Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Теоретические основы ориентации подростков
в учреждениях дополнительного образования

Сычева Инна Анатольевна
Введение
 Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Действительно, педагогика на современном этапе, провозглашая главной целью - развитие личности ребенка.
 В педагогике и психологии господствует идея социальной обусловленности отрицательных явлений в психике личности, отнюдь не связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном развитии.
 Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к изменению социального запроса к обучению и воспитанию детей в условиях общего и дополнительного образования.
 По-новому взглянуть на роль дополнительного образования позволили Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году; Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года. Названные документы привели нас к пониманию необходимости изменения содержания, методов, форм работы УДО. В связи с этим, главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество. Основные задачи заключаются в переосмыслении методов организации образовательного процесса, в поиске, разработке и применении таких технологий, которые предоставят ребенку возможность достигнуть высокого индивидуального уровня образованности.
 Успешность реализации целей и задач, стоящих перед дополнительным образованием, во многом зависит от профессионального и личностного осознания и принятия педагогами идеологии и технологии развития факторов успешности. Стоит подчеркнуть, что такой подход к развитию ребенка всегда был присущ образовательной деятельности. Предназначение педагога учреждения дополнительного образования детей - быть не просто инициатором в поиске решения проблем, но создавать такие педагогические условия, которые приведут ребенка к адекватной самооценке, самообразованию, являющиеся залогом успешной социализации подростков. Поколение подростков численностью в 1,2 млрд. человек готовится к вступлению во взрослую жизнь в стремительно изменяющемся мире.
Исходя из современной отечественной трактовки процесса воспитания, а также учитывая глубокие перемены, происходящие в России, можно с уверенностью сказать, что преобразования социальной сферы затрагивают все стороны жизнедеятельности подрастающего поколения. Процессы преобразований воздействуют на перестройку психологии, взглядов, убеждений, привычек, нравственных и моральных ценностей. Для одних эти преобразования не затрагивают их жизненное кредо, а другие уходят в глубокую депрессию, что приводит к ослаблению защитных функций организма, ведущих к стрессам, развитию алкоголизма и наркомании, бродяжничеству, в целом, к нарушениям общественных ценностей и морали и др. Особой опасности подвержены несовершеннолетние, если все перечисленные последствия будут косвенно или адресно затрагивать формирование социальной позиции подростка.
        Учреждения дополнительного образования детей обладают значительным педагогическим потенциалом для ориентации подростков на личностные достижения, предоставляя право на свободный выбор деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы. Специфика их работы заключается в том, что здесь создаются благоприятные условия, предоставляющие возможности любому ребенку «ощутить ни с чем не сравнимую радость первенства» . Успешность детей выступает результатом образовательной деятельности, а мера этой успешности определяется относительно каждого как личности. В качестве значимого критерия оценки результативности учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей рассматривается динамика личностных достижений воспитанников.
 В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. На сегодняшний день почти половина жителей Земли моложе 25 лет, из них около 20 % составляют подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Большую часть сети составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки.
 Ситуация с включенностью детей в различные формы дополнительного образования в регионах России далеко не одинакова. Если за точку отсчета взять средний федеральный показатель процента охвата детей дополнительным образованием, а именно - 38,7%, то окажется, что 43 субъекта Российской Федерации превышают данный процент. Следует отметить, что в 21 регионе страны практически каждому второму ребенку предоставлена возможность систематически заниматься любимым делом. В настоящее время дополнительное образование детей развивается по восьми основным направлениям.
Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
Теоретические основы ориентации подростков  в учреждениях дополнительного образования
    Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
    В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является  личностно – ориентированное образование.
    Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
    При реализации такого подхода процессы обучения  и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
      Проблема ориентации детей на личностные достижения в образовательном процессе учреждений различных типов (в основном, общеобразовательной школы) была и остается предметом пристального внимания отечественных ученых (С.И. Высоцкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Э.А. Красновский, Р.Ф. Кривошапов, В.С. Резикова, В.С. Шубинский и др.).
 Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.
Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной.
В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет.
В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет».
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Обобщим главные личностные черты подростка:
1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается
Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на «мелочи жизни», но тяжело переживает конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.
Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.
Вторая особенность поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников.
Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.
Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая интенсивность).
Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие воспитательным воздействиям.
Особенности развития трудного ребенка:
-           основные отклонения в развитии психики, которые породили неправильное поведение;
-           систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;
-           главные отношения трудного подростка с окружающим миром.
Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток стал на путь продуманного противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.
Таким образом, прилив физических сил побуждает подростка к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.
      Процесс ориентации подростков на личностные достижения в условиях дополнительного образования детей не был предметом специального исследования. Вместе с тем опыт работы показывает, что педагогические коллективы направлены в большей степени на внешние результаты (награды, победы в конкурсах и т.д.), существуют проблемы учета в образовательном процессе индивидуально-психологических особенностей подростков.
    Таким образом, анализ теории и практики показал, что в деятельности учреждений существует ряд значительно снижающих эффективность процесса ориентации подростков на личностные достижения противоречий между: потребностью общества в развитии творческой, социально-успешной личности и недостаточной разработанностью в педагогической науке проблемы ориентации подростков на личностные достижения; пониманием педагогами важности ориентации подростков на личностные достижения и недостаточной обоснованностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления данного процесса в учреждении дополнительного образования детей; стремлением воспитанников к личностным достижениям, самосовершенствованию и недостаточной готовностью педагогов организовать соответствующую развивающую среду.
     Понятие «личностное достижение» является сложным и многоаспектным. Как показывает теоретический анализ, личностные достижения - результат целостного развития ребенка: познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоконтроля, самоорганизации, физического и психического здоровья. Под личностными достижениями детей можно понимать и те изменения, которые произошли в воспитаннике по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом и до определенных этапов собственного роста.
 
