В гостях у книги
Довбешко Марина Ивановна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ №10 Красносельского р-на Санкт-Петербурга
Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми знакомится ребёнок.
С детской книгой малыш встречается уже впервые годы своей жизни. Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев, Ю. Васнецов и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине.
Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
В младшей группе мы ставим перед собой задачи:
· учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах и рассматривать их;
· учить соотносить иллюстрацию с текстом;
· закреплять умение различать и называть цвета;
· развивать дифференцированное восприятие стилей иллюстраций; Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачёва.
В начале занятия детям зачитывается одна из потешек, иллюстрируемых художником (без показа иллюстраций), затем определяется её характер, эмоциональное впечатление. После чего предлагается словесно сочинить картинку: выбрать для неё персонажи, дать цветовую характеристику, далее нужно из предложенных иллюстраций выбрать ту, которая соответствует тексту. Аналогично проводится работа с другими иллюстрациями. Вводим понятия: « книжная иллюстрация» и «художник- иллюстратор».
В средней группемы продолжаем знакомить детей с книжной графикой, углубляем представление о книжной иллюстрации и используемых мастером выразительных средствах ( цвет, линия, ритм),с помощью которых он создаёт художественный образ.
· Закрепляем знания о знакомых художниках-иллюстраторах;
· знакомим с иллюстрациями В.Г.Сутеева, Е.И.Чарушина;
· продолжаем формировать навыки рассматривания иллюстрации, соотнесения картинки с текстом;
· учим различать индивидуальную манеру художника в иллюстрации.
В старших и подготовительных группахзакрепляем пройденный материал, вспомнив уже знакомых детям художников- иллюстраторов.
· знакомим с понятием « графика», « прикладная графика» и « художники- графики»;
· продолжаем знакомить детей с книжной графикой на примере иллюстраций В.М.Конашевича, И.Я.Билибина, К.В.Овчинникова, В.В.Лебедева и т. д.;
· уточняем знания об основных средствах графического произведения (штрих, линия, тональное пятно);
· знакомим с особенностями цвета в графике ( разница между живописью и цветной графикой).
В группах созданы все условия для знакомства детей с книжной графикой, имеются книжные уголки, подборки книг с иллюстрациями разных художников, дидактические игры.
Графика- это вид изобразительного искусства, включающий изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углём, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске, линолеуме и пр.; литографию и др.).
Оттиски, получаемые печатным способом, называются гравюрами, эстампами, лубком (на народные темы) и т.д.
Виды графики:
· станковые рисунки и гравюры (эскизы, наброски, зарисовки);
· книжная и газетная графика, книжная иллюстрация, поясняющая текст: заставка- иллюстрация, помещённая в начале главы, в конце текста концовка;
· плакат: политический, театральный, торговый;
· прикладная графика, или промышленная (марки, пригласительные билеты, коробки, упаковки для товаров и пр.).
Задачи:
· понимать содержание книги и узнавать персонажи, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;
· узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания образа;
· выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).
Перспективные планы по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами
Перспективный план занятий по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами (младшая группа)
Месяц |
Организационная деятельность. |
Совместная деятельность. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация. |
Самостоятельная деятельность. |
Сентябрь |
Беседа на тему «Здравствуй, книга!». |
Чтение книги и рассматривание иллюстрации «Песенки потешки» Ю. Васнецова. |
Из кубиков к потешке построить дом для петушка.
