Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Всеволожского района Ленинградской области
П Р О Г Р А М М А
Хоровое пение
педагог дополнительного образования,
хормейстер детского образцового коллектива «Гармония»
Барыленко Лариса Викторовна
Хоровое пение.
Хоровое пение - одно из главных средств воспитания детей. Являясь активной формой музыкального образования, хоровое пение само является предметом искусства. Данная программа нацелена на приобщение детей к традиционной певческой хоровой культуре - одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и музыкальной образованности.
Актуальность эстетического развития детей посредством хорового пения имеет ряд очевидных преимуществ, среди других видов деятельности, что объясняется рядом причин:
- общедоступность хорового пения (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания);
- адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства;
- значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.
1. Занятия пением затрагивают важные для жизни человека сферы:
- здоровье (в процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния человека, восстановление и увеличение его работоспособности, развитие и улучшение состояния дыхательной системы, кровообращения, способствующие росту и укреплению мышц гортани);
- интеллектуальное развитие (благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулированием мыслительной деятельности и развитием – креплением памяти);
- самоатуализация (как одного из способов самовыражения, приобретения жизненного смысла, упорядоченности и духовной свободы).
2. Хоровое пение – коллективное творчество, доступное всем детям, не требует наличия выдающихся вокальных данных и больших материальных затрат.
3. В вокально – хоровых произведениях воедино соединены музыка и слово, что способствует глубокому пониманию музыкальных произведений, глубже воздействует на психику ребенка.
4. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, что способствует овладению «музыкальной речью», что в свою очередь, помогает более точно выявить музыкальные способности.
5. Воспитание слуха и голоса положительно сказывается на формировании речи, которая является материальной основой мышления. Дети, поющие в хоре и занимающиеся музыкой, лучше успевают в школе и отличаются творческой инициативностью и общительностью.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности.
Главная цель – создание условий для полнейшей творческой самореализации через приобщение к вокальной культуре, через развитие и совершенствование наиболее доступного вида музыкального исполнительства – пения.
Задачи:
- формировать у детей навыки правильного пения в пределах их диапазона
- привить эстетические критерии певческого голоса
- развитие голосовых данных
- формирование вокально-хоровых навыков
- воспитать художественную осмысленность исполняемых произведений
- воспитание организованности, внимания, трудолюбия, умения работать в коллективе
- расширение и обогащение музыкального кругозора
- выявление творческой индивидуальности учащегося
Принципы вокально-хоровой работы:
- воспитания и всестороннего развития
- сознательности и творческой активности учащихся
- перспективности
- систематичности
- учета индивидуальных возможностей учащихся
- посильной трудности
- положительного фона обучения
- единства художественного развития учащегося и технического совершенствования их голоса
- предшествование слухового восприятия музыкального явления его теоретическому осознанию
- целенаправленного управления регистровым звучанием голоса
Основные методы работы:
- концентрический
- фонетический
- объяснительно-иллюстративный
- мысленного пения
- сравнительного анализа
- повторения и закрепления
- интеграции
- оптимизации
Каждый метод представляет собой систему приемов:
- развития слуха
- развития голоса
- психолого-педагогического воздействия
Программа включает 3 уровня обучения:
1. Музыкально-певческое развитие дошкольников (дети 6-7 лет)
2. Младший хор (учащиеся 1-3 годов обучения)
3. Старший хор (учащиеся 4-7 годов обучения )
Ведущим принципом организации обучения является принцип преемственности. Это обеспечивает логику построения образовательной деятельности.
Форма проведения занятий – групповая.
В целях расширения индивидуального контроля и интенсивности музыкально-певческого развития вводятся занятия по подгруппам, в которые дети распределяются по признакам: одинаковый возраст (год обучения),
тембр голоса (по партиям), индивидуальные особенности.
Количественный состав групп – от 10 до 15 человек.
