Музыкально-ритмические занятия как часть единой коррекционно-развивающей и адаптационной технологии
в начальной школе для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Макотченко Мария Владимировна,
учитель музыки,педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 313 Санкт-Петербурга
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к детям с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Для работы с детьми данной категории необходимо применять особую технологию, построенную на сочетании музыки и движений.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального языка, как: звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах (погремушки, дудки, барабан, бубен, металлофон и др.), осваивают подвижные игры с музыкальным сопровождением.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям.
Музыкальное развитие детей с разными отклонениями осуществляется в процессе музыкальной деятельности, организованной в различные ее виды и формы. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Многие исследователи в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей данной категории. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада. Эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.
Основные цели и задачи музыкально-ритмических занятий:
- формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятие ритмического рисунка;
- согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку;
- изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);
- согласование движений с пением;
- нормализация музыкального тонуса, тренировка отдельных групп мышц и развитие основных видов движений;
- выработка правильной осанки, чувства равновесия;
- развитие точности, координации, плавности переключения движений.
Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. Коррекционная ритмика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие эмоционально-волевых функций, улучшают качественные характеристики движения, развиваются такие личностные качества как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.
Способность к восприятию и воспроизведению ритма являются универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности.
Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми данной категории, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами:
- формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
- развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
- овладение вокально-хоровыми навыками (певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем);
- формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без.
Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:
- музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
- навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
Литература
Бабанский Ю. К.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982
Орлов А.Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2
Петрушин В. И.Музыкальная психотерапия. — М., 1997
Руднева С., Фиш З.Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972