|
Октябрь |
Знакомство с иллюстрациями Ю.Васнецова. Заучивание потешки «Сорока-ворона». |
Игра-драматизация «Сорока-ворона». |
Дети лепят горшок для каши к потешки «Срока-ворона». |
Ноябрь |
Рисование «Дымковская барышня» (выдать детям силуэты барышни, а дети должны украсить её узорами). |
Знакомство с художественными произведениями, которые иллюстрировал Ю.Васнецов. Сравнить персонажи с дымковскими игрушками. |
Дидактическая игра «Назови цвет в иллюстрациях художника» (соотнести дымковские игрушки и их цвет в книжной иллюстрации Ю.Васнецова) |
Декабрь |
Коллективная аппликация к потешке «Коза» художник-иллюстратор Ю.Васнецов. |
Рассмотреть иллюстрацию Ю.Васнецова и показать сказку на фланелеграфе «Курочка Ряба». |
Рисование «Снесла курочка яичко не простое, а золотое». |
Январь |
Лепка «Булочка». Рассмотреть иллюстрацию: «Пошёл котик на торжок». |
Заучивание потешки «Пошёл котик на торжок». |
Дидактическая игра «Игрушки и картинки» (соотнести дымковские игрушки и их цвет с книжной иллюстрацией Ю.Васнецова). |
Февраль |
Знакомство с иллюстрациями Е.Рачёва на примере сказки «Заюшкина избушка». |
Кукольный театр «Заюшкина избушка». |
Рисование «Избушка для зайчика». |
Март |
Рассматривание иллюстраций Е.Рачёва к сказке «Рукавичка». |
Рассмотреть и сравнить иллюстрации Ю.Васнецова к сказке «Теремок» и Е.Рачёва к сказке «Рукавичка». Познакомить детей с украинскими народными костюмами. |
Дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию». Педагог зачитывает фрагмент сказки и просит найти нужную иллюстрацию. |
Апрель |
Рисование «Рукавичка» (к украинской народной сказке). |
Настольный театр «Рукавичка». |
Дидактическая игра «Соотнеси иллюстрацию с текстом». |
Май |
Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова и Е.Рачёва. |
Рассмотреть книги Ю.Васнецова и Е.Рачёва, научить детей уметь выделять характерные и выразительные средства в рисунках каждого художника. |
Дидактическая игра «Узнай по фрагменту». |
Перспективный план занятий по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами (средняя группа)
Месяц |
Организационная деятельность. |
Совместная деятельность. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация. |
Самостоятельная деятельность. |
Сентябрь |
Беседа на тему «Здравствуй, книга». |
Чтение книг и рассматривание иллюстраций уже известных детям художников Ю.Васнецова и Е.Рачёва. |
Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к тексту». |
Октябрь |
Рисование. «Вдоль по реченьке лебёдушка плывет» по иллюстрации Ю.Васнецова. (Украсить лебёдушку элементами дымковской игрушки.) |
Рассмотреть книгу «Русская сказка в творчестве Ю.А.Васнецова». Заучивание потешки к иллюстрации «Кисонька». |
Дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку». |
Ноябрь |
Образ животных в творчестве Е.Рачёва. (Рассмотреть сказки разных народов, обратить внимание на костюмы.) |
Кукольный театр «Кот, петух и лиса». |
Лепка персонажей сказки «Кот, петух и лиса». |
Декабрь |
Аппликация на тему: «Кто, кто в теремочке живет». |
Выставка «Животные в рисунках художников-иллюстраторов Ю.Васнецова и Е.Рачёва». |
Дидактическая игра «Найди иллюстрацию нужного художника». |
Январь |
Знакомство с творчеством Е.Чарушина. |
Чтение книги «Детки в клетке» С.Маршака и рассматривание иллюстраций Е.Чарушина. |
Дидактическая игра «Подбери книги с иллюстрациями Е.Чарушина». |
Февраль |
Рисование «Зоопарк». |
Знакомство с художником-иллюстратором и писателем Е.Чарушиным. Чтение книги «Волчишко» и рассматривание иллюстраций. |
Лепка «Волчишко». |
Март |
Знакомство с художественными произведениями В.Сутеева «Три котёнка» и «Цыплёнок и утёнок». |
Показать театр на фланелеграфе «Яблоко». |
Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к тексту». |
Апрель |
Лепка «Цыплёнок и утёнок». |
Познакомить детей с В.Сутеевым не только как с писателем, художником-иллюстратором, но и как создателем мультфильмов. Показать мультфильм «Под грибом». |
Рисование «Мой любимый герой в сказках В.Сутеева». |
Май |
Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Сутеева, Е.Чарушина. (Закрепление знаний. Уметь выделять характерные и выразительные средства в рисунках каждого художника.) |
Игра-драматизация «Мешок яблок». |
Дидактическая игра «Разрезная мозаика». |
Перспективный план занятий по ознакомлению детей с книжной графикой (старшая группа)
Месяц |
Организационная деятельность. |
Совместная деятельность. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация. |
Самостоятельная деятельность. |
Сентябрь |
Беседа на тему: «Книга – мой лучший друг». Закрепить материал прошлогодних занятий. Вспомнить уже знакомых детям художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Сутеева, Е.Чарушина.
