вовлечения учащихся в социально-экономическую и культурную жизнь общества, реализация творческих возможностей учащихся в интересах общества.
Образовательные задачи:
- формирование системы специальных знаний, умений и навыков по вопросам гражданской обороны, техники спортивного туризма, ориентирования, первой помощи, стрелковой подготовки;
- изучение основ безопасности при прохождении военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ строевой подготовки;
- дополнение знаний воспитанников, полученных в программе по ОБЖ, физической культуре, биологии, обществознании;
- профессиональная ориентация учащихся.
Развивающие задачи:
- стимуляция проявления активности, инициативы, самостоятельности и творчества у воспитанников;
- развитие позитивного отношения к миру и приятия других;
- развитие уверенности в себе и приятия себя;
- развитие морально-волевых и физических качеств: координации, гибкости, общей физической выносливости;
- развитие навыков общения воспитанников;
- развитие умений, навыков действия в экстремальных условиях.
Воспитательные задачи:
- передача и развитие лучших традиций русского воинства;
- воспитание характера и воли;
- воспитание ответственности и чувства долга;
- воспитание патриотизма и активной гражданской позиции;
- воспитание уважения к окружающей природе.
Состав учащихся:
Данная программа предназначена для юношей и девушек 13-17 лет, годных по состоянию здоровья к занятиям физической культурой.
Сроки обучения:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий:
При реализации данной программы применяются коллективные, индивидуальные и групповые формы занятий, дифференцированное обучение, а также экскурсии, походы, конкурсы и соревнования.
Занятия проводятся два раза в неделю по три часа. Место проведения конкретного занятия зависит от раздела программы, методов и форм проведения, климатических условий. Основные места проведения занятий это: учебный кабинет, спортивный зал, спортплощадка, пожарная и воинские части, а также парки Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Знать:
- порядок первоначальный постановки граждан на воинский учёт;
- содержание и порядок обязательной подготовки граждан к военной службе, в том числе медицинского освидетельствования и обследования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт и призыву на военную службу;
- порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
- ответственность граждан за нарушение правил воинского учёта и за уклонение от прохождения военной службы по призыву;
- требования правил безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
- перечень воинских званий военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и знаков различия;
- сущность исторических и боевых традиций русской армии и современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
Иметь представление:
- особенности прохождения военной службы в различных видах Вооружённых Сил Российской Федерации и других войсках;
- об основных мероприятиях Гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- о назначении, составе и принципах комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- о средствах поражения и их поражающих факторах;
- о защитных сооружениях гражданской обороны и правилах их использования;
- о размещении и быте военнослужащих;
- об обязанностях военнослужащих;
- о здоровье военнослужащих и их здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье;
- о правилах противопожарной безопасности;
- о правилах дорожного движения;
- о правилах поведения в туристском походе.
Владеть навыками:
- пользования индивидуальными средствами защиты;
- оказания первой медицинской помощи;
- выполнения физических упражнений в объёме требований к уровню подготовленности учащихся соответствующего возраста;
- подготовки туристского похода;
- организации быта в условиях лагеря;
- разборки и сборки АК;
- ведения стрельбы из пневматической и малокалиберной винтовок.
Возможное поступление в ВУЗы данной направленности
Форма оценки результативности
— тестирование;
— соревнования, конкурсы;
— выполнение нормативов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
1 год |
2 год |
Всего |
||
1 |
Общественно-государственная подготовка |
9 |
18 |
27 |
2 |
Международное гуманитарное право |
9 |
0 |
9 |
3 |
Стрелковая подготовка |
36 |
27 |
63 |
4 |
Строевая подготовка |
18 |
18 |
36 |
5 |
Туристская подготовка |
36 |
36 |
72 |
6 |
Физическая подготовка |
36 |
36 |
72 |
7 |
Медико-санитарная подготовка |
36 |
36 |
72 |
8 |
Противопожарная безопасность |
9 |
9 |
18 |
9 |
Гражданская оборона |
18 |
18 |
36 |
10 |
Правила дорожного движения |
9 |
0 |
9 |
11 |
Подготовка по связи |
0 |
9 |
9 |
12 |
Поисково-спасательные работы |
0 |
9 |
9 |
Итого часов: |
216 |
216 |
432 |
Первый год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретических занятий |
Практических занятий |
||
1 |
Общественно-государственная подготовка |
9 |
9 |
0 |
2 |
Международное гуманитарное право |
9 |
9 |
0 |
3 |
Стрелковая подготовка |
36 |
9 |
27 |
4 |
Строевая подготовка |
18 |
0 |
18 |
5 |
Туристская подготовка |
36 |
9 |
27 |
6 |
Физическая подготовка |
36 |
0 |
36 |
7 |
Медико-санитарная подготовка |
36 |
9 |
27 |
8 |
Противопожарная безопасность |
9 |
4 |
5 |
9 |
Гражданская оборона |
18 |
5 |
13 |
10 |
Правила дорожного движения |
9 |
9 |
0 |
Итого часов: |
216 |
63 |
153 |
Учебно-тематический план
Содержание программы первого года обучения
- 1. Общественно-государственная подготовка. Основные этапы становления и развития Российской государственности: Древняя Русь, Московское государство, императорская Россия, Советская форма государственности, конституционные основы Российской Федерации. Страницы воинской славы: ратная слава русских дружин и ополчений, век русской воинской славы (XVII), армия и флот России в войнах XIX – начала XX вв. Петербуржец А. В. Суворов. Санкт-Петербург – морская столица России. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Имена героев – на карте Санкт-Петербурга.
