Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В гостях у книги

Довбешко Марина Ивановна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ №10  Красносельского р-на Санкт-Петербурга

Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми знакомится ребёнок.

С детской книгой малыш встречается уже впервые годы своей жизни. Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев, Ю. Васнецов и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.

Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

В младшей группе мы ставим перед собой задачи:

·        учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах и рассматривать их;

·        учить соотносить иллюстрацию с текстом;

·        закреплять умение различать и называть цвета;

·        развивать дифференцированное восприятие  стилей  иллюстраций; Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва.

В начале занятия детям зачитывается  одна из потешек, иллюстрируемых художником (без показа иллюстраций), затем определяется её характер, эмоциональное впечатление. После чего предлагается словесно сочинить картинку: выбрать для неё персонажи, дать цветовую характеристику, далее нужно из предложенных иллюстраций выбрать ту, которая соответствует тексту. Аналогично проводится работа с другими иллюстрациями. Вводим понятия: « книжная иллюстрация» и «художник- иллюстратор».

В средней группемы продолжаем знакомить детей с книжной графикой, углубляем представление о книжной иллюстрации и используемых мастером выразительных средствах ( цвет, линия, ритм),с помощью которых он создаёт художественный образ.

·        Закрепляем знания о знакомых художниках-иллюстраторах;

·        знакомим с иллюстрациями В.Г.Сутеева, Е.И.Чарушина;

·        продолжаем формировать навыки рассматривания иллюстрации, соотнесения  картинки с текстом;

·        учим  различать индивидуальную манеру художника в иллюстрации.

В старших и подготовительных группахзакрепляем  пройденный материал, вспомнив уже знакомых детям художников- иллюстраторов.

·        знакомим с понятием « графика», « прикладная графика» и « художники- графики»;

·    продолжаем знакомить детей с книжной графикой на примере иллюстраций В.М.Конашевича, И.Я.Билибина, К.В.Овчинникова, В.В.Лебедева и т. д.;

·        уточняем знания об основных средствах графического произведения (штрих, линия, тональное пятно);

·        знакомим  с особенностями цвета в графике ( разница между живописью и цветной графикой).

В группах созданы все условия для знакомства детей с книжной графикой, имеются книжные уголки, подборки книг с иллюстрациями разных художников, дидактические игры.

Графика- это вид изобразительного искусства, включающий изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углём, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске, линолеуме и пр.; литографию и др.).

Оттиски, получаемые печатным способом, называются гравюрами, эстампами, лубком (на народные темы) и т.д.

Виды графики:

·        станковые рисунки и гравюры (эскизы, наброски, зарисовки);

·        книжная и газетная графика, книжная иллюстрация, поясняющая текст: заставка- иллюстрация, помещённая в начале главы, в конце текста концовка;

·        плакат: политический, театральный, торговый;

·        прикладная графика, или промышленная (марки, пригласительные билеты, коробки, упаковки для товаров и пр.).

Задачи:

·        понимать содержание книги и узнавать персонажи, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;

·        узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания образа;

·        выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда,  поза, движение, материалы).

Перспективные планы по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами

Перспективный план занятий по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами (младшая группа)

Месяц

Организационная деятельность.

Совместная деятельность.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация.

Самостоятельная деятельность.

Сентябрь

Беседа на тему «Здравствуй, книга!».

Чтение книги и рассматривание иллюстрации «Песенки потешки» Ю. Васнецова.

Из кубиков к потешке построить дом для петушка.

 

Октябрь

Знакомство с иллюстрациями Ю.Васнецова. Заучивание потешки «Сорока-ворона».

Игра-драматизация «Сорока-ворона».

Дети лепят горшок для каши к потешки «Срока-ворона».

Ноябрь

Рисование «Дымковская барышня» (выдать детям силуэты барышни, а дети должны украсить её узорами).

Знакомство с художественными произведениями, которые иллюстрировал Ю.Васнецов. Сравнить персонажи с дымковскими игрушками.

Дидактическая игра «Назови цвет в иллюстрациях художника» (соотнести дымковские игрушки и их цвет в книжной иллюстрации Ю.Васнецова)

Декабрь

Коллективная аппликация к потешке «Коза» художник-иллюстратор Ю.Васнецов.