 
 
Заключение
    Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
    Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако, если в тот период акцент делался на культурно-досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.
    Определяя понятие дополнительного образования детей и особенности педагогической деятельности с ними в этой системе, необходимо помнить об отличительных чертах и специфических особенностях педагогического взаимодействия, возможных путях и способах решения педагогических задач. Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но нужно не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.
    Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.
    Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности УДО позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.
    Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.
    Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Признаки традиционных технологий обучения:
  • трансляция готового учебного содержания.
  • изложение нового материала – монолог учителя.
  • диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
  • основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.
  • единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
  • ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
  • надзор вместо управления.
Особенности личностно-ориентированных технологий  
ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
СРЕДСТВА достижения  педагогом этой цели:
  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
    Развивающий, воспитательный потенциал дополнительного образования детей многократно возрастает, если педагог начинает осознавать многофункциональность своего предназначения, если он понимает, что предмет деятельности, который является для ребенка целью прихода в объединение, для самого педагога в первую очередь - средство развития воспитанника, становления и формирования его личности, а также средство воспитания в нем таких качеств, которые помогут ему состояться в этой жизни, быть успешным, счастливым в личном плане и полезным для общества человеком.
    Необходимо формировать готовность педагогов дополнительного образования к ориентации подростков на личностные достижения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, что предполагает: владение технологиями личностно-ориентированного, развивающего обучения; умение педагога поэтапно выстраивать процесс ориентации воспитанников на личностные достижения на основе психолого-педагогической поддержки, создавая на занятии ситуации для проявления инициативы, творческих способностей каждым подростком.
    Критериями и уровневыми показателями личностных достижений подростков в учреждении дополнительного образования являются отличительные признаки качеств личности, значимые для осуществления творческой деятельности, обусловленные переходом на более высокий уровень овладения избранным видом деятельности.
    Структурно-логическая модель ориентации подростка на личностные достижения в учреждении дополнительного образования детей отражает механизмы индивидуального саморазвития (поиск, оценка, выбор, проекция), базирующиеся на выявлении и активизации его важнейших характеристик - самооценки, мотивации достижения.
    Данная модель включает следующие этапы: мотивационно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный.
    Обозначенная в исследовании совокупность педагогических условий -готовность педагогов к ориентации подростков на личностные достижения, осуществление психолого-педагогической поддержки в процессе их ориентации на личностные достижения, создание творческой образовательной среды, стимулирующей рост личностных достижений воспитанников, - является необходимой и достаточной для обеспечения эффективности процесса ориентации подростков на личностные достижения в учреждении дополнительного образования детей.
Выполненная работа  позволила сделать следующие выводы:
1. Актуальность изучения проблемы ориентации подростков на личностные достижения в учреждении дополнительного образования детей обусловлена современной образовательной ситуацией в условиях модернизации образования.
2. Личностное достижение подростка - это осознанное позитивно значимое изменение в мотивационной, операциональной, эмоционально-волевой сферах ребенка в ходе успешного освоения избранного вида деятельности.
3. Успешность ориентации подростков на личностные достижения в учреждении дополнительного образования детей обусловлена спецификой развивающего пространства, особенностями которого являются: целенаправленное интегрирующее восхождение от досуговой деятельности к образовательной; учет потребностей и интересов воспитанников; направленность образовательного процесса на индивидуальную неповторимость ребенка; утверждение приоритета личностно-дифференцированного подхода к его развитию; творческое сотрудничество учащихся и педагогов.
4. Успешность реализации педагогических условий связана с применением личностно-ориентированных, развивающих технологий, вариативных разноуровневых программ в образовательном процессе, обеспечением мониторинга личностных достижений воспитанников, доминированием «ситуации успеха» и созданием «поля достижений» в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей.
Современный этап развития образования – общего и дополнительного, характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем».
 
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 – № 4.
  3. Дейч Б.А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
  4. Иванченко И.Д. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов-на-Дону, 2007.
  5. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
  6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002.
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
  8. Эффективный учитель/авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»