Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Дворец детского (юношеского) творчества»

Всеволожского района Ленинградской области

 

П Р О Г Р А М М А

Хоровое пение

 

 

педагог дополнительного образования,

хормейстер детского образцового коллектива «Гармония»

Барыленко Лариса Викторовна

 

Хоровое пение.

 

Хоровое пение - одно из главных средств воспитания детей. Являясь активной формой музыкального образования, хоровое пение само является предметом искусства.  Данная программа нацелена на приобщение детей к традиционной певческой хоровой культуре - одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и музыкальной образованности.

Актуальность эстетического развития детей посредством хорового пения имеет ряд очевидных преимуществ, среди других видов деятельности, что объясняется рядом причин:

  • общедоступность хорового пения (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания);
  • адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства;
  • значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

1. Занятия пением затрагивают важные для жизни человека сферы:

  • здоровье (в процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния человека, восстановление и увеличение его работоспособности, развитие и улучшение состояния дыхательной системы, кровообращения, способствующие росту и укреплению мышц гортани);
  • интеллектуальное развитие (благодаря воздействию  на  процесс формирования мышления стимулированием мыслительной деятельности и развитием – креплением памяти);
  • самоатуализация (как одного из способов   самовыражения, приобретения жизненного смысла, упорядоченности и духовной свободы).

2. Хоровое пение – коллективное творчество, доступное всем детям, не требует наличия выдающихся  вокальных данных       и больших материальных затрат.

3.   В вокально – хоровых произведениях воедино соединены музыка и слово, что способствует глубокому пониманию музыкальных произведений, глубже воздействует на психику  ребенка.

4.   Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, что способствует овладению  «музыкальной речью», что в  свою очередь, помогает более точно выявить музыкальные способности.

5. Воспитание слуха и голоса положительно сказывается на формировании речи,  которая является материальной основой мышления.  Дети, поющие  в хоре и занимающиеся музыкой, лучше успевают в школе и отличаются творческой инициативностью  и общительностью.

Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности.

Главная цель – создание условий  для полнейшей творческой  самореализации  через приобщение к вокальной культуре, через развитие и совершенствование наиболее доступного вида музыкального исполнительства – пения.

Задачи:

  • формировать у детей навыки правильного пения в пределах их диапазона
  • привить эстетические критерии  певческого голоса
  • развитие голосовых данных
  • формирование вокально-хоровых навыков
  • воспитать художественную осмысленность исполняемых произведений
  • воспитание организованности, внимания, трудолюбия, умения работать в коллективе
  • расширение и обогащение музыкального кругозора
  • выявление творческой индивидуальности учащегося

Принципы вокально-хоровой работы:

  • воспитания и всестороннего развития
  • сознательности и творческой активности учащихся
  • перспективности
  • систематичности
  • учета индивидуальных возможностей учащихся
  • посильной трудности
  • положительного фона обучения
  • единства художественного развития учащегося и технического совершенствования их голоса
  • предшествование слухового восприятия  музыкального явления  его теоретическому осознанию
  • целенаправленного управления регистровым звучанием голоса

Основные методы работы:

  • концентрический
  • фонетический
  • объяснительно-иллюстративный
  • мысленного пения
  • сравнительного анализа
  • повторения и закрепления
  • интеграции
  • оптимизации

 

 

Каждый метод представляет собой систему приемов:

  • развития слуха
  • развития голоса
  • психолого-педагогического воздействия

Программа включает 3 уровня обучения:

1.  Музыкально-певческое развитие  дошкольников (дети 6-7 лет)

2.  Младший хор     (учащиеся 1-3 годов обучения)

3.  Старший хор      (учащиеся 4-7 годов обучения )

Ведущим принципом организации обучения является принцип преемственности. Это обеспечивает     логику построения   образовательной деятельности.

 

Форма проведения  занятий – групповая.

В целях расширения  индивидуального контроля и интенсивности музыкально-певческого развития вводятся занятия по подгруппам, в которые дети распределяются по признакам: одинаковый возраст (год обучения),

тембр голоса (по партиям),  индивидуальные особенности.

 

Количественный состав групп – от 10 до 15 человек.

Занятия проводятся:

дошкольники – 2 раза в неделю по 1 часу

младший хор -  2  раза в неделю по 1 часу

старший хор  -  2 раза в неделю  по 2 часа

 

Процесс обучения хоровому пению способствует:

  • формированию мышления, развитию воображения, эмоциональной отзывчивости;
  • развивает и улучшает состояние дыхательной системы, кровообращения;
  • способствует росту и укреплению мышц гортани;
  • развивает слух, голосовой аппарат, чувство ритма, обогащает речь;
  • воспитывает дисциплинированность, чувство ответственности;
  • коммуникативную культуру.

