Развитие туризма в образовательной среде.
Коллектив авторов:
Н.Н. Антипова, учитель высшей квалификационной категории начальных классов школы № 68 Калининского района Санкт-Петербурга, отличник народного просвещения. Е.К. Паршина, преподаватель агентства «NewHomeService» высшей квалификационной категории; учитель труда ПНИ № 10 Невского района Санкт-Петербурга, представитель общественных организаций: Национальная Академии Туризма , Международная ассоциация арт-терапевтов. Н.П. Соболькова, к.п.н., преподаватель БАТиП, методист РМЦ Комитета по образованию г. Всеволожска.
Л.П. Хренова, заместитель директора МОУ « Лесновская СОШ» Всеволожского района Ленинградской области , учитель английского языка высшей квалификационной категории.
Благодарим за сотрудничество: Андрееву З. П., Андрееву И.В., Абрамова В.Б., Бедарева И.А., Белошееву Л.В., Богданова И.И., Боровкову Т.И., Боровкову О.А., Бровину С.В. , Веденину М.В., Калинину Н.К., Кинс О.А., Конькова Е.И., Краеву Л.А., Кривохиж В.В., Крыжановскую Л.Ф., Куршакову А.Л., Левандовскую Т.С., Магневу Е.И., МатвеевуМ.Н., Морозова Р.А., Москалёва Д.В,, Мыцикову А.М. , Нефёдову Н.В., Онуфриенко Э.И., Поддубную Л.М., Тихомирову А.В., Юдину Е.Н. Спасибо!
-2-
Актуальными проблемами современной школы являются формирование положительной учебной мотивации, воспитание интереса к получению непрерывного образования в той или иной предметной области, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. По мнению известного философа К.В. Романова, школа должна опережать развитие общества, в противном случае наступает регресс. Исследования психологов доказывают, что интерес представляет собой сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Выделяют два источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: содержание и организуемая для познания данного предмета деятельность школьников. Учёные подчёркивают особую роль эмоционального компонента, т.к. при его отсутствии могут проявляться чувства осознания долга, значимости, ответственности, но не возникает интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе. Педагогическую и родительскую общественность также беспокоят данные медицинской статистики. Профессор РГПУ им. А.И. Герцена С.О. Филиппова отмечает, что наряду с интеллектуальной, психологической и эмоциональной готовностью ребёнка к обучению в школе следует учитывать показатели его физического развития. Кандидат педагогических наук Т.Н. Казакова сообщает, что «около 80% детей рождается с патологией ЦНС, из них 60% имеют отклонения в состоянии здоровья ». Автор утверждает, что « обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребёнка. Дети проводят в школе по 6-8 уроков, мало двигаются, много сидят, в результате чего увеличивается статическое напряжение, возникает дефицит мышечной деятельности, напряжение зрительного аппарата. Негативное влияние оказывает неблагоприятная экологическая обстановка, радиационный фон, ослабление иммунитета, неблагоприятная наследственность, о чём свидетельствуют медицинские исследования и статистика. Все эти факторы создают у учащихся предпосылки к отклонениям в состоянии здоровья: нарушению осанки, ухудшению зрения, повышению кровяного давления, накоплению избыточного веса, что, в свою очередь, предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, нарушению обмена веществ. Учёные и педагоги-практики предлагают разнообразные пути выхода из
-3-
создавшейся ситуации. Предлагаем рассмотреть возможности развития туризма и краеведения в образовательной среде. Понятие « образовательная среда» включает в себя семейное образование и воспитание, учреждения дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального и высшего образования. Т.И. Власова, ректор Балтийской академии Туризма и Предпринимательства, считает: « Большое значение активного туризма состоит в том, что он выполняет многообразные функции: оздоровительную, спортивную, воспитательную, образовательную и прикладную, и при этом сравнительно простыми и доступными средствами». Государственные и частные учреждения дошкольного, общего, специального и дополнительного образования имеют право по выбору включать в учебный план разнообразные программы туристско-краеведческого направления. Кандидат педагогических наук Л.К. Ермолаева видит главную задачу в краеведческом просвещении подрастающего поколения и воспитании « истинных горожан, знающих, любящих свой город, понимающих его ценности и проблемы». Целью программы является не только сообщение знаний о Петербурге, но и формирование нравственных качеств: бережного отношения к наследию, уважение к предкам и согражданам; обучение навыкам самостоятельной работы с краеведческими источниками, музейными экспозициями. Л.Г. Панфилова подчёркивает актуальность краеведческого образования в « создании условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности, что отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества». В работе Л.Н. Махинько « Системно-культурологический подход в преподавании краеведения» в качестве важнейшего отмечается процесс регионализации жизни страны и расширение краеведческого компонента образования. Преподаватель Е.Н. Коробкова в диссертации « Образовательное путешествие как педагогический метод» утверждает необходимость воспитания творческой адаптивности личности. Традиционная методика обучения предполагает следование классическим принципам отечественной педагогики: научности, доступности, наглядности, постепенного усложнения учебного материала и его соответствие возрастным особенностям учащихся, ознакомление с окружающим « от близкого - к дальнему ». Наряду с традиционными методами обучения, такими, как сюжетно-ролевая игра, наблюдения на
