Марданян Софья Мартуновна
Оглавление
1. |
Определение актуальности социальной проблемы________________ |
3 |
2. |
Участники проекта____________________________________________ |
9 |
3. |
Цель и задачи проекта_________________________________________ |
10 |
4. |
Составление детального плана работы с детьми–мигрантами______ |
11 |
5. |
Составление рабочего графика по реализации проекта____________ |
13 |
6. |
Определение необходимых ресурсов и источников финансирования_ |
16 |
7. |
Бюджет проекта_______________________________________________ |
17 |
8. |
Поиск социальных партнеров для реализации проекта____________ |
18 |
9. |
Проведение официальных переговоров с социальными партнерами_ |
18 |
10. |
Формирование общественного мнения___________________________ |
19 |
11. |
Итоги работы над проектом____________________________________ |
20 |
12. |
Приложение (буклет)__________ ________________________________ |
__ |
1. Определение актуальности социальной проблемы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа" многонациональна. В ней учатся дети 32 национальностей.
Таблица предоставлена социальными педагогами школы.
Из таблицы видно, что с каждым годом количество детей Закавказья, Азии увеличивается, так как к нам приезжают дети из других стран. Также по предоставленным данным заместителя директора, количество детей-мигрантов, не владеющих русским языком, с каждым годом увеличивается.
Таблица № 2
Дети-мигранты, которые не владеют русским языком |
2009-2010 уч. год |
2010-2011 уч. год |
2011-2012 уч. год |
2012-2013 уч. год |
Начальная школа |
22 |
24 |
27 |
29 |
Среднее звено |
7 |
9 |
11 |
11 |
Диаграмма № 1
16 октября 2012 года мы провели день самоуправления в начальных классах. На подведении итогов ребята отметили, что в классах есть дети-мигранты, которые практически не владеют русским языком, на переменах они ведут себя отстраненно, не играют, не шутят и практически не разговаривают с одноклассниками. На уроках они не активны, не отвечают, а если спрашивают, не понимают вопроса. А начальная школа – это основной этап в развитии ребенка, где закладываются все основные понятия.
Мы решили, что этим детям необходимо помочь, отсюда и зародилась идея нового проекта. Учителя нашей школы, уже работают с детьми-мигрантами по программа "Школа адаптации для детей мигрантов", но они делают акцент на изучении языка. Н наш проект поможет им снять закомплексованность, раскрыться перед своими одноклассниками, и стать более активными в жизни класса и школы, так как проект будет работать в формате "дети -детям".
Далее, мы опросили родителей детей-мигрантов. Нас интересовали следующие вопросы: "С какими сложностями сталкиваются ваши дети, и вы, какие проблемы существуют у ребенка, и чем вам может помочь детское объединение?"
Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что сложности в основном связаны с тем, что отсутствует владение языком, 23 человека из 29 опрошенных ответили, что, возможно, их детям помогли бы продленки, дополнительные занятие, где они смогли бы свободно, в непринужденной обстановке общаться со сверстниками.
Члены Детского школьного объединения "Молодые ветра" по опыту реализации прошлогодних социальных проектов "Беспокойный подросток" и "Основы правовой грамотности", уверены, что наставничество является эффективной формой работы, с детьми, как с детьми "группы риска", также и с детьми мигрантами.
Данная проблема также очень актуальна на западе, и мы решили обратиться к опыту европейских школ, изучив множество Интернет-ресурсов, мы выделили наиболее интересные проекты, которые можно реализовать и в нашей школе, многие из них мы видоизменили, адаптировали под особенности своей школы.
Школьное объединение видит возможное решение проблемы в вовлечении детей-мигрантов в деятельность школьного объединения, которая будет направлена на социализацию и интеграцию детей-мигрантов в школьную среду. Наиболее результативным будет создание мама-классов – как эффективный механизм социализации и интеграции детей-мигрантов на примере финских школ. Мама-класс – это класс, который открывается для детей, имеющих проблемы с русским языком и сложности с социализацией в обществе. С помощью создания мама-классов, для учащихся с 1 по 4 классов, мы сможем оказать помощь детям в решении таких проблем, как не выполненные домашние задания, неорганизованный досуг. Мы ознакомим детей и родителей с русской культурой, бытом и обычаями, что будет способствовать расширению словарного запас, в результате дети смогут принимать участие в жизни класса и школы.
