Конспект занятия в рамках модуля психолого-педагогического сопровождения инклюзивного спортивного образования
«Олимпийские паруса»
Экипаж – одна семья
Тренинг парного взаимодействия атлет-партнёр, 4 занятие.
Игнатенко Ирина Владимировна,
педагог-психолог
Форма: занятие – тренинг, проводится в «круге» со спортсменами старшего подросткового возраста (партнёрами) и спортсменами с ограниченными возможностями здоровья (атлетами).
Время проведения: 40 минут.
Тип занятия– комбинированный (тренинг, психодиагностика).
Цель: Приобретение навыков командного и парного взаимодействия.
Задачи:
· Овладение навыками парного взаимодействия
· Снятие эмоционального напряжения.
· Развитие межличностного доверия.
· Развитие психологической устойчивости.
· Формирование мотивации к достижению успеха.
Оборудование: ватман, теннисные мячи (1 мяч на пару), листы бумаги формата А4 (1 лист на пару), фломастеры, музыкальный центр (релаксационное музыкальное сопровождение), тест САН (бланк для заполнения каждому участнику).
Ход занятия.
1. Вводная часть:
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наши групповые психологические занятия и сегодня уже четвёртая наша встреча. То, как пройдёт занятие, будет зависеть от вашего настроения и активности. Давайте сейчас поделимся нашим настроением и ожиданиями от сегодняшнего занятия.
(педагог фиксирует ожидания спортсменов на ватмане) – 2-3 минуты.
Сейчас мы проведём игру для разминки. Она поможет нам настроиться на позитивную волну и рабочий лад.
Упражнение «Путаница» - 5 мин.
Цель: активное взаимодействие, снятие эмоционального напряжения, командообразование.
Описание: вся команда становится в круг и вытягивает вперёд руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того, как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не размыкая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в кругу. (при необходимости ведущий помогает скрепить руки)
- Обсуждение: что понравилось в упражнении?
сложно ли было выполнять и почему?
2. Основная часть:
Итак, мы готовы к дальнейшей работе, у нас приподнятое настроение и мы переходим к следующему упражнению.
Упражнение «Спина к спине»- 5 мин.
Цель: получить опыт невербального общения, недоступный в повседневной жизни.
Описание: участники разбиваются по парам. Ведущий даёт задание касаться друг друга подушечками пальцев, локтями, ладонями, спинами, коленями, носами, пятками, ушами и т.д. (в процессе выполнения задания пары меняются)
- Обсуждение: что понравилось в упражнении?
сложно ли было выполнять и почему?
Это упражнение помогло нам немного сблизиться и почувствовать доверие друг к другу. А теперь проверим, насколько мы ловкие и сможем ли мы в парах выполнить более сложное задание. Для выполнения этого упражнения нам понадобятся теннисные мячи, один мяч на пару.
Упражнение «Взаимодействие с мячом»- 10 мин.
Цель: формирование навыков парного взаимодействия.
Описание: участники разбиваются на пары. У каждой пары один теннисный мяч. Ведущий даёт задание зажать мяч между лбами и в таком положении присесть и встать, при этом, не уронив мяч. Когда задание выполняется, участники меняются парами.
- Обсуждение: что понравилось в упражнении?
сложно ли было выполнять и почему?
Итак, вы большие молодцы и очень хорошо справились с этим непростым заданием. Несмотря на то, что некоторым было сложно и с первого раза не получалось, вы всё же справились, а значит вы научились работать в паре и выполнять любые задания. Для того, чтобы окончательно в этом убедиться, я предлагаю вам следующее творческое задание, которое вам тоже нужно будет выполнить в парах. Постарайтесь встать в паре с тем, с кем еще не были или с кем были меньше всего. Для выполнения задания нам необходим один листок бумаги и один фломастер на двоих.
Упражнение «Рисунок на двоих» - 10 мин.
Цель: закрепление навыков парного взаимодействия путём рисования.
Описание: участникам предлагается на одном листе, держа один фломастер вдвоём, нарисовать яхту. (в конце получившиеся рисунки можно подписать и вывесить)
- Обсуждение: что понравилось в упражнении?
сложно ли было выполнять и почему?
3. Заключительная часть:
Наше занятие уже подходит к концу и в заключительной части, чтобы ваше настроение осталось приподнятым, я предлагаю выполнить очень приятное упражнение.
Упражнение «Мойка машин»- 5 мин.
Цель: сплочение, позитивное завершение работы, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного доверия.
Описание: участники выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек-доброволец (в начале шеренги) – «машина», второй доброволец (в конце шеренги) – «сушилка». А остальная шеренга – «щётки». «Машина» проходит между шеренгами. Все «щётки» ее «моют», поглаживая, потирая, делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна ее «высушить» - обнять. Потом «сушилка» становится в шеренгу, прошедший «мойку, становится «сушилкой». С начала шеренги идёт следующая «машина» и всё повторяется, пока не пройдут все участники группы.
- Обсуждение: что понравилось в упражнении?
сложно ли было выполнять и почему?
Завершение работы:
Цель: подведение итогов занятия.
Ребята, в начале нашего занятия, мы на ватмане написали наши ожидания от занятия. Давайте проверим, оправдались ли наши ожидания.
(педагог зачитывает ожидания и отмечает плюсом то, что совпало с ожиданиями и минусом то, что не совпало) – 2-3 мин.
Педагограздает тест САН (модифицированный вариант, без вопросов, приложение 1).
Возьмите листы и подпишите свои имена и сегодняшнее число. На листах изображено три овала, подписанные «Самочувствие», «Активность», «Настроение». Ваша задача из этих овалов сделать лица. То есть нарисовать глаза, нос, рот и т.д. Каждое лицо должно соответствовать вашему состоянию на данный момент.
Группа высказывается на тему своего настроения до и после занятия.
Благодарю за внимание, за ваши ответы, за активное выполнение заданий. До следующей встречи.