Занятия проводятся:
дошкольники – 2 раза в неделю по 1 часу
младший хор - 2 раза в неделю по 1 часу
старший хор - 2 раза в неделю по 2 часа
Процесс обучения хоровому пению способствует:
- формированию мышления, развитию воображения, эмоциональной отзывчивости;
- развивает и улучшает состояние дыхательной системы, кровообращения;
- способствует росту и укреплению мышц гортани;
- развивает слух, голосовой аппарат, чувство ритма, обогащает речь;
- воспитывает дисциплинированность, чувство ответственности;
- коммуникативную культуру.
В результате обучения хоровому пению учащиеся приобретут:
- систему основных специфических знаний , умений и навыков;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, что является условием формирования у детей системы ценностей.
Программа будет успешно реализована:
- если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
- будет использован разнообразный методический материал;
- будет создана библиотека специализированной музыкальной и вокально-хоровой литературы
- будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
С О Д Е Р Ж А Н И Е.
I. Музыкально - певческое развитие дошкольников
Этот раздел программы ориентирован на детей 6-7 лет и рассчитан на 2 года обучения.
Цель: -создание условий для активизации природных творческих задатков
каждого ребенка, используя комплексный музыкальный подход
Задачи: -реализация природой обусловленных задатков в музыкально-
творческой и познавательной деятельности;
-обеспечение беспрепятственной творческо-познавательной
деятельности;
-интеграция направлений и видов творческо-познавательной
деятельности, обеспечивающая многоуровневое развитие
воспитания и образования.
Обучение ведется преимущественно в игровой форме. Игра – школа сотрудничества. Используются игры следующих назначений:
-обучающие (развитие навыков)
-развлекательные (отдых)
-коммуникативные (расслабляющие)
-психо-технические (перестройка психики для успешного усвоения
информации).
Основные игры – обучающие – направлены на развитие:
-звуковысотного интонирования
-дыхания
-ритмического чувства
-наблюдательности, внимания
-мышления
-фантазии, воображения
-речи
-координации движений
-творческих способностей
-артистизма
Занятия при планировании делятся на Блоки, которые строятся в соответствии с уровнем готовности учащихся к постановке и реализации музыкально-творческих задач. Перечень блоков:
1. Вокально-хоровая работа
2. Восприятие музыки
3. Музыкально-ритмические движения.
4. Игровые и творческие задания.
5. Игра на детских музыкальных инструментах.
Первые 2 блока – дидактические, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности выполнения их формы. Последующие - носят творческий характер, т.к. являются импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.
Учебно-тематический план.
Содержание и виды работ |
Общее кол-во часов |
I. Вокально-хоровая работа. 1.1 Учебно-тренировочный материал:
2.1 Работа по алгоритму постановки голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков:
|
10
20
|
II. Восприятие музыки. 2.1.Слушание музыки 2.2 Поиск выразительных движений под музыку 2.3 Декламация с жестикуляцией
|
10 |
III. Музыкально-ритмические движения.
|
10 |
IV. Игровые и творческие задания
|
8 |
V. Игра на детских музыкальных инструментах
|
8 |
VI. Концертно – исполнительская деятельность
|
6 |
Итого
|
72 |
Содержание основных блоков программы для дошкольников.
I. Вокально-хоровая работа.
1.1 Учебно-тренировочный материал.
Строится на основе «Фонопедического метода развития голоса» Емельянова В.В. – Развивающие голосовые игры.
Цель: познание – осознание внеречевых энергетических и режимных регистров и возможностей голосового аппарата, связей мимической мускулатуры.
Три цикла: «Артикуляционная гимнастика», «Голосовые сигналы доречевой коммуникации», (звуковые игры), «Интонационно – фонетические упражнения» - это единый процесс, который начинается без звука голоса, затем вступает в работу сам голос, а далее все переводится на высший уровень максимальных энергетических затрат. Все циклы могут проходить под любое сопровождение (музыка, стишки и т.д.)
1.2 Работа по алгоритму постановки голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков.
Певческая установка.
Необходимое условие – соблюдение правил певческой установки:
- голову держать прямо, свободно, не опускать вниз и не запрокидывать назад;
- стоять - твердо на обоих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, сидеть – слегка касаясь стула, с опорой на ногах;
- корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
- сохранять ощущение внутренней подтянутости.
Дыхание.