 

В результате обучения хоровому пению  учащиеся приобретут:

  • систему основных специфических знаний , умений и навыков;
  • опыт творческой деятельности;
  • опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, что является условием формирования у детей  системы ценностей.

 

Программа будет успешно реализована:

  • если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован  разнообразный методический материал;
  • будет создана библиотека специализированной музыкальной и вокально-хоровой литературы
  • будут разработаны  в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р  Ж А Н И Е.

 

I. Музыкально - певческое развитие дошкольников

 

Этот раздел программы ориентирован на детей 6-7 лет и рассчитан на 2 года обучения.

Цель: -создание условий для активизации природных творческих задатков

каждого ребенка, используя комплексный музыкальный подход

Задачи: -реализация природой обусловленных задатков в музыкально-

творческой   и познавательной деятельности;

-обеспечение беспрепятственной творческо-познавательной

деятельности;

-интеграция направлений и видов творческо-познавательной

деятельности, обеспечивающая многоуровневое развитие

воспитания и образования.

Обучение ведется преимущественно в игровой форме. Игра – школа сотрудничества. Используются игры следующих назначений:

-обучающие  (развитие навыков)

-развлекательные (отдых)

-коммуникативные (расслабляющие)

-психо-технические (перестройка психики для успешного усвоения

информации).

Основные игры – обучающие – направлены на развитие:

-звуковысотного интонирования

-дыхания

-ритмического чувства

-наблюдательности, внимания

-мышления

-фантазии, воображения

-речи

-координации движений

-творческих способностей

-артистизма

Занятия при планировании делятся на  Блоки, которые строятся в соответствии с уровнем готовности учащихся к постановке и реализации   музыкально-творческих задач. Перечень блоков:

1. Вокально-хоровая работа

2. Восприятие музыки

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игровые и творческие задания.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

Первые 2 блока – дидактические, поскольку каждый из них строго регламентирован  и требует точности выполнения их формы. Последующие -  носят творческий характер, т.к. являются импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

 

 

Содержание и виды работ

Общее

кол-во

часов

 

I. Вокально-хоровая работа.

1.1 Учебно-тренировочный материал:

  • артикуляционная гимнастика
  • звуковые игры
  • интонационно-фонетические упражнения

2.1 Работа по алгоритму постановки голоса и

воспитанию  вокально-хоровых навыков:

  • певческая установка и дыхание
  • распевание
  • дирижерские жесты
  • унисон
  • вокальная позиция
  • звукообразование и звуковедение
  • артикуляция и дикция

 

 

 

10

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

II.   Восприятие музыки.

2.1.Слушание музыки

2.2  Поиск выразительных движений под музыку

2.3  Декламация с жестикуляцией

 

 

10

 

III. Музыкально-ритмические движения.

 

 

10

 

IV. Игровые и творческие задания

 

 

8

 

V.  Игра на детских музыкальных инструментах

 

 

8

 

VI. Концертно – исполнительская деятельность

 

 

6

 

Итого

 

 

72

 

 

 

 

Содержание основных блоков программы для дошкольников.

 

I. Вокально-хоровая работа.

 

1.1 Учебно-тренировочный материал.

Строится на основе «Фонопедического метода развития голоса» Емельянова В.В. – Развивающие голосовые игры.

Цель:  познание – осознание внеречевых энергетических и режимных регистров и возможностей голосового аппарата, связей мимической мускулатуры.

Три цикла: «Артикуляционная гимнастика», «Голосовые сигналы доречевой коммуникации», (звуковые игры), «Интонационно – фонетические упражнения» - это единый процесс, который начинается без звука голоса, затем вступает в работу сам голос, а далее все переводится на высший уровень максимальных энергетических затрат. Все циклы могут проходить под любое сопровождение (музыка, стишки и т.д.)

 

1.2 Работа по алгоритму постановки голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков.

Певческая установка.

Необходимое условие – соблюдение правил певческой установки:

  • голову держать прямо, свободно, не опускать вниз и не запрокидывать назад;
  • стоять -  твердо на обоих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, сидеть – слегка касаясь стула, с опорой на ногах;
  • корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
  • сохранять ощущение внутренней подтянутости.

 

Дыхание.

Певческое дыхание – основа вокально-хоровой техники. Навык певческого дыхания формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей, и требует систематической тренировки.

