Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Особенности адаптации к детскому саду
детей раннего дошкольного возраста

Кряжева Светлана Александровна
 
Аннотация:
Данная статья посвящена особенностям адаптации к детскому саду детей раннего возраста, именно детей с 1,5 до 2-х лет. Материал статьи основан на педагогическом опыте. В основе статьи описывается система жизнеобеспечения малышей, которая определена в чёткую систему иерархии потребностной структуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации. Базой для изучения особенностей адаптации детей служит группа раннего возраста компенсирующей направленности.
Список ключевых слов: ранний возраст, адаптация, психическое развитие ребенка, дошкольное образовательное учреждение, потребности ребенка.
 Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов [5, с. 27], стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий [2, с. 15].
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямо хождением, речевым общением и предметной деятельностью [5, с. 7].
Экономические отношения вынуждают большинство родителей по достижению ребенком 1,5 - 2 лет выходить на работу. В итоге, в таком  «нежном» и важном для развития возрасте, ребенок оказывается в дошкольном учреждении.
К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он  попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться. Начинается адаптация ребенка.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке [3, c. 21], а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство.
В большинстве источников на тему: «адаптация к дошкольному образовательному учреждению детей раннего возраста» описаны методические приемы, рекомендации, особенности детей от 1 года до 3-х лет. Но с года и до трех лет ребенок проживает два года со своими особенностями и новообразованиями, а значит для успешной адаптации ребенка к детскому саду, необходимо учитывать особенности конкретного возраста ребенка.
Данная статья посвящена особенностям адаптации к детскому саду детей раннего возраста, именно детей с 1,5 до 2-х лет. Материал статьи основан на педагогическом опыте. Базой для изучения особенностей адаптации детей служит группа раннего возраста компенсирующей направленности.
Изучая методическую и психологическую литературу по данной теме, автор статьи пришел к выводу, что данная тема актуальна:
во-первых, вся педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения строится на Федеральном государственном стандарте, а одним из его принципов, является, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
во-вторых, именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%  – 40%.
в-третьих, изучая особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению детей 1,5 до 2-х лет, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть задержка психического развития, «пограничные нарушения», неврозы, аффективные состояния, которые находятся на грани здоровья и болезни [3, c. 29];
в-четвертых, воспитатели группы не всегда готовы оказать вновь поступающим детям квалифицированную помощь.
Цель статьи: на собственном педагогическом опыте проиллюстрировать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, раскрыть основные стадии вхождения ребенку в социум.
Статья адресована воспитателям, впервые принимающим детей раннего возраста в группу дошкольного образовательного учреждения.
Процесс адаптации в раннем возрасте сложен, ведь он создает основу для дальнейшего развития ребенка, и на выходе из детского сада мы получаем личность со своими социальными и психологическими характеристиками. [1, гл 4, ст.6]. Задачей воспитателей на данном этапе является облегчить процесс адаптации детей раннего возраста.
Ясельная группа включает в себя два возраста, с 1,5 до 2-х и с 2-х до 3-х лет. У детей этих возрастов есть хоть и незначительные, но все же отличия, на которые необходимо ориентироваться, чтобы создать благоприятную социальную, психологическую и физиологическую обстановку для развития каждого ребенка.
Рассмотрим в сравнении особенности развития детей раннего возраста в период с 1,5 до 2-х лет и в период с 2-х до 3-х лет.
В промежутке от 1 года до 2-х у ребенка начинает формироваться поведение и складываться характер. Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Игра ребенка сводится к различным действиям с предметами. Формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно–деловым [2, c. 38].
Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Ребенку в этом возрасте по-прежнему нравится общение со взрослыми, но он проявляет все больший интерес к своим сверстникам. В этом возрасте наиболее интенсивно развивается речь ребенка, осуществляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятельности, действий с предметами и движений, формируются навыки самостоятельности [2, c. 45]. 
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном и психологическом [4, c. 4]. Поэтому в работе, педагоги опирались на систему, которая позволила облегчить процесс адаптации, путем создания благоприятной обстановки на разных уровнях. Ребенку в новой для него ситуации должно быть комфортно, и психологически, и социально и физиологически.
Вся система жизнеобеспечения малышей, определена в чёткую систему иерархии потребностной структуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации. Теплюк С. Н. четко и доступно объясняет данную позицию, и эти знания позволяют избежать многих ошибок и сделать процесс адаптации менее болезненным и спокойным.
Для адаптации очень важны первые две недели, так как это время является начальной фазой адаптации, на которой происходит наиболее сложная перестройка организма.
Для описания системы рассматривался и анализировался процесс адаптации детей группы раннего возраста № 9 (с 1,5 до 2 лет) Государственного бюджетного образовательного учреждения  детский сад « 43 компенсирующего вида.
Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить в виде перевёрнутой пирамиды:
- 4 ступень РЕБЕНОК +ДИТЯ
- 3 ступень РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)
- 2 ступень РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ
- 1 ступень РЕБЕНОК + МАТЬ
I ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности.