Для себя мы определили основные этапы работы:
1. Разработка и необходимость проекта.
2. Изучение международного опыта.
3. Разработка плана проведения мама-классов.
4. Организация и проведение мама-классов с привлечением к участию родителей.
5. Подведение итогов и определение планов работы на следующий учебный год.
Основные блоки работы, которые перенял у западных школ:
1. Блок "Сумка с книжками" - блокносит это название, т.к. все книги помещены в мешок, из которого родители вместе с детьми берут книгу, прочитывают, возвращают обратно и берут следующую, так, пока все книги не будут прочитаны. Важной особенностью является то, что в конце месяца группа должна рассказать народную сказку, (с элементами инсценировки). На протяжении двух месяцев дети должны ознакомиться со следующим сказками 1. "Курочка ряба", "Петушок золотой гребешок", "Репка", "Семеро козлят", "Три поросенка" "Маша и Медведь", "Три медведя". (На примере школ Шотландии).
2. Блок "Пословицы и поговорки" направлен на изучение русских пословиц, поговорок как части русской культуры. Дети делятся на группы, и идет работа с пословицами и поговорками с привлечением родителей. (На примере школ Германии).
3. Блок "Времена года" - как этапы сотрудничества с родителями. Учебный год разбивается на этапы в соответствии со временами года: осень, зима, весна, лето. На каждом этапе проводятся конкурсы по теме, соответствующей времени года при участии родителей. (На примере школ Польши).
4. Блок "В поисках сокровища". Этот блок направлен на определение человеческих ценностей. Каждому участнику выдаются вопросы рядом с которыми они должны вписать имя того, кто соответствует данному критерию. Изюминка игры заключается в том, что имена участников в анкете не должны повторяться. А для этого нужно обойти и наладит контакт со всеми участниками мероприятия. В данную игру можно также привлечь родителей. Например: "Найдите того, с кем недавно случилось что-то хорошее и он/она хочет об этом рассказать". (На примере школ Испании).
Следующий этап работы – встреча с родителями, знакомство со школой, планом работы мама-классов, налаживание взаимопонимания и создание атмосферы доверия между школой и семьей.
В рамках мама-классов также будут организованы экскурсии в музей Нефтегазодобывающего управления, поселковую библиотеку, школьный музейный уголок, пройдут акции "Помним и гордимся", "Подари улыбку детям", тематические мероприятия: "День блинов", "Знакомимся с законами РФ" и конкурсы с привлечением родителей.
Результатом проекта станет работа мама-классов для детей- мигрантов, и как следствие:
1. Участие детей в жизни класса и школы.
2. Снятие закомплексованности в общении со сверстниками.
3. Увеличение словарного запаса у данных детей.
4. Знание сказок, пословиц и поговорок (изученных в рамках проекта).
5. Повышение качества успеваемости.
2. Участники проекта
Деятельность команды наставников направлена на взаимодействие с детьми-мигрантамии их родителями, где наставники станут их помощниками в социализации и интеграции этих детей в школьной среде.
Команда наставников 15человек (учащиеся 9-11 классов) будут привлекать детей, также их родителей ко всем мероприятиям организованным в рамках мама-классов, направленных на повышение интереса и знаний русской культуры. Наставники берут на себя ответственность за написание сценариев и подготовку ко всем мероприятиям согласно плану работы, будут отвечать за организацию экскурсий, акций и тематических вечеров.
Основными участниками проекта являются дети-мигранты и их родители, которые с трудом владеют русским языком, и испытывают сложности в общении в классе и школе. Первый мама-класс открывается для работы с учащимися с 1 по 3 классы (16 детей), второй мама-класс для детей с 4 по 8 класс (13детей).
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: социализации и интеграции детей-мигрантов в школьной среде через разработку и проведение мама-классов.
Задачи проекта:
1. Изучить международный опыт по работе с детьми мигрантов.
2. Привлечь родителей к участию в проекте.
3. Разработать сценарии и провести 14 мама-классов.
4. Организовать фото и видео сопровождение мероприятий.
