Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Система работы методиста по составлению
Учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Зернова Надежда Леонидовна,
 методист ГБОУ «Академическая гимназия № 56»
Санкт-Петербурга
 В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального и творческого потенциала детей становятся особенно востребованным ресурсом и важнейшим фактором успешного развития личности, значительно повышается статус образования, а так же предъявляются новые требования к его уровню и качеству.  Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Как считает В.А. Болотов (научный руководитель центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"), «оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»
 Поиск путей обеспечения высокого качества образования - один из способов реагирования общества на  современную социальную ситуацию и одновременно способ улучшения этой ситуации, воздействия на нее не только в настоящем, но и в будущем.
В решении данной задачи значительную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
Новые социокультурные потребности общества требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в отделениях дополнительного образования, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными способами и методами.
Среди приоритетных задач при решении проблем качества в системе дополнительного образования можно выделить следующие: изучение и оценка целей, задач и содержания дополнительных общеобразовательных программ; оценка качества учебных пособий, дидактических и технических средств; оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания; оценка современных педагогических технологий обучения и воспитания; обновление материально-методического обеспечения образовательного процесса.
Основную часть решения этой задачи, а именно, методического обеспечения, придется решать непосредственно педагогам и методическим службам учреждений дополнительного образования Соответственно, необходимо создание нового поколения дополнительных образовательных программ, пособий, учебно-методических комплексов, а также аудиовизуальных, компьютерных материалов, отвечающих всем современным требованиям.
Применительно к системе дополнительного образования можно использовать следующие определения учебно-методического комплекса:
Учебно-методический комплекс - это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации основных и дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
Учебно-методический комплекс – совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Исходя из вышеперечисленных определений, попробуем поговорить о комплексе, который может быть выстроен педагогом дополнительного образования, и предложим рекомендации по проектированию и отбору содержания УМК.
Учебно-методический комплекс (УМК) разрабатывается отдельным  педагогом или коллективом педагогов в зависимости  от специфики структурного подразделения (сектор, студия, клуб) и вида образовательной программы, на основании нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации и комитета по образованию г. Санкт-Петербурга.
УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса, а также  должен  учитывать все достижения современной педагогической науки, и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).
УМК следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи. Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная программа.
Всю совокупность остальных компонентов УМК можно разбить на три составляющих:
• учебные и методические пособия для педагога и учащихся;
• систему средств обучения, в том числе включающую средства новых информационных технологий обучения;
• систему средств научной организации труда педагога и учащихся.
Охарактеризуем каждый из них по порядку.
Современное обучение немыслимо без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п. Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеопленки, аудитивные  носители и т.п.), так и на традиционных (печатные материалы). Это составляет первый модуль УМК - модуль учебных и методических пособий.
Второй модуль – систему средств обучения составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания программного материала.
Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить на традиционные и современные.
К традиционным относят печатные пособия - таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также  раздаточный материал.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. Использование этих средств обогащает учебный процесс следующими возможностями:
• обеспечением разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением или без него;
• выбором в любой последовательности из базы данных необходимой на данном этапе аудиовизуальной информации;
• контаминацией (смешение, перестановка информации), включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликации со звуковым сопровождением и без него.
Естественно, что использование систем мультимедиа предполагает принципиально новый уровень организации образовательного процесса в среде, обеспечивающей применение новых информационных технологий. Однако в УМК пока сохраняются традиционные средства подачи учебной информации.
Третий модуль - систему средств научной организации труда педагога и учащихся можно представить в виде материалов по трем направлениям:
- материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
- материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел);
- картотеки отдельных фактов педагогического опыта и картотеки, содержащие подробную разработку действий педагога и учащихся. Создание такой  картотеки – дело,  требующее изучения и анализа различных информационных источников, новейших научных данных. Однако эта работа окупается тем, что позволяет педагогу постоянно совершенствовать качество проводимых занятий, делать их более содержательными и результативными.
Проектирование и создание УМК не является самоцелью. Это дело трудоемкое, творческое, длительное.
На начальном этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и  развития учащихся, характер и объем информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на информационные компоненты и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе (назовем его этапом становления) педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития учащихся, разработке анкет, опросников, памяток для учащихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создает учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку учащемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном самоопределении. Возможно создание аудиовизуального комплекса.
Целесообразно рассматривать УМК как гибкое, отвечающее времени образование, в котором функциональная роль каждого из составляющих его компонентов может меняться под воздействием многих факторов.
Каждый педагог должен подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.
При разработке УМК так же можно посоветовать педагогу учитывать различные «уровни» разработки (пойти от частного к общему):
1-й уровень – УМК отдельно взятого занятия;
2-ой уровень – УМК к разделу дополнительной общеобразовательной программы;
3-й уровень – УМК дополнительной общеобразовательной программы.
В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессионального росту. Несомненно, создание учебно-методического  комплекса требует значительных временных затрат со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие, получение большего удовлетворения от работы.
Изучив совместный опыт работы методистов и педагогов городских учреждений дополнительного образования по созданию УМК к дополнительным общеобразовательным программам, разнообразие подходов к его структуре и используя опыт педагогов и нормативные документы своего образовательного учреждения, я предлагаю педагогам использовать систему создания УМК к своей программе приведенную в Приложении 3. Для расшифровки основных понятий предлагаю использовать приведенный в Приложении 4 глоссарий.
В заключении можно сказать следующее, что разработка программно-методического обеспечения дополнительного образования детей, и УМК в частности, является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Именно в УМК каждый педагог-практик может задать стандарты содержания и качества образования воспитанников и технологию определения результатов образования, что будет способствовать достижению основных целей  дополнительного образования, обозначенных в Законе об образовании и Концепции развития дополнительного образования (обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования).
Акцентирование внимания педагогов на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим и более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.
Список литературы
  1. Н.А. Будаева Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования, Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога», http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2298
  2. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.
  3. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога // Сборник «Педагогические ориентиры успеха», ГОУ С-ПБ ГДТЮ, 2004
  4. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
  5. Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект – требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4.
  6. Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
  7. Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.
  8. Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.
  9. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
  10. Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
  11. Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: http://uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc
  12. Полякова Е.Г., "Критерии определения качества дополнительных общеобразовательных программ. Оценка качества общеобразовательных программ дополнительного образования детей // http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-grigorevna-poljakova/statja-kriteri-opredelenija-kachestva-program-dopolnitelnogo-obrazovanija-detei.html
  13. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  14. Скуратовская Н.А. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3018 (дата обращения: 13.11.2015).
  15. Шевердина З.А. Учебно –методический комплекс в системе дополнительного образования детей,  http://infourok.ru/uchebno-metodicheskiy-komplekt-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-551456.html
  16. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014.
  17. http://www.scienceforum.ru/2015/808/9015
Приложение 1.
Нормативные документы.
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации,
  2.  Концепция развития дополнительного образования детей", от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская  Школа 2020» , Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010,
  3.  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы), Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи  Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242,
  4. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,  Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276,
  5. Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций дополнительного образования Санкт-Петербурга,  Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.08.2013 №1861-р,
  6. Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых, и др.) 
 