Певческое дыхание – основа вокально-хоровой техники. Навык певческого дыхания формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей, и требует систематической тренировки.
- активный, бесшумный, глубокий вдох через нос с ощущением легкого полузевка по руке дирижера. Используется нижнерёберно-диафрагматическое (смешанное) дыхание.
- после вдоха – задержка. Скорость вдоха и задержки дыхания зависит от темпа исполняемого произведения.
- продолжительный фонационный выдох, при котором необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с поющим рядом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно
- чутко прислушиваться к пению соседей и общему звучанию хора.
Навык певческого дыхания осваивается и развивается вначале в упражнениях, затем переносится в произведения, где и закрепляется.
Распевание.
Распевание выполняет двойную функцию:
- разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе;
- развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок используются знакомые считалки, припевки, дразнилки, скороговорки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам в восходящем и нисходящем движении.
Упражнения для распевания делятся на 2 группы:
- стабильные (систематические)
- обновляющие (эпизодические)
Дирижерские жесты.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
- точное и одновременное начало (вступление)
- снятие звука
- единовременное дыхание (в определенном темпе и дыхании)
- единообразное звуковедение (legato, non legato)
- выравнивание строя
- изменение в темпе, динамике
Унисон.
Задача – приведение певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Звукообразование и звуковедение
В основе звукообразования лежат:
- преимущественно мягкая атака звука.
- основной штрих – «non legato», легкое «staccato». Со второго полугодия осваивается штрих «legato».
- активная, но не форсированная подача звука
- выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Дикция и артикуляция.
Вокальная дикция – четкое и ясное произношение слов во время пения. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Работа артикуляционного аппарата совершенствуется в различных упражнениях и скороговорках.
II. Восприятие музыки.
2.1 Слушание музыкальных произведений.
Знакомство с художественными, доступными восприятию детей образцами современной, классической, народной музыки, воспитание к любви к ней.
Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.
Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения.
2.2 Поиск выразительных движений под музыку.
Слушание музыкальных сказок, рассказы о композиторах, о природе, животном мире. Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. Пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога.
III. Музыкально – ритмические движения.
Движения, согласованные с характером музыки, ритмичные и выразительные движения, ритмические игры, хороводы, несложные танцевальные движения , пляски.
Для развития способностей передавать в пластике музыкальные образы используются следующие виды движения:
- ходьба
- ходьба на четвереньках («гуськом»)
- бег
- прыжковые движения
- общеобразовательные упражнения на различные группы мышц
- имитационные движения
- плясовые движения
- умение ориентироваться в пространстве
IV. Творческие задания.
- инсценирование песен, популярных сказок («Колобок», «Теремок», и др.) с привлечением звучания знакомых музыкальных произведений
- простейшие импровизации: вокальные (диалоги персонажей сказок, «вопрос – ответ»), инструментальные (ритмическое сопровождение, звуковые картины)
- звукоподражание
- образные игры
- вариантное исполнение окончаний фраз песен, попевок
- сочинение мелодий к скоропевкам, стишкам
- ролевая гимнастика у зеркала
V. Игра на детских музыкальных инструментах.
- накопление слушательского опыта
- знакомство с детскими музыкальными инструментами, правилами их хранения
- освоение приемов игры на разных музыкальных инструментах
- формирование навыков игры в ансамбле, оркестре
- подбор ритмического аккомпанемента
Этапы реализации программы
музыкально – певческого развития у дошкольников
1 год обучения
Цели:
- личностная адаптация в познавательном процессе
- целостная настройка учащегося на самореализацию
Задачи:
- достижение психофизиологического комфорта
- развитие эмоционально-чувственной сферы
- накопление сенсомоторных ощущений
- активизация слухового восприятия
- активизация воображения
Прогнозируемый результат:
1 год обучения:
- освобождение от психологической и физической скованности в обстановке группового общения
- запуск механизмов рефлексии: чуткости, одухотворения
- обретение коммуникативных навыков игрового и учебного взаимодействия
- петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, выразительно
- уметь во время пения сохранять правильную певческую установку
- отличать звуки по высоте и длительности
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами
- пение простых попевок и песенок с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 нотах
- внятное произнесение слов
- различать на слух правильное и неправильное пение
- вместе начинать и заканчивать пение
- вспомнить и спеть выученную песню
- петь с группой и самостоятельно
- умение слушать музыкальное произведение до конца, воспринимать то, о чем рассказывает музыка
- сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности
- слух – двигательная реакция
2 год обучения.