- 2. Международное гуманитарное право. Сущность международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Основные нормы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
- 3. Стрелковая подготовка. Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием. Устройство и назначение пневматической винтовки. Уход. Хранение. Изготовка к стрельбе. Правила прицеливания. Корректировка стрельбы. Стрельба из пневматической винтовки из положения лежа, стоя, с колена. Назначение, устройство и принцип действия автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки АК. Снаряжение магазина АК 30-ю патронами.
- 4. Строевая подготовка. Строи и управление ими. Обязанности командиров и солдат перед построением и в строю. Строевые приёмы и действия без оружия: строевая стойка, повороты на месте, движение, повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении без оружия. Выход из строя и подход к начальнику. Строи отделения: развёрнутый строй, походный строй. Размыкание и смыкание на месте и в движении. Перемена направления захождением плечом. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Отдание воинского приветствия в строю на месте и в движении.
- 5. Основы туристской подготовки. Личное и групповое снаряжение. Перечень снаряжения, требования к нему Ремонтный набор. Укладка рюкзака. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация лагеря. Питание в туристском походе. Упаковка и транспортировка продуктов. Режим питания. Приготовление пищи на костре. Топография и спортивная карта. Масштаб. Условные знаки Рельеф. Сечение, горизонтали, бергштрих, отметки высот. Характеристики местности по рельефу. Ориентирование по горизонту, азимут. Азимут истинный и магнитный. Компас, работа с компасом. Типы компасов. Движение по азимуту. Измерение расстояний. Способы ориентирования. Виды ориентиров. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Определение сторон горизонта по местным признакам, выход к ближайшему жилью, источники света в ночное время.
- 6. Медико-санитарная подготовка. Личная гигиена, профилактика заболеваний. Гигиена физических упражнений, гигиена тела, водные процедуры. Гигиена обуви, одежды. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Медицинская аптечка. Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка. Назначение и дозировка. Личная аптечка, индивидуальные лекарства. Оказание первой доврачебной помощи. Походный травматизм, заболевания в походе. Помощь при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения. Способы переноски пострадавшего при различных травмах.
- 7. Гражданская оборона. Цели и задачи ГО, организация российской системы предупреждения и действия в ЧС. Современные средства поражения, защита от них. Фильтрующий противогаз. Общевойсковой защитный комплект. Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера. Самооборона.
- 8. Правила дорожного движения. Обязанности пешеходов, пассажиров, водителей. Сигналы светофора и регулировщика. Требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок. Остановка и стоянка, обгон, проезд перекрестков. Расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения. Приоритет маршрутных транспортных средств, движение в жилых зонах. Изучение дорожных знаков. Перевозка людей, перевозка грузов, буксировка.
- 9. Противопожарная подготовка. Правила обращения с огнем в квартире, доме. Пользование электроприборами. Причины возникновения пожара в доме, квартире, способы тушения. Правила обращения с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими веществами, средствами бытовой химии. Угарный газ, меры предосторожности при пользовании печами. Правила установки елки, электрогирлянд, пользования пиротехническими средствами.