  • активный, бесшумный, глубокий вдох через нос с ощущением легкого полузевка  по руке дирижера. Используется нижнерёберно-диафрагматическое (смешанное)  дыхание.
  • после вдоха – задержка. Скорость вдоха и задержки дыхания зависит от темпа исполняемого произведения.
  • продолжительный фонационный выдох, при котором   необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра  в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

 

Основные правила при выработке  навыка цепного дыхания:

  • не делать вдох одновременно с поющим рядом;
  • не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;
  • дыхание брать незаметно и быстро
  • вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно
  • чутко прислушиваться к  пению соседей и общему звучанию хора.

Навык певческого дыхания осваивается и развивается  вначале в упражнениях, затем переносится в произведения, где и закрепляется.

 

Распевание.

Распевание выполняет двойную функцию:

  • разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе;
  • развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в  работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного  и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок используются знакомые считалки, припевки, дразнилки, скороговорки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам в восходящем и нисходящем движении.

Упражнения для распевания делятся на 2 группы:

  • стабильные (систематические)
  • обновляющие (эпизодические)

 

Дирижерские жесты.

Дирижерские указания педагога обеспечивают:

  • точное и одновременное начало (вступление)
  • снятие звука
  • единовременное дыхание (в определенном темпе и дыхании)
  • единообразное звуковедение (legato, non legato)
  • выравнивание строя
  • изменение в темпе, динамике

 

Унисон.

Задача – приведение певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно  вслушиваясь  в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

 

Звукообразование и звуковедение

В основе звукообразования лежат:

  • преимущественно мягкая атака звука.
  • основной штрих – «non legato», легкое «staccato». Со второго полугодия осваивается штрих «legato».
  • активная, но не форсированная  подача звука
  • выработка высокого, головного звучания наряду с использованием  смешанного и грудного регистра.

 

Дикция и артикуляция.

Вокальная дикция – четкое и ясное произношение слов во время пения. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Работа артикуляционного аппарата совершенствуется в различных упражнениях и скороговорках.

 

II.   Восприятие музыки.

2.1  Слушание музыкальных произведений.

Знакомство с художественными, доступными восприятию детей образцами современной, классической, народной музыки, воспитание к любви   к ней.

Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства,  выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.

Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения.

2.2  Поиск выразительных движений под музыку.

Слушание музыкальных сказок, рассказы о композиторах, о природе, животном мире. Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы.   Пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога.

 

III.  Музыкально – ритмические движения.

Движения, согласованные с характером музыки, ритмичные и выразительные движения, ритмические игры, хороводы, несложные танцевальные движения , пляски.

Для развития способностей передавать в пластике музыкальные образы используются следующие виды движения:

  • ходьба
  • ходьба на четвереньках («гуськом»)
  • бег
  • прыжковые движения
  • общеобразовательные упражнения на различные группы мышц
  • имитационные движения
  • плясовые движения
  • умение ориентироваться в пространстве

 

IV. Творческие задания.

  • инсценирование песен, популярных сказок («Колобок», «Теремок», и др.)  с привлечением звучания знакомых музыкальных произведений
  • простейшие импровизации: вокальные (диалоги персонажей сказок, «вопрос – ответ»),  инструментальные (ритмическое сопровождение, звуковые картины)
  • звукоподражание
  • образные игры
  • вариантное исполнение окончаний фраз песен, попевок
  • сочинение мелодий к скоропевкам, стишкам
  • ролевая гимнастика у зеркала

 

V. Игра на детских музыкальных инструментах.

  • накопление слушательского опыта
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами,  правилами их хранения
  • освоение приемов игры на разных музыкальных инструментах
  • формирование навыков игры в ансамбле, оркестре
  • подбор ритмического аккомпанемента

 

 

Этапы реализации программы

музыкально – певческого развития у дошкольников

 

1 год обучения

Цели:

  • личностная адаптация  в познавательном процессе
  • целостная настройка учащегося на самореализацию

Задачи:

  • достижение психофизиологического комфорта
  • развитие эмоционально-чувственной сферы
  • накопление сенсомоторных ощущений
  • активизация слухового восприятия
  • активизация воображения

 

Прогнозируемый результат:

1 год обучения:

  • освобождение от психологической и физической скованности  в обстановке группового общения
  • запуск механизмов рефлексии: чуткости, одухотворения
  • обретение коммуникативных навыков игрового  и учебного взаимодействия
  • петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, выразительно
  • уметь во время пения сохранять правильную певческую установку
  • отличать звуки по высоте и длительности
  • брать дыхание между короткими музыкальными фразами
  • пение простых попевок и песенок с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 нотах
  • внятное произнесение слов
  • различать на слух правильное и неправильное пение
  • вместе начинать и заканчивать пение
  • вспомнить и спеть выученную песню
  • петь с группой и самостоятельно
  • умение слушать музыкальное произведение до конца,  воспринимать то, о чем рассказывает музыка
  • сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности
  • слух – двигательная реакция

 

2  год обучения.

