Играем с концертмейстером
Кутыгина Вера Борисовна
Преподаватель, концертмейстер
Всеволожской ДШИ им.М.И. Глинки
Работа над художественным произведением является чрезвычайно важным разделом с начинающим музыкантом. Она является продолжением технической подготовки: работы над звуком, динамикой, интонацией, координацией рук. Когда ученик приобретает основы нотной грамоты и умения пользоваться инструментом, узнает многое о звукоизвлечении, аппликатуре, он начинает разбирать пьесы. Это позволяет ему войти в мир музицирования, то есть исполнения не только своей партии в определенном произведении, но и принять участие в совместном исполнении произведения с концертмейстером.
Концертмейстер в классе - это правая рука педагога, профессиональный музыкант, «соучитель», помощник педагога.
В процессе музицирования с концертмейстером ученик учится слушать своего партнера. Когда пьеса уже выучена, появляется задача – сыграть ее в ансамбле с другим музыкантом, согласовывая с ним свое звучание.
Важным элементом совместной игры для ученика является понимание, что строй инструментов тоже необходимо согласовывать, так как у фортепиано строй фиксированный, а другого инструмента его можно изменять. Поэтому настройка своего инструмента является необходимым навыком для учащегося. Вначале при настройке ученику требуется помощь и подсказка педагога. Но при регулярной тренировке, которая будет развивать его слуховые навыки, он научится делать это самостоятельно.
В ансамблевом исполнении с концертмейстером закрепляются ранее приобретенные навыки игры на своем инструменте, а также вскрываются технические недостатки юного исполнителя. Важно, чтобы игра с профессиональным музыкантом не подавляла уверенность ученика в себе и свободу его художественного исполнительства. Не секрет, что не все и не всегда можно объяснить в музыке словами. В таких случаях корректирующий показ педагога для ученика становится самым действенным методом в работе с концертмейстером.
Организация начала игры также очень важна для процесса совместного музицирования. Исполнителям необходимо настроиться самим и почувствовать друг друга, тогда своевременное музыкальное вступление будет обеспечено.
В некоторых произведениях сопровождение фортепиано является лишь гармоническим фоном. Ритмическая четкость аккомпанемента помогает юному музыканту соблюсти стабильность темпа и баланса звучания. Иногда задача концертмейстера – помочь ученику раскрыть все разнообразие динамики и эмоциональности исполнения своим выразительным сопровождением. Особенно, когда есть авторские указания по изменению темпа: ускорение или расширение мелодии.
Чем старше становится ученик, тем важнее воспитание в нем навыка ансамблевой игры с концертмейстером: умение слушать унисонное звучание и соотношение интервалов в двухголосии; понимание соотношения ритмических рисунков обоих голосов; синхронность исполнения обеих партий; единство темпа и динамики.
В продолжение работы над музыкально-исполнительскими навыками также развиваются и творческие способности ученика. Усложняются произведения по объему и изложению, включаются в репертуар произведения с более драматичным содержанием музыкального образа, с конфликтной драматургией и сложной формой изложения. Совершенствуется и тембральная окраска звучания двух разных инструментов, а также элементы фактуры и виды техники в ансамблевом звучании. В этом случае игра с концертмейстером мотивирует ученика к более осознанному интересу к содержанию произведений, помогает услышать и сравнить пьесы композиторов разных стилей и школ, то есть воспитывает у ученика навыки аналитического мышления.
Совместная работа с концертмейстером над художественной выразительностью произведений вырабатывает у юного музыканта такие качества как внимательность, ответственность, сценическая выдержка, артистичность, развивает его слуховые представления.
Так, постепенно, выстраивается и укрепляется исполнительский фундамент, который позволяет ученику более ярко и смело воплощать художественные задачи, а также преодолевать трудности на концертных выступлениях.
В заключение хочется сказать, что концертмейстер является помощником и творческим соучастником юного музыканта, разделяет его успех и радостное мироощущение от исполнительской деятельности.
Используемая литература:
1.Е.Зайвей «Начало пути», Теория и практика, Издательство «Союз художников», СПб
2.Образовательная программа по предмету «Инструментальное исполнительство»