Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

МОБУДОД «Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта»

 

 

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете учреждения, Директор МОБУДОД «Центр ДЮТ и ПС»

протокол №1 от 28. 08. 2013 г. ____________________ В.Н.Голубков

 

приказ № 10 от 10.09.2013г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Парусный туризм и туристско-прикладное многоборье

 

Направленность: спортивно-техническая

 

Возраст детей: 9 - 17 лет

 

Срок реализации: 4 года

 

Автор:Калинников Сергей Львович,

педагог дополнительного образования

МОБУДОД «Центр ДЮТ и ПС»

 

Руководитель:Калинников Сергей Львович

 

Год разработки:2008 г.

 

 

 

г. Новая Ладога

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПРОГРАММА 1-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5, 6,7 КЛАССОВ.

(занятия в зале)

 

Помимо традиционных разделов спортивного пешего туризма в программу включены темы морского дела. Она имеет цель на основе туристских навыков воспитать у детей любовь к воде, водным походам, дать представление о парусном туризме.

Для этого на занятиях все без исключения разделы «окрашиваются в морской цвет». Введена отдельная тема «Практические занятия по подготовке лодки». В начале обучения на этих занятиях детям должно прививаться убеждение, что восстанавливаемые ими суда – их собственность, что по прошествии времени, получив знания, умения и дипломы, они самостоятельно будут управлять и командовать этими судами.

Получив представление в процессе работы об устройстве лодки, запомнив основные термины, ребята с большим интересом и легче усваивают теорию, имея представление о предмете изучения.

Занятия по программе предусмотрены комбинированные. На каждом занятии уделяется время на продолжение и развитие тем других разделов.

Например: на физ. подготовке «играется» ориентирование /глазомер, подсчет шагов во время бега/, навигация /бег галсами, курсами, относительно ветра, скамейка – судно, идущее фордевинд: запрыгнуть на корму, форпик, т.д./. Главная беда походов, туристский быт должен совершенствоваться во всех видах программы, помимо однодневных походов: подготовка и уборка мест для круговой тренировки, трассы для техники туризма, карты и схемы по навигации, доски и инструменты для ремонта лодки – все это играется как высадка на привал или снятие лагеря, на время.

Физподготовка также должна пронизывать все разделы программы: бег, упражнения на координацию, растягивание, отжимания выполняются на любом занятии.

 

ПРОГРАММА 1-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5, 6,7 КЛАССОВ.

(занятия на улице)

 

Большая часть занятий по данной программе проводится на свежем воздухе, у воды и на воде. Так сложилось, что бухта для лодок, склоны для занятий туристско-прикладным многоборьем, храм, где в случае непогоды можно провести занятие оказались в одном месте. Поэтому с ранней весны до глубокой осени основной формой занятий являются водные походы длительностью 3-7 часов в зависимости от погодных условий, контингента, цели.

Также занятия естественно и органично получаются комплексными, охватывающие все разделы программы.

Например: решается задача подготовка к сбору по туристско-прикладному многоборью. Ребята занимаются работами по подготовке и снаряжению лодки (разд.11), метеорологией – прогноз по приметам на день (разд.8), физической подготовкой – гребля (разд.2), разбивают бивак и готовят пищу (разд.5), судовождением (разд.12). в подходящем месте решается основная задача – натягиваются веревки и идет тренировка по технике туризма или мед. подготовка, или ориентирование и т.д.

Состав группы этой формы занятий меняется в зависимости от задачи:

- подготовка к соревнованиям, обучение плаванию, тренировка рулевых, гребцов, шкотовых, паломничество в часовню, рыбалка, сбор ягод – задачи меняются, но поставлены и выполнены должны быть обязательно.

В конце учебного года планируются самостоятельные 1-2х дневные походы как итог реализации программы. Весь поход ребята должны подготовить и провести сами.

Руководитель лишь проводит тесты (зачеты) по техническим дисциплинам.

По итогам походов распределяются участие, роли и должности на летние дальние плавания.

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объединения парусного туризма и туристско-прикладного многоборья

I-II год обучения.

 

Наименование разделов

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Всего

1.

Вводное занятие

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.

Физическая

подготовка

5

5

10

10

10

10

5

5

5

65

3.

Наш край

1

2

3

2

1

1

2

2

2

16

4.

Медицинская

подготовка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

5.

Туристский быт,

питание в походе

 

 

2

2

 

 

2

 

 

6

6.

Топография,

ориентирование

 

2

 

2

2

 

 

 

 

6

7.

Навигация,

лоция

3

3

 

 

2

2

2

 

 

12

8.

Метеорология

1

1

 

1

1

1

 

1

1

7

9.

Техника туризма

1

4

11

10

10

11

10

 

 

57

10.

Устройство

парусно-гребной

лодки

4

 

1

 

1

2

6

2

2

18

11.

Практические

занятия по

подготовке судна

 

 

 

 

 

 

 

17

5

22

12.

Практические

занятия на воде

10

10

 

 

 

 

 

 

20

40

13.