Цели:
- освоение приемов и способов творческой самореализации
Задачи:
- расширение сферы музыкальных представлений
- освоение вокально – хоровых навыков
- совершенствование механизма «слух – голос»
- освоение материала: «Ритм», «Звуковысотность», «Динамика»
Прогнозируемый результат:
- расширение сферы самореализации
- выразительное пение без напряжения, плавно, напевно, легким, подвижным звуком
- брать дыхание между музыкальными фразами, перед началом пения, не поднимать плечи, стараться держать дыхание до конца фразы
- отчетливо произносить слова, правильно передавать гласные звуки
- отчетливо произносить согласные в конце слова
- правильно передавать мелодию
- одновременно начинать и заканчивать пение, петь громко и тихо, в разных темпах, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабевая звучание
- точно выполнять ритмический рисунок
- петь согласованно в пределах ре – си 1 октавы, прислушиваясь к голосам других
- уметь слушать вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно различать средства выразительности и характер музыки, узнавать произведение по слуху
- знакомство с первоначальными теоретическими знаниями
- формирование сценической культуры
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:
- открытые (интегрированные и контрольные) занятия
- анкетированный опрос (учащихся, родителей) с целью выявления их ценностных ориентаций и потребных устремлений
- составление прогностических карт учащихся.
II. Младший хор
Содержание и виды работ |
Общее кол-во часов |
1.1 Пение учебно – тренировочного материала 1.2 Пение произведений :
|
36
20 28 24 |
|
12 |
|
12
|
|
12 |
Итого |
144 |
1 . Вокальная работа
Певческая установка.
Правильное положение певца во время пения (положение корпуса, головы во время пения, прямое, без напряжения; расправленные плечи, бодрая осанка, руки свободно опущены вниз при положении стоя, или свободно лежат на коленях при положении сидя), которое активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.
Распевание.
Фонопедический метод развития голоса Емельянова В.В.
- Артикуляционная гимнастика
- Звуковые игры
- Интонационно – фонетические упражнения
- Тренировочные программы для грудного и фальцетного регистров
Формирование певческого дыхания.
- Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой («Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обнимаем плечи», «Кошка», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник», «Большой маятник», «Перекаты», «Шаги»…)
- Игры и вокальные упражнения на развитие дыхания
- Освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации и одновременного окончания пения)
- Бесшумный, глубокий вдох, длительный вдох
- Умение экономно расходовать дыхание
- Пропевание короткой фразы на одном дыхании
- Формирование навыков цепного дыхания
- Пение по руке руководителя: «внимание!», «вдох», «начало», «снятие»
Формирование вокально – фонационных навыков.
- Развитие голоса ребенка с примарных звуков и постепенное расширение диапазона вверх и вниз
- Основа певческого звучания – мягкая атака
- Основной вид голосоведения – кантилена – умение петь легато, хорошо связывать звуки
- Формирование грудного резонатора и развитие головного регистра
- Формирование различных видов звуковедения (протяжное, связное пение, отрывистое, подчеркивание отдельных звуков)
- Работа по устранению дефектов в звукообразовании (зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса)
Формирование навыков певческой артикуляции
- Работа над артикуляционным аппаратом (гимнастика, упражнения)
- Дикционные упражнения, скороговорки
- Ритмодыхательный комплекс – тренаж мышц, участвующих в процессе фонации
- Работа над орфоэпией
- Работа над текстом каждого произведения
Формирование ритмического чувства
- Освоение ритмических особенностей основных музыкальных жанров
- Движение под маршевую музыку (шаг), под танцевальную (бе-гать), чередование шага и бега ( та-ти таа)
- Метризация 2-х и 3-х сложных слов, ритмослоги, чтение ритмического рисунка с хлопками и выстукиванием метрических долей, тактирование под музыку.
