Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Играем с концертмейстером

 

Кутыгина Вера Борисовна
Преподаватель, концертмейстер
Всеволожской ДШИ им.М.И. Глинки

 

 

Работа над художественным произведением является чрезвычайно важным разделом с начинающим музыкантом. Она является продолжением технической подготовки: работы над звуком, динамикой, интонацией, координацией рук. Когда ученик приобретает основы нотной грамоты и умения пользоваться инструментом, узнает многое о звукоизвлечении, аппликатуре, он начинает разбирать пьесы. Это позволяет ему войти в мир музицирования, то есть исполнения не только своей партии в определенном произведении, но и принять участие в совместном исполнении произведения с концертмейстером.

Концертмейстер в классе - это правая рука педагога, профессиональный музыкант, «соучитель», помощник педагога.

В процессе музицирования с концертмейстером ученик учится слушать своего партнера. Когда пьеса уже выучена, появляется задача – сыграть ее в ансамбле с другим музыкантом, согласовывая с ним свое звучание.

Важным элементом совместной игры для ученика является понимание, что строй инструментов тоже необходимо согласовывать, так как у фортепиано строй фиксированный, а другого инструмента его можно изменять. Поэтому настройка своего инструмента является необходимым навыком для учащегося. Вначале при настройке ученику требуется помощь и подсказка педагога. Но при регулярной тренировке, которая будет развивать его слуховые навыки, он научится делать это самостоятельно.

В ансамблевом исполнении с концертмейстером закрепляются ранее приобретенные навыки игры на своем инструменте, а также вскрываются технические недостатки  юного исполнителя. Важно, чтобы игра с профессиональным музыкантом не подавляла уверенность ученика в себе и свободу его художественного исполнительства. Не секрет, что не все и не всегда можно объяснить в музыке словами. В таких случаях корректирующий показ педагога для ученика становится самым действенным методом в работе с концертмейстером.

 

Организация начала игры также очень важна для процесса совместного музицирования. Исполнителям необходимо настроиться самим и почувствовать друг друга, тогда своевременное музыкальное вступление будет обеспечено.

В некоторых произведениях сопровождение фортепиано является лишь гармоническим фоном. Ритмическая четкость аккомпанемента помогает юному музыканту соблюсти стабильность темпа и баланса звучания. Иногда задача концертмейстера – помочь ученику раскрыть все разнообразие динамики и эмоциональности исполнения своим выразительным сопровождением. Особенно, когда есть авторские указания по изменению темпа: ускорение или расширение мелодии.

Чем старше становится ученик, тем важнее воспитание в нем навыка ансамблевой игры с концертмейстером: умение слушать унисонное звучание и соотношение интервалов в двухголосии; понимание соотношения ритмических рисунков обоих голосов; синхронность исполнения обеих партий; единство темпа и динамики.

В продолжение работы над музыкально-исполнительскими навыками также развиваются и творческие способности ученика. Усложняются произведения по объему и изложению, включаются в репертуар произведения с более драматичным содержанием музыкального образа, с конфликтной драматургией и сложной формой изложения. Совершенствуется и тембральная окраска звучания двух разных инструментов, а также элементы фактуры и виды техники в ансамблевом звучании. В этом случае игра с концертмейстером мотивирует ученика к более осознанному интересу к содержанию произведений, помогает услышать и сравнить пьесы композиторов разных стилей и школ, то есть воспитывает у ученика навыки аналитического мышления.

Совместная работа с концертмейстером над художественной выразительностью произведений вырабатывает у юного музыканта такие качества как внимательность, ответственность, сценическая выдержка, артистичность, развивает его слуховые представления.

Так, постепенно, выстраивается и укрепляется исполнительский фундамент, который позволяет ученику более ярко и смело воплощать художественные задачи, а также преодолевать трудности на концертных выступлениях.

В заключение хочется сказать, что концертмейстер является помощником и творческим соучастником юного музыканта, разделяет его успех и радостное мироощущение от исполнительской деятельности.

 

 

Используемая литература:

1.Е.Зайвей «Начало пути», Теория и практика, Издательство «Союз художников», СПб

2.Образовательная программа по предмету «Инструментальное исполнительство»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»