Однодневные

походы

8

8

8

8

8

8

8

8

 

64

14.

Многодневные

походы

вне сетки

 

36

36

36

36

36

36

36

36

36

324

 

 

Содержание программы

объединения парусного туризма и туристско-прикладного многоборья.

 

  1. Вводное занятие 2 часа

 

Знаю /как/

Умею

Могу

  1. Что такое туризм:

пешеходный и водный

 

 

  1. Перспективы и мероприятия

на учебный год

 

  1. Личный инвентарь туриста –

водника

 

 

 

 

  1. Расписание занятий

 

  1. Требования к занятиям

 

Отличить виды спортивного

туризма от прочих видов передвижений

/челноков, круизов и т.д./

 

Интересно рассказать друзьям

о туризме

Распределить личное время так, чтобы

успеть сделать уроки, домашние дела,

не пропуская занятий

 

 

Быть дисциплинированным,

завести учебную тетрадь

Убедить родителей приобрести все необходимое для занятий и походов. Заручиться поддержкой родителей в финансовом отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не нарушать школьные правила: сменная обувь, приходить на занятия точно в срок, группой не задерживаться в школе после занятий и т.д.

 

2. Физическая подготовка 65 часов

Знаю

Умею

Могу

1.Занятие водным туризмом бессмысленно без физподготовки

2.Свои слабые места в физическом развитии

3.Тренировать физические качества

а) выносливость

б) силовую выносливость

в) силу

г) гибкость

д) быстроту реакции, координацию

4. Принципы тренировки

Заниматься самостоятельно

 

 

Узнать способы их устранения

Терпеть утомление, контролировать пульс

 

 

 

 

 

 

Подготовить места занятий, полностью использовать время нагрузок и отдыха

Устранить недостатки в физическом развитии

 

 

Выполнять

 

 

указания

 

 

тренера

 

3. «Наш край» 16 часов

Знание

Умение

Навыки

Знаю, как:

  1. Расположение, координаты, историю своего города, района, области.

  2. Способы ловли рыбы, их особенности в наших условиях, сезонность рыбной ловли

  3. Грибы, ягоды, съедобные растения

  4. Какой вред наносит человек природе /турист в частности/

 

 

 

 

 

 

  1. Лечебные свойства растений

  2. Зависимость качества похода от погодных условий. Основы метеорологии,

 

  1. особенности климатических условий нашего края

Умею:

Показать на карте свои родные места, проложить удобный маршрут до любой точки области.

Ловить удочкой, бросать спиннинг, ставить и «похожать» сети, выбирать по приметам рыбные места.

 

Отличать съедобную флору от ядовитой

Выбирать места стоянок, привалов костровищ и т.д. Заготавливать дрова, ловить рыбу, ставить трассу для занятий туртехникой, собирать грибы, ягоды, заготавливать травы, растения, убирать за собой отходы, беречь лес от пожара

Определить, какое растение как действует на конкретный недуг.

Различать понятия циклоны и антициклоны. По их признакам прогнозировать погоду на ближайшее время.

Могу:

Заинтересовать /ся/достоинствами того или иного места, где хотелось бы /удалось/побывать. Предостеречь от опасных мест и ситуаций/.

Увлечь других стремлением путешествовать, узнавать новое, преодолевать трудности в этом стремлении.

Прожить некоторое время на природе без продовольствия, необходимого снаряжения.

Не наносить ей вреда.

Оказать себе и другим первую мед. помощь без медикаментов.

Помочь в определении маршрута, стоянок, дневок, привалов

 

4. Медицинская подготовка 15 часов.

Знание

Умение

Навыки

  1. Важен самоконтроль туристу

а. сделать прививки

б. закалиться

в. вовремя лечить зубы

2. Состав походной аптечки

 

 

3. Остановить кровотечение

 

4.Транспортировать пострадавшего

 

5. Определить наличие клеща

 

6. Профилактику и признаки

а. обморожения

б. потертости

в. теплового удара

г. простудного заболевания

7. Спасти утопающего

 

 

8. Основы правильного питания

Соблюдать личную гигиену, анализировать состояние здоровья и делать выводы

 

 

Выбрать необходимое в конкретном случае средство

 

 

Стерилизовать рану и наложить повязку

 

Изготовить носилки из подручных средств не причинять боли и повреждений при транспортировке

Постоянно осматриваться, определить время укуса.

 

Без паники проанализировать свое состояние или определить состояние товарища

 

Плавать, освобождаться от захвата, делать массаж

 

Понять его значение

Доказать свою физическую готовность к походу

 

 

 

Не растеряться, в отсутствие руководителя оказать первую медицинскую помощь себе и товарищу.

 

 

 

 

 

Парализовать и вытащить клеща, простерелизовать ранку

Без задержки сообщить руководителю о случившемся

 

 

 

 

 

 

 

Транспортировать утопающего, оказать первую медицинскую помощь. Отказаться от вредных привычек

 

 

5. Туристский быт и питание в походе 6

Знаю

Умею

Могу

  1. Правильно уложить рюкзак, защитить его от промокания

  2. Правильно по сезону одеться и обуться в поход, хранить и ремонтировать личные вещи

  3. Найти сухие дрова, разжечь костер загасить его перед отходом

 

  1. Поставить и снять палатку

 

 

  1. Примерную раскладку продуктов на день.