- Более сложный ритмический рисунок. Синкопа. Затакт
- Упражнения с переменными размерами. Ритмические группы с шестнадцатыми
- Развитие чувства темпа – характера и скорости основной пульсации произведения
- Ритмические игры на основе знакомых песен, стихов, скороговорок с применением различных по сложности ритмических рисунков
- Сочинение ритмических аккомпаниментов
- Применение карточек (при освоении закономерностей ритма при раскладывании ритмической фразы)
Формирование звуковысотного интонипрования.
Основной художественный материал – народное творчество.
- Понимание значения тоники
- Умение интонировать попевки в пределах мажорного трихорда с поступенным движением мелодии на одном звуке
- Попевки и упражнения с движением мелодии по смежным ступеням 1-2, 2-3 и со скачком 1-3
- Тетрахордовые мажорные попевки с поступенным движением мелодии и со скачками 1-4, разрешая неустойчивые ступени 2 и 4 в устойчивые 3 и 1
- Интонирование мажорных попевок (трихордовых), тетрахордовых с поступенным движением мелодии и со скачками
- Интонирование пентахордовых попевок с поступенным движением, с движением по звукам Т3 и со скачками (на кварту, квинту, сексту и септиму)
- Пение по ручным знакам
Средства художественной выразительности
- Работа над нюансами, штрихами, динамикой
- Упражнение на развитие чистого интонирования штрихов (плавно, связно, отдельно, толчками, акцентируя, легко, грузно, светло и пр.)
2 . Хоровая работа.
Работа над ансамблем
- Формирование навыков чистого интонирования
- Формирование навыков одновременно начинать и заканчивать как произведение в целом, так и отдельные его части
- Развитие постоянного ощущения основной метрической доли, четкой и точной передачи ритмического рисунка, удерживание постоянного темпа
- Воспитание навыков контроля за собственным пением и пением товарищей
Работа над строем
- Работа над ровным звучанием хора по отношению к интонации
- Формирование выразительного, чистого интонирования отдельных ступеней лада, интервалов, взятых в мелодическом и гармоническом соотношении
- Четкая дикция, ритмическая устойчивость, одновременное дыхание
Формирование навыков пения по дирижерскому жесту
- «внимание!», «дыхание», «начало пения», «окончание»
3. Работа над произведениями
Развитие навыков унисонного пения
- Формирование навыков унисонного пения. Умение «слушать тишину»,себя, соседа, красоту унисона.
- Пение а`капелла посредством попевок, упражнений на основе разучиваемого материала.
Использование упражнений и специально подобранного репертуара, построенного на контрастном сопоставлении тембров, ритма, динамики (исключая предельные РР) и на различных способах звуковедения.
Формирование умения слышать несколько мелодических линий, тембров, количество звуков в аккорде, созвучии, консонанс и диссонанс. Развитие этих умений с помощью игровых ситуаций.
Ритмическое двухголосие, трехголосие. Умение слышать нижний звук из 2х звучащих – применение специальных упражнений.
Определение на слух основных гармонических функций: Т,S,D.
Пение произведений и упражнений с выдержанным звуком в одном голосе и движении в другом, с самостоятельным , противоположным движением голосов.
Пение канонов на основе усвоенного материала.
III. Старший хор.
Содержание и виды работ
|
Общее кол-во часов |
I. Вокально – хоровая работа. 1.1 Пение учебно – тренировочного материала 1.2 Пение произведений :
|
27
23 31 27 |
II. Мероприятия воспитательно – познавательного характера (творческие встречи, экскурсии, театры, концерты и пр.)
|
8 |
III. Музыкально – театральные постановки и праздники
|
8 |
IV. Концертно - исполнительская деятельность
|
20 |
Итого: |
144 |
1 . Вокальная работа
Певческая установка.
Как необходимое условие для развития голосового аппарата, правильного певческого дыхания и голосообразования, и как необходимое условие для плодотворной певческой деятельности.
Распевание.