 

Цели:

  • освоение приемов и  способов творческой самореализации

Задачи:

  • расширение сферы музыкальных представлений
  • освоение вокально – хоровых навыков
  • совершенствование механизма «слух – голос»
  • освоение материала: «Ритм», «Звуковысотность», «Динамика»

 

Прогнозируемый результат:

 

  • расширение сферы самореализации
  • выразительное пение без напряжения, плавно, напевно, легким, подвижным звуком
  • брать дыхание между музыкальными фразами, перед началом пения, не поднимать плечи, стараться держать дыхание до конца фразы
  • отчетливо произносить слова, правильно передавать гласные звуки
  • отчетливо произносить согласные в конце слова
  • правильно передавать мелодию
  • одновременно начинать и заканчивать пение, петь громко и тихо, в разных темпах, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабевая звучание
  • точно выполнять ритмический рисунок
  • петь согласованно в пределах ре – си 1 октавы, прислушиваясь к голосам других
  • уметь слушать вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно различать средства выразительности и характер музыки, узнавать произведение по слуху
  • знакомство с первоначальными теоретическими знаниями
  • формирование сценической культуры

 

 

Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:

  • открытые (интегрированные и контрольные) занятия
  • анкетированный опрос (учащихся, родителей) с целью выявления их ценностных ориентаций и потребных устремлений
  • составление прогностических карт учащихся.

 

II.     Младший   хор

 

 

Содержание и виды работ

Общее кол-во

часов

  1. I. Вокально – хоровая работа.

1.1    Пение учебно – тренировочного материала

1.2    Пение произведений :

  • Народная песня
  • Классика
  • Современных авторов

 

 

36

 

20

28

24

  1. II. Мероприятия воспитательно – познавательного характера (творческие встречи, экскурсии, театры, концерты и пр.)

 

12

  1. III. Музыкально – театральные постановки и праздники

 

12

 

  1. IV. Концертно - исполнительская деятельность

 

12

 

Итого

 

144

 

 

 

1 . Вокальная работа

 

Певческая установка.

Правильное положение певца во время пения (положение корпуса, головы во время пения, прямое, без напряжения; расправленные плечи, бодрая осанка, руки свободно опущены вниз при положении стоя, или свободно лежат на коленях при положении сидя), которое активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.

 

Распевание.

Фонопедический метод развития голоса Емельянова В.В.

  • Артикуляционная гимнастика
  • Звуковые игры
  • Интонационно – фонетические упражнения
  • Тренировочные программы для грудного и фальцетного регистров

 

Формирование певческого дыхания.

  • Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой («Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обнимаем плечи», «Кошка», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник», «Большой маятник», «Перекаты», «Шаги»…)
  • Игры и вокальные упражнения на развитие дыхания
  • Освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации и одновременного окончания пения)
  • Бесшумный, глубокий вдох, длительный вдох
  • Умение экономно расходовать дыхание
  • Пропевание короткой фразы на одном дыхании
  • Формирование навыков цепного дыхания
  • Пение по руке руководителя: «внимание!», «вдох», «начало», «снятие»

 

Формирование вокально – фонационных навыков.

  • Развитие голоса ребенка с примарных звуков и постепенное расширение диапазона вверх и вниз
  • Основа певческого звучания – мягкая атака
  • Основной вид голосоведения – кантилена – умение петь легато, хорошо связывать звуки
  • Формирование грудного резонатора и развитие головного регистра
  • Формирование различных видов звуковедения  (протяжное, связное пение, отрывистое, подчеркивание  отдельных звуков)
  • Работа по устранению дефектов в звукообразовании (зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса)

 

Формирование навыков певческой артикуляции

  • Работа над артикуляционным аппаратом (гимнастика, упражнения)
  • Дикционные упражнения, скороговорки
  • Ритмодыхательный комплекс – тренаж мышц, участвующих в процессе фонации
  • Работа над орфоэпией
  • Работа над текстом каждого произведения

 

Формирование ритмического чувства

  • Освоение ритмических особенностей основных музыкальных жанров
  • Движение под маршевую музыку (шаг), под танцевальную (бе-гать), чередование шага и бега ( та-ти таа)
  • Метризация 2-х и 3-х сложных слов, ритмослоги, чтение ритмического рисунка с хлопками и выстукиванием метрических долей, тактирование под музыку.
  • Более сложный ритмический рисунок. Синкопа. Затакт
  • Упражнения с переменными размерами. Ритмические группы с шестнадцатыми
  • Развитие чувства темпа – характера и скорости основной пульсации произведения
  • Ритмические игры на основе знакомых песен, стихов, скороговорок с применением различных по сложности ритмических рисунков
  • Сочинение ритмических аккомпаниментов
  • Применение карточек (при освоении закономерностей ритма при раскладывании ритмической фразы)

 

Формирование звуковысотного интонипрования.