Рассмотреть иллюстрацию Ю.Васнецова и показать сказку на фланелеграфе «Курочка Ряба».

Рисование «Снесла курочка яичко не простое, а золотое».

Январь

Лепка «Булочка». Рассмотреть иллюстрацию: «Пошёл котик на торжок».

Заучивание потешки «Пошёл котик на торжок».

Дидактическая игра «Игрушки и картинки» (соотнести дымковские игрушки и их цвет с книжной иллюстрацией Ю.Васнецова).

Февраль

Знакомство с иллюстрациями Е.Рачёва на примере сказки «Заюшкина избушка».

Кукольный театр «Заюшкина избушка».

Рисование «Избушка для зайчика».

Март

Рассматривание иллюстраций Е.Рачёва к сказке «Рукавичка».

Рассмотреть и сравнить иллюстрации Ю.Васнецова к сказке «Теремок» и Е.Рачёва к сказке «Рукавичка». Познакомить детей с украинскими народными костюмами.

Дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию». Педагог зачитывает фрагмент сказки и просит найти нужную иллюстрацию.

Апрель

Рисование «Рукавичка» (к украинской народной сказке).

Настольный театр «Рукавичка».

Дидактическая игра «Соотнеси иллюстрацию с текстом».

Май

Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова и Е.Рачёва.

Рассмотреть книги Ю.Васнецова и Е.Рачёва, научить детей уметь выделять характерные и выразительные средства в рисунках каждого художника.

Дидактическая игра «Узнай по фрагменту».

 

 

Перспективный план занятий по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами (средняя группа)

Месяц

Организационная деятельность.

Совместная деятельность.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация.

Самостоятельная деятельность.

Сентябрь

Беседа на тему «Здравствуй, книга».

Чтение книг и рассматривание иллюстраций уже известных детям художников Ю.Васнецова и Е.Рачёва.

Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к тексту».

Октябрь

Рисование. «Вдоль по реченьке лебёдушка плывет» по иллюстрации Ю.Васнецова. (Украсить лебёдушку элементами дымковской игрушки.)

Рассмотреть книгу «Русская сказка в творчестве Ю.А.Васнецова». Заучивание потешки к иллюстрации «Кисонька».

Дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку».

Ноябрь

Образ животных в творчестве Е.Рачёва. (Рассмотреть сказки разных народов, обратить внимание на костюмы.)

Кукольный театр «Кот, петух и лиса».

Лепка персонажей сказки «Кот, петух и лиса».

Декабрь

Аппликация на тему: «Кто, кто в теремочке живет».

Выставка «Животные в рисунках художников-иллюстраторов Ю.Васнецова и Е.Рачёва».

Дидактическая игра «Найди иллюстрацию нужного художника».

Январь

Знакомство с творчеством Е.Чарушина.

Чтение книги «Детки в клетке» С.Маршака и рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.

Дидактическая игра «Подбери книги с иллюстрациями Е.Чарушина».

Февраль

Рисование «Зоопарк».

Знакомство с художником-иллюстратором и писателем Е.Чарушиным. Чтение книги «Волчишко» и рассматривание иллюстраций.

Лепка «Волчишко».

Март

Знакомство с художественными произведениями В.Сутеева «Три котёнка» и «Цыплёнок и утёнок».

Показать театр на фланелеграфе «Яблоко».

Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к тексту».

Апрель

Лепка «Цыплёнок и утёнок».

Познакомить детей с В.Сутеевым не только как с писателем, художником-иллюстратором, но и как создателем мультфильмов. Показать мультфильм «Под грибом».

Рисование «Мой любимый герой в сказках В.Сутеева».

Май

Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Сутеева, Е.Чарушина. (Закрепление знаний. Уметь выделять характерные и выразительные средства в рисунках каждого художника.)

Игра-драматизация «Мешок яблок».

Дидактическая игра «Разрезная мозаика».

 

 

Перспективный план занятий по ознакомлению детей с книжной графикой (старшая группа)

Месяц

Организационная деятельность.

Совместная деятельность.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация.

Самостоятельная деятельность.

Сентябрь

Беседа на тему: «Книга – мой лучший друг». Закрепить материал прошлогодних занятий. Вспомнить уже знакомых детям художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Сутеева, Е.Чарушина.