-4-
прогулке, занятия в спортивной секции (лыжи, туризм, спортивное ориентирование, гребля, конный и велоспорт), урок, классный час, экскурсия интересными и полезными являются музейные занятия, исторические реконструкции, образовательные путешествия, деятельность семейного клуба, экологическая экспедиция. Серьёзную работу по реализации туристско-краеведческих программ осуществляет семья как в качестве базового профессионального образования, так и в качестве хобби (походы выходного дня, путешествия, дни семейного отдыха, дни здоровья). В дополнение к традиционной модели школьного обучения профессор кафедры культурологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Л.М. Ванюшкина формулирует принцип « внеаудиторного образования», который предполагает наряду с образовательным путешествием и музейным творчеством использовать возможности обучения в библиотеке и Воскресной школе. Проанализировав опыт российской школы экскурсионизма, Л.М. Ванюшкина останавливается на двух формах работы: однодневные и многодневные походы. Для школьников, проживающих в крупных городах, рекомендуются однодневные экскурсии, для жителей отдалённых районных центров – многодневные поездки. Работа туристических фирм по организации приёма и экскурсионного обслуживания групп школьников в Санкт-Петербурге в течение последних 20 лет на практике подтверждает высокую значимость образовательного путешествия. Учащиеся не только получают определённые знания по истории, архитектуре, культуре города, но и совершенствуют навыки исследовательской деятельности, практикуются в составлении фоторепортажа, написании рецензии, критической статьи, очерка. Позитивной стороной гостеприимства для туристов является неформальное общение с петербуржцами - руководителями туристических групп, экскурсоводами, научными сотрудниками музеев. Занятия по музейной педагогике могут проводиться как с группой учащихся, так и индивидуально в соответствии с интересами ребёнка. Ключевыми понятиями музейной педагогики являются : музейный предмет (подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, музейная культура и музейная коммуникация. В ходе музейного занятия ребёнок может занимать разные позиции: - творца (писателя, художника, учёного, политика, героя); зрителя, слушателя, посетителя;
-5-
-музейного педагога (организация коммуникации, сообщение набора знаний, побуждение к диалогу, творческому поиску). Модель организации музейного образования представляет собой перенос понятий музейного предмета, музейной культуры и музейной коммуникации в образовательную действительность. Обогащению сенсорного опыта, интеллектуальному и эстетическому развитию способствует создание детского домашнего музея – естественно - научного, художественного или этнографического. Важным средством развития является адаптивный туризм. Систематическая работа по организации туристических походов выходного дня, пешеходных экскурсий и занятий по музейной педагогике осуществлялась в коррекционных школах № 18 Центрального района (VIIIвида) и коррекционной школе № 522 Адмиралтейского района (VIIвида) Санкт-Петербурга. Занятия проводились в Петропавловской крепости, Эрмитаже, в Казанском , Троицком и Смольном Соборах, Музее Хлеба, Зоологическом музее, зубропитомнике п. Токсово, что позволило решить специальные задачи развития внимания, памяти, речи, культуры поведения учащихся, существенно повысить учебно-трудовую мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья, стабилизировать состояние эмоционально-волевой сферы, справиться с проблемами двигательной и эмоциональной депривации. Статистические данные практических экспериментальных исследований показывают следующую положительную динамику в течение учебного года: возрастание устойчивости внимания в 4 раза, увеличение объёма запоминаемого материала – в 3-5 раз, активизацию функций устной и письменной речи в 3-7 раз, кардинальные изменения в системе ценностей школьников. В период 2004-2012 года нами были проведёны практические мероприятия по развитию культурного и активного туризма во Всеволожском районе Ленинградской области на базе МОУ « ООШ п. Стеклянный» и Всеволожской вечерней (сменной) общеобразовательной школы №2 д. Вартемяги. Работа включала в себя: - анализ авторских программ и методических разработок по краеведению; - апробацию Программы внеаудиторного образования « Любимая Русь»; - музейные занятия и исторические реконструкции по теме « Зелёный Пояс Славы»; « Семейный альбом»; « Праздник Масленицы». - проведение военно - спортивной игры« Зарница»;
-6-
- образовательные путешествия в крепости края: Корелу, Старую Ладогу, Выборг, Орешек; - организацию экскурсий по литературным местам Ленинградской области: в музей-усадьбу Олениных Приютино, Набоковых – Рождествено, в музей « Домик Станционного смотрителя» в Выре, в Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны в Кобрино; - проведёние цикла экскурсий в музеи Санкт-Петербурга, многодневные поездки в Москву, Великий Устюг, в Новгород; - рекламно-издательскую деятельность: оформление презентаций, быстрых публикаций, журналов, буклетов; - проведение научно-практических конференций учащихся; - участие в конкурсном и олимпиадном движении; - организацию семинаров по профильному обучению в БАТиП.
