Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Основные особенности занятий прикладным творчеством в объединении «Умелец»

 

Наталья Евгеньевна Пластинина, педагог дополнительного образования

МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Наталья Сергеевна Прищепёнок, методист

МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

 

По своей природе маленький человек – всегда большой фантазёр. Многие дети с большим азартом и удовольствием мастерят из подручных средств игрушки, открытки, предметы для украшения интерьера, аксессуары. Именно такие дети, в основном, и приходят на занятии творческого объединения «Умелец» Центра развития творчества детей и юношества города Кирова. Занятия в учреждении дополнительного образования всегда были и остаются одной из наиболее эффективных и предпочитаемых детьми и их родителями форм развития способностей и интересов. Поэтому программа объединения строится на принципах обращения к тем областям знаний, проблемам, темам, которые являются личностно значимым для детей разных возрастных групп

Первоначально в программе объединения большое внимание уделялось изделиям из природного материала. Сегодня этому направлению деятельности отведено меньше часов, так как для хранения природного материала необходимы специальные условия, работы из него не очень долговечны. В современной программе объединения увеличено количество часов, которые уделяются изготовлению кукол. Это обусловлено возросшим интересом детей к этому искусству – от создания отдельных элементов кукол до кукольных аксессуаров. В процессе изготовления куклы и последующей игры с ней у ребёнка развивается эмоционально-волевая и действенная сферы личности. Тонкий процесс создания куклы требует терпения, внимания, аккуратности. При этом развивается мелкая моторика ребёнка, что очень полезно для развития мышления и речи.

Воспитанники объединения очень разные. Это и учащиеся обычных общеобразовательных школ, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Они занимаются по облегчённой программе, например, ученики 3-х классов коррекционной школы осваивают программу, по которой занимаются ученики-второклассники.

Занятия в творческом объединении очень помогают развитию детей с ограниченными возможностями, действительно дополняя общеобразовательные программы. Развитие мелкой моторики рук особенно необходимо для этих детей. В коре головного мозга центры речи и двигательной активности рук находятся рядом, поэтому одно очень зависит от другого. Именно при занятиях декоративно-прикладным творчеством развитие мелкой моторики происходит наиболее эффективно. У детей, занимающихся в объединении, как показывает проводимая в коррекционной школе диагностика, лучше развивается речь и мыслительные процессы.

В объединении «Умелец» занимаются и мальчики. Хотя традиционно рукоделие считается «женским» занятием, мальчики с удовольствием изготавливают изделия наравне с девочками. Их мотивация носит чаще всего социальный оттенок: мальчики делают изделия в подарок своим мамам, бабушкам, педагогам.

Занятия в объединении «Умелец» проходят 1-2 раза в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения. Теоретические и практические вопросы рассматриваются параллельно. В учебной группе должно быть не более 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 2 часа. Более длительная работа может привести к утомлению детей, снижению темпа, нарушению координации движений и, в конечном итоге, травматизму. Дети занимаются в объединении в возрасте 7-11 лет. Чтобы заинтересовать ребенка, нужно не только ярко рассказать о какой-то теме, но и показать варианты работ по ней. Обучащиеся должны не только потрогать материалы, из которых сделаны работы. Так им легче ощутить фактуру материала, понять, как будет удобнее с ним работать. Как показали многочисленные исследования, большинство людей – кинестетики, и представить предполагаемый конечный результат работы им легче, когда они с самого начала ощущают материал.

Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия-образцы. На одном занятии все выполняют одну работу, но могут быть разные вариации количества декора и размера. Занятия проходят по схеме: одно занятие - это минимум одна завершенная работа. Таким образом растёт интерес ребёнка к занятиям, для него складывается ситуация успеха. Ребёнок видит, что он может самостоятельно достичь результата, решив стоящие перед ним задачи. Таким образом, растёт уверенность его в своих силах, и на следующем занятии он может выбрать уже более сложный вариант изделия, сам для себя выстраивая свой собственный образовательный маршрут, постепенно переходя с репродуктивного уровня на креативный.

Воспитание эстетического вкуса в объединении идёт в процессе понимания обучающимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. Во время творческой деятельности дети должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовки и обобщения. Рисунок, подготовленный для перевода в аппликацию, будет совсем иной, чем, скажем, для кружев или росписи по фарфору.

Использование разных материалов (бумага, картон, ткань, кожа, мех натуральный и искусственный, пластик, природный материал, гипс, проволока) позволяет детям не только расширить кругозор, развивать глазомер, мелкую моторику рук. Формируется и объёмное конструктивное, преобразовательное мышление, воссоздающее творческое воображение. Дети учатся аккуратности, терпению, настойчивости и достижению цели. Обучающиеся знакомятся с различными техниками выполнения работы, где предоставляется богатая возможность для самореализации личности.

Результативность деятельности детей в процессе занятий наиболее эффективно оценивать с помощью разнообразных форм и способов контроля: проведении конкурсов, дидактических игр, изготовлении сувениров (для благотворительных акций, подарков близким людям), но главное – в процессе участия в выставках. Именно участие ребёнка в выставках позволяет ему сравнить свои результаты с тем, что у него уже было, с работами друзей, а также получить не только общественную оценку, но и социальную поддержку своего творчества. Для юных умельцев возможность участия в разных выставках - стимул самостоятельных творческих поисков, личностного и профессионального роста. Выставка выявляет результаты обучения и позволяет педагогу обнаружить недостатки, чтобы внести коррективы в дальнейшую работу.

Занятия в объединении «Умелец» удовлетворяют основные базовые потребности личности ребёнка в самоутверждении, самовыражении, саморазвитии, в проявлении инициативы и созидательности, то есть создано реальное образовательное пространство для реализации компетентностного, личностно-ориентированного подхода к процессу образования и воспитания ребёнка.  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»