  2. Подготовить, расфасовать продукты для водного похода

  3. Приготовить

- Щи, борщ, суп из капусты, щавеля, уху

- Кашу, картофель, вермишель

- Чай, кисель, компот, напиток

Расположить вещи так, чтобы нужная всегда была под рукой

 

Подобрать все необходимые вещи и одежду, не брать лишнего в поход

 

 

Определить место костра по рельефу, направлению ветра, расстоянию до воды, определить количество необходимого топлива.

Выбрать подходящее место для палатки, тенда

 

 

Высчитать, сколько нужно продуктов на группу

 

Определить сколько и какого продукта требуется на день

 

 

Вовремя закладывать продукты в котелок, определять на вкус соль и готовность блюд

За считанные минуты быть готовым к отплытию

 

Починить личные вещи. Вовремя постирать и просушить одежду

 

 

Быстро готовить пищу

 

 

 

Ставить и убирать палатку вовремя, хранить ее просушенной.

 

 

Контролировать расход продуктов, быть завхозом

 

Хранить продукты в удобном месте

 

 

Быть дежурным по кухне

 

6. Топография, ориентирование 6 часов

Знаю /как/

Умею

Могу

  1. Различные виды карт

 

 

  1. Топографические знаки

а) масштабные

б) внемасштабные

в) линейные

г) пояснительные

 

3. Масштаб карты

4. Способы измерения расстояний на местности

 

 

5. Устройство компаса

Объяснить их отличие

 

 

Объяснить по топографической карте любой знак

 

Объяснить отличие крупно от мелко масштабной карты

 

Выбрать лучший для данной ситуации способ:

- подсчет пар шагов

- глазомерный, по времени

Объяснить для чего служат все части компаса, держать компас в любом положении

Отличить топографическую карту от спортивной «прочитать карту»

 

 

 

 

Решать учебные задачи

 

 

Решать учебные задачи, точно определить расстояние на местности

 

Определить азимут

а) на предмет

б) на карте двигаться по заданному азимуту

 

7. Навигация, лоция 12 часов

Знаю

Умею

Могу

1.Основные круги и линии на глобусе

2.Понятие курс, траверз

3. Деление истинного горизонта, главные и четвертные румбы

4. Что такое морская миля, кабельтов

5. Основные понятия и терминологию речной лоции

 

6. Курсы судна относительно ветра

Показать курс в румбах

 

 

 

 

 

Перевести мили в километры

 

Определить правый и левый берега, различать створы, буи, вехи

Отличить, объяснить термины: левентик, бей девинт, галфинт, бакштаг, фордевинд

 

 

 

 

 

 

 

 

Пройти на гребной лодке, используя силу течения вверх вниз и поперек реки

Назвать каким курсом идет лодка

 

 

 

 

8. Метеорология 14 часов

Знаю

Умею

Могу

  1. Почему возникает и затихает ветер

 

  1. Почему возникают волны

 

3. Приметы, предсказывающие погоду

Определить силу и направление ветра

 

Определить высоту волны

 

 

По поведению чаек, восходу, закату, изменению ветра предположить, какая погода ожидается в течение дня

Правильно выбрать направление движения гребной лодки, избежать риска в плавании

 

 

 

Избежать опасности на водной прогулке, рыбалке и т.д.

практический прогноз перед выходом

 

9. Техника туризма 46 часов

Знаю /как/

Умею

Могу

  1. Для чего нужны узлы вообще и в туризме, и в морском деле в частности.

 

 

 

 

 

  1. Два вида страховочных систем

 

 

 

  1. Для чего нужны карабины

 

  1. Пользоваться петлей Прусика

  2. Назначение рукавиц

 

 

  1. Способы самостраховки при спуске и подъеме

  2. Способы командной страховки

 

  1. Понятие «разрыв страховки»

Вязать узлы: простой, восьмерка удавка, карабинная удавка, глухая петля, штык, штык с обносом, дубовый, восьмерка проводник, прямой, рифовый, булинь встречный, выбленочный, буксирный, ткацкий, схватывающий

Обвязаться тремя способами, на глаз определить длину веревки, необходимой для обвязки, только нижней или только верхней.

Определить неисправный карабин, правильно его держать

Правильно держать узел при движении вверх и вниз

Оснастить рукавицы резинкой, правильно надевать их и носить

Определить степень риска при выборе способа

 

Объяснить различие верхней, нижней и комбинированной страховок

Автоматически действовать карабинами при перестежке в нужной последовательности

Завязать любой узел без перехлестов, в условиях соревнований

 

 

 

 

 

 

За контрольное время обвязаться любым способом без штрафа

 

 

Быстро работать с карабином 1-2 руками

 

Регулировать затяжку узла

 

Работать в рукавицах так чтобы они не казались помехой

Преодолеть любой спуск и подъем без штрафов

 

Провести инструктаж

Орг. этап.