Работа воспитателя основывается на взаимодействии с родителями. Родителей можно разделить на 2 группы. Первая группа включает в себя родителей, которые задолго до 1 сентября знакомятся с воспитателями, с условиями посещения ребенком детского сада, приводят ребенка в группу, на прогулку, чтобы познакомиться с воспитателем, с группой (помещением). Чаще всего это родители, у которых это первый ребенок. Вторая группа – это чаще всего родители, отдающие в сад второго или третьего ребенка, появляются на пороге детского сада только за день до 1 сентября, чтобы познакомиться с воспитателем, а некоторые непосредственно в день первого посещения. Работа воспитателя в таком случае усложняется, необходимо побеседовать с родителями об особенностях адаптации детей к новым условиям (Памятка) и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, узнать все его привычки, как ест, как спит, что любит, что не любит, как называют его дома.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними [5, c. 48].
Это все необходимо, во-первых, для того, чтобы максимально создать условия, похожие на домашние, во-вторых, таким образом, воспитатель располагает родителей к себе, строит доверительные отношения.
Очень важно на этой ступени воспитателю создать образ уверенного в себе, квалифицированного педагога, который позаботиться о ребенке. Необходимо так настроить родителя, чтобы он не тревожился, не беспокоился о ребенке, ведь все переживания родителя, отражаются на ребенке, так как эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. В этом возрасте ребенок  - это «маленький гений», он способен чувствовать настроение и тревоги мамы, даже если она находиться от него далеко.
Во взаимодействии с родителями, появляется такой факт, как человеческий фактор, одни родители эмоционально привязаны к одному воспитателю, другие – к другому. Кому-то импонирует один воспитатель, а с другим общается натянуто. Родитель, как и ребенок, тоже должен привыкнуть к новым для него людям. Поэтому важно в период адаптации присутствие двух воспитателей в первые две недели.
Главная задача педагога на данном этапе – построение доверительных отношений с родителями.
II ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. Вторая ступень плавно вытекает из первой. Как показали исследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как её отражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого [5, c. 31].
Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого.
Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей по-разному адаптирующихся к детскому саду в зависимости от различий в поведении и потребности в общении.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт [5, c. 14]. Таких детей в группе оказалось шесть из одиннадцати. Сначала такие дети вообще не идут на контакт, они вырываются из рук воспитателя, сильно плачут, когда понимают, что остались одни (без знакомых им людей), требуют постоянного контакта со взрослым (пожалеть, тактильного контакта – погладить по головке, обнять). Главная задача воспитателей, а также помощника воспитателя, как можно чаще идти на тактильный контакт с такими детьми.
Если ребенок в течении длительного времени не идет на контакт, то если есть возможность, разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п..
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов: I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем; II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем; III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях [4, c. 7].
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Вторая – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Таких детей оказалось трое.
Находясь в группе, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Он вполне заменяет им близких членов семьи, от него они узнают, как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания
И, третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно [5, c. 17]. Таких детей оказалось в группе всего лишь двое.
А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других
Задача воспитателя на данной ступени сводиться к целенаправленной работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми. Обязательно должно присутствовать личностное общение с ребенком, а не только общение по обучению его предметным действия. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
Когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.
При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг  общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.
Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.
III ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам и предметам ближайшего окружения.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.
Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников.
Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходит дело и до ссор [5, c. 19].
IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательного процесса. Необходимо помнить, что у малыша до трехлетнего возраста нет острой потребности в общении с другими детьми, поскольку эта потребность формируется несколько позже. Для деток этого возраста именно взрослый является интересным собеседником. Напротив, сверстники не могут обеспечить малышу должного внимания, поскольку имеют те же потребности.
Следуя ступеням системы иерархии потребностной структуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации, и проанализировав процесс адаптации каждого ребенка, получили следующие результаты:
- шесть детей прошли легкую адаптацию, к концу первой недели аппетит достиг обычного уровня, через две недели наладился сон. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. окружающими предметами;
- четверо детей прошли адаптацию средней тяжести, сон и аппетит восстановился в течение  месяца, настроение было неустойчивым. Эмоциональное состояние детей нестабильно, новый раздражитель способствовал отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявлял познавательную и поведенческую активность.
- двое детей ходили очень редко.
Невозможно предложить единый для всех метод адаптации - каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
 
