Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность как основа социализации
воспитанников ЦППР и К

 

Афанасьева Ольга Игоревна,
воспитатель
категории ГБОУ «Балтийский Берег»
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

 

Метод проектов это совокупность приемов, действий учащихся и их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – а именно решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. Данный метод – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность и анализировать результаты деятельности. При этом меняется роль воспитанника в обучении, и он выступает активным, а не пассивным статистом. В процессе работы над проектом вырабатывается свой взгляд на информацию, сами участники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Реабилитационная программа «Жизнь без наркотиков», по которой специалисты нашего центра работают уже более 5 лет, является комплексной программой социально-педагогической направленности и на наш взгляд проективная деятельность воспитанников центра должна носить социальную направленность, а именно приобщать индивида к социуму, включать его в общественную жизнь, обучать поведению в коллективе, выполнять социальные роли, терпимо относиться к разным мнениям и уметь критически осмысливать происходящее, ориентироваться в современных социальных процессах.

Данный круг проблем может успешно решать правильно организованное и дидактически гибкое социальное проектирование, которое включает в себя обучение и воспитание в их органическом единстве.

Хочется отметить, что социальное проектирование это относительно новая образовательная модель, это система навыков, которые дают возможность девиантным подросткам легче адаптироваться в социально-культурной среде, оценить собственные действия, предполагает толерантное отношение к другим людям и ориентирует девиантных подростков на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.

Как я уже отметила ранее, наш центр работает по комплексной программе «Жизнь без наркотиков». Одним из воспитательных модулей данной программы является модуль «Домашняя экономика и основы потребительской безопасности». В прошлом учебном году мы активно использовали метод проектов в этом модуле. На практических занятиях ребята рассчитывали бюджет своей семьи, составляли меню и делали расчет прожиточного минимума современного молодого петербуржца. Часть из этих работ в дальнейшем была представлена в виде компьютерных презентаций. Но, не смотря на ярко выраженную практическую направленность и личностную ориентацию данных информационных проектов, бросалась в глаза неудовлетворенность ребят данным видом деятельности, ведь убедить родителей скорректировать семейные траты или сбалансированно питаться было крайне затруднительно, а ждать несколько лет до возможности реализовать свой проект на практике тоже затруднительно. Поэтому в этом учебном году вместе с коллегами и ребятами мы задумались о социально-значимых проектах, которые можно реализовать здесь и сейчас. Ведь одной из особенностей наших воспитанников является неумение долгосрочного целеполагания и планирование своей деятельности. Еще одна особенность, которая была выявлена в ходе проективной деятельности это низкая самоорганизованность, неумение работать в средних группах (более 5 человек). Поэтому помимо воспитательных целей и задач нами была поставлена развивающая задача по коррекции данных особенностей наших воспитанников.

Социально значимые проблемы и соответственно цели социальных проектов подчас находили сами воспитанники. Так после проведения недели правовых знаний четверо воспитанников выступили с инициативой написания и принятия на референдуме конституции ЦППР и К и ОСШИ. Не смогли мы обойти и такую значимую в этом году тему, как проведение демократических выборов. Данные проекты, реализованные в рамках воспитательной работы по модулю «Основы правовых знаний» сильно оживили ее, дали возможность воспитанникам почувствовать себя социально-активными гражданами России. Именно такая позиция, на наш взгляд, позволила перейти на следующий уровень зрелости и социальной активности.

Круглые столы, беседы и дискуссии на тему: «Что я могу уже сейчас сделать для своей страны?», побудили группу воспитанников начать наводить чистоту, порядок и уют в корпусе и на прилегающей территории. Для нас особенно важным было то, что данная деятельность не была инициирована взрослыми, графиком дежурств и необходимостью выполнять рутинные обязанности, а была продиктована порывом самих воспитанников. Особенно важно, что данная акция проходит вот уже третий раз, и к ней присоединяются все новые и новые воспитанники. Постоянная работа по военно-патриотическому воспитанию и включенность в нее студентов-волонтеров СПб ГИПСР тоже дала свои плоды. Помимо запланированных в рамках подготовки ко Дню Победы мероприятий, таких как возложение цветов к монументу погибшим войнам в поселке Серово и тематическому костру «Стихи и песни военных лет», двое воспитанников Смирнов Д. и Эзепчик С. предложили привести в порядок мемориальный знак в историко-культурном парке «Марьина гора» и благоустроить часть территории у него.

Еще одним индивидуальным проектом, поддерживающим в нас уверенность в правильности выбранного нами педагогического, стал проект воспитанника Андреева Никиты «Я смог бросить курить, а ты?», реализуя который воспитанник не только провел самоанализ причин и последствий для своего здоровья данной пагубной привычки, смог сделать над собой усилие, но и активно пропагандирует свой опыт среди товарищей. И ведь подчас пример одноклассника, который ранее также прятался и искал возможность достать сигареты, а теперь избавился от зависимости, воздействует эффективней, чем беседы и лекции взрослых. У Никиты уже есть последователи, которые пошли по его пути. А ведь дорогу осилит идущий.

И последнее. Хочется отметить проект, возникший в рамках воспитательного модуля «Основы гражданско-правовых отношений», тема которого была обозначена самими воспитанниками центра, а именно, «Ювенальная юстиция». Мы знаем, что в настоящее время в России ведется работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, организации структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних, профилактикой детской преступности и социальной защиты семьи и прав несовершеннолетних.

Нужно сказать, что при общении с нашими ребятами у них очень часто возникали вопросы как себя вести и куда обращаться, если они встречаются с физической агрессией в семье. На тот момент в средствах массовой информации широко обсуждались случаи разрешения конфликтов ребенок – семья, где наблюдалась физическая агрессия со стороны взрослых, в правовом поле ювенальной юстиции двух стран: Финляндии и Франции; ювенальное пространство именно этих стран имеет долгосрочный опыт и сильную правовую базу. Именно эти конфликты ребята попросили обсудить с воспитателями и стали не только задавать вопросы о правомочности действий в конфликте взрослый – ребенок правовых учреждений, но и предлагали свои варианты выхода из конфликта. Все это подтолкнуло нас сначала дать детям теоритические знания о зарождающейся в нашей стране ювенальной юстиции в широком и узком смысле этого слова, а затем сами ребята, заинтересованные данной проблематикой, стали заниматься такими проектами как:

1)    «Законы, защищающие подростков от агрессии в семье»

2)    «Свобода законных интересов подростков – есть ли границы?»

3)    «Если б я был судьей ...»

Опыт данных проектов показал, что наши воспитанники активно включаются в общественную жизнь, обучаются поведению в коллективе, утверждают себя в выполнении социальных ролей, что особенно важно в современном обществе.

Проект «Ювенальная юстиция» будет разрабатываться и в дальнейшем, это обусловлено не только заинтересованностью подростков этой проблематикой, но и наличием юридических знаний наших воспитателей, которые постоянно повышают свой образовательный уровень.

Итак, дорогу осилит идущий. Тоже можно сказать и о нашей социально-проективной деятельности. Несколько шагов уже сделано, впереди нас ждут новые проблемы, цели и результаты.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»