- 10. Общая и специальная физическая подготовка. Строение и функции организма человека, влияние физических упражнений. Краткие сведения о строении организма, основные сведения о строении внутренних органов. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. Медицинский контроль, самоконтроль, предупреждение травм, Значение и содержание врачебного контроля, показания и противопоказания к занятиям спортом. Общая физическая подготовка. Приспособление организма к походным условиям, привыкание к нагрузкам. Бег на короткие дистанции. Упражнения на развитие скоростной выносливости. Подвижные игры. Силовые упражнения. Кросс. Упражнения на развитие координации движений, ловкости, подвижности.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- порядок первоначальный постановки граждан на воинский учёт;
- содержание и порядок обязательной подготовки граждан к военной службе, в том числе медицинского освидетельствования и обследования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт и призыву на военную службу;
- требования правил безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
- перечень воинских званий военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и знаков различия;
- сущность исторических и боевых традиций русской армии и современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
Иметь представление:
- особенности прохождения военной службы в различных видах Вооружённых Сил Российской Федерации и других войсках;
- об основных мероприятиях Гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- о средствах поражения и их поражающих факторах;
- о здоровье военнослужащих и их здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье;
- о правилах противопожарной безопасности;
- о правилах дорожного движения;
- о правилах поведения в туристском походе.
Владеть навыками:
- пользования индивидуальными средствами защиты;
- оказания первой медицинской помощи;
- выполнения физических упражнений в объёме требований к уровню подготовленности учащихся соответствующего возраста;
- подготовки туристского похода;
- организации быта в условиях лагеря;
- разборки и сборки АК;
- ведения стрельбы из пневматической и малокалиберной винтовок.
Второй год обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретических занятий |
Практических занятий |
||
1 |
Общественно-государственная подготовка |
18 |
13 |
5 |
2 |
Подготовка по связи |
9 |
5 |
4 |
3 |
Стрелковая подготовка |
27 |
4 |
23 |
4 |
Строевая подготовка |
18 |
0 |
18 |
5 |
Туристская подготовка |
36 |
9 |
27 |
6 |
Физическая подготовка |
36 |
0 |
36 |
7 |
Медико-санитарная подготовка |
36 |
9 |
27 |
8 |
Поисково-спасательные работы |
9 |
5 |
4 |
9 |
Гражданская оборона |
18 |
4 |
14 |
10 |
Противопожарная подготовка |
9 |
5 |
4 |
Итого часов: |
216 |
54 |
162 |
Учебно-тематический план
Содержание программы второго года обучения
- 1. Общественно-государственная подготовка. Правовые основы военной службы: воинская обязанность и комплектование Вооружённых сил личным составом, военная служба и порядок её прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами Вооружённых Сил РФ, правовой статус военнослужащих, юридическая ответственность военнослужащих. Морально-психологические основы военной службы. Сила воинских традиций.
- 2. Подготовка по связи. Флажный семафор. Телеграфная азбука. Световая сигнализация. Средства радиосвязи. Полевой телефонный аппарат ТАИ-43. ТАИ-57.
- 3. Стрелковая подготовка. Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием. Устройство и основные части МВ ТОЗ-8. Уход. Хранение. Правила прицеливания. Корректировка стрельбы. Стрельба из МВ ТОЗ-8 из положения лежа, стоя, с колена. Устройство и основные части АК. Порядок неполной разборки-сборки АК. Уход. Хранение. Правила прицеливания. Корректировка стрельбы. Стрельба из АК из положения лежа короткими очередями.
- 4. Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение с оружием: строевая стойка с оружием. Выполнение приёмов с оружием на месте, повороты и движение с оружием. Отдание воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Положение Боевого Знамени в строю. Порядок выноса и относа Боевого Знамени. Строевое слаживание подразделения.
- 5. Основы туристской подготовки. Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Движение группы на маршруте, строй, режим движения, темп. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости, маркировка. Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику. Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков. Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах. Использование специального снаряжения. Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Узлы. Броды, способ прохождения. Отработка техники движения и преодоления препятствий. Система обеспечения безопасности в туризме.
- 6. Общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка. Приспособление организма к походным условиям, привыкание к нагрузкам. Бег на короткие дистанции. Упражнения на развитие скоростной выносливости. Подвижные игры. Силовые упражнения. Кросс. Упражнения на развитие координации движений, ловкости, подвижности.
- 7. Медико-санитарная подготовка. Цели и задачи первой медико-санитарной помощи. Виды и назначение медицинской помощи. Виды ран. Их классификация. Виды кровотечений, способы оказания первой медицинской помощи. Виды травм, их классификация, способы оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при массовых поражениях, ожогах. Способы реанимации, правила ее проведения. Наложение стерильных повязок. Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Обморожение, первая медицинская помощь. Утопление, первая медицинская помощь. Обморок, солнечный удар. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых, змей, животных, клещей.