 
Список используемой литературы:

 
  1. Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»// «Российская газета», № 265, 25.11.2013.
  2. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации / Ю.А Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 105 с.
  3. Лапина И. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение / И. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2013. - 127 с.
  4. Млодик И. Ю. Консультирование родителей в детском саду. Возрастные особенности детей /  И. Ю. Млодик, И. А. Ивлева, О. В. Сафуанова. – М: Генезис, 2014. - 32 с.
  5. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / А. В. Найбауэр. – М: Сфера, 2013. - 128 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Памятка для родителей
Поступление ребенка в детский сад
Уважаемые мамы и папы!
Ваш малыш подрос и уже скоро станет посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о том, будет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании.
Вы должны знать и не пугаться того, что привыкание к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни без изменений психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.
В адаптационный период возрастает возможность заболевания ребенка, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
И конечно, привыкая к новым условиям, малыши плачут.
Плач — эмоциональная разрядка, по-другому они пока не научились снимать нервное напряжение. Но, как подметили практики, самые «плаксивые» поначалу потом становятся наиболее привязанными к детскому саду.
Пусть наши советы и рекомендации помогут вам и вашему ребенку значительно легче привыкнуть к дошкольному учреждению.
  1. До поступления в детский сад попробуйте посещать прогулки в детском саду, во время которых, по возможности, приобщайте его к совместным игровым действиям с другими детьми.
  2. На прогулках обратите внимания на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми.
  3. Если у вашего малыша сохранились к моменту поступления в садик вредные привычки (сосание пустышки, пальца, кормление с книжкой и др.) отучайте от них постепенно: сначала дома, а потом уже в группе, по договоренности с персоналом.
  4. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут воспитатели и друзья.
 
Первые дни в детском саду
  1. Первый раз желательно привести малыша в детский сад утром, ближе к концу завтрака, накормленного.
  2. Первые 2-3 дня приводите малыша в группу на 1-3 часа, постепенно увеличивая время его пребывания в коллективе.
  3. Не беспокойтесь больше, чем ребенок. Если вы прощаетесь с ним несколько раз подряд с обеспокоенным выражением лица, у него возникает мысль: «Она ведет себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что-нибудь ужасное, если я здесь останусь. Лучше я ее не отпущу от себя». Ведите себя весело, уверенно, показывая малышу, что основания для страха нет.
  4. Если ребенок с трудом расстается с матерью, возможно, водить его в детский сад следует отцу.
  5. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
  6. Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми не расставался дома.
  7. В конце дня обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, с какими трудностями столкнулся ребенок сегодня, а что уже хорошо получается.
  8. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте его детским садом.
  9. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
  10. Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и т. п.
  11. Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что — чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  12. Отправляясь первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребенком здесь ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.
  13.  Описывайте, как красочно будет на утренниках, какие интересные занятия: рисование красками, лепка, физкультура и т. д.), что в группе у каждого ребенка есть своя кровать, стульчик, что дети вместе кушают, спят, играют, гуляют на улице.
  14. Прощание не должно быть долгим, но как ритуал, например, поцелуй в щеку и игрушка, взятая из дома, должны присутствовать.
  15. После детского сада желательно обнимать и ласкать дольше обычного, играть в контактные игры, совместно что-то делать, например, рисовать рисунок.
Наличие у детей возможных навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад
Навыки самообслуживания:
- самостоятельно ест ложкой, умеет пережевывать пищу;
- перед едой моет руки;
- пользуется носовым платком, салфеткой во время приема пищи;
- своевременно просится на горшок;
- снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т.д.), пытается одеваться без застегивания;
- узнает свои вещи;
- совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или в пакет;
Индивидуальные особенности:
- любит, когда читают книжки;
- рассматривает картинки;
- любит слушать музыку;
- любит рисовать, так как умеет.
Навыки общения:
- понимает обращенную к нему речь;
- по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;
- понимает слова «нельзя», «надо»;
- любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
- обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.
Игровая деятельность:
- самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;
- повторяет в игре за взрослым увиденные действия;
- выполняет знакомое движение под музыку;
- играет с различными предметами, объединяя в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);
- использует в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки).
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»