- ФМРГ Емельянова В.В. 2 и 3 уровни упражнений. (Осознаниесвязи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона; осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными энергетическими затратами)
- «Вокализы» Н.Ваккаи,
- вокально – хоровые упражнения
Развитие певческого дыхания.
- Самоконтроль
- Слуховые и мышечные ощущения, как критерий оценки правильности певческого дыхания
- Формирование «опертого» звука, т.е. умения петь на экономном расходовании дыхания при достаточно активном смыкании голосовых связок.
- Упражнения и активизация навыков
Развитие вокально-фонационных навыков.
- Развитие грудного и головного регистров
- Сглаживание регистров
- Работа над ровностью звучания на всем диапазоне
- Овладение различными видами звукообразования (мягкая и твердая атака), и звуковедения (legato, non legato, marcato, tenuto, и др.)
- Развитие певческого вибрато
Развитие навыков певческой артикуляции
- Музыкальная фразировка и смысловые ударения, сопутствующие идее исполняемого произведения
- Правила произнесения текста
Развитие ритмического чувства
- Ритмические упражнения в размере 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; с переменными размерами , с пунктирными и синкопированными ритмами
- Затакт. Триоли.
- Ритмический анализ разучиваемых произведений, определение на слух размеров и ритмических рисунков
- Упражнения на ритмический аккомпанемент,с усложнением ритмических и динамических задач
- Ритмические каконы
2.__Хоровая работа.
Работа над ансамблем.
Совершенствование пения ансамблем:
- метро-ритмическим (внутридолевая пульсация)
- интонационным (мелодическим и гармоническим)
- дикционно – орфоэпическим
- динамическим
- агогическим
Дальнейшее развитие и совершенствование частных ансамблем.
Овладение полифоническим ансамблем хора и солиста.
Работа над строем
- мелодическим (горизонтальным)
- гармоническим (вертикальным)
Развитие навыков пения по дирижерскому жесту.
Дальнейшее овладение устойчивыми навыками пения музыкальных произведений по дирижерскому жесту с более сложным ритмическим рисунком, с различными динамическими нюансами и агогическими изменениями.
Средства художественной выразительности.
- Легато, нон легато, стаккато, тенуто, маркато и т.д.
- Усложнение задач прошедших годов обучения
- Формирование тембрального разнообразия, развитие навыков цепного дыхания.
- Развитие фразировки
3. Работа над произведением.
- Развитие навыков пения а`капелла
- Развитое двухголосие, трехголосие
- Усложнение задач обучения хоровому пению
- Формирование и развитие воображения, артистизма, эмоциональной насыщенности исполнения.
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов на всех этапах обучения:
- открытые (интегрированные и контрольные) занятия
- отчетные концерты
- конкурсы, фестивали, смотры различного уровня
- анкетированный опрос (учащихся, родителей) с целью выявления их ценностных ориентаций и потребных устремлений
- ведение индивидуальных диагностических карт учащихся.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Младший хор:
ü р.н.п. «Повей,повей ветерок» обр. В.Попова
ü р.н.п. «Не летай, соловей» обр. В.Попова
ü р.н.п. «На зеленом лугу» обр. Д. Абеляна
ü р.н.п «Ходила младешенька по борочку» обр. Н. Римского- Корсакова
ü р.н.п. «Как по морю, морю синему» обр.А.Свешникова
ü р.н.п. «Блоха» обр. В Соколова
ü р.н.п. «Ай, дедушка, дедушка» обр. В Соколова
ü р.н.п. « Дрема» обр. В. Попова
ü р.н.п. «В огороде бел козел» обр.
ü р.н.п. « Комарочек» обр.