Приложение 2.
Этапы разработки УМК:
1. Подбор и анализ информационного и методического материала.
2. Разработка дополнительной общеобразовательной программы, учебно-тематических планов.
3. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану.
4. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий.
5. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр.
6. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня знаний, умений и навыков  обучающихся.
7. Планирование и расстановка точек текущего контроля обучающихся.
8. Апробация и коррекция УМК.
9. Обобщение и создание авторских методических разработок.
10. Создание тематических папок.
11. Оформление документации.
УМК «уровни»:
1-й уровень – УМК отдельно взятого занятия;
2-ой уровень – УМК к разделу дополнительной общеобразовательной программы;
3-й уровень – УМК дополнительной общеобразовательной программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3.
Памятка педагогу дополнительного образования
«Учебно–методический комплекс к дополнительной общеобразовательной программе»
 
Учебно-методический комплекс – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Комплекс разрабатывается отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (сектор, студия, клуб) и вида образовательной программы.
 
Компоненты УМК можно разбить на три составляющих:
1. Учебные и методические пособия для педагога и учащихся:
- дидактические наглядные пособия (картины, рисунки, схемы, чертежи, символы, карты, диаграммы, муляжи, натуральные предметы, модели, фотографии, фильмы);
- информационный и справочный материал;
- тематические методические пособия;
- конспекты занятий;
- научная, специальная и методическая литература;
- задачи и задания, решаемые по образцу;
- задачи  и задания творческого характера.
Все это может быть записано как на современных носителях информации (магнитные и лазерные  диски, видеопленки, аудитивные носители и т. п.), так и на традиционных (печатные материалы).
    