 

Пройти траверз и снаряжение без штрафов

 

 

10. Устройство гребно-парусных судов 18 часов

Знаю

Умею

Могу

  1. Типы гребно-парусных судов

  2. Термины: нос, корма, форпик, ахтерпик, банка, руль, румпель, киль, фальшкиль,

 

кильсон, кильблок, пайола, шпангоут, подуключина, уключина, загребное-среднее-баковое весло, мер, релинг, кормовой и носовой якоря, привальный брус, утка, планширь, степс, шверт, форштевин, кранец, отпорный крюк, бак, полуют.

  1. Термины

Мачта, нок, топ, флагшток, флюгарка, рея, красница, штор, гик, ракс-бугель

  1. Термины: ванта, штаг, архештаг, вантпутенс

  2. Вооружение судов:

- прямое, гафельное, бермудское

6. Термины:

Парус, грот, фок, стаксель, спинакер, нижняя, передняя,

задняя шкаторины. Фаловый, галсовый шкотовый узлы.

Люверс, слаблинь, сегарс, фал, шкот, брасс, стопор

Отличить шлюпку от галеры и ладьи, коча

Объяснить их назначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различать эти типы вооружений

Объяснить в чем заключается различие

Ориентироваться, находясь в лодке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занять в шлюпке место гребца

 

 

Работать на шлюпке в качестве гребца, шкотового, впередсмотрящего

 

11. Практические занятия по подготовке судна 20 часов

Знаю

Умею

Могу

  1. Нужные для работы инструменты: ножовку, молоток, рубанок, стамеску, топор, кисть, шпатель, коловорот, дрель, шуруповерт

  2. Технику безопасности при слесарных, столярных, покрасочных, сварочных работах, при работе с костром и паяльной лампой

  3. Ухаживать за лодкой и инструментом

Пилить, строгать, сверлить, клепать, разогревать олифу и масло, красить, заколачивать гвозди, заклепки, саморезы

 

 

 

Подготовить и убрать рабочее место, не подвергать себя и других опасностям

 

 

 

 

Найти и попытаться исправить мелкий шум в лодке.

Содержать в порядке, вовремя заправлять инструмент.

Выполнять отдельные слесарные, столярные и покрасочные работы при ремонте лодки и подготовке ее к хранению и плаванию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить дефектную ведомость

 

 

12. Практические занятия на воде 40 часов.

Знаю

Умею

Могу

  1. Меры безопасности и правила поведения в шлюпке

 

  1. Порядок посадки, высадки гребцов, смену гребцов

  2. Команды при движении шлюпки на веслах

  3. Вооружение и разоружение шлюпки. Вместо весел, парусов, якоря, отпорного крюка, спасательного круга, личного и группового снаряжения и т.д.

  4. Отход и подход к пирсу, берегу

 

 

 

  1. Постановку на швартовы, якоря

 

  1. Набирать бухту и бросать в цель

  2. Технику гребли

  3. Работать со шкотами, команды «набить», «отдать», «отправить»

  4. Обязанности впередсмотрящего

  5. Вооружить «Оптимист»

Передвигаться /3 точки опоры/ в шлюпке, пользоваться спасжилетом и спаскругом

Без суеты быстро занять свое место на любом номере

 

Без промедления выполнить любую команду

 

Навесить руль, уложить и при готовить весла, мачту, к подъему, уложить и прикрепить швартовы, якорь

 

 

 

 

Внимательно следить за обстановкой при подходе и отходе, точно выполняя команды вахтенного

 

Надежно закрепить швартовы. Вовремя отдать якорь, растянуть лодку.

Быть полезным при швартовке

Правильно: держать весло, проносить лопасть в воде и воздухе, работать спиной и ногами, использовать паузу отдыха, держать темп

 

 

Быстро и точно выполнять команды рулевого, вахтенного

Предупреждать обо всех изменениях в обстановке

Приготовить лодку к плаванию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать на лодке в качестве гребца, шкотового, впередсмотрящего, рулевого

 

13. Однодневные походы 64 часа1-2 гг

Знаю, как:

Умею

Могу

  1. Цель похода

 

  1. Технику безопасности

 

 

 

 

 

 

  1. Быть вежливым – выгодно и приятно

 

 

  1. Отдыхать на природе

Тщательно подготовиться к походу

1.Проверить состояние здоровья

2. Правильно обуться, одеться по погоде

3. Взять необходимое снаряжение, продукты

4. Укладывать рюкзак

Здороваться, тактично обходиться с незнакомыми людьми

 

Весело и с пользой проводить свободное время

Выбирать места привала

 

Разжигать различные виды костров, пользоваться пилой, топором

Варить пищу на костре

Устанавливать палатку

 

 

 

Найти контакт с любым человеком, встреченным на природе

 

Организовать полезный досуг

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПРОГРАММА 3-4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6,7,8,9 КЛАССОВ

 

На 3-м году обучения раздел «Топография и ориентирование» исключен, а часы, отведенные на разделы «Топография и ориентирование» и «Устройство парусно-гребной лодки» перераспре-деляются, в основном, на увеличение разделов «Навигация и лоция», «Техника туризма», «Практические занятия на воде».