ü белорусская н. п. «Сел комарик на дубочек» обр. В. Полонского
ü польская н.п. «Охотничья шуточная» обр. М. Феркельмана
ü эстонская н.п. «У каждого свой муз. инструмент» обр.И. Кирвите
ü итальянская н.п. « Путь»
ü совр. р. н. песня «Ой по-над Волгой» обр.В.Локтева
ü П. Чайковский. сл. К. Аксакова « Детская песенка»
ü П. Чайковский сл. В. Иващенко «Неаполитанская песенка»
ü П. Чайковский сл. А.Плещеева «Весна»
ü П. Чайковский сл. А.Плещеева «Зима
ü А.Гречанинов , сл. народные «Радуга»
ü А.Гречанинов «Звезда»
ü Ц.Кюи «Вербочки»
ü В.Моцарт «Детские игры», рус. текст А.Ефременкова
ü В.Моцарт «Dona nobis pacem»
ü А. Сальери «Песню звонкую поем», рус текст Э.Яблонова
ü А.Гсель «Детская месса»
ü муз. и сл. С. Смирнова «Колыбельная
ü В. Кожухин, ст. С.Маршак «Два кота»
ü обр. О.Комарницкого «Рождественская песня»
ü Д. Лювов –Компаниец, сл. Л.Дымова «Пингвин»
ü Г.Струве, сл нар «Журавель»
ü М.Матвеев, сл. Е.Руженцова «Как лечили бегемота»
ü муз. и сл. Л.Марченко «Я учу английский»
ü Н.Плотникова , сл. Л.Некрасовой «Осень»
ü Е.Зарицкая, сл.Л.Куклина «Где зимуют зяблики»
ü Е.Зарицкая, сл.В.Орлова «Музыкант»
ü Е.Зарицкая, сл. И. Шульгина «Рождественская песенка»
ü Е.Подгайц, ст.Т.Собакина «Прилетели бегемоты»
ü Е.Подгайц, сл.Н.Шумилиной «Под Новый год»
ü А.Бызов, ст. Э.Фарджен «Цветочное нашествие»
ü Р.Роджерс «Эдельвейс»
ü Н.Песков , сл. Т.Власихиной «Кадриль»
ü В.Волков, сл.Н.Богомолова «Образцовый мальчик»
ü Р.Паулс . 5 сказочек: «Дворец из воска», «Плачущее небо»,
ü «Мальчик и сверчок», «Звездочка», «Приглашение в сказку»
ü «Гуси-лебеди» Детская опера по мотивам рус нар. сказки. муз.Г.Е.Селезнева
ü «Наши добрые соседи» -водевиль по сказке С.Маршака
муз. и либретто Л. Олиферовой
Старший хор:
ü р.н.п. «Дубравушка, обр. А.Свешникова
ü р.н.п. «Заплетися плетень», обр. Н. Римского- Корсакова
ü р.н.п. «Среди долины ровныя», обр. М.Анцева
ü р.н.п. «Посеяли девки лен», обр.М.Жарова
ü р.н.п. «Травушка-муравушка», обр. В.Соколова
ü р.н.п. «Уж ты, сад» обр. Л. Жуковой
ü р.н.п. «Как пойду я на быструю речку» обр.Л.Жуковой
ü бел. н.п. «Рэчанька» обр.Л.Жуковой
ü чеш.н.п. «Муж молодой на базар ходил» обр. О.Хол
ü р.н.п. «В сыром бору тропина» обр О.Кузнецова
ü А.Бернер «Трисвятое»
ü С.Воронин «Богородице Дево, радуйся»
ü Г.Ломакин «Тебе поем»
ü Г.Гендель «Dignare»
ü А.Лотти «Miserere»
ü Д.Каччини «Ave Maria»
ü И.Франк «Panis angelicus»
ü Ф.Мендельсон «Duetto» ор.37
ü К.М.Бельман «Колокольчики»
ü Ц.Кюи, сл. И Белоусова «Весеннее утро»
ü М.Анцев , сл Ф.Тютчева «Ива»
ü П.Чайкрвский «Вторая песня Леля» из муз. к вес. сказке Островского «Снегурочка»
ü В.Калинников «Сосны»
ü В.Калинников» Зима»
ü Н.Римский –Корсаков «Не ветер, вея с высоты», перелож. Новоблаговещенского
ü Д.Россини «Хор тирольцев» из оп. «В.Тель» , перелож. Пономарькова
ü Г.Гучче «Доктор Фостер» пер.В.Соколова
ü Ж.Массне «Серенада» из оп. Дон Кихот»
ü И.Кошмина, сл.С.Есенина «Пасхальный благовест!