Основной художественный материал – народное творчество.

  • Понимание значения тоники
  • Умение интонировать попевки в пределах мажорного трихорда с поступенным движением мелодии на одном звуке
  • Попевки и упражнения с движением мелодии по смежным ступеням 1-2, 2-3 и со скачком 1-3
  • Тетрахордовые мажорные попевки с поступенным движением мелодии и со скачками 1-4, разрешая неустойчивые ступени 2 и 4 в устойчивые 3 и 1
  • Интонирование мажорных попевок (трихордовых), тетрахордовых с поступенным движением мелодии и со скачками
  • Интонирование пентахордовых попевок с поступенным движением, с движением по звукам Т3 и со скачками (на кварту, квинту, сексту и септиму)
  • Пение по ручным знакам

 

Средства художественной выразительности

  • Работа над нюансами, штрихами, динамикой
  • Упражнение на развитие чистого интонирования штрихов (плавно, связно, отдельно, толчками, акцентируя, легко, грузно, светло и пр.)

 

 

2 .  Хоровая работа.

 

Работа над ансамблем

  • Формирование навыков чистого интонирования
  • Формирование навыков одновременно начинать и заканчивать как произведение в целом, так и отдельные его части
  • Развитие постоянного ощущения основной метрической доли, четкой и точной передачи ритмического рисунка, удерживание постоянного темпа
  • Воспитание навыков контроля за собственным пением и пением товарищей

 

 

Работа над строем

  • Работа над ровным звучанием хора по отношению к интонации
  • Формирование выразительного, чистого интонирования отдельных ступеней лада, интервалов, взятых в мелодическом и гармоническом соотношении
  • Четкая дикция, ритмическая устойчивость, одновременное дыхание

 

Формирование навыков пения по дирижерскому жесту

  • «внимание!», «дыхание», «начало пения», «окончание»

 

3.  Работа над произведениями

 

Развитие навыков унисонного пения

  • Формирование навыков унисонного пения. Умение «слушать тишину»,себя, соседа, красоту унисона.
  • Пение а`капелла посредством попевок, упражнений  на основе разучиваемого материала.

Использование упражнений и специально подобранного репертуара, построенного на контрастном сопоставлении тембров, ритма, динамики  (исключая предельные РР) и на различных способах звуковедения.

Формирование умения слышать несколько мелодических линий, тембров, количество звуков в аккорде, созвучии, консонанс и диссонанс. Развитие этих умений с помощью игровых ситуаций.

Ритмическое двухголосие, трехголосие. Умение слышать    нижний звук из 2х звучащих – применение специальных упражнений.

Определение на слух основных гармонических функций: Т,S,D.

Пение произведений и упражнений  с выдержанным    звуком в одном голосе и движении в другом, с самостоятельным   , противоположным движением голосов.

Пение канонов  на основе усвоенного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   Старший  хор.

 

 

Содержание и виды работ

 

Общее кол-во

часов

I.  Вокально – хоровая работа.

1.1    Пение учебно – тренировочного материала

1.2    Пение произведений :

  • Народная песня
  • Классика
  • Современных авторов

 

 

27

 

23

31

27

II. Мероприятия воспитательно –

познавательного характера (творческие

встречи, экскурсии, театры, концерты и пр.)

 

 

 

8

III. Музыкально – театральные постановки и

праздники

 

 

8

IV. Концертно - исполнительская деятельность

 

20

 

Итого:

 

144

 

 

1 . Вокальная работа

 

Певческая установка.

Как необходимое условие для развития голосового аппарата, правильного певческого дыхания и голосообразования, и как необходимое условие   для плодотворной певческой деятельности.

 

Распевание.

  • ФМРГ Емельянова В.В.   2 и 3 уровни упражнений. (Осознаниесвязи действия разных режимов работы  голосового аппарата с разными участками диапазона; осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными энергетическими затратами)
  • «Вокализы» Н.Ваккаи,
  • вокально – хоровые упражнения

 

Развитие певческого дыхания.