Финансирование путешествий проводилось за счёт средств семейного бюджета педагогов и родителей при поддержке социальной службы ЗАО « Форд Моторс Компани». Отмечаются следующие положительные результаты работы: у учащихся вечерней школы в ходе занятий по программе ОБЖ (подготовка и проведение военно-спортивной игры « Зарница») и элективного курса « Мир профессий» с опорой на метод образовательного путешествия ( 2006 г.) отмечено снижение уровня агрессии с 80% до 30% ( Тест эмоций Басса - Дарки). Наблюдения в течение 5-7 лет подтверждают высокий уровень устойчивости, учебной и трудовой мотивации, выносливости, адаптации выпускников вечерней школы к деятельности в условиях нестабильной ситуации . В экспериментальной группе учащихся школы посёлка Стеклянный точность ответов на вопросы по курсу « Ознакомление с окружающим миром» оказалась выше на 25%-50%, чем в контрольной группе. Положительная учебная мотивация сохранилась у 93% учащихся: 50% выбрали обучение в 10-11 классах, 43% - в колледжах и техникумах, группа риска составила 7%. (Статистика 2009-2010 учебного года). С целью внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий в 2005-06 году организовано спортивное мероприятие День Здоровья для воспитанников детского дома № 53 Выборгского района Санкт-Петербурга « Праздник Масленицы». В направлении развития активного туризма в рамках Семейного клуба проводятся занятия лыжным и горнолыжным спортом, спортивным ориентированием в п. Токсово (Северный Склон, база ВИФК), в течение
-7-
2010-2012 года для желающих организованы занятия в конно - спортивном клубе « Дюны», что способствует гармоничному интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию детей и подростков. В процессе обучения навыкам верховой езды у всадника вырабатывается уверенность, устойчивость к физическим нагрузкам, повышается самооценка, снижается агрессивность, раздражительность, исчезают комплексы подросткового периода. Лечебно-восстановительная езда восстанавливает нарушенный баланс движений, тем самым спасая от многих заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни – гиподинамией: болезней сердечно - сосудистой системы, нервно-психических, болезней обмена веществ. Иппотерапия активизирует и познавательные способности ребёнка. Необходимость концентрации внимания, сосредоточенности, максимально возможной собранности, потребность в запоминании последовательности действий как при езде, так и уходе за животными, - всё это активизирует психические процессы, расширяет кругозор, тренирует память. Одновременно повышается способность к обучению. Благодаря групповым занятиям у ребят развивается эмоциональный механизм как азарта и соперничества, так и сопереживания по случаю неудач своих товарищей и радости от успехов. Изучение природы, традиций, исторического и культурного наследия, экономики родного края формирует стойкий интерес к научно-исследовательской деятельности. Логичным завершением поисковой работы юных краеведов нам представляются такие формы педагогической деятельности, как научно-практическая конференция учащихся, конкурсное и олимпиадное движение, защита проектов, выпуск журнала. Ребятам была предоставлена возможность принять участие в научно-практических конференциях по краеведению в Русском Географическом Обществе, РГПУ им. А.И. Герцена, библиотеке воинской части посёлка Лемболово. Авторские работы Соболькова Никиты – фильм по материалам семейного архива о П.П. Гайворонском, учащихся Брызгаловой Анастасии, Булгак Виктории, Митяевой Натальи, Морозенко Ирины, Тонковой Софьи, семьи Виноградовых- доклады, эссе, интервью, стихи - представлялись на Всероссийскую Олимпиаду« Паруса Науки», областной конкурс « Отечество», Международный конкурс « Я придумал книгу», где отмечались призами и грамотами. Многие выпускники связали свой профессиональный выбор с деятельностью в сфере управления, образования, культуры, экономики, социально-реабилитационной работы.