Рисование на тему: «Образ животных в иллюстрациях художников Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Сутеева, Е.Чарушина». |
Чтение художественных произведений с иллюстрациями уже известных художников. Помочь почувствовать индивидуальную манеру каждого художника.
Кукольный театр по сказке В.Сутеева «Это что за птица?» |
Дидактическая игра «Разрезная мозаика».
Лепка «Птичий двор» по сказке В.Сутеева «Это что за птица?». |
Октябрь |
Художники-графики. Дать детям понятия «графика» и «художники-графики».
Рисование по рассказам Е.Чарушина «Тюпа, Томка и Сорока».
|
Рассмотреть иллюстрации уже известных детям художников. Закрепить понятие «графика» («Графо» от лат. – «пишу», «рисую»). Показать инструменты художника-графика: карандаши, мелки, уголь, фломастеры, перьевые ручки и т.д. . Дать понятие книжной иллюстрации как вида графического искусства.
Рассмотреть книги с иллюстрациями. Обратить внимание на роль линии в графике. Рисунок может быть выполнен одной линией, но она передает и форму, и движение, и характер образа. |
Игра-эстафета «Что нужно художнику-графику». Рисование животных. (Дети рисуют разными инструментами и материалами по выбору)
Лепка «Моё домашнее животное».
|
Ноябрь |
Книжная графика. Продолжать знакомить детей с книжной графикой на примере иллюстраций И.Я.Билибина.
Аппликация по сказке «Царевна-Лягушка». Продолжать знакомить детей с книжной графикой на примере иллюстраций И.Билибина. |
Продолжать знакомить детей с художником–иллюстратором И.Я.Билибиным на примере сказок «Белая уточка» и «Сестрица Алёнушка и брат Иванушка».
Познакомить детей со сказками А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина, где он опирается на традиции древнерусского искусства. |
Оформление детьми книжки-малышки в стиле И.Билибина «Белая уточка», где художник использует принципы рисунка, приближенного к аппликации.
Дидактическая игра «Узнай по фрагменту». |
Декабрь |
Рисование. Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина, где рисунок подчинён всему формату листа, в котором изображение сливается в общий цветной декоративный узор.
Лепка «Мой любимый сказочный герой». |
Драматизация «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Составление кроссвордов по иллюстрациям к русским народным сказкам. |
Дидактическая игра «Парные картинки».
Оформление детьми книжки-малышки в стиле выбранного ими художника-иллюстратора. |
Январь |
Знакомство с иллюстрациями В.М.Конашевича, где мастер смело соединяет образное и декоративное начало, создавая единую композицию, в которой органично соединяются текст и рисунок.
Лепка. Коллективная работа на тему: «Сказочные герои К.Чуковского». Дети делятся на группы и выбирают сказку, которую иллюстрировал В.Конашевич: «Айболит», «Тараканище», «Краденное солнце», «Телефон», «Бармалей». |
Знакомство с художественными произведениями, которые иллюстрировал В.М.Конашевич.
Кукольный театр с участием детей по сказке К.Чуковского «Телефон». |
Рисование на тему: «Сказочные цветы» по иллюстрациям В.М.Конашевича к сказкам «Муха-Цокотуха», «Гуси-лебеди», «Лиса-лапотница».
Аппликация «Любимый герой в произведениях К.Чуковского». |
Февраль |
Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина и В.Конашевича на примере сказки «О царе Салтане».
Изготовление теневого тетра к сказке «О царе Салтане». |
Выставка детских работ «Сказочный мир И.Билибина и В.Конашевича».
Теневой театр. Показ детьми сказки «О царе Салтане». |
Дидактическая игра «Художник-иллюстратор». (Игра на закрепление знаний о художниках-иллюстраторах)
Дидактическая игра «Узнай по фрагменту. |
Март |
Тематический досуг на тему: «Сказочный мир А.С.Пушкина в иллюстрациях И.Билибина, В.Конашевича».