  • Самоконтроль
  • Слуховые и мышечные ощущения, как критерий оценки правильности певческого дыхания
  • Формирование «опертого» звука, т.е.  умения петь на экономном расходовании дыхания при достаточно активном смыкании голосовых связок.
  • Упражнения и активизация навыков

 

Развитие вокально-фонационных навыков.

  • Развитие грудного и головного регистров
  • Сглаживание регистров
  • Работа над ровностью звучания на всем диапазоне
  • Овладение различными видами звукообразования (мягкая и твердая атака), и звуковедения (legato, non legato, marcato, tenuto, и др.)
  • Развитие певческого вибрато

 

Развитие навыков певческой артикуляции

  • Музыкальная фразировка и смысловые ударения, сопутствующие идее       исполняемого произведения
  • Правила произнесения текста

 

Развитие ритмического чувства

  • Ритмические упражнения в размере 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;  с переменными размерами , с пунктирными и синкопированными ритмами
  • Затакт. Триоли.
  • Ритмический анализ разучиваемых произведений, определение на слух размеров и ритмических рисунков
  • Упражнения на ритмический аккомпанемент,с усложнением ритмических и динамических задач
  • Ритмические каконы

 

 

2.__Хоровая работа.

Работа над ансамблем.

Совершенствование пения ансамблем:

  • метро-ритмическим (внутридолевая пульсация)
  • интонационным (мелодическим и гармоническим)
  • дикционно – орфоэпическим
  • динамическим
  • агогическим

Дальнейшее развитие и совершенствование частных ансамблем.

Овладение полифоническим ансамблем хора и солиста.

 

Работа над строем

  • мелодическим (горизонтальным)
  • гармоническим (вертикальным)

Развитие навыков  пения по дирижерскому жесту.

Дальнейшее овладение устойчивыми навыками пения музыкальных произведений по дирижерскому жесту с более сложным ритмическим рисунком, с различными динамическими нюансами и агогическими изменениями.

 

Средства художественной выразительности.

  • Легато, нон легато, стаккато, тенуто, маркато и т.д.
  • Усложнение задач прошедших годов обучения
  • Формирование тембрального  разнообразия,  развитие навыков цепного дыхания.
  • Развитие фразировки

 

3. Работа над произведением.

  • Развитие навыков пения а`капелла
  • Развитое двухголосие, трехголосие
  • Усложнение задач  обучения хоровому пению
  • Формирование  и развитие воображения, артистизма, эмоциональной насыщенности исполнения.

 

 

 

 

 

Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов на всех этапах обучения:

  • открытые (интегрированные и контрольные) занятия
  • отчетные концерты
  • конкурсы, фестивали, смотры различного уровня
  • анкетированный опрос (учащихся, родителей) с целью выявления их ценностных ориентаций и потребных устремлений
  • ведение индивидуальных диагностических  карт учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ   РЕПЕРТУАР

 

Младший    хор:

ü  р.н.п. «Повей,повей ветерок» обр. В.Попова

ü  р.н.п. «Не  летай, соловей» обр. В.Попова

ü  р.н.п.  «На зеленом лугу»  обр. Д. Абеляна

ü  р.н.п   «Ходила младешенька по борочку»  обр. Н. Римского- Корсакова

ü  р.н.п.   «Как по морю, морю синему»  обр.А.Свешникова

ü  р.н.п.   «Блоха» обр. В Соколова

ü  р.н.п.   «Ай, дедушка, дедушка» обр. В Соколова

ü  р.н.п.   « Дрема»   обр.  В. Попова

ü  р.н.п.   «В огороде бел козел»   обр.

ü  р.н.п.   « Комарочек»   обр.

ü  белорусская н. п. «Сел комарик на дубочек»  обр. В. Полонского

ü  польская н.п. «Охотничья шуточная»    обр. М. Феркельмана

ü  эстонская н.п. «У каждого свой муз. инструмент»  обр.И. Кирвите

ü  итальянская н.п. « Путь»

ü  совр. р. н. песня «Ой по-над Волгой» обр.В.Локтева

ü  П. Чайковский. сл. К. Аксакова « Детская песенка»

ü  П. Чайковский  сл. В. Иващенко  «Неаполитанская песенка»

ü  П. Чайковский  сл. А.Плещеева  «Весна»

ü  П. Чайковский  сл. А.Плещеева  «Зима

ü  А.Гречанинов , сл. народные «Радуга»

ü  А.Гречанинов  «Звезда»

ü  Ц.Кюи «Вербочки»