4. Составление детального плана работы
Задачи |
Направления деятельности |
Основные виды деятельности |
Результаты |
1.Изучить международный опыт по работе с детьми мигрантами. |
1. Изучение интернет ресурсов.
|
1. Изучение опыта работы с детьми мигрантами, на примере европейских школ. Анализ опыта работы. |
1. Внедрение методов работы зарубежных стран с детьми мигрантами в работу школьного объединения. Это опыт школ (Финляндии, Шотландии, Германии, Испании, Польши). |
2. Привлечь родителей к участию в проекте. |
1. Приглашение родителей детей- мигрантов.
|
1. Составление списка родителей с контактными телефонами. 2. Разработка пригласительного билета для родителей на каждое мероприятие, проводимое в рамках мама-классов. 3. Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях. |
1. Список родителей с указанием контактных телефонов и адресов. 2. Разработанный шаблон пригласительного билета. 3. Участие родителей в мероприятиях. |
3. Разработать сценарии и провести 14 мама-классов |
1. Разработка 14 сценариев |
1. Разработка сценариев по блокам: 1). "Сумка с книжками"; 2). "Времена года"; 3). "Пословицы поговорки"; 4). "В поисках сокровища". |
1. Разработанные сценарии: 1) Блок №1 – 5 сценариев; 2) Блок № 2 – 2 сценария; 3) Блок № 3 – 4 сценария; 4) Блок № 4 – 2 сценария. |
4. Организовать фото и видео сопровождение мероприятий.
|
1. Съемка мероприятий на фото и видеокамеру. |
1. Создание фото и видео архива по организованным мероприятиям в рамках мама-классов. 2. Разработка буклета по плану работы мама-классов. |
1. Создание стенда по итогам проведенных мероприятий. Отчетный фильм по итогам реализации проекта. 2. Буклет по работе мама-классов. (См. приложение 1) |
5. Составление рабочего графика по реализации проекта
Дата |
Мероприятие |
Ответственные |
|
Подготовительный этап 02.10.12 – 16.11.12г. |
|||
02.10.12 – 18.10.12 |
Проведение собраний членов школьного объединения «Молодые ветра» для обсуждения деталей проекта. |
Захарян Алина, Бадретдинова Алина. |
|
08.10.12 – 25.11.12 |
Изучить международный опыт по работе с детьми мигрантами. |
Алещенко Нина, Егорова Аня, Цаава Натэла, Ахмедов Рустам. |
|
В ходе реализации проекта (01.10.12 – 26.04.13) |
Информационная поддержка проекта.Размещение информации о работе проекта на сайте школы. Размещение статей, новостей о проекте в газете «Школьный вестник». Подготовка материалов о реализации проекта для публикации в газете Сургутский вестник. Размещение информации о реализации проекта на сайте администрации с.п. Нижнесортымский. |
Корреспондент "Школьного вестника" Юркульская Полина |
|
12 – 17.11.13 |
Разработка буклета по плану работы мама-классов |
|
|
16.11.12 |
Собрание / знакомство с родителями и детьми мигрантами, для знакомства и обсуждения предстоящей работы в рамках реализации проекта. Составление списка контактных телефонов родителей, чье дети являются участниками проекта. |
Куратор Захарян Алена, Ахметов Рустам |
|
29.10.12 – 12.11.12 |
Разработка сценариев мама-классов по блокам: 1. Блок "Сумка с книжками" – 5 сценариев. 2. Блок "Времена года" – 4 сценария. 3. Блок "Пословицы и поговорки" – 2 сценария. 4. Блок "В поисках сокровища" – 3 сценария |
1. Цаава Натэла. 2. Маллабаева Нигора. 3. Мусина Алина, Бадретдинова Алина 4. Егорова Аня, Алещенко Нина. |
|
Основной этап 19.11.12. – 29.03.13г. |
|||
23.11.12 |
Блок "Сумка с книжками" – сказка "Курочка Ряба" |
Цаава Натэла |
|
30.11.12 |
Блок "Сумка с книжками" – сказка "Семеро козлят" |
Джафарова Фатима |
|
07.12.12 |
Блок "Сумка с книжками" – сказка "Три поросенка" |
Цаава Натэла |
|
14.12.12 |
Блок "Сумка с книжками" – сказка "Петушок золотой гребешок" |
Джафарова Фатима |
|
21.12.12 |
Блок "Сумка с книжками" – сказка "Репка" |
Цаава Натэла |
|
25.01.13 |
Блок "Времена года" – осень (конкурсная программа) |
Мусина Алина |
|
07.02.13 |
Блок "Времена года" – зима (конкурсная программа) |
Бадретдинова Алина, Плугатырева Дарья |