- 8. Поисково-спасательные работы. Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций. Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях. Работа по спасению группы, терпящей бедствие. Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с поисково-спасательной службой и медицинскими учреждениями района похода.
- 9. Гражданская оборона. Ядерное оружие, его поражающие факторы, защита. Химическое оружие, действие отравляющих веществ на человека и окружающую среду, способы защиты. Биологическое оружие, воздействие на человека, средства и способы защиты. Приборы радиационной и химической разведки, правила пользования. Радиометр-рентгенометр ДП-5.
- 10. Противопожарная подготовка. Правила и способы тушения различных источников возгорания, пожаров. Типы огнетушителей, их устройство, правила пользования. Какие вещества способны к возгоранию. Знаки пожарной безопасности, их назначение. Основные поражающие факторы на пожаре, защита человека от них. Назначение «штормовки», «спасательного пояса», одежды пожарного. Правила пользования стволом, пожарным рукавом.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- порядок первоначальный постановки граждан на воинский учёт;
- содержание и порядок обязательной подготовки граждан к военной службе, в том числе медицинского освидетельствования и обследования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт и призыву на военную службу;
- порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
- ответственность граждан за нарушение правил воинского учёта и за уклонение от прохождения военной службы по призыву;
- требования правил безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
- перечень воинских званий военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и знаков различия;
- сущность исторических и боевых традиций русской армии и современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
Иметь представление:
- особенности прохождения военной службы в различных видах Вооружённых Сил Российской Федерации и других войсках;
- об основных мероприятиях Гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- о назначении, составе и принципах комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- о средствах поражения и их поражающих факторах;
- о защитных сооружениях гражданской обороны и правилах их использования;
- о размещении и быте военнослужащих;
- об обязанностях военнослужащих;
- о здоровье военнослужащих и их здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье;
- о правилах противопожарной безопасности;
- о правилах дорожного движения;
- о правилах поведения в туристском походе.
Владеть навыками:
- пользования индивидуальными средствами защиты;
- оказания первой медицинской помощи;
- выполнения физических упражнений в объёме требований к уровню подготовленности учащихся соответствующего возраста;
- подготовки туристского похода;
- поисково-спасательных работ;
- организации быта в условиях лагеря;
- разборки и сборки АК;
- ведения стрельбы из пневматической и малокалиберной винтовок.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации обучения
Основными приемами и методами проведения занятий являются рассказ, объяснение, тренировочные упражнения, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Широко применяется в обучении раздаточные материалы, как изготовленные самими ребятами, так и педагогом, что позволяет индивидуально и дифференцированно готовить, обучать детей по разнообразным темам занятий.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного проведения занятий и выполнения программы в полном объеме необходимо следующее:
медико-санитарная подготовка (перевязочные материалы, жгуты, транспортные шины, укомплектованная санитарная сумка).
общефизическая подготовка (перекладина, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, гимнастические маты, баскетбольный, волейбольный, футбольный мячи).
туризм (палатки, туристские рюкзаки, снаряжение для похода, карабины, страховочные веревки и обвязки, компаса).
стрелковая подготовка (пневматические винтовки с пульками, мишени, ящик для ловли пулек, учебные патроны, массогабаритные макеты АК, магазины АК, ММГ АК).
гражданская оборона (средства индивидуальной защиты – фильтрующие противогазы, общевойсковые защитные комплекты, радиометр-рентгенометр ДП-5).
связь (флажки, телефоны ТАИ-43, ТАИ-57, провода);
а также плакаты, таблицы, раздаточный материал по основным разделам программы, учебные видеофильмы по Гражданской обороне и медико-санитарной подготовке, основам военной службы, огневой подготовке.
Формы оценки результативности
Проверка результативности осуществляется после прохождения и закрепления основных знаний и умений по разделам и темам, приблизительно 1-2 раза в месяц (контрольное занятие, сдача нормативов, тестирования). Один раз в 3-4 месяца проводится викторина, соревнования, зачёт. После изучения и тренировок по разделам в конце обучения проводится итоговое занятие по всем разделам с выполнением теоретического и практического заданий.