Рисунок. Обратить внимание детей на основные средства графического произведения (штрих, линия, тональное пятно). Зрительный ряд: 1. «Косули». Жерносекова Ира, 6 лет. Бумага, граф. карандаш.1 2. «Девочка с клеткой». Чекмарова Настя, 7 лет. Шариковая ручка.1 |
Игра-драматизация по сказке «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Рассматривание уже известных рисунков и нового рисунка «Верхом на лошади» (Герасимчук Катя, 7 лет. Бумага, тушь, перо).2 Уделить внимание линии, которая является изобразительным и образным средством. «Бегущая линия» ускоряет и замедляет свой ритм: то имеет сильный нажим, то едва касается бумаги, то динамичная, прерывистая. |
Оформление детьми книжки-малышки по сказке А.С.Пушкина (на выбор).
Рисование (на выбор карандаш или ручка). Учить детей уделять внимание линии. |
Апрель |
Рисование «Весенняя капель» (на выбор шариковая ручка или перо).
Цветная графика. Познакомить детей с цветом в графике (какая разница между живописью и цветной графикой), «прикладная графика». Зрительный ряд: 1. «Кот». Плющенко Юра, 6 лет. Бумага, цветной карандаш.1 2. «Коровы». Кикути Коко, 10 лет. Бумага, пастель.1 |
Рассмотреть: 1. «В лесу». И.И.Шишкин, 1880 г. Бумага, граф. карандаш.2 2. «Дворик зимой». М.А.Врубель, 1903-1904 г.г. Бумага, граф. карандаш.3 Обратить внимание на линии, штрих, пятно, на их выразительные особенности.
Рассмотреть открытки, марки, плакаты, афиши. Рассказать детям, что всё это – прикладная графика.
|
Оформление детьми книжки-малышки «Домашние животные» (рисование на выбор карандашом или ручкой).
Оформление детьми открыток, марок. |
Май |
Закрепление пройденного материала: «Чем отличается живопись от графики?». Предложить детям иллюстрации, рисунки, репродукции, открытки, марки и т.д.
КВН «Я люблю рассматривать книги». |
Вечер развлечений «Волшебный сундучок».
Выставка книг с иллюстрациями знакомых художников. |
Дидактическая игра «Парные картинки». Игра-эстафета «Что нужно художнику-иллюстратору?»
Выставка детских работ (рисунки, книжки-малышки, аппликации, открытки, марки и т.д.). |
1Детский рисунок. Материалы и техника для педагогов и родителей/ Авт.-сост.: Н.Д.Рева. – СПб.,1993.
2 Рисунки и акварели в собрании Государственного Русского музея/ Авт.-сост.: Б.А.Столяров. – СПб.,1993.
3Виды искусства. Уроки для начальной школы. Вып. 4/ Авт.-сост.: Н.Д.Рева. – СПб.,1995.
Перспективный план занятий по ознакомлению детей с книжной графикой (подготовительная группа)
Месяц |
Организационная деятельность. |
Совместная деятельность. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, театрализация. |
Самостоятельная деятельность. |
Сентябрь |
Выставка книг. Беседа на тему: «Я люблю рассматривать книги».
Рисование по сказке В.Бианки «Лис и мышонок». Художник-иллюстратор Ю.Васнецов (вспомнить все элементы узора дымковской игрушки). |
Кукольный театр «Три медведя».
Рассмотреть иллюстрации к потешкам и сказкам Ю.Васнецова. |
Рассматривание иллюстраций к сказке Л.Толстого «Три медведя» разных художников-иллюстраторов.
Дидактическая игра «Дымковская игрушка». |
Октябрь |
Знакомство с писателем и художником Е.Чарушиным на примере книги «Никиткины друзья».
Лепка «Детки в клетке». |
Чтение книг и рассматривание иллюстраций писателя и художника-иллюстратора Е.И.Чарушина и Н.Е.Чарушина.
Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина. |
Оформление детьми книжки-малышки по рассказам Е.Чарушина.
Дети продолжают оформлять книжки-малышки по рассказам Е.Чарушина. |
Ноябрь |
«Сказка-то с хитринкой, на людей намекает». Знакомство с творчеством Е.Рачёва.