Материал исключенногораздела повторяется консультативноперед участием в соревнованияхУвеличение разделов и усложнение материала обусловлено большей долей самостоятельности старших в походе и соревнованиях, а так же их участием в мероприятиях в качестве инструкторов для младшей группы обучаемых.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объединения парусного туризма и туристско-прикладного многоборья

III-IV год обучения.

 

Наименование разделов

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Всего

1.

Вводное занятие

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.

Физическая

подготовка

5

5

10

10

10

10

5

5

5

65

3.

Наш край

1

2

3

2

1

1

2

2

2

16

4.

Медицинская

подготовка

1

2

3

2

1

2

2

1

1

15

5.

Туристский быт,

питание в походе

 

 

2

2

 

 

2

 

 

6

6.

Навигация,

лоция

3

5

 

2

4

2

2

 

 

18

7.

Метеорология

2

2

 

2

2

2

 

2

2

14

8.

Техника туризма

 

2

10

8

10

11

15

 

 

56

9.

Практические

занятия по

подготовке судна

 

 

 

 

 

 

 

18

4

22

10.

Практические

занятия на воде

14

10

 

 

 

 

 

 

22

46

11.

Однодневные

походы

8

8

8

8

8

8

8

8

 

64

12.

Многодневные

походы

вне сетки

 

36

36

36

36

36

36

36

36

36

324

 

 

 

 

 

Содержание программы

объединения парусного туризма и туристско-прикладного многоборья.

III-IV год обучения

 

1. Вводное занятие 2 часа

Знание

Умение

Навыки

1. Знать правила поведения и меры безопасности на занятиях

 

2. Результаты походов и соревнований предыдущего года.

 

3. Основные соревнования и походы на предстоящий год обучения.

 

4. Распределиться на группы.

Быть дисциплинированным

 

 

 

Проанализировать все успехи и недостатки личного и командного участия

 

Оценить свои возможности (в том числе финансовые) для участия.

 

 

Не нарушать правила: не опаздывать, носить сменную обувь, приходить точно в срок, не задерживаться в школе и т.д.

Сделать личный прогноз на следующий год.

 

 

Подготовиться к возможным трудностям и быть готовым к их преодолению.

 

Подчиниться интересам команды, осознать необходимость того или иного перемещения.

 

2. Физическая подготовка 65 часов

Знаю

Умею

Могу

1.Занятие водным туризмом бессмысленно без физподготовки

2.Свои слабые места в физическом развитии

3.Тренировать физические качества

а) выносливость

б) силовую выносливость

в) силу

г) гибкость

д) быстроту реакции, координацию

4. Принципы тренировки

Заниматься самостоятельно

 

 

Узнать способы их устранения

Терпеть утомление, контролировать пульс

 

 

 

 

Подготовить места занятий, полностью использовать время нагрузок и отдыха

Устранить недостатки в физическом развитии

 

 

Выполнять

указания

тренера

 

3. «Наш край» 16 часов

Знание

Умение

Навыки

Знаю, как:

1. Расположение, координаты, историю своего города, района, области

2.Способы ловли рыбы, их особенности в наших условиях, сезонность рыбной ловли

 

3. Грибы, ягоды, съедобные растения

 

4. Какой вред наносит человек природе /турист в частности/

 

 

5.Лечебные свойства растений

 

6. Зависимость качества похода от погодных условий. Основы метеорологии, особенности климатических условий нашего края

Умею:

Показать на карте свои родные места, проложить удобный маршрут до любой точки области.

 

Ловить удочкой, бросать спиннинг, ставить и «похожать» сети, выбирать по приметам рыбные места.

 

Отличать съедобную флору от ядовитой

 

Выбирать места стоянок, привалов костровищ и т.д. Заготавливать дрова, ловить рыбу, ставить трассу для занятий туртехникой, собирать грибы, ягоды, заготавливать травы, растения, убирать за собой отходы, беречь лес от пожара

 

Определить, какое растение как действует на конкретный недуг.

 

Различать понятия циклоны и антициклоны. По их признакам прогнозировать погоду на ближайшее время.

Могу:

Заинтересовать/ся/

достоинствами того или иного места, где хотелось бы /удалось/побывать. Предостеречь от опасных мест и ситуаций/.

Увлечь других стремлением путешествовать, узнавать новое, преодолевать трудности в этом стремлении.

 

Прожить некоторое время на природе без продовольствия, необходимого снаряжения.

Не наносить ей вреда.

Оказать себе и другим первую мед. помощь без медикаментов.

Помочь в определении маршрута, стоянок, дневок, привалов

 

4. Медицинская подготовка 15 часов.

