Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Смирнова Светлана Анатольевна
Педагог дополнительного образования по экологии, методист

Дорогие педагоги, предлагаю Вам интересные формы работы для использования их  на занятиях по экологическому воспитанию школьников. Эти методики были разработаны  коллегами из Финляндии,  «подсмотрены» мною на выставках детских работ, взяты из материалов ИНТЕРНЕТ ресурсов.  В течение 5 лет я эффективно использую их на занятиях по программам дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для учащихся младшей и средней школы. Материалы этих занятий можно применят при создании презентаций, во внеурочной деятельности, дистанционному обучению.
 

1.      Рисование природными красками.

Цель занятия:
Изучение  растительных объектов территории, где происходит сбор природного материала, практическая творческая  работа с использованием природных красок.
Описание проведения занятия:
Учебное занятие проводится рядом с парком, в парке, в лесу и т.д. , там где можно собрать сочные листья, ягоды, цветы, кору и другие природные материалы и использовать их для рисования. В своей практике  я выхожу с детьми в Пионерский парк в осенние и весенние месяцы учебного года.
Занятие делится на две части:
1.      Экскурсия по Пионерскому парку с рассказом о растениях парка, и сбор природного материала, которым можно рисовать.
2.      Рисование на альбомной бумаге или на листе мелкозернистой наждачной бумаге.
 В своей практике я предлагаю ребятам сделать рисунки на различные темы: «Мое настроение», «Сегодня осень»,  «Пейзаж» и т.д. Темы всегда выбираю не очень конкретные, чтобы дать возможность пофантазировать и придумать свое нестандарное изображение. Так как у ребят различные способности к рисованию и чтобы никого не обидеть как художника, всегда прошу показать рисунок и рассказать, что он изобразил самого автора работы.
По итогам занятия мы оформляем выставку, затем ее разбираем и ребята уносят свои работы домой. Практически всегда дети хотят показать родителям свои произведения, так как рисунки получаются необычные из-за особенностей красок природы – не очень яркие, но нежные, нет четких линий, поэтому смотреть надо издалека и всегда ощущается настроение художника.
Занятие всегда проходит в нестандартной учебной атмосфере, вызывает живой интерес у детей.
Проведение учебного  занятия не требует особой материальной подготовки для педагога: необходимо дать ребятам пакеты, в которые они будут собирать цветы, ягоды и т.д.
 и подготовить альбомные листы, либо листы наждачной бумаги
Главным результатом этого занятия, считаю совмещение знаний о растениях Пионерского парка, их охране  с  созданием творческой работы природными красками. Таким образом, реализуется главная задача дополнительного образования – развитие личности ребенка.
 

2.      Использование упаковочного материала для создания творческих работ.

Цель занятия:
Развитие  экологического мышления школьников через практическую деятельность.
Описание проведения занятия:
Учебное занятие проводится в соответствие с планированием по образовательной программе «Наша живая планета» в разделах «Экологическая безопасность», «Из отходов в доходы» и т.д. Выполнение творческой работы можно отнести к календарным праздникам (Новый год, 8-марта и т.д).
Занятие состоит из двух разделов:
1.      Рассказ педагога о сохранении ресурсов нашей страны, экологической безопасности, рачительного отношения к природе, на обсуждение с детьми ставятся проблемные вопросы «Что мы можем сделать сегодня для сохранности ресурсов нашей страны», «Как сократить количество упаковочного материала?», «Вторая жизнь упаковки» и т.д.
2.      Выбор темы для поделки : Новогодний сувенир, подарок маме и т.д.»
3.      Изготовление поделки из картона упаковочных коробок: рисование, вырезание, раскрашивание.
В своей практике я использовала данную форму работы перед Новым-2012 годом, Годом Дракона по восточному календарю. Ребятам было предложено придумать самим образ сказочного новогоднего дракона. Чтобы облегчить задачу, я предложила ребятам «подсмотреть» образы драконов в различной литературе по теме: «Динозавры» и провести аналогию между мифическими существами и реальными вымершими животными.
Выполнение этой творческой работы проходило в декабре перед праздником. Всем  детям было интересно, хотелось поставить своего дракона под елку, загадать желания, подарить свою поделку близким.
Для выполнения этой работы необходим картон от крупных упаковочных коробок, гуашь, кисти. Картон ребята с родителями подобрали заранее, разрезали его на крупные части, на одну поделку необходимо один лист картона площадью 20 см на 30 см  и два небольших куска для подставки. Сбор материала не является трудоемким и для педагога, но если дети готовятся к выполнению работы с родителями – достигается двойной эффект: общее дело взрослых и детей и аспект экологического воспитания – вторичное использование упаковок
 По итогам занятия бала  оформлена  выставка, затем ребята унесли свои работы домой.
Обучение у младших школьников должно быть всегда эмоционально окрашенным, ярким, поэтому данная форма работы очень эффективна: экологические понятия реализуются в практические действия по охране природных ресурсов, результат работы детей – небольшое произведение искусства, которое можно унести домой.
 

3.      Выполнение социальных плакатов.