|
14.02.13 |
Блок "Времена года" – весна (конкурсная программа) |
Мусина Алина |
|
21.02.13 |
Блок "Времена года" – лето (конкурсная программа) |
Бадретдинова Алина, Плугатырева Дарья |
|
27.02.13 |
Блок "Пословицы и поговорки" |
Маллабаева Нигора |
|
06.03.13 |
Блок "Пословицы и поговорки" |
Маллабаева Нигора |
|
13.03.13 |
Блок "В поисках сокровища" |
Егорова Аня |
|
Заключительный этап с 14.03 – 26.04.13 года |
||
Март |
Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчетов о проделанной работе. Приглашение членов Управляющего совета школы с целью оформления резюме о проделанной работе. Оформление стенда по итогам работы. Создание видеоролика о реализации социального проекта. |
Захарян Алина, Цаава Натеэла, Егорова Аня, Алещенко Нина, Ахметов Рустам, Мамаджанов Хасан, Плугатырева Дарья, Бадретдинова Алина |
20.03.13 |
Блок "В поисках сокровища" |
Алещенко Нина |
11.04.13 |
Блок "В поисках сокровища" |
Егорова Аня |
19.04.13 |
Просмотр и обсуждение фильма "Основы правовой грамотности" Заключительный вечер |
Вся команда наставников |
6. Определение необходимых ресурсов и источников финансирования
Направление |
Мероприятие |
Цельмероприятия |
Статьярасходов |
Источник финансирования |
Подготовка канцелярских товаров для информирования о проведении мероприятий |
Ходатайство перед Управляющимсоветом школы, администрациейшколы о предоставлении материальнойпомощи проекту. |
Подготовка необходимых канцелярских товаров для реализации и возможности привлечения вниманияучеников и работниковшколы к реализуемому проекту. |
Канцелярские товары: бумага белая А4, цветная А4, краски, ватманы, папки. |
Вклад школы |
Подготовка грамот, памятных призов |
Ходатайство перед отделом молодежной политики при администрации с.п. Нижнесортымский о предоставлении материальной помощи проекту |
Подготовка грамот ипамятных призов для конкурсов, которые будут проходить в рамках проекта. |
Грамоты,памятныепризы |
Материальная помощь от отдела молодежной политики с.п. Нижнесортымский |
7. Бюджет проекта
Общая стоимость проекта: 3470 рублей.
Наименование статьи расхода |
Наименование материала |
Собственный вклад школы (рубли) |
Помощь социальных партнеров (рубли) |
Материально-техническое оснащение проекта |
Стенд, плакаты |
500 |
|
Канцелярские товары |
Бумага для ксерокса «Снежинка» |
170 |
|
Бумага цветная для ксерокса |
250 |
|
|
Папка с файлами |
150 |
|
|
Краски гуашевые |
420 |
|
|
Набор кисточек |
80 |
|
|
Грамоты, Памятные призы |
|
|
400 1500 |
Всего |
|
1570 |
1900 |
Необходимые ресурсы: итого_3470 руб.
Имеющиеся ресурсы: итого:_3470 руб.
8. Поиск социальных партнеров для реализации проекта
№ |
Деловые партнеры |
Мероприятия |
1. |
Администрация школы |
Содействие деятельности проекта |
2. |
Администрация с.п. Нижнесортымский (отдел по молодёжной политики) |
Оказание материальной помощи |
9. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами
Обращение с ходатайством к администрации сельского поселения об оказании материальной помощи социальному проекту "Диалог – путь к пониманию".
10. Формирование общественного мнения
1. Распространение листовок о реализуемом проекте, среди учащихся учеников и родителей..
2. Демонстрация фото- и видеоматериала по ходу и итогам реализации проекта.
3. Привлечение газеты «Школьный вестник», с целью проведения PR-кампании, освещения деятельности по проекту.
4. Освящение информации на сайте школы об этапах реализации проекта.
5. Отчет перед учащимися, работниками, администрацией, Управляющим советом школы о проделанной работе.
11. Итоги работы над проектом
Итогом работы над проектом станет– работамама-классов для детей-мигрантов, и как следствие:
1. Участие детей в жизни класса и школы.
2. Снятие закомплексованности в общении со сверстниками.
3. Увеличение словарного запаса у данных детей.
4. Знание сказок, пословиц и поговорок (изученных в рамках проекта).
5. Повышение качества успеваемости.