ü  В.Моцарт «Детские  игры», рус. текст А.Ефременкова

ü  В.Моцарт «Dona nobis pacem»

ü  А. Сальери «Песню звонкую поем», рус текст Э.Яблонова

ü  А.Гсель «Детская месса»

ü  муз. и сл. С. Смирнова «Колыбельная

ü  В. Кожухин, ст. С.Маршак «Два кота»

ü  обр. О.Комарницкого «Рождественская песня»

ü  Д. Лювов –Компаниец, сл. Л.Дымова «Пингвин»

ü  Г.Струве, сл нар «Журавель»

ü  М.Матвеев, сл.  Е.Руженцова «Как лечили бегемота»

ü  муз. и сл. Л.Марченко «Я учу английский»

ü  Н.Плотникова , сл. Л.Некрасовой «Осень»

ü  Е.Зарицкая, сл.Л.Куклина «Где  зимуют зяблики»

ü  Е.Зарицкая, сл.В.Орлова «Музыкант»

ü  Е.Зарицкая, сл. И. Шульгина «Рождественская песенка»

ü  Е.Подгайц, ст.Т.Собакина «Прилетели бегемоты»

ü  Е.Подгайц, сл.Н.Шумилиной «Под Новый год»

ü  А.Бызов, ст. Э.Фарджен «Цветочное нашествие»

ü  Р.Роджерс «Эдельвейс»

ü  Н.Песков , сл.  Т.Власихиной «Кадриль»

ü  В.Волков, сл.Н.Богомолова «Образцовый мальчик»

ü  Р.Паулс . 5 сказочек: «Дворец из воска», «Плачущее небо»,

ü  «Мальчик и сверчок», «Звездочка», «Приглашение в сказку»

ü  «Гуси-лебеди»  Детская опера по мотивам рус нар. сказки. муз.Г.Е.Селезнева

ü  «Наши добрые соседи» -водевиль по сказке       С.Маршака

муз. и либретто Л. Олиферовой

 

 

Старший хор:

ü   р.н.п. «Дубравушка, обр. А.Свешникова

ü   р.н.п. «Заплетися плетень», обр. Н. Римского- Корсакова

ü   р.н.п. «Среди долины ровныя», обр.  М.Анцева

ü   р.н.п. «Посеяли девки лен», обр.М.Жарова

ü   р.н.п. «Травушка-муравушка», обр. В.Соколова

ü   р.н.п. «Уж ты, сад» обр. Л. Жуковой

ü   р.н.п. «Как пойду я на быструю речку» обр.Л.Жуковой

ü   бел. н.п. «Рэчанька» обр.Л.Жуковой

ü   чеш.н.п. «Муж молодой на базар ходил» обр. О.Хол

ü   р.н.п. «В сыром бору тропина» обр О.Кузнецова

ü   А.Бернер «Трисвятое»

ü   С.Воронин «Богородице  Дево, радуйся»

ü   Г.Ломакин «Тебе поем»

ü   Г.Гендель «Dignare»

ü   А.Лотти «Miserere»

ü   Д.Каччини  «Ave Maria»

ü   И.Франк «Panis angelicus»

ü   Ф.Мендельсон «Duetto» ор.37

ü   К.М.Бельман «Колокольчики»

ü   Ц.Кюи, сл. И Белоусова «Весеннее утро»

ü   М.Анцев , сл Ф.Тютчева «Ива»

ü   П.Чайкрвский     «Вторая песня Леля» из муз. к вес. сказке Островского «Снегурочка»

ü   В.Калинников «Сосны»

ü   В.Калинников»  Зима»

ü   Н.Римский –Корсаков «Не ветер, вея с высоты», перелож. Новоблаговещенского

ü   Д.Россини «Хор тирольцев» из оп. «В.Тель» , перелож. Пономарькова

ü   Г.Гучче «Доктор Фостер» пер.В.Соколова

ü   Ж.Массне «Серенада» из оп. Дон Кихот»

ü   И.Кошмина, сл.С.Есенина «Пасхальный благовест!