Знание

Умение

Навыки

1. Важен самоконтроль туристу

а) сделать прививки

б) закалиться

в) вовремя лечить зубы

2. Состав походной аптечки

 

3. Остановить кровотечение

 

4.Транспортировать пострадавшего

 

 

5. Определить наличие клеща

 

6. Профилактику и признаки

а) обморожения

б) потертости

в) теплового удара

г.) простудного заболевания

7. Спасти утопающего

 

8. Основы правильного питания

Соблюдать личную гигиену, анализировать состояние здоровья и делать выводы

 

 

Выбрать необходимое в конкретном случае средство

Стерилизовать рану и наложить повязку

Изготовить носилки из подручных средств не причинять боли и повреждений при транспортировке

Постоянно осматриваться, определить время укуса.

 

Без паники проанализировать свое состояние или определить состояние товарища

 

Плавать, освобождаться от захвата, делать массаж

 

Понять его значение

Доказать свою физическую готовность к походу

 

 

Не растеряться, в отсутствие руководителя оказать первую медицинскую помощь себе и товарищу.

 

 

 

 

 

Парализовать и вытащить клеща, простерелизовать ранку

 

Без задержки сообщить руководителю о случившемся

 

 

 

 

Транспортировать утопающего, оказать первую медицинскую помощь. Отказаться от вредных привычек

 

5. Туристский быт и питание в походе 6 часов

Знание

Умение

Навыки

1. Правильно уложить рюкзак, защитить его от промокания

2. Правильно по сезону одеться и обуться в поход, хранить и ремонтировать личные вещи

 

 

3.Найти сухие дрова, разжечь костер загасить его перед отходом

 

 

4.Поставить и снять палатку

 

 

5. Примерную раскладку продуктов на день

 

6. Подготовить, расфасовать продукты для водного похода

7. Приготовить

- Щи, борщ, суп из капусты, щавеля, уху

- Кашу, картофель, вермишель

- Чай, кисель, компот, напиток

Расположить вещи так, чтобы нужная всегда была под рукой

 

 

Подобрать все необходимые вещи и одежду, не брать лишнего в поход

 

 

Определить место костра по рельефу, направлению ветра, расстоянию до воды, определить количество необходимого топлива

Выбрать подходящее место для палатки, тента

 

Высчитать, сколько нужно продуктов на группу

 

Определить сколько и какого продукта требуется на день

 

Вовремя закладывать продукты в котелок, определять на вкус соль и готовность блюд

За считанные минуты быть готовым к отплытию

 

 

Починить личные вещи. Вовремя постирать и просушить одежду

 

 

Быстро готовить пищу

 

 

 

 

Ставить и убирать палатку вовремя, хранить ее просушенной.

Контролировать расход продуктов, быть завхозом

 

Хранить продукты в удобном месте

 

Быть дежурным по кухне

 

6. Навигация, лоция 18 часов

Знание

Умение

Навыки

1. Что такое речная лоция

 

 

 

2. Все понятия, символы, обозначения в лоции

 

3. Правила ВВП, правила расхождения яхт с теплоходами.

4. Техника б/п в условиях плавания.

5. Что такое навигатор.

Перед походом «пройти маршрут глазами» наметить удобные места стоянок, рассчитать время переходов и стоянок

Отметить все опасные места маршрута.

Учитывать возраст лоции.

 

 

 

Пользоваться навигатором, но не слишком полагаться на технику.

 

На практике провести лодку по рекам Свирь, Волхов, каналам укладываясь в расчетное время.

 

 

 

 

 

Не рисковать соблюдать правила движения на воде.

 

Сопоставлять данные навигатора, карты, лоции

7. Метеорология 14 часов

Знание

Умение

Навыки

1. Почему возникает и затихает ветер

 

2. Почему возникают волны

 

3. Приметы, предсказывающие погоду

Определить силу и направление ветра

 

Определить высоту волны

 

По поведению чаек, восходу, закату, изменению ветра предположить, какая погода ожидается в течение дня

Правильно выбрать направление движения гребной лодки, избежать риска в плавании

 

 

Избежать опасности на водной прогулке, рыбалке и т.д.

практический прогноз перед выходом

 

 

 

 

 

 

8. Техника туризма 56 часов

Знание

Умение

Навыки

1. Способы

а) подъема

б) спуска

2. Преодоление переправы

а) навесной

б) параллельной

в) бревно (каньон, вода)

г) тонкий лед

д) брод

е) новомаятник косой спуск

 

3. Таблицу штрафов

Работать с самостраховкой, верхней и нижней командной страховкой

Работать самостраховкой, сопровождением, перилами, маятником. Снимать переправу.

 

 

 

Быстро переводить нарушения в баллы.

Участвовать в районных и областных соревнованиях по КТМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Судить этапы соревнований.

