Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дифференцированный подходк обучению
в детском музыкальном  коллективе

Плохотнюк Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

 

         Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

         Осознанная цель задает импульс деятельности. Осознание высокой и благородной цели мобилизует все творческие силы человека. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе, профессионального.

         Мы, педагоги-музыканты, призваны облегчить детям сложный путь в мир музыки. Как хочется, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям радость, а не досаду, чтобы родители, желая дать детям музыкальное образование, не обрекали их на ненужные мучения. Это поймут все, кто помнит свои детские переживания, связанные с тяжким опытом обучения музыке. За каждым таким случаем стоят, прежде всего, ошибки взрослых, и все эти бесчисленные ошибки не оправданы.

         Трудно, а иногда просто невозможно описать в деталях живой педагогический процесс, рассказать обо всех его тонкостях, нюансах и оттенках.

         Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опира­ется на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию ребенка - непременное условие работы с детьми! Отсутствие такого внимания, «психологическая запущенность» ученика могут трансформироваться у него в пассивность и даже агрессивность.

         Каждый ребенок - это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенности личности, характера, темперамента. Каждый получил от своих родителей неповторимую комбинацию наследственных задатков и индивидуальное воспитание. Бесконечное разнообразие человеческих типов - это бесценный дар, которым одарила нас природа. Именно это разнообразие делает работу педагога неизбывно творческой, не укладывающейся ни в какие заданные схемы, рамки, границы. Нужно искать и находить в ребенке то особое, то уникальное, что отличает его от другого.

         Работа с детьми - это всегда в значительной степени импровизация (что не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного урока с каждым учеником). Импровизационная форма занятия требует от учителя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции. Каждый ученик - это особый мир. Каждое новое соприкосновение с ребенком не похоже на предыдущее. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения, прежде всего по тому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности.

         Чувствуя особенности ученика - его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, - педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия. Разумеется, в любом случае дети нуждаются в поощрении, тем более во время музыкальных занятий.

         Во время урока педагог должен учитывать индивидуальные особенности ученика, правильно дозируя нагрузки. Не следует торопить педагогический процесс. В каждом конкретном случае надо учитывать выносливость ребенка. Нет никакой необходимости всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия - импровизация, реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее состояние ребенка, его настроение могут оказаться гораздо более действенными.

         Педагог не должен навязывать ученику своих ощущений - он творит вместе с ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу. И уж ни в коей мере не должен вызывать новые комплексы. Он должен стремиться раскрепостить ребенка, не позволять его душе лениться.

          В отличие от музыкальной школы, целиком и полностью преследующей цель профессионального музыкального образования, главная цель музыкальных классов общеобразовательной школы - привить детям любовь к музыке, развивать их эстетический и художественный вкус, научить слушать и понимать классическую и народную музыку.

          Особенность этих классов в том, что все дети, независимо от их способностей и успехов, не прекращают обучения игре на музыкальном инструменте. В данной ситуации важно сохранить целостность класса, так как, помимо игры на инструменте, дети поют в хоре, занимаются ритмикой и бальными танцами, посещают театральную студию. И часто получается, что ребенок, проявляющий весьма средние способности в игре на инструменте, в классе оказывается лучшим певцом или танцором. Именно поэтому и нужен дифференцированный подход к каждому ребенку.

           В индивидуальном обучении игре на инструменте нельзя полагаться на единую для всех программу, так как здесь не может существовать системы, ориентированной на среднего учащегося, которая создаст непосильные трудности для слабого и задержит развитие у более сильного.

            Дети с хорошими и отличными музыкальными данными и способностями к обучению игре на инструменте занимаются по программе музыкальной школы. Их подготовка ориентируется на продолжение профессионального музыкального обучения. А для детей со слабыми данными разрабатываются индивидуальные программы, соответствующие уровню их способностей. Эти программы включают в себя произведения небольшие по объему, технически несложные, но яркие и колоритные, дающие возможность даже слабому ребенку во время исполнения раскрыться и показать свой внутренний мир. Очень важно, чтобы сложности в процессе обучения не вызывали у ребенка отрицательной реакции на инструмент. Поэтому, в зависимости от индивидуальности ученика, подбираются для исполнения произведения, соответствующие характерным особенностям ребенка, которые он, даже приложив немало усилий и труда во время разучивания, будет с удовольствием играть в дальнейшем.

              При обучении игре на инструменте очень важен не только сам процесс обучения, но и исполнительская практика. Одних зачетов и экзаменов для этого недостаточно. Ученики музыкальных классов очень часто участвуют в концертах в составе хора или всем классом, исполняя программу по ритмике. А возможность сольного выступления на инструменте имеют лишь немногие лучшие ученики. Но все дети, независимо от того, слабые они или сильные, имеют возможность выйти на сцену в составе ансамбля. Для того чтобы и той, и другой группе было легко и интересно играть в коллективе, для слабых учеников пишутся упрощенные партии, недостатки которых компенсируются усложнением партий сильных детей.

               Таким образом, дифференцированный подход к обучению, независимо от индивидуальных способностей учеников, позволяет всем им гармонично развиваться в коллективе, что и является конечной целью любого педагогического процесса.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»