2. Система средств обучения, включающая средства новых информационных технологий обучения.
Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить на традиционные и современные.
Традиционные:
- печатные пособия (таблицы, плакаты, картины, фотографии, а так же раздаточный   материал – дидактические карточки).
Современные:
- видеофильмы;
- мультимедийные материалы;
- компьютерные программные средства.
Использование этих средств обогащает учебный процесс следующими возможностями:
- обеспечением разнообразных путей доступа к библиотеке движущихся и неподвижных изображений со звуковым сопровождением или без него;
- выбором в любой последовательности из базы данных необходимой на данном этапе аудиовизуальной информации;
- контаминацией (смешение, перестановка информации), включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликации со звуковым сопровождением и без него.
 
3. Система средств научной организации труда педагогов и учащихся.
Можно представить в виде материалов по трем направлениям:
- материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого – педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
- материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарий коллективных мероприятий и дел);
- картотеки отдельных фактов педагогического опыта и картотеки, содержащие подробную разработку действий педагога и учащихся.
 
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная программа. Программа, определяющая способ поведения, действий, система правил, предписаний для эффективного решения определенных задач, совокупность действий, выполняемых в установленном порядке.
Для внесения  учебно-методического комплекса в дополнительную общеобразовательную программу его необходимо оформить следующим образом.
 
 
 
 
 
 
 

 
 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Темы дополнительной общеобразовательной программы из учебного плана Учебно-методические пособия для педагога и учащихся
(Учебная литература
Учебные пособия
Рабочие тетради
Методические рекомендации)
Система средств обучения
(Наглядные пособия:
Таблицы, плакаты, фото, картины.
Аудио и видео материалы
Компьютерные программы)
Система средств научной организации труда педагога
(Материалы индивидуального сопровождения учащихся (методики психолого-педагогичекие пометки для родителей).
Материалы работы с детским коллективом (методики педагогических диагностик, игровые методики, сценарии конкурсных мероприятий).
Карточки педагогического опыта.)
Тема 1 1 год обучения    
2 год обучения    
И т.д.    
Тема 2 1 год обучения    
2 год обучения    
И т.д.    
И т.д. 1 год обучения    
2 год обучения    
И т.д.    
 
 

Приложение  4.
Глоссарий.
 
А
Аннотация - Краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки.
Аннотация призвана раскрыть назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована данная методическая работа, книга.
Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Б
Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.
Г
Графики (диаграммы) – График позволяет наглядно показать рост, изменения какого-либо явления.
И
Инструкциядокумент, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо; пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.
Методическая инструкция к игре или дидактическому пособию призвана осветить следующие моменты:
1. название пособия;
2. для кого предназначено;
3. для чего предназначено, какие задачи воспитания помогает решать;
4. из чего состоит;
5.сколько человек, групп могут одновременно пользоваться;
6. в чем заключается смысл игры;
7. условия пользования пособием, условие игры (простой, усложненный вариант);
8. порядок пользования пособием, игрой;
9. кем разработано пособие или игра;
10. при необходимости – полезные советы по использованию игры, пособия.
Информационный каталог
Цель: познакомить с библиографией, фильмами, фонозаписями.
Содержание каталога составляется по схеме:
1. название книги, фильма;
2. автор;
3. краткая аннотация;
4. выходные данные, год издания, издательство.
Форма каталога:
1. каталожные карточки, объединенные в картотеку;
2. линейный текст (сборник, брошюра);
3. папка – скоросшиватель с подборкой материалов.
Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.
 