 

Рисование на тему: «Образ животных в иллюстрациях художников Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Сутеева, Е.Чарушина».

Чтение художественных произведений с иллюстрациями уже известных художников. Помочь почувствовать индивидуальную манеру каждого художника.

 

Кукольный театр по сказке В.Сутеева «Это что за птица?»

Дидактическая игра «Разрезная мозаика».

 

 

 

 

Лепка «Птичий двор» по сказке В.Сутеева «Это что за птица?».

Октябрь

Художники-графики. Дать детям понятия «графика» и «художники-графики».

 

 

 

 

 

 

 

Рисование  по рассказам Е.Чарушина «Тюпа, Томка и Сорока».

 

Рассмотреть иллюстрации уже известных детям художников. Закрепить понятие «графика» («Графо» от лат. – «пишу», «рисую»). Показать инструменты художника-графика: карандаши, мелки, уголь, фломастеры, перьевые ручки и т.д. . Дать понятие книжной иллюстрации как вида графического искусства.

 

Рассмотреть книги с иллюстрациями. Обратить внимание на роль линии в графике. Рисунок может быть выполнен одной линией, но она передает и форму, и движение, и характер образа.

Игра-эстафета «Что нужно художнику-графику».

Рисование животных. (Дети рисуют разными инструментами и материалами по выбору)

 

 

 

Лепка «Моё домашнее животное».

 

Ноябрь

Книжная графика. Продолжать знакомить детей с книжной графикой на примере иллюстраций И.Я.Билибина.

 

 

 

 

 

Аппликация по сказке «Царевна-Лягушка». Продолжать знакомить детей с книжной графикой на примере иллюстраций И.Билибина.

Продолжать знакомить детей с художником–иллюстратором И.Я.Билибиным на примере сказок «Белая уточка» и «Сестрица Алёнушка и брат Иванушка».

 

 

 

Познакомить детей со сказками А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина, где он опирается на традиции древнерусского искусства.

Оформление детьми книжки-малышки в стиле И.Билибина «Белая уточка», где художник использует принципы рисунка, приближенного к аппликации.

 

Дидактическая игра «Узнай по фрагменту».

Декабрь

Рисование. Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина, где рисунок подчинён всему формату листа, в котором изображение сливается в общий цветной декоративный узор.

 

Лепка «Мой любимый сказочный герой».

Драматизация «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

 

 

 

Составление кроссвордов по иллюстрациям к русским народным сказкам.

Дидактическая игра «Парные картинки».

 

 

 

Оформление детьми книжки-малышки в стиле выбранного ими художника-иллюстратора.

Январь

Знакомство с иллюстрациями В.М.Конашевича, где мастер смело соединяет образное и декоративное начало, создавая единую композицию, в которой органично соединяются текст и рисунок.

 

 

 

Лепка. Коллективная работа на тему: «Сказочные герои К.Чуковского». Дети делятся на группы и выбирают сказку, которую иллюстрировал В.Конашевич: «Айболит», «Тараканище», «Краденное солнце», «Телефон», «Бармалей».

Знакомство с художественными произведениями, которые иллюстрировал В.М.Конашевич.

 

 

 

 

Кукольный театр с участием детей по сказке К.Чуковского «Телефон».

Рисование на тему: «Сказочные цветы» по иллюстрациям В.М.Конашевича к сказкам «Муха-Цокотуха», «Гуси-лебеди», «Лиса-лапотница».

 

Аппликация «Любимый герой в произведениях К.Чуковского».

Февраль

Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина и В.Конашевича на примере сказки «О царе Салтане».

 

 

 

 

Изготовление теневого тетра к сказке «О царе Салтане».

Выставка детских работ «Сказочный мир И.Билибина и В.Конашевича».

 

 

 

 

Теневой театр. Показ детьми сказки «О царе Салтане».

Дидактическая игра «Художник-иллюстратор». (Игра на закрепление знаний о художниках-иллюстраторах)

 

Дидактическая игра «Узнай по фрагменту.

Март

Тематический досуг на тему: «Сказочный мир А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина, В.Конашевича».

 

Рисунок. Обратить внимание детей на основные средства графического произведения (штрих, линия, тональное пятно).