 

9. Практические занятия по подготовке судна 22 часа

Знание

Умение

Навыки

1. Нужные для работы инструменты: ножовку, молоток, рубанок, стамеску, топор, кисть, шпатель, коловорот, дрель, шуруповерт

 

2. Технику безопасности при слесарных, столярных, покрасочных, сварочных работах, при работе с костром и паяльной лампой

3. Ухаживать за лодкой и инструментом

Пилить, строгать, сверлить, клепать, разогревать олифу и масло, красить, заколачивать гвозди, заклепки, саморезы

 

 

Подготовить и убрать рабочее место, не подвергать себя и других опасностям

 

 

Найти и попытаться исправить мелкий шум в лодке.

Содержать в порядке, вовремя заправлять инструмент.

Выполнять отдельные слесарные, столярные и покрасочные работы при ремонте лодки и подготовке ее к хранению и плаванию

 

 

 

 

 

 

 

Составить дефектную ведомость

 

10. Практические занятия на воде 46 часов.

Знание

Умение

Навыки

1. Уход за парусами

2. Как вооружить ял, яхту, швертбот.

 

3. Что значит безопасность плавания.

 

4. Обязанности рулевого, шкотового.

 

 

 

 

 

 

5. Что такое:

а) буксировка

б) опасность мелей

 

 

в) опрокидывание яхты

 

 

г) человек за бортом

 

д) как работает подвесной мотор.

Чинить, сушить паруса

Настроить парус, такелаж, латкарманы, латы.

 

Проверить состояние лодки перед выходом, определить течь.

Вести лодку на прямой, правильно сидеть, переходить с борта на борт, следить за парусом и обстановкой, откренивать лодку, правильно совершать повороты, подходить к пирсу, бую, лодке при различных направлениях ветра, течения.

Подать, взять буксирный конец.

 

 

Правильно действовать при посадке на мель, не паниковать.

Поставить яхту на ровный киль, откачать воду движением и черпаком.

Правильно подойти подать спас. средство.

Заправить бачок, проверить масло, винт, искру, воду. Поставить, завести мотор, регулировать подачу, заглушить, поднять на осмотр.

Укладывать парус.

Вооружить яхту, лодку.

 

 

Не подвергать опасности себя и экипаж на воде.

 

Выполнять обязанности вахтенного, рулевого и шкотового в походе и на гонках.

 

 

 

 

 

 

Встать, взять на буксир.

 

 

Сняться с мели.

 

 

Продолжить движение после опрокидывания.

 

Помочь спасти человека

 

Вести лодку под мотором.

 

11. Однодневные походы 64 часа

Знаю, как:

Умею

Могу

1. Цель похода

 

2. Технику безопасности

 

 

 

 

 

 

 

3. Быть вежливым – выгодно и приятно

 

4. Отдыхать на природе

Тщательно подготовиться к походу

1.Проверить состояние здоровья

2. Правильно обуться, одеться по погоде

3. Взять необходимое снаряжение, продукты

4. Укладывать рюкзак

 

Здороваться, тактично обходиться с незнакомыми людьми

Весело и с пользой проводить свободное время

Выбирать места привала

 

Разжигать различные виды костров, пользоваться пилой, топором

Варить пищу на костре

Устанавливать палатку

 

 

Найти контакт с любым человеком, встреченным на природе

 

Организовать полезный досуг

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. И.В.Макаров. «Морское дело». Москва. «Транспорт»-1989 г.

 

2. Л.Ф.Черниев. «Азбука судовождения». Москва. «Транспорт»-1984 г.

 

3. «Справочник боцмана». Воениздат-1984 г.

 

4. А.А.Чумаков. «Школа парусного спорта». Москва, Ф и С – 1981 г.

 

5. Рыжавский Г.Е. «Биваки», Москва, ЦДЮТ, 1995г.

 

6. Кодыш Э.Н. «Соревнования туристов», Москва, изд. «Физкультура и спорт», 1990г.

 

7. Голубков В. Н., Баранов М. В. «Уроки туризма: 1-й год обучения». Программа работы туристско – краеведческого кружка. Практическое пособие. г. Новая Ладога, 1996.

 

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ К ПРОГРАММЕ. ( для учащихся 1-2 года обучения)

 

Теоретические занятия.

Краткие сведения о парусном спорте

Краткие сведения о развитии парусного спорта. Прикладное значение парусного спорта.

Виды программ: классические гонки, гонки с пересадками, спортивные дальние плавания, походы спортивные и выходного дня.

Яхтенные квалификации. Права и обязанности рулевого. Популярные классы яхт.

Устройство яхт.

Устройство яхты «Оптимист» и понятие о классе «Кадет».

Виды яхт по конструкции корпуса: швертбот, килевая, компромисс.

Виды парусного вооружения: Кэт /бермудский, гафельный, шпринтовый/, шлюп /бермудский, гафельный, топовый, разрезной фок/. Вооружение. Рангоут и устройство.

Такелаж и устройство.

Парус и устройство. Настройка паруса на ветер.

Судовые устройства. Рули. Устройство и типы. Шверт. Устройство и типы.

Снабжение. Спасательные средства. Пользование ими и хранение.

Управление яхтой.

Курсы яхты относительно ветра.

Маневрирование. Увалиться, приводиться, повороты.