ü М.Малевич,сл.И Морсаковой «Пожелание на Рождество»
ü В.Плешак, сл. И Шульгиной «Рождественская песня»
ü М.Славкин .Вокальный цикл «Земля» на ст. Э. Фарджен
ü В.Гаврилин, сл.А.Шульгиной «Мама»
ü В.Гаврилин, сл. А. Шульгиной «Город спит»
ü В.Плешак, сл. О.Погорельского «Неповторимый Петербург»
ü О.Фадеев, сл. И.Фадеева «Гимн городу»
ü Я.Дубравин, сл.В.Суслова «Ты откуда, музыка»
ü В.Мигуля, сл. М.Агашина «Песнь о солдате»
ü Г.Струве, сл А.Пушкина «Буря»
ü Г.Струве, сл, В. Орлова «Мы желаем вам добра»
ü С Горковенко «Буратино» Муз. сказка для детского театра
ü С.Горковенко «Кот в сапогах» Детская опера либр.Р.Горковенко,ст.Шустиной
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________________________
Вид и название детского объединения_________________________________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________________________________
Дата поступления в объединение_____________________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
5 год обучения |
|||||
Конец I полу- годия |
Конец уч.года |
Конец I полу- годия |
Конец уч.года |
Конец I полу годия |
Конец уч.года |
Конец I полу- годия |
Конец уч.года |
Конец I полу годия
|
Конец уч.года |
|
I. Теоретическая подготовка. 1.1 Теоретические знания:
1.2. Владение специальной терминологией. |
|
|
|
|
|
|||||
II. Практическая подготовка. 2.1. Практические умения и навыки:
2.2. Владение муз. инструментом. 2.3.Творческие навыки |
|
|
|
|
|
|||||
III. Общеучебные умения и навыки. 3.1.Учебно-интеллектуальные:
3.2.Учебно-коммуникативные: 3.3Учебно-организационные
|
|
|
|
|
|
|||||
Индивидуальная карточка
учета динамики личностного развития ребенка
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________________________
Вид и название детского объединения_________________________________________________
Ф.И.О. педагога____________________________________________________________________
Дата поступления в объединение_____________________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения |
5 год обучения |
|||||
Конец I полу- годия |
Конец уч.года |
Конец I полу- годия |
Конец уч.года |
Конец I полу годия |
Конец уч.года |
Конец I полу- годия |
Конец уч.года |
Конец I полу годия
|
Конец уч.года |
|
I. Организационно-волевые качества:
|
|
|
|
|
|
|||||
II. Ориентационные качества:
-хоровое пение -ансамблевое пение -сольное пение -хореография -фортепиано -муз.театр
|
|
|
|
|
|
|||||
III. Поведенческие качества:
|
|
|
|
|
|
|||||
IV. Личностные достижения учащегося:
|
|
|
|
|
|
|||||
Список используемой литературы
при составлении программы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.06.1992г. №3266 – 1
2.«Концепция художественного образования в Российской Феде宖垆Ҝии». Министерство образования Российской Федерации. 10.12.2001г.
№ 30-51-918-16
3.«Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года». Министерство образования и наук Российской Федерации, Коллегия РФ 6.10.2004 г.
4.Целевая программа развития Дворца детского (юношеского) творчества Всеволожского района на 2006 – 2010 гг..
5. Перспективный план Реализации Целевой программы развития ДДЮТ на 2006 – 2010 гг.
6. Билибихина Н.А., Королёва Л.А. «Организа宜嶎ҥ дополнительного образования в щколе» Издательство «Учитель» , г.Волгоград, 2008 г.
7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. «Как организовать дополнительное образование в школе?» Практическое пособие. Г.Москва, 2005 г.
8. Бузырева Л.М., Таран Ю.Н. «Развитие художественного творчества молодежи». Опыт программно- вариативного подхода. Методические материалы и рекомендации. Москва –Липецк. 2003 г.
9. Третьякова Л.В., Хромова И.В., Коган М.С. «Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования». Аукцион методических идей.
Москва. 2007 г.
10. Яковлев Д.Е. «Дополнительное образование» Словарь – справочние. Москва 2002 г.