Изготовление детьми масок к сказке «Теремок». |
Знакомство с художником-анималистом Е.Рачёвым. Чтение и рассматривание иллюстраций к украинской народной сказке «Как кот ходил с лисом сапоги покупать».
Распределить между детьми роли сказки «Теремок» и заучивать текст. Вызывать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в нее, развивать речетворческие способности детей. |
Выложить детям для рассматривания открытки с национальными костюмами разных народов.
Оформление пригласительных билетов для спектакля по сказке «Теремок». |
Декабрь |
Показ детьми сказки «Теремок» для детей средней группы. Вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями.
Занятие на тему: «За что дети любят рисунки В.Лебедева». |
Чтение книг «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке» и рассматривание иллюстраций В.Лебедева.
Рассматривание иллюстраций В.Лебедева. |
Дидактическая игра «Подбери книги».
Коллективная работа детей в стиле В.Лебедева к произведению С.Маршака «Багаж». |
Январь |
Аппликация на тему: «Стихотворение С.Маршака «Кто колечко найдет?»
Сказка в жизни В.Сутеева. |
Викторина: «Угадай сказку по иллюстрации».
Рассмотреть книги писателя и художника-иллюстратора В.Сутеева. |
Дидактическая игра «Парные картинки».
Оформление детьми книжки-малышки в виде комиксов. |
Февраль |
Знакомство с произведением В.Сутеева «Мешок яблок».
Художник-иллюстратор И.Билибин и русские народные сказки. |
Музыкальный спектакль для детей младшего возраста «Мешок яблок».
Выставка сказок с иллюстрациями И.Билибина. |
Дидактическая игра «Разрезная мозаика».
Дети оформляют книжки-малышки в стиле И.Билибина. |
Март |
Аппликация по сказке «Об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке».
Занятие по ознакомлению детей с книжной графикой на примере иллюстраций В.Конашевича и И.Билибина. |
Тематический досуг: «Я люблю рассматривать книги».
Выставка сказок А.С.Пушкина, иллюстрированных В.Конашевичем и И.Билибиным. |
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Составление кроссвордов по сказкам А.С.Пушкина. |
Апрель |
Рисование. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. («Ель растет перед дворцом»)
Знакомство с творчеством К.Овчинникова на примере сказки «Девочка-лебедь». |
КВН. « Сказки А.С.Пушкина в творчестве В.Конашевича и И.Билибина».
Ознакомление детей со сказками северных народов, иллюстрированными К.Овчинниковым. |
Лепка «Сказочные герои в произведениях А.С.Пушкина».
Рассмотреть открытки и познакомить детей с костюмами и бытом северных народов. |
Май |
Рисунок. «Закрепляем с детьми знания об основных средствах графического произведения» (штрих, линия, тональные пятно).
Выставка книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е.Чарушина, В.Сутеева, Е.Рачёва, К.Овчинникова, В.Лебедева, И.Билибина, В.Конашевича. Закрепление пройденного материала. |
Закрепить цвет в графике. Уделить внимание линии, которая является изобразительным и образным средством. «Бегущая линия» ускоряет и замедляет свой ритм: то имеет сильный нажим, то едва касается бумаги, то прерывистая. Тематический досуг «В гостях у книги». |
Рассмотреть открытки, марки, афиши .
Выставка детских работ (рисунки, книжки-малышки, аппликации, открытки, марки, работы из пластилина и т.д.) |
ЛИТЕРАТУРА
1. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М., 1991.
2. Детям о книжной графике. Курочкина Н.А. С.П.б,1997.
3. Дошкольникам об искусстве: Учебно- наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор- составитель Т.Н. Доронова, М.,1999.
4. Знакомим с книжной графикой. Автор- составитель Н.А.Курочкина, С.П.б,2001.
5. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»,С.Г.Маслова, Н.Д.Соколова, С.П.б., СпецЛит, 2000.
6. Русские художники детской книги. Автор- составитель Э.З. Ганкина, М., 1963.
7. Художник в современной детской книги. Автор- составитель Э.З. Ганкина, М., 1977.
8. Художники детской книги. Автор- составитель В. Глоцер, М.,1987.