Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Развитие эмоционально-волевой и действенной сферы ребёнка средствами игры лото

 

Наталья Сергеевна Прищепёнок, методист

МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и молодёжи города Кирова»

 

В познавательной деятельности человека ведущую роль играют психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

История игры

В связи с тем, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является для ребёнка ведущей, естественно, что лучший способ занятия с познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферами дошкольника — конечно же, развивающая игра. Например, лото. Это настолько популярная игра, что, кажется, лото было всегда. Но, изобретённое в Генуе в XVI веке, в Россию это увлечение знати пришло лишь в XVIII. Его детская версия появилась совсем недавно — в веке двадцатом, сразу же завоевав огромную популярность среди детей, их родителей и наиболее мудрых и опытных педагогов, которые сразу же оценили эффективность применения такого практически всеобъемлющего развивающего средства.

Лото все образовательные области подвластны!

Виды лото в наше время настолько разнообразны, что содержание этих карт и карточек охватывают практически все основные образовательные области, зафиксированные в федеральных образовательных стандартах. Вот, к примеру, ОО «Познание». С помощью лото для малышей (играть в него можно уже с трёхлетнего возраста) «Времена года», «Овощи-фрукты», «Птицы, животные» дети расширяют и обогащают знания о предметах и явлениях, учатся узнавать их на картинках и в реальной жизни.
Образовательные области «Социализация» и «Коммуникация» тоже охвачены этой увлекательной игрой: лото — игра командная, в неё могут играть от двух до шести человек. Соответственно, в процессе игрового действа формируется умение общаться в команде, принимать на себя различные социальные роли.
Участие в игре развивает у ребёнка речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся новые слова — понятия, изображённые на карточках лото. В процессе игры взрослый поощряет детей высказывать свою точку зрения.

Ещё одно очень важное умение формирует эта игра — умение выигрывать и проигрывать. Именно этих качеств очень часто не хватает не только детям, но и взрослым, которых вовремя не научили адекватно относиться к своим победам и поражениям. Игра — самый лучший способ научить этому вовремя.

Абстрактное мышление? Конечно же, с помощью лото!

Очень хороша эта игра для формирования абстрактного мышления. Например, в лото «Времена года», активизируя свой жизненный опыт, ребёнок сравнивает особенности сезонов, анализирует их сходство и различие, обобщает и сопоставляет анализируемые понятия.

Лото учит группировать предметы и явления. По итогам выполнения игрового задания дети смогут на первоначальном уровне выражать оценочные суждения и делать выводы на основе произведённых действий, а также выделять причину и следствие увиденного явления, что развивает логическое мышление.

С помощью лото взрослые — родители или педагоги могут начать формировать у детей когнитивные умения и навыки: наблюдать, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с ранее известным, использовать приёмы мышления (индукцию и дедукцию).

Воспитаем будущих естествоиспытателей и художников

Лото «Времена года», «Овощи-фрукты», «Птицы, животные» - это и область естественно-научных знаний. Параллельно с изучением различных овощей и фруктов, с помощью лото ребёнок может получить множество знаний по различным областям: изучить регион произрастания того или иного фрукта и овоща; форму: круглый плод или овальный; размер: длинные или короткие плоды. Изображения овощей и фруктов, птиц и животных на игровом поле выполнены контурами, которые можно заштриховать в соответствии с образцами — картинками плодов на маленьких игровых карточках. Штриховка формирует у ребёнка аккуратность, внимание. В ходе раскрашивания развивается мелкая моторика рук, что благотворно влияет на развитие мозговой деятельности, на формирование будущего почерка малыша. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не вполне сформированы локальные движения запястьями рук. Поэтому игра, где надо самостоятельно раскрасить карты лото— одна из наиболее подходящих для развития сферы действия игр.

Чем ещё хороша эта игра? Если у вас есть свободное время, и вы обладаете аккуратностью и немалым запасом терпения, лото (на любую тему) можно сделать самостоятельно. Если же нет — в Интернет-магазинах есть много замечательных готовых типографских вариантов этой любимой всеми и заслуженно популярной игры. Лично мне больше всего нравятся игры производства производства ОАО «Радуга», они дополняют друг друга. Когда ребёнок подрастёт, можно дать ему игры, которые уже непосредственно помогают готовиться к школе, углубляя и расширяя уже имеющиеся основы знаний и умений.

Играйте с детьми в лото! Ведь в этой игре никогда не будет проигравших — в любом случае призом для маленьких игроков будут новые знания, умения и навыки.

 

 


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»