К
Картотека Картотека (др.-греч. χάρτης «лист папируса» и θήκη «место хранения») — упорядоченное собрание данных, как правило на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком-либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определённым признакам. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате и т. д.
Картотеки могут быть:
1. методической литературы;
2. газетных и журнальных статей;
3. методических разработок, кадров;
4. интересных людей;
5. опыта полезных дел;
6. диапозитивов (диатека);
7. фонозаписей (фонотека);
8. игр, поговорок, цитат и др.
Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по следующей схеме:
I. Картотека библиографии, дидактических пособий:
   Название книги, статьи, пластинки ___________________________
   автор ____________________________________________________
   краткая аннотация  - о чем,
   что полезного можно использовать в работе ___________________
   выходные данные (издательство, год) _________________________
   место нахождения данного издания
   (библиотека, отдел, дом) ____________________________________
II. Картотека педагогического опыта работы.
       Ф.И.О. ___________________________________________________
    должность, место работы, телефон ___________________________
    чем интересен, полезен
   (круг умений, знаний, которыми владеет человек) _______________
    домашний адрес, телефон ___________________________________
III. Картотека методических разработок
          1. Автор опыта
         (Ф.И.О., должность, стаж педагогической работы) ____________
      2. Тема опыта _____________________________________________
          сроки практичной реализации опыта с 19г. По _______________
      3. Кем изучен и оценен данный опыт _________________________
          Где и в какой форме представлено
          развернутое изложение опыта  _____________________________
   На обратной стороне дается краткое описание опыта:
- педагогические идеи, лежащие в основе опыта
- содержание, формы, методы и средства работы представляющие наибольший интерес.
 
Комментарий – Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендаций. Когда, изложив тезис, описав дело, тут же комментируется все «за» и «против».
Самостоятельным видом комментарий является, если он освещает положительные и отрицательные стороны какого-либо события или формы работы, не давая рекомендаций.
 
Конспект учебного занятия – Конспект учебного занятия включает в себя:
- описание процесса подготовки занятия;
- формулировку цели и задач занятия;
- используемые методы, приемы и средства обучения.
В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.
Л
Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
М
Материалы городских методических объединений – При проведении городских методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.
 
Методическая записка – Дает пояснение к последующим методическим материалам, изложенным более (планам, графикам, таблицам).
Записка должна дать ответ на следующие вопросы:
1. решению, каких задач способствует данная методическая работа;
2. кому адресована;
3. на основании каких документов, фактов составлена работа;
4. какова система изложения материала.
 
Методическая разработка – Комплексная форма, включающая в себя рекомендации по организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д.
Примерная схема методической разработки:
1. название разработки;
2. название и форма проведения дела;
3. объяснительная записка, в которой указываются:
    - задачи проводимого отдела, предлагаемого метода;
    - возраст детей, на которых рассчитано дело;
    - условия для проведения, осуществление;
4. оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, музыкальное сопровождение);
5. методические  советы на подготовительный период (правильное распределение  поручений, работа подготовительных штабов, советов дела, большие и малые дела звена,  отряда, дружины, предшествующие и нацеливающие на основное, роль педагогов в этот период);
6. сценарный план, ход проведения дела;
7. сценарий дела, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;
8. методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, от каких ошибок  предостеречься, где лучше проводить дело, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя);
9. методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);
10. Список используемой литературы;
11. Автор разработки, должность, место работы, год.
 
Методические рекомендации – Создаются для оказания помощи коллективу, педагогу, в выработке решений, основанных на достижении науки и передового практического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного коллектива, педагога.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (дел, деятельности).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Рекомендации имеют точный адрес – классному руководителю, методисту, детскому активу. Учитывая конкретного адресата, терминология, стиль, объем методических рекомендаций строго регламентируется.
 
Примерная схема написания рекомендаций:
1. вступительная часть – объяснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвано оказать настоящая работа;
2. изложение главного тезиса – что именно рекомендуется делать по исправлению или улучшению существующего положения;
3. методические указания по решению организационных вопросов (созданию штабов, агитация, оформление, распределение поручений и т.д.);
4. примерные варианты проведения данного дела с советами:
    - как лучше сделать;
    - на какие трудные моменты обратить внимание;
    - какие технические и музыкальные средства использовать и т.д.
5. описание перспективы результатов рекомендованного дела:
    - какие задачи поможет решить;
    - какое конкретное действие окажет на участников;
    - чему научит;
    - краткое перечисление других форм работы способных закрепить достигнутый
      воспитательный эффект, развить полученные навыки;
6. список рекомендуемой литературы по данной теме, список используемой литературы;
7. автор работы, год написания, рецензия.
 
Методическое описание – Путем простого изложения рассказывает о проведенном деле, увиденном событии или о том, как его можно провести. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробно описывать событие, действия, разъяснять их.
П
Памятка – Содержит краткие, самые важные сведения по выполнению какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. Это очень распространенный вид, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия.
 
Плакат информационный – Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Примером информационного плаката могут служит

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»