Список литературы для педагогов
Учебники, пособия
- 1. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В., Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001;
- 2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И. В. Можейко, Н. А. Сивова, Н. А. Соболева. – М.:ЦНСО, 2003;
- 3. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – М.: МККК, 1997;
- 4. Маслов А. Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб. метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000;
- 5. Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений / К. Сухарев-Дериваз, Т. Н. Пискунова. – М.: ФНИИ МП ФЗ, 2000;
- 6. Методика строевой подготовки. – М.: Воениздат, 1978;
- 7. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его Вооружённых силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооружённых Сил РФ / В. О. Дайнес, В. А. Авдеев, Н. И. Бородин и др.; Под ред. В. А. Золотарёва, А. В. Черкасова и А. С. Дудкина. – М.: Издательство Русь РКБ, 1998;
- 8. Наставление по пользованию индивидуальными средствами защиты. – М.: Воениздат, 1972;
- 9. Наставления по стрелковому делу. – М. Воениздат, 1985;
- 10. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Серия «Закон и общество». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012;
- 11. Пискунова Т. Н., Чухно Ю. А. Технология подготовки и проведения конкурса по международному гуманитарному праву для старшеклассников: Методическое пособие для преподавателей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования детей. – М.: МККК, 2004;
- 12. Псарев А. А., Коваленко А. Н. Топографическая подготовка командира. – М.: Воениздат, 1989.
Методические рекомендации
- 1. Методические рекомендации для подготовки команд к Открытому финалу Игры «Зарница» и соревнованиям «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России (операция «Следопыт») / Н.А. Лепина, А.А. Новиков СПб; ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег», 2013./
- 2. Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях (практическая часть) /Н.Ф. Чернухина, Н.А. Лепина, С.Е. Клюйков., В.С. Федоров. СПб; ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег», 2013/
- 3. Методические рекомендации для подготовки команд к городским соревнованиям «Школа безопасности» (гражданская оборона, медико-санитарная подготовка) (этап: Лекарственные растения) / Н.А. Лепина, С.Е. Клюйков.,. СПб; ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег», 2013/
- 4. Методические рекомендации по подготовке с оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях (теоретическая часть) /Н.Ф. Чернухина, Н.А. Лепина, С.Е. Клюйков., В.С. Федоров. СПб; ЦГПВ ГОУ «Балтийский берег», 2013/
- 5. Методические рекомендации для подготовки команд к городским соревнованиям «Школа безопасности» (этапы: Туристское двоеборье, Поисково-спасательные работы), Открытому финалу Игры «Зарница» и соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России / А. Б. Плакхин. – СПб.: ЦГПВ ГОУ «Балтийский берег», 2005;
Список литературы для учащихся
Учебники, пособия
- 1. Буянов В. М., Нестеренко Ю. А. Первая медицинская помощь: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000;
- 2. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Серия «Закон и общество». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012;
- 3. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – 2-е изд., Стереотип. – М.: Дрофа, 2001;
- 4. Усков А. С. Практика Туристских Путешествий. Учебное пособие по туризму и краеведению. – СПб., Творческий Учебный Центр «ГЕОС», 1999.
Методические рекомендации
- 5. Методические рекомендации для подготовки команд к Открытому финалу Игры «Зарница» и соревнованиям «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России (операция «Следопыт») / Н.А. Лепина, А.А. Новиков СПб; ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег», 2013./
- 6. Методические рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях (практическая часть) /Н.Ф. Чернухина, Н.А. Лепина, С.Е. Клюйков., В.С. Федоров. СПб; ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег», 2013/
- 7. Методические рекомендации для подготовки команд к городским соревнованиям «Школа безопасности» (гражданская оборона, медико-санитарная подготовка) (этап: Лекарственные растения) / Н.А. Лепина, С.Е. Клюйков.,. СПб; ЦГПВ ГБОУ «Балтийский берег», 2013/
- 8. Методические рекомендации по подготовке с оказанию первой помощи пострадавшим и действиям в экстремальных ситуациях (теоретическая часть) /Н.Ф. Чернухина, Н.А. Лепина, С.Е. Клюйков., В.С. Федоров. СПб; ЦГПВ ГОУ «Балтийский берег», 2013/
- 9. Методические рекомендации для подготовки команд к городским соревнованиям «Школа безопасности» (этапы: Туристское двоеборье, Поисково-спасательные работы), Открытому финалу Игры «Зарница» и соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России / А. Б. Плакхин. – СПб.: ЦГПВ ГОУ «Балтийский берег», 2005;