-8-
« Одной из главных тенденций в туристическом бизнесе является переход от групповых форм к индивидуальным путешествиям», утверждает Ю.Л. Рыбакова. Практическая деятельность в сфере семейного образования также подтверждает высокую значимость организации занятий по туризму и краеведению. В течение 6 месяцев (октябрь 2011 г. - март 2012 года) проводилась комплексная работа педагога-дефектолога и учителя – логопеда с учеником коррекционной школы VIIвида Андреем М. , включающая экскурсии по Санкт-Петербургу и образовательное путешествие семьи на остров Бали (февраль2012 года). Данные психолого-педагогического исследования (тест по Векслеру) указывают на повышение интеллектуального развития, стабилизацию эмоционального состояния, укрепление физического здоровья, коррекцию самооценки, положительные изменения в учебной мотивации ребёнка с перспективой изменения диагноза и перевода в общеобразовательную школу. ( Агентство «NewHomeService»). Рассматривая вопросы развития туризма в образовательной среде, важно отметить такую форму деятельности, как музейный абонемент. Учитель 3 класса «б» школы № 68 Калининского района Санкт-Петербурга Антипова Надежда Николаевна активно внедряет в учебно-воспитательный процесс разнообразные формы туристско-краеведческой работы. Родителям и учащимся предлагаются цикл лекций в Русском музее, абонемент в Океанариум, экскурсии в музеи Санкт-Петербурга как форма внеклассной работы, походы выходного дня, проектные технологии, защита презентаций. По итогам работы в 2011-2012 учебном году учащимся было предложено заполнить Анкету юного путешественника. Результаты опроса учащихся (27 человек ) показывают, что в число известных детям музеев (31) вошли: Военно-Морской , Русский, Эрмитаж, Музей Железнодорожного транспорта, Кунсткамера, Крейсер « Аврора», Петропавловская крепость, Домик Петра Первого, Зоологический, Музей Кукол, Музей Воды, Океанариум, Ботанический сад, Музей Хлеба, Этнографический, Музей-квартира А.С. Пушкина, Музей Космонавтики, Михайловский замок, Музей Шоколада, Музей Кукол, Музей Арктики и Антарктики, Пискарёвское Мемориальное кладбище, Монумент и музей блокады на площади Победы, Артиллерийский музей, Музей истории Санкт-Петербурга, Дельфинарий, Исаакиевский Собор, Крепость Кронштадт, Детский исторический музей, Музей Бабочек, Музей Кошек. В форме походов выходного дня с
-9-
родителями дети посетили115 музеев.В ходе образовательных путешествий с классом учащиеся также назвали посещение 115 музеев. Получение новых знаний отмечают 100% учеников(о жанрах живописи, о музах, о многообразии рыб и др.). Положительное отношениек музейным занятиям отмечают26 человек(92%). Избирательное отношениек содержанию занятий наблюдается у 8% учащихся. Согласно данным педагогического анкетирования, после музейных занятий дети испытывают разнообразные чувства . Это« восторг, восхищение, гордость, удивление, радость, отличные, только хорошие, положительные чувства, благодарность экскурсоводу, чувство погружения в иную историческую реальность. В число музеев, которые учащиеся хотели бы посетить, вошли следующие достопримечательности Ленинградской области: Старая Ладога, Крепость Орешек, музей-усадьба Олениных в Приютино, Дом Станционного смотрителя, Царское Село, Лицей, Петродворец, Лужский краеведческий музей, Музей « Прорыв блокады Ленинграда». Профессионалы в области туризма призывают создавать и быстро внедрять в практику инновационные проекты. Заинтересованным педагогам и родителям можно рекомендовать разработки Л.Г. Панфиловой « Твой Петербург», « Путешествие в далёкое прошлое нашего края», Л. В. Махинько « История и культура Санкт-Петербурга», Л.К. Ермолаевой , И.З. Захваткиной , И.М. Лебедевой « Краеведение. Давным-давно на наших землях», Л.М. Ванюшкиной « Кругозор», Лисицына « Серебряный пояс России» с соответствующими учебно-методическими комплексами. Для занятий семейного клуба может быть рекомендована программа Е.К. Паршиной « Любимая Русь», включающая планирование работы по внеаудиторному образованию. Предложенные курсы построены с учётом топонимического, экологического, этнографического, историко-архитектурного, литературного и культурологического компонентов. Таким образом, на практике решаются важные задачи укрепления здоровья, интеллектуального образования, разностороннего развития личности, воспитания, профориентации. Для привлечения средств в экономику народного образования с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса необходимо, на наш взгляд: 1. на государственном уровне осуществлять контроль над целевым использованием финансирования образовательных программ из бюджета;
-10-
2. разработать способы взаимодействия бизнеса и попечительских советов образовательных учреждений;
3. создать налоговые льготы для потенциальных инвесторов в разработку авторских образовательных молодёжных программ.
II. Приложение: графики, диаграммы, фотографии.
Аналитические данные. Школа №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Социальный портрет класса.
14% - полные семьи
86% - мать или опекуны
Надомный труд, рынок,
безработные,
домохозяйки
79%
21%
Имеют постоянную работу
Аналитические данные. Школа №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Социальный портрет класса.
14% - полные семьи
86% - мать или опекуны
Надомный труд, рынок,
безработные,
домохозяйки
79%
21%
Имеют постоянную работу