Левый галс, правый галс. Наветренный, подветренный. Впереди, позади, выше, ниже.

Лавировка.

Несение парусов, правильное несение парусов на всех курсах.

Работа руля. Руление по прямой, повороты рулем.

Подготовка яхты к выходу, вооружение.

Отход от бона /буя/ и подход к бону: против ветра. Боковым ветром и по ветру /как исключение/.

Действие рулевого при особых случаях: опрокидывание и постановка швертбота, снятие с мели, буксировка, принятие и подача буксирного конца, завязывание буксирного узла /по времени прохождения мимо буксировщика/ и отдача буксирного конца.

Такелажное дело.

Тросы. Измерение. Такелажные работы.

Узлы и их назначение: прямой, рифовый, шкотовый, брам-шкотовый, восьмерка, удавка, буксирный, простой штык.

Наложение марки.

Умение быстро и хорошо вязать узлы.

Кораблевождение.

Задачи кораблевождения.

Основные понятия о лоции. Речка. Части реки. Судовой ход. Мели и их ограждения.

Определения мелких мест на реке по течению, волнению, растительности, по цвету воды.

Метеорология.

Ветер. Характеристика ветра по скорости: ровный, порывистый, шквалистый. Характеристика ветра по направлению: устойчивый, неустойчивый. Понятие о силе ветра и определение его бальности.

Определение направления ветра на берегу и на яхте.

Понятие заход и отход ветра.

 

Техника безопасности плавания на яхтах.

Правила выхода яхты в навигацию. Техническое освидетельствование яхты, проверка остойчивости и непотопляемости.

Акт технического состояния. Мерительное свидетельство и регистрация.

Правила выхода яхты на воду и возвращения.

Этика яхтсмена.

 

 

 

 

Правила плавания яхты по судоходной части реки. Правила пересечения фарватера.

Правила расхождения яхт. Правила расхождения с теплоходами.

Техника безопасности на яхтах в различных условиях плавания.

 

Сигналопроизводство.

Основные понятия о необходимости сигнализации на реке, озере.

Существующие средства сигнализации и связи.

Знание сигналов о получении помощи.

Знание сигналов: «Обращаю внимание» и «Предупреждение». Действия рулевого при услышании этих сигналов.

Ознакомление с флагами МСС, применяемых в парусном спорте.

Знание этих флагов на память.

 

Практические занятия.

Ухаживание за яхтой. Содержание в чистом состоянии.

Обучение исправлению поврежденных мест. Очистка, заклейка, шпаклевка поврежденных мест, ошкуровка, полировка, покраска.

Правила пользования столярным и малярным инструментами, техника безопасности при проведении ремонтных работ.

Проверка состояния швертбота при выходе. Определение водотечности.

Проверка состояния предметов безопасности плавания.

Уход за парусами. Просушка, починка, укладка. Укладка паруса с «окном».

Практические работы по самостоятельному вооружению яхты. Самостоятельная работа по настройке паруса, проверке лат, латкарманов и резинок в латкарманах.

Расслабление всех оттяжек при уборке паруса.

 

Практическое вождение.

Освоение упражнения 1 /галфинд-галфинд восьмеркой/.

Освоение упражнения 2 / галфинд-галфинд по кругу/.

Освоение упражнения 3 /бейдевинд-бакштаг/. Задача научиться вести яхту от знака до знака по прямой, правильно научиться рулить, сидеть, переходить на другой борт, не путаться при переходе, следить за парусом. Научиться быстро и правильно выполнять указания тренера.

Освоение упражнения 4 /бейдевинд-фордевинд-галфинд/. Задача укрепить навыки вождения, чувства ветра, контроль за работой паруса, не опускать контроль за движением яхты по курсу. Научиться правильно, огибать знаки. В слабый ветер научиться подкренивать.

Освоение отходов и подходов к бону против ветра /сначала со страховкой/.

Освоение отходов и подходов при ветре, дующем вдоль бона.

Освоение отходов и подходов к бую, судну /яхте/. При всех случаях маневрирования в одиночку главное условие научиться технике безопасности /не допускать травм и не калечить яхту/.

Особые случаи. Буксировка. Научиться подать буксирный конец, встать на буксир.

Отдача буксирного конца. Очередность отдачи буксирных концов при групповой буксировке.

Посадка на мель. Способы снятия с мели.

Опрокидывание яхты. Постановка яхты на ровный киль, откачка воды движением, влезание в яхту, откачка воды черпаком, продолжение движения.

Маневр «Человек за бортом». Правила подхода и приема на борт.

Окончание плавания, уборка яхты, расслабление оттяжек на парусе и уборка яхты и имущества.

Освоив эти упражнения, яхтсмен должен сдать на права юного рулевого.

 

Второй этап подготовки яхтсмена после сдачи экзаменов.

Полное изучение ППСН-97.

Тренировка на треугольной дистанции. Взятие стартов. Расчет времени на старте.

Расчет лавировки. Огибание знаков. Выполнение требований правил на дистанции.                

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»