ü   М.Малевич,сл.И Морсаковой  «Пожелание на Рождество»

ü   В.Плешак, сл. И Шульгиной «Рождественская песня»

ü   М.Славкин .Вокальный цикл «Земля» на ст. Э. Фарджен

ü   В.Гаврилин, сл.А.Шульгиной «Мама»

ü   В.Гаврилин, сл. А. Шульгиной «Город спит»

ü   В.Плешак, сл. О.Погорельского «Неповторимый Петербург»

ü   О.Фадеев, сл. И.Фадеева «Гимн городу»

ü   Я.Дубравин, сл.В.Суслова «Ты откуда, музыка»

ü   В.Мигуля, сл.     М.Агашина «Песнь о солдате»

ü   Г.Струве, сл А.Пушкина «Буря»

ü   Г.Струве, сл, В. Орлова «Мы желаем вам добра»

ü   С Горковенко  «Буратино» Муз. сказка для детского театра

ü   С.Горковенко  «Кот в сапогах» Детская опера  либр.Р.Горковенко,ст.Шустиной

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

 

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________________________

Вид и название детского объединения_________________________________________________

Ф.И.О. педагога___________________________________________________________________

Дата поступления в объединение_____________________________________________________

Дата начала наблюдения____________________________________________________________

 

Сроки диагностики

 

 

Показатели

1 год обучения

2  год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

5 год обучения

Конец

I полу-

годия

Конец

уч.года

Конец

I полу-

годия

Конец

уч.года

Конец I полу

годия

Конец

уч.года

Конец

I полу-

годия

Конец

уч.года

Конец

I полу

годия

 

Конец

уч.года

I. Теоретическая подготовка.

1.1 Теоретические знания:

  • основы музыкальной грамоты
  • основы музыкально-художественной культуры
  • сценическая культура

1.2. Владение специальной терминологией.

 

 

 

 

 

II. Практическая подготовка.

2.1. Практические умения и навыки:

  • слушание музыки
  • вокально-хоровые
  • музыкально-пластические движения
  • импровизация
  • драматизация муз. произведений
  • актерское мастерство

2.2. Владение муз. инструментом.

2.3.Творческие навыки

 

 

 

 

 

III.  Общеучебные  умения и навыки.

3.1.Учебно-интеллектуальные:

  • умение пользоваться нотной партитурой
  • умение анализировать

3.2.Учебно-коммуникативные:

3.3Учебно-организационные

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Индивидуальная карточка

учета динамики личностного развития ребенка

 

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________________________

Вид и название детского объединения_________________________________________________

Ф.И.О. педагога____________________________________________________________________

Дата поступления в объединение_____________________________________________________

Дата начала наблюдения____________________________________________________________

 

Сроки диагностики

 

 

Показатели

1 год обучения

2  год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

5 год обучения

Конец

I полу-

годия

Конец

уч.года

Конец

I полу-

годия

Конец

уч.года

Конец I полу

годия

Конец

уч.года

Конец

I полу-

годия

Конец

уч.года

Конец

I полу

годия

 

Конец

уч.года

I. Организационно-волевые качества:

  • терпение
  • воля
  • самоконтроль

 

 

 

 

 

 

II. Ориентационные качества:

  • самооценка
  • интерес к занятиям  в детском объединении:

-хоровое пение

-ансамблевое пение

-сольное пение

-хореография

-фортепиано

-муз.театр

 

 

 

 

 

 

III. Поведенческие качества:

  • конфликтность
  • тип сотрудничества

 

 

 

 

 

 

IV. Личностные  достижения учащегося:

  • на уровне детского объединения
  • на уровне школы
  • на уровне района, города
  • на республиканском, международном

 

 

 

 

 

                     

 

Список используемой литературы

при составлении программы:

 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.06.1992г.  №3266 – 1

 

2.«Концепция художественного образования в Российской Феде宖垆Ҝии». Министерство    образования Российской Федерации. 10.12.2001г.

№ 30-51-918-16

 

3.«Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года». Министерство образования и наук  Российской Федерации, Коллегия РФ   6.10.2004 г.

 

4.Целевая программа развития Дворца детского (юношеского) творчества Всеволожского района     на 2006 – 2010 гг..

 

5. Перспективный план Реализации  Целевой программы развития ДДЮТ на 2006 – 2010 гг.

 

6. Билибихина Н.А., Королёва Л.А.  «Организа宜嶎ҥ дополнительного образования в щколе»  Издательство «Учитель» , г.Волгоград, 2008 г.

 

7. Буйлова  Л.Н., Кленова  Н.В.  «Как организовать дополнительное образование в школе?» Практическое пособие. Г.Москва, 2005 г.

 

8.  Бузырева Л.М., Таран Ю.Н. «Развитие художественного творчества молодежи». Опыт программно- вариативного подхода. Методические материалы и рекомендации.  Москва –Липецк. 2003 г.

 

9.  Третьякова Л.В., Хромова  И.В., Коган М.С.  «Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования». Аукцион методических идей.

Москва. 2007 г.

 

10. Яковлев  Д.Е. «Дополнительное образование» Словарь – справочние. Москва 2002 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»