Зрительный ряд:

1. «Косули». Жерносекова Ира, 6 лет. Бумага, граф. карандаш.1

2. «Девочка с клеткой». Чекмарова Настя, 7 лет. Шариковая ручка.1

Игра-драматизация по сказке «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

 

 

Рассматривание уже известных рисунков и нового рисунка «Верхом на лошади» (Герасимчук Катя, 7 лет. Бумага, тушь, перо).2 Уделить внимание линии, которая является изобразительным и образным средством. «Бегущая линия» ускоряет и замедляет свой ритм: то имеет сильный нажим, то едва касается бумаги, то динамичная, прерывистая.

Оформление детьми книжки-малышки по сказке А.С.Пушкина (на выбор).

 

Рисование (на выбор карандаш или ручка). Учить детей уделять внимание линии.

Апрель

Рисование «Весенняя капель» (на выбор шариковая ручка или перо).

 

 

 

 

 

 

Цветная графика. Познакомить детей с цветом в графике (какая разница между живописью и цветной графикой), «прикладная графика».

Зрительный ряд:

1. «Кот». Плющенко Юра, 6 лет. Бумага, цветной карандаш.1

2. «Коровы». Кикути Коко, 10 лет. Бумага, пастель.1

Рассмотреть:

1. «В лесу». И.И.Шишкин, 1880 г. Бумага, граф. карандаш.2

2. «Дворик зимой». М.А.Врубель, 1903-1904 г.г. Бумага, граф. карандаш.3

Обратить внимание на линии,  штрих,  пятно, на их выразительные особенности.

 

Рассмотреть открытки, марки, плакаты, афиши. Рассказать детям, что всё это – прикладная графика.

 

Оформление детьми книжки-малышки «Домашние животные» (рисование на выбор карандашом или ручкой).

 

 

 

Оформление детьми открыток, марок.

Май

Закрепление пройденного материала: «Чем отличается живопись от графики?». Предложить детям иллюстрации, рисунки, репродукции, открытки, марки и т.д.

 

КВН «Я люблю рассматривать книги».

Вечер развлечений «Волшебный сундучок».

 

 

 

Выставка книг с иллюстрациями знакомых художников.

Дидактическая игра «Парные картинки».

Игра-эстафета «Что нужно художнику-иллюстратору?»

 

Выставка детских работ (рисунки, книжки-малышки, аппликации, открытки, марки и т.д.).

1Детский рисунок. Материалы и техника для педагогов и родителей/ Авт.-сост.: Н.Д.Рева. – СПб.,1993.

2 Рисунки и акварели в собрании Государственного Русского музея/ Авт.-сост.: Б.А.Столяров. – СПб.,1993.

3Виды искусства. Уроки для начальной школы. Вып. 4/ Авт.-сост.: Н.Д.Рева. – СПб.,1995.

 

Перспективный план занятий по ознакомлению детей с книжной графикой (подготовительная группа)

Месяц

Организационная деятельность.

Совместная деятельность. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация.

Самостоятельная деятельность.

Сентябрь

Выставка книг. Беседа на тему: «Я люблю рассматривать книги».

 

 

 

 

Рисование по сказке В.Бианки «Лис и мышонок». Художник-иллюстратор Ю.Васнецов (вспомнить все элементы узора дымковской игрушки).

Кукольный театр «Три медведя».

 

 

 

 

 

Рассмотреть иллюстрации к потешкам и сказкам Ю.Васнецова.

Рассматривание иллюстраций к сказке Л.Толстого «Три медведя» разных художников-иллюстраторов.

 

Дидактическая игра «Дымковская игрушка».

Октябрь

Знакомство с писателем и художником Е.Чарушиным на примере книги «Никиткины друзья».

 

 

 

Лепка «Детки в клетке».

Чтение книг и рассматривание иллюстраций писателя и художника-иллюстратора Е.И.Чарушина и Н.Е.Чарушина.

 

Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.

Оформление детьми книжки-малышки по рассказам Е.Чарушина.

 

 

Дети продолжают оформлять книжки-малышки по рассказам Е.Чарушина.

Ноябрь

«Сказка-то с хитринкой, на людей намекает». Знакомство с творчеством Е.Рачёва.