 Цель занятия:
Выработка активного противостояния вредным привычкам  с помощью создания социального плаката.
проведения занятия:
В своей практике я использую эту форму работы для ребят 3-4 классов обучающихся по образовательным программам экологичекого и валеологического направления. Основная цель любого плаката - привлечь внимание к проблеме, вызвать желание действовать, поэтому плакаты -  яркие, информационно- доступные формы воздействия.
Темы для создания  плаката логически связаны с разделами образовательных программ по экологии (освещение экологических проблем) и формированию здорового образа жизни (о вредных привычках, о необходимости занятий спортом,  о понятии «здоровья» и т.д.).
В самом начале учебного занятия ребят нужно разделить на небольшие группы , по их желанию, чтобы создать комфортные условия для коллективной работы детей. Затем необходимо объяснить цель занятия и рассказать о форме его проведения.
 Учебное занятие структурно делится на три части:
·         постановка цели, объяснение педагога, совместный выбор темы плаката;
·         просмотр газет, журналов для создания базы иллюстративного материала, вырезание и размещение  ватмане фотографий, девизов, названий и т.д., то есть создание макета. На этом этапе ребята обычно очень  легко вписываются в игру «кто больше и интереснее найдет рисунков, фотографий, заголовков», обычно много спорят, но если  напомнить о командной работе – споры утихают.
Для выполнения плаката обычно я предлагаю формат – половины листа ватмана: не очень большая площадь, которую можно оформить в течение занятия.
При выполнении плаката указывается, что нельзя ничего подписывать и подрисовывать – поэтому обобщение собранного материала, отбор и приклеивание вырезок на ватман - наиболее  сложная часть деятельности миниколлектива.  Педагог  в это время должен применить свое  мастерство: аккуратно и ненавязчиво «гасить» небольшие конфликты, подсказывать пути решения проблем и т.д.;
·           на последнем этапе занятия происходит «защита» своих плакатов, объяснение идеи  своей работы. Эта часть занятия всегда очень живая, познавательная, выводы делают сами ребята.
        Затем оформляется выставка плакатов.
 
Такая формы работы на занятиях дополнительного образования является эффективной, так как в ней есть много положительных педагогических моментов: коллективное творчество, сплочение группы детей вокруг решения общей проблемы, аналитический отбор  материала, развитие художественного вкуса и т.д.
Для выполнения этой творческой работы педагогу необходимо накопить журналы, буклеты с яркими фотографиями , газеты, подготовить листы ватмана, клей, ножницы. Обычно на группу детей хватает 4-6 штук журналов и 5-7 газет.
Главным результатом такого типа занятий является сплочение детей вокруг решения острых социальных проблем, формирование коллективное противостояния асоциальным явлениям и т.д.
 

4.      Визуальная экология

 Термин «визуальная» экология я впервые услышала  на семинаре педагогов по экологии с участием финских коллег, применив ее в своей деятельности,  увидела современность  этой идеи.
Цель занятия:
Формирование умения наблюдать за природными объектами в разное время года, осваивать компьютерную программу «презентация».
Описание проведения занятия.
Структурно это учебное занятие делится на две большие части: выход в природу и работа в классе, по времени -обычно это 2 учебных часа.
 Для проведения занятия необходимы рамки для фотографий небольшого формата на каждого ребенка (их можно заменить на картонные), фотоаппарат, компьютер(ы).
После объяснения цели и формы проведения занятий,  осенью при хорошей погоде  я с ребятами выхожу  в Пионерский парк.
Перед каждым ребенком ставится задача найти интересный, необычный пейзаж, увидев его в рамочку как картину, затем я фотографирую эти пейзажи. Мы медленно идем по парку, одновременно я провожу небольшую экскурсию по маршруту. Придя в класс, мы вместе рассматриваем свои фотокартины, отбираем лучшие, даем им названия.
На втором занятии с помощью программы «Презентация» создается единая работа из всего собранного материала: сортируем слайды, придумываем общее название для работы, созерцаем и удивляемся красоте природы рядом с нами. В конечном итоге создается одна единая презентация, которую можно посмотреть в конце занятия.
Такая форма работы помогает ребятам увидеть необычные ракурсы в повседневных пейзажах, заостряет внимание детей, формирует художественное воображение.
Следующее подобное занятие можно провести зимой, весной. Сравнивая свои пейзажи ребята наблюдают за сезонными изменениями в природе, иногда природные картины изменяются под действием деятельности человека: стройки, ремонты, перепланировки, посадки и т.д. и это является поводом для раздумий, выводов.
 
Визуальная экология прекрасно дополняет развитие экологического мышления детей через эмоции, наблюдение и т.д.. Эта формы работы со школьниками  связывает теоретические знания с практическим применением их в жизни, закрепляет их, развивает умения работы с компьютером.
Итоговые презентации можно использовать для участия в различных конкурсах, для показа на родительском собрании и т.д.
 Применяя в своей работе визуальную экологию, педагог должен сам владеть компьютером, знать законы создания презентаций, выработать  маршрут экскурсии, также можно дать свой электронный адрес для общения с детьми по созданию презентации и т.д.
 
 

Удачи Вам, дорогие педагоги!
Свои комментарии Вы можете прислать мне на электронную почту по адресу:
sir61@ mail.ru
Смирнова Светлана Анатольевна
Педагог дополнительного образования по экологии, методист

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»