 

 

 

 

Изготовление детьми масок к сказке «Теремок».

Знакомство с художником-анималистом Е.Рачёвым. Чтение и рассматривание иллюстраций к украинской народной сказке «Как кот ходил с лисом сапоги покупать».

 

Распределить между детьми роли сказки «Теремок» и заучивать текст. Вызывать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в нее, развивать речетворческие способности детей.

Выложить детям для рассматривания открытки с национальными костюмами  разных народов.

 

 

 Оформление пригласительных билетов  для спектакля по сказке  «Теремок».

Декабрь

Показ детьми сказки «Теремок» для детей средней группы. Вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями.

 

Занятие на тему: «За что дети любят рисунки В.Лебедева».

Чтение книг «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке» и рассматривание иллюстраций В.Лебедева.

 

Рассматривание иллюстраций В.Лебедева.

Дидактическая игра «Подбери книги».

 

 

Коллективная работа детей в  стиле В.Лебедева к произведению С.Маршака «Багаж».

Январь

Аппликация на тему: «Стихотворение С.Маршака «Кто колечко найдет?»

 

Сказка в жизни В.Сутеева.

Викторина: «Угадай сказку по иллюстрации».

 

Рассмотреть книги писателя и художника-иллюстратора В.Сутеева.

Дидактическая игра «Парные картинки».

 

Оформление детьми книжки-малышки в виде комиксов.

Февраль

Знакомство с произведением В.Сутеева «Мешок яблок».

 

Художник-иллюстратор И.Билибин и русские народные сказки.

Музыкальный спектакль для детей младшего возраста «Мешок яблок».

 

Выставка сказок с иллюстрациями  И.Билибина.

Дидактическая игра «Разрезная мозаика».

 

Дети оформляют книжки-малышки в  стиле И.Билибина.

Март

Аппликация по сказке «Об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке».

 

Занятие по ознакомлению детей с книжной графикой на примере иллюстраций В.Конашевича и И.Билибина.

Тематический досуг: «Я люблю рассматривать книги».

 

Выставка сказок А.С.Пушкина, иллюстрированных В.Конашевичем и И.Билибиным.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 

Составление кроссвордов по сказкам А.С.Пушкина.

Апрель

Рисование. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. («Ель растет перед дворцом»)

 

 

Знакомство с творчеством К.Овчинникова на примере сказки «Девочка-лебедь».

КВН. « Сказки А.С.Пушкина в творчестве В.Конашевича и И.Билибина».

 

 

Ознакомление детей со сказками северных народов, иллюстрированными К.Овчинниковым.

Лепка «Сказочные герои в произведениях А.С.Пушкина».

 

Рассмотреть открытки и познакомить детей с костюмами и бытом северных народов.

Май

Рисунок. «Закрепляем с детьми знания об основных средствах графического произведения» (штрих, линия, тональные пятно).

 

 

 

Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е.Чарушина, В.Сутеева, Е.Рачёва, К.Овчинникова, В.Лебедева, И.Билибина, В.Конашевича. Закрепление пройденного материала.

 Закрепить цвет в графике. Уделить внимание линии, которая является изобразительным и образным средством. «Бегущая линия» ускоряет и замедляет свой ритм: то имеет сильный нажим, то едва касается бумаги, то  прерывистая.

Тематический досуг «В гостях у книги».

Рассмотреть открытки, марки, афиши .

 

 

 

 

Выставка детских работ (рисунки, книжки-малышки, аппликации, открытки, марки, работы из пластилина и т.д.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М., 1991.

2.     Детям о книжной графике. Курочкина Н.А. С.П.б,1997.

3.     Дошкольникам об искусстве: Учебно- наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор- составитель Т.Н. Доронова, М.,1999.

4.     Знакомим с книжной графикой. Автор- составитель Н.А.Курочкина, С.П.б,2001.

5.     Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»,С.Г.Маслова, Н.Д.Соколова, С.П.б., СпецЛит, 2000.

6.     Русские художники детской книги. Автор- составитель Э.З. Ганкина, М., 1963.

7.     Художник в современной детской книги. Автор- составитель Э.З. Ганкина, М., 1977.

8.     Художники детской книги. Автор- составитель